Мои статьи
учебно-методический материал

Шачнева Ксения Владимировна

Статьи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_sbornik.docx30.29 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc25.5 КБ
Файл rabota_pedagoga.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа-интернат №37Фрунзенского района г. Санкт-Петербурга

Педагог-психолог Зиновьева Валерия Александровна  

Педагог-психолог  Шачнева Ксения Владимировна

ТЕХНОЛОГИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА.

Психолого-педагогическое сопровождение первоклассников с интеллектуальными нарушениями в условиях ГБОУ школы-интерната №37 - это динамический процесс, включающий следующие компоненты:

- систематическое отслеживание клинико-психологического и психолого-педагогического статуса ребенка в динамике его психического развития;

 - создание социально-психологических условий для эффективного развития обучающихся в ситуации школьного взаимодействия;

 - систематическая психологическая помощь обучающимся в виде консультирования, психокоррекции, психологической поддержки;

 - систематическая психологическая помощь родителям, законным представителям;

 - систематическая психологическая помощь педагогам и специалистам ГБОУ школы-интерната №37 по вопросам обучения, воспитания, коррекции и развития обучающихся.

В ходе  психолого-педагогического сопровождения  специалисты службы сопровождения решают следующие задачи:

1. Выявление индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей каждого первоклассника.

 2. Определение и создание специальных условий, способствующих оптимальной адаптации и социализации детей, в том числе имеющих расстройства аутистического спектра( далее- РАС),  и освоению адаптированной основной  образовательной программы (ФАООП) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

 3. Оказание помощи в адаптации, социализации первоклассникам с интеллектуальными нарушениями, в том числе имеющим РАС.

4. Индивидуализация содержания, организации и методов образования, воспитания и коррекционной помощи.

 5. Коррекция специфических нарушений и формирование жизненных компетенций у первоклассников с интелектуальными нарушениями, имеющими РАС.

6. Оказание консультативной и информационной помощи по вопросам обучения и воспитания родителям, законным представителям.

7. Мониторинг динамики развития первоклассников с интеллектуальными нарушениями, имеющими РАС и успешности в освоении образовательных программ, корректировка коррекционных мероприятий.

Для решения этих задач мы используем различные методы и технологии.    

Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала в зависимости от способностей и психофизических особенностей личности каждого учащегося. Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели минимальным уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Уровневая дифференциация применяется во всех видах и формах организации учебной деятельности, будь то фронтальная, самостоятельная, домашняя работа, объяснение или закрепление нового материала (определяется, что ученик должен усвоить в конце темы и составляются разноуровневые задания для каждого учащегося). Таким образом, применение разноуровневого обучения учитывает индивидуальные особенности учащихся, повышает удовлетворенность результатами обучения учителем и учениками, способствует активизации познавательной деятельности учащихся. Использование здоровьесберегающих технологий обучения также способствует развитию познавательной активности первоклассников с интеллектуальными нарушениями, имеющими РАС.

Успешность обучения первоклассников с интеллектуальными нарушениями, имеющими РАС, развитие их познавательных способностей во многом определяется состоянием их здоровья на сегодняшний день. В своей работе мы используем разнообразные стимулирующие приемы здоровьесбережения, которые становятся перспективным средством активизации познавательных способностей первоклассников с интеллектуальными нарушениями, имеющими РАС, при этом способствуют предотвращению состояний переутомления, гиподинамии, развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности в течение всего занятия: игровой самомассаж (Г.А. Османова, Л.А. Позднякова «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений»), физкультурные минутки под музыку, релаксационные паузы (слушаем пение птиц, журчание ручейков и т.д.), дыхательная гимнастика (в игровой форме: сдуем снежинку, листочек; погасим костёр), гимнастика для глаз (с использованием ИКТ, художественного слова, атрибутов или пальминг), упражнения для развития мелкой моторики рук, кинезиологические упражнения, правильная рабочая поза во время занятий, положительные эмоции, благоприятное взаимодействие с педагогом .

Внедрение ИКТ при обучении детей с РАС прежде всего даёт возможность улучшить качество обучения, помогает обеспечить совершенствование и активизацию учебного процесса, способствует развитию сенсорного восприятия, стимулирует развитие внимания, познавательной активности, помогает повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний. Одним из актуальных направлений является использование мультимедийных презентаций, позволяющих сделать уроки наглядными, динамичными, эффективными с точки зрения обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра. Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение изучаемого предмета или явления, и через аудио или видеофайлы, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление. Слайды презентаций  используются во время повторения, объяснения, закрепления на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока (тесты, тренажеры, игры, физминутки). Также на индивидуальных коррекционных занятиях часто мы используем компьютерные игры и программы (игра «Хомик», игра «Найди отличия», компьютерная программа «Несерьезные уроки - Учим Буквы и Цифры» и т.д.), в которых результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку, в виде цифровых оценочных шкал или в устной форме.

Пиктограммы — небольшие карточки со схематическими изображениями различных видов деятельности создают у обучающихся с РАС ощущение более стабильной, без неожиданностей ситуации, задают алгоритм деятельности на данный урок. Это особенно важно для учащихся с нарушениями аффективно-эмоциональной сферы. В начале обучения в 1 классе  используются  пиктограммы, изображающие режимные моменты в школе. Доска «Сначала-Потом» — это визуальная последовательность из двух изображений. Доска сообщает о некоем приятном событии, которое произойдет после завершения не такой приятной задачи. Доска «Сначала-Потом» полезна, чтобы научить  ребенка с РАС следовать указаниям.Она мотивирует ребенка сделать что-то, что ему не нравится, потому что потом последует что-то приятное, обучает ребенка языку для понимания инструкций из нескольких шагов. Если ребенок научился понимать доску «Сначала-Потом», то это поможет ему понимать и использовать более сложные системы визуальной поддержки. Визуальное расписание полезно при обучении ребенка заданиям, состоящим из нескольких последовательных шагов, например, бытовым навыкам. Расписание помогает объяснить ребенку, что это за шаги и гарантирует, что он выполнит каждый шаг. Такое расписание также очень полезно при сильной тревожности в непривычных ситуациях и ригидности, когда ребенок сопротивляется любым переменам в привычном распорядке дня. С помощью расписания можно предупредить ребенка заранее, что его ждет в течение дня или какого-то другого отрезка времени, и это помогает снизить тревожность. Таким образом, метод пиктограмм улучшает всестороннее развитие аутичного ребенка, а также активизирует его познавательную деятельность в коррекционном педагогическом процессе.

Специалисты службы сопровождения школы-интерната используют различные методы в ходе коррекционно-развивающей работы. Прежде всего, это метод формирования нового поведения - метод, в основе которого лежит регулярное, систематическое преобразование поведения, которое уже существует, в новое, более качественное поведение. Формирование нового поведения происходит при помощи усиления действий, которые с каждым разом все больше напоминают то поведение, к которому мы хотим прийти, то есть, желательное поведение, при этом корректируется нежелательное поведение и нежелательные действия. Иногда при применении данного метода нежелательные действия не корректируются, а просто игнорируются с той целью, чтобы они в будущем не повторялись. Можно сказать, что формирование нового поведения - это обычное научение ребенка чему-либо.

Например, когда ребенок учится штриховать, педагог понемногу направляет его действия и движения, показывает, как это нужно сделать, следит за тем, чтобы ребенок правильно повторил нужное движение, поправляет, если ребенок слишком долго или неправильно проводит линии, то есть корректирует его поведение. Это и есть формирование нового поведения.

Для того, чтобы необходимые реакции сформировались у ребенка быстрее, мы придерживаемся следующих правил:

1. Использование подсказок.  Например, когда маленький ребенок просит дать ему что-то, например, дать ему попить, то он может выражать свою просьбу одним лишь словом «пить». Задача взрослого в этом случае - подсказать ребенку более развернутую фразу: «Я хочу пить» или «Дай мне пить».

 2. Планирование этапов в формировании нового поведения. Например, если ребенок самостоятельно может сидеть и выполнять задание только 3 минуты, то в работе по приучению ребенка сразу к 15-минутной беспрерывной работе нет никакого смысла. Для начала нужно научить ребенка выполнять задания на протяжении 4 минут, ни на что не отвлекаясь, и только затем на протяжении 5 минут, потом на протяжении 6 минут и так далее. Только благодаря таким маленьким, постепенным шагам ребенок сможет дойти до нужного результата. Это очень важно для мотивации ребенка, который будет понимать, что у него получается выполнять что-либо, а также он будет оглядываться на уже достигнутые успехи.

3. Определение начального поведения ребенка. Данное правило подразумевает под собой то, что начинать обучение какому-либо навыку необходимо, опираясь на актуальное развитие ребенка в данный момент, то есть,  нужно понять, что ребенок уже умеет делать сейчас.

 4. Поощрение новых желаемых действий ребенка. Это правило касается усиления желаемого поведения, которое проявляет ребенок. Например, если перед ребенком ставят задачу скатать шарик из пластилина, то подкрепление он сможет получить только лишь тогда, когда скатает именно шарик, а не когда он будет мять пластилин, не придавая ему никакой формы.

 При соблюдении этих правил во время учебной и внеурочной деятельности у первоклассников меняется форма, частота, длительность поведения, а, также,  сила и латентность реакции.

 Еще один эффективный метод, используемый в работе педагогов-психологов с  первоклассниками, имеющими РАС на фоне интеллектуальной недостаточности, это метод случайного обучения, то есть  обучение в естественной среде. При использовании данного метода обучения в естественной среде ребенка можно научить проявлять собственную инициативу в каком-либо деле. Такое обучение специальным образом планируется и подстраивается под ребенка, организуя ситуации, которые будут стимулировать у ребенка проявление его инициативы. Обучение происходит в несколько этапов:

1. Подготовка среды, то есть подготовка окружающей обстановки. На данном этапе происходит обогащение окружающей среды разнообразными стимулами, которые могут быть интересны ребенку;

2. От ребенка ожидается, что он начнет проявлять интерес к какому-либо стимулу, находящемуся в окружающей среде;

3. Происходит формирование  более сложной коммуникационной реакции;

 4. Ребенку предоставляется стимул, который он желает;  Например:

  - Взрослый может спрятать детали конструктора, без которых нельзя собрать целостную фигурку. И тогда, чтобы продолжить игру, ребенок будет вынужден проявить инициативу в поисках этих недостающих деталей;

  - Если ребенка заинтересовали какие-либо предметы, то взрослый может просто их показать ребенку, но не давать. Тогда инициатива ребенка будет заключаться в том, чтобы он потребовал эти вещи.

-Можно задавать разные вопросы или говорить фразы, в которых недостает какой-либо информации. Тогда инициатива ребенка будет заключаться в том, чтобы поддержать и продолжить разговор.

Ребенок может проявлять инициативу с помощью следующих реакций:

- Ребенок направляет свой взгляд в направлении какого-либо предмета;

 - Ребенок  использует указующий жест в сторону какого-либо предмета;

 - Ребенок может взять взрослого за руку и отвести его к тому, что его интересует, например, к какой-нибудь игрушке или любому другому предмету;

- Ребенок может произнести какое-либо слово или фразу.

Если же ребенок не  говорит, то  может издавать какой-либо звук.

При применении метода обучения в естественной среде у специалистов  нет необходимости в каких-либо мотивирующих факторах и дополнительных поощрениях, так как все эти поощрения и мотивирующие факторы уже содержатся в этой естественной среде.

В методе обучения в естественной среде педагог не помогает ребенку, не подталкивает его к тому, чтобы он проявил инициативу. Детям может потребоваться довольно много времени для того, чтобы решить, обращаться ли ему с просьбой к взрослому или же нет. Иногда такие паузы (особенно у аутичных детей) могут затягиваться на минуты. Задача взрослого здесь - дать ребенку время и возможность проявить инициативу. Самое главное в методе обучения в естественной среде -это самостоятельная инициатива ребенка, то есть когда она исходит от него самого.

 Еще один метод обучения -это метод «пошагового обучения». Суть данного метода заключается в том, что какое-либо сложное, комплексное действие ребенка необходимо разложить на шаги, на маленькие пункты и работать непосредственно над каждым из них. Например, ребенка необходимо научить сложить учебные принадлежности в пенал. Таким образом, мы раскладываем комплексное действие «сложить учебные предметы в пенал» на маленькие отдельные шаги: 1. Взять пенал; 2. Положить пенал на стол и открыть; 3. Взять синюю ручку; 4. Положить ручку в пенал ; 5. Взять цветные карандаши ; 6.Положить карандаши в пенал; 7. Взять точилку; 8. Положить точилку в пенал; 9. Взять простой карандаш ; 10. Положить простой карандаш в пенал; 11. Закрыть пенал; 12. Убрать пенал в портфель. Таким образом, простое комплексное действие мы разбили на 12 маленьких шагов, которые необходимо постепенно освоить ребенку.

Очень часто первоклассники с интеллектуальными нарушениями, имеющие РАС, демонстрируют ритуальное поведение (аутостимуляция). К таким проявлениям  относятся раскачивание, хлопанье в ладоши, прыжки, любовь на свет или движущиеся объекты, персеверация или вокализация. Данный тип поведения  также можно  использовать с целью обучения. К примеру, ученик любит смотреть на блестящие вещи. В данной ситуации  педагог  собирает все предметы, которые привлекают внимание ребенка и применяет их для мотивации и подкрепления важных навыков в период обучения ребенка. Неговорящего  ребенка можно научить жесту «открой», чтобы он смог получить желаемые предметы.

Нередко у первоклассников с интеллектуальными нарушениями, имеющими РАС, наблюдаются такие формы неприемлемого поведения, как взрывные реакции (истерики). В данной ситуации специалисты службы сопровождения школы-интерната проводят работу по формированию учебного контроля. Существует 7 ступеней формирования учебного контроля:

1. Следует ограничить доступ ребенка к разного рода подкреплениям

в окружающей среде. (Не считая случаев, когда применяется метод обучения в естественной среде).

2. Сделать так, чтобы вы ассоциировались у данного ребенка с поощрением и подкреплением, тогда взаимодействие с вами станет для него более увлекательным и приятным, чем без вас.

3. Крайне важно всегда сдерживать свое слово, всегда делать то, о чем говорите, и говорить то, что действительно считаете целесообразным.

4. Следует продемонстрировать ребенку, что вы дадите ему доступ к подкреплению, после того, как он выполнит вашу инструкцию.

5. Понаблюдайте и определите, какой способ подкрепления является наиболее сильным и предпочтительным для данного ребенка.

6. Следует поощрять каждое позитивное взаимодействие с ребенком, посредством работы над упрочнением соотношения «инструкция-подкрепление».

7. Необходимо дать ясно понять ребенку, что если он не будет следовать вашим требованиям и просьбам, то вы не предоставите ему желаемое.

Принимая во внимание все вышеперечисленные правила, мы можем контролировать и регулировать процесс обучения и создать хорошие, основанные на доверии рабочие отношения учитель-ученик.

Когда возникают трудности в процессе психолого-педагогического сопровождения первоклассника с интеллектуальными нарушениями, имеющего РАС, специалисты и педагоги рассматривают следующие  вопросы (Если есть ответы «нет» на один или большее количество вопросов, то следует подумать об используемых стратегиях):

 • Использую ли я простые слова и фразы, чтобы общаться с ребенком?

 • Жду ли я каждый раз, чтобы ребенок продемонстрировал новый навык без моей помощи?

 • Если ребенку нужна помощь, даю ли я ему минимум необходимой помощи, чтобы продемонстрировать новый тип поведения или навык?

 • Привлекаю ли я внимание ребенка, прежде чем общаться с ним?

 • Нравится ли ребенку занятие, в которое я его вовлекаю?

 • Весело ли мне участвовать в занятии?

 • Получает ли ребенок вознаграждение за занятие, как только он пытается использовать те навыки, которым я его учу?

 • Вижу ли я и откликаюсь ли на попытки ребенка взаимодействовать и общаться со мной (даже если они не идеальны)?

 • Получает ли  ребенок достаточно возможностей для отработки нового типа поведения или навыка?

Оценка результатов освоения программы психолого-педагогического сопровождения обучающихся с интеллектуальными нарушениями осуществляется специалистами службы сопровождения ГБОУ школы-интернат №37 в полном соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). С целью изучения эффективности применения современных образовательных технологий обучения (описанных ранее)  первоклассников с интеллектуальными нарушениям, имеющими РАС,  в течение  учебного года проводятся мониторинговые процедуры. Основным объектом оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с интеллектуальными нарушениями, в том числе имеющими РАС,  программы коррекционной работы выступает наличие положительной динамики в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных результатов и преодоления отклонений развития. Результаты  обсуждаются на заседаниях школьного психолого-педагогического консилиума, доводятся  до сведения педагогов и родителей с целью оптимизации учебно-воспитательной и коррекционно-развивающей работы с обучающимися.

Авторская карточка

ФИО

Место работы

E-mail

телефон

1.

Зиновьева

Валерия Александровна

ГБОУ школа-интернат№37 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга

valeriya.zinovieva@mail.ru

89219895766

2.

Шачнева

Ксения Владимировна

ГБОУ школа-интернат№37 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга

cherry-ksusha@mail.ru

79775082434



Предварительный просмотр:

     В своей работе я использую элементы здоровьесберегающих технологий. У младших школьников недостаточно развиты мелкие мышцы спины, при нахождении за партой увеличена статическая нагрузка на мышцы, повышена зрительная утомляемость. При выполнении письменных работ точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой моторикой рук. Проводя на уроках письма и математики пальчиковую гимнастику, обеспечиваю приобретение опыта графических движений у детей. Особое внимание уделяю леворуким детям.     Существует 3 способа письма левой рукой: зеркальное положение руки (как правая), рука над строкой, рука под строкой. Воспитываю в ребятах толерантность по отношению к медлительным детям. Для профилактики выраженного утомления на занятиях стараюсь рационально организовать учебную деятельность: первые 3-5 минут занятия нагрузка должна быть небольшая и первую динамическую паузу целесообразно провести в это время (она может быть в виде физминутки или упражнений для регулирования дыхания)

1.Встать прямо, руки вдоль туловища.

2.Сделать полный глубокий вдох.

3.Медленно поднять руки и держать их над головой

4.Держа руки над головой, задержать дыхание на несколько секунд, медленно выдыхая, опустить руки;

     Для исправления психофизических недостатков младших школьников с ОВЗ в учебный план включены специальные уроки по психомоторике(2 часа в неделю). На этих уроках я, согласно программе и тематическому планированию, провожу работу по развитию и коррекции крупной и мелкой моторики, графомоторных навыков, двигательных нарушений, зрительного восприятия и зрительной памяти, развитие слухового восприятия и слуховой памяти, восприятие особых свойств предметов, восприятия пространства.

     Развитие крупной и мелкой моторики и графомоторных навыков - это самый первый блок уроков по психомоторике, который проводится в начале учебного года. Этим подчеркивается его значимость в коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Начинается работа с развития точности и координации движений- упражнения с мячом.

2. Ходить пальцами по клеточкам решетки для раковин

Взоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

3. Игры с прищепками.

а). Прицепить прищепки к краю коробки.

Наша мамочка устала, всю одежду постирала.

Милой маме помогу, все прищепки соберу.

б). Открывание и закрывание1 или 2 прищепок.

Хитрая плутовка, рыжая головка.

Ротик открывает, зайчиков пугает.

Двое маленьких галчат

Целый день в гнезде кричат.

в). Сделай из прищепок солнышко, дерево и т.д.

4.Спрячь в кулак полностью пакет, платок.

5.Ходить по парте крышками от бутылок.

6.Массаж рук.

Поглаживание, потирание, интенсивное растирание пальцев. «Сорока-белобока». Точечный массаж пальцев. Интенсивное движение большого пальца вперед- назад, вверх- вниз, по кругу.

7. Выкладывание из крупы рисунков в раскрасках

Кинестетическое и кинетическое развитие

     Цель этих занятий –формирование у детей контроля и самоконтроля движений тела, снижения физической напряженности, усталости, непоседливости.

    Начинаются эти занятия с развития движений и поз верхних и нижних конечностей: н-р, «Повторялки» (выполнение движений за ведущим), игра «Маленькое семечко» (растет, появляются листики, распускается цветок, увядает), упражнения «Течет прозрачная вода», «Идем через чащу резко, четко», «Мотор», «Насос», «Самолет» и т.д.

    Затем отрабатываются движения и позы головы: наклоны, повороты, кружения головой, упражнения для головы на четвереньках, сочетанные упражнения для головы, рук, ног. Более тысячи биологически активных точек находится на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Как вид работы на уроке использовала массаж ушных раковин: потягивание за мочку, потягивание ушной раковины вверх, по кругу, растирание ушной раковины.

    Два последних занятия посвящены имитациям движений и поз человека и животных: походим, как старая бабушка; превращаемся в тряпичную куклу; радостно бежим навстречу маме; прыгаем, как веселый клоун; полетаем, как Баба - Яга; игра «Зеркало» и т. д.

    Коррекционные игры подразумевают использованием стихотворных текстов с целью смены динамики и ритма движений по тексту. Н-р:

Мышки под полом сидят, (сидят на корточках)

За котом они следят. (смотрят поочередно из-под ладоней)

Кот здесь близко, не беда (грозят пальцами)

Не боимся мы кота.

Выйдем, мышки, поиграть (ходьба врассыпную)

И себя всем показать.

Да, пока кота здесь нет (шаг вправо, шаг влево)

Мы станцуем «мышь-балет» (кружатся)

    Основная задача педагога - добиваться, чтобы детьми движения исполнялись правильно, точно, четко.

    Большое значение в обучении младших школьников имеет снижение отрицательного воздействия учебной нагрузки на зрение и снятия зрительного напряжения во время уроков. С этой целью мною проводится



Предварительный просмотр:

Работа педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ

В работе с родителями детей с ОВЗ педагог-психолог больше обращает внимание не столько на формы работы, т.к. они не отличаются от работы с другими родителями (тренинги, занятия, беседа, мини-лекции), сколько на содержание. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психологическая помощь.  

Таким образом, задачами психолого-педагогической работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ являются

профилактика перегрузок, как выбор адекватного психофизическому развитию ребенка режима труда и отдыха дома;

оказание профессиональной помощи в вопросах воспитания и в решении возникающих проблем;

выбор стратегии взаимоотношений с ребенком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности, а также структуру нарушения его развития;

подготовка и включение родителей (официальных представителей ребенка) в процесс решения коррекционно-развивающих задач.

Установление общения педагога-психолога с родителями осуществляется поэтапно:

Первый этап - создание доверительных, откровенных отношений с родителями, (отрицающими возможность и необходимость сотрудничества). С этой целью используется беседа.

Второй этап проводится по итогам всестороннего обследования ребенка. На этом этапе ставится следующая цель - обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка.

Третий этап - решение следующих задач:
получение родителями информации о воспитании и развитии ребенка;
- овладение родителями 
приёмами взаимодействия с ребенком;
умение родителей замечать и принимать индивидуальные особенности ребенка;
расширение у родителей знаний, касающихся игр, упражнений и других видов взаимодействия и развития детей;
индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с ребенком, носящие коррекционную направленность.

Таким образом, повышение компетентности родителей и формирование у них адекватной оценки состояния своего ребенка является одним из главных ожидаемых результатов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Содержание работы с родителями необходимо планировать в совокупности тем, плавно проходящих через все линии развития ребенка, ибо следуя словам Л.С. Выготского: «Специальное воспитание должно быть социальным». А именно, необходимо задействовать такие темы как: «здоровье», «игра», «родительство».

Помимо запланированных, педагог-психолог проводит консультации также и по запросу самих родителей.

Критерием результативности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ является оптимизация коммуникации родителя с ребенком.

Необходимо отметить, что только при условии активной деятельности, в которую вовлечены педагог-психолог и родители ребенка с ОВЗ можно достичь целей: повышения психологической культуры у родителей, степени принятия дефекта собственного ребёнка. А при наличии должной старательности обеих сторон, терпения и сотрудничества можно достичь положительных результатов, способствующих улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ. Что, собственно, и продиктовано общей целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

План работы педагога-психолога с родителями

Тема

Задачи, содержание

Форма работы

Сроки

«Я и мой ребенок»

Программа тренинга работы с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии.

Выявление уровня родительской мотивации, заинтересованность в совместной коррекционной работе по преодолению задержки психического развития. Адекватность родительской оценки восприятия ребенка, его возможностей.

Тренинг конструктивного общения в контексте детско-родительских отношений

Анкетирование

Тренинг с родителями

Диагностика детско-родительских отношений

Сентябрь

Сентябрь

«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья»

"Социальная адаптация детей с ОВЗ среди сверстников".

Формировать толерантное отношение у родителей детей, совместно посещающих дошкольное учреждение, возрастные группы

Университет для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Мини-занятие со всеми родителями ДОУ

Тренинг с родителями

Октябрь

Октябрь

«Вместе развиваемся»

Совместное нахождение способов и методов коррекционной помощи ребенку.

Индивидуальное консультирование

В течение года

«Гиперактивный или агрессивный ребенок»

"Роль семьи в развитии познавательных процессов ребенка".

Перечень коррекционных игр, индивидуальная работа

Университет для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Коррекционно-развивающие игры для развития у познавательных дошкольников

Консультация

Мастер-класс для родителей, памятки, буклеты

Ноябрь

Ноябрь

«Будем вместе заниматься, и играть, и развиваться. Арт-терапевтические и оздоровительные технологии для здоровья»

«Наши достижения»

Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению задержки психического развития у детей.

Подведение итогов работы за первое полугодие, на котором освещается динамика продвижения детей; раскрытие основных путей дальнейшего коррекционного обучения.

Тренинг «здоровья» для родителей.

Выступление на групповом родительском собрании.

Декабрь

Конец декабря

«Неделя психологии»

"Как организовать досуговую деятельность детей с ОВЗ"

Университет для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ на тему: "Психологическая помощь и реабилитация детей".

Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития

Совместные мероприятия с родителями: консультации, беседы, совместные развивающие занятия детей и родителей

Консультация.

Памятки, буклеты.

Январь

Январь

"Как развить коммуникативные возможности ребенка".

«Вместе весело играть»

Университет для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Развиваем пространственные представления у детей.

Консультация, буклеты.

КВН с родителями.

Февраль

Февраль

«Наши будни»

«Игры, которые заставляют думать»

Знакомство родителей с режимными моментами, проведенными занятиями. Подарок мамам.

Перечень развивающих игр.

Стенгазета.

Буклеты.

Март

Март

«Сказкотерапия как нетрадиционный метод обучения детей»

«Неделя инклюзии»

«Наши достижения»

Университет для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ

Акция «Равные права - равные возможности»

«Музыкотерапия в работе с детьми с ОВЗ»

Организация выставки работ и поделок детей с ОВЗ

Совместное театрализованное представление детей и родителей

Мероприятия с родителями ДОУ

Индивидуальное консультирование.

ПМПК

Апрель

Апрель

«В школу с радостью»

«Наши достижения»

Психологическая готовность детей к школе

Подведение итогов обучения за год.

Консультация, памятки.

Выступление на родительском собрании.

Май

Май

Приложение

Примерная тематика консультаций и психологического просвещения для родителей, имеющих детей с ОВЗ.

Для родителей детей раннего возраста могут быть предложены следующие темы консультаций:

1. Закономерности психической жизни детей первого, второго и третьего года жизни и их влияние на последующее развитие ребенка.

2. Причины отклонений в психофизическом развитии ребенка. Возможности их компенсации средствами семейного воспитания.

3. Культура быта и ее значение для психофизического развития ребенка.

4. Игрушка как средство психического развития ребенка.

5. Эмоциональное общение и его роль в нервно-психическом развитии ребенка.

6. Развитие предметной деятельности у детей раннего возраста.

7. «Дети с ограниченными возможностями здоровья»

8. Воспитание познавательной активности у детей раннего возраста в процессе действий с предметами.

9. Развитие речи у детей раннего возраста. Роль взрослых в активизации речевого общения ребенка.

10. Что и как читать маленькому ребенку.

11. Ребенок и музыкатерапия.

12. Маленький художник.

Для родителей, чьи детей младшего дошкольного возраста, можно предложить такие консультации:

1. Особенности психофизического развития ребенка младшего дошкольного возраста.

2.Сюжетная игра у детей. Партнеры и оборудование для детских сюжетных игр.

3. 10 заповедей для родителей детей с ОВЗ

4. Развитие памяти у детей. Как учить детей запоминать зрительную и слуховую информацию.

5. Критические периоды в развитии речи ребенка. Роль родите лей в профилактике отклонений в речевом развитии ребенка.

6. Оборудование детского уголка или детской комнаты в домашних условиях.

7. Прогулки с детьми как средство общения и развития их представлений об окружающем мире.

8. Советы родителям, воспитывающим детей с ОВЗ

9. Проблема леворукости у детей.

10. Агрессивное поведение у детей. Его коррекция средствам семейного воспитания.

11. Личностное развитие ребенка-дошкольника. Роль семьи в воспитании нравственного поведения, этических норм и личностных качеств.

12. Изобразительное искусство и его роль в коррекции отклонений в развитии ребенка.

Для родителей ребенка-дошкольника старшего возраста можно предложить следующие темы консультаций:

1. Психофизические особенности ребенка старшего дошкольного возраста.

2. Сюжетно-ролевая игра ребенка-дошкольника. Возможности место участия в ней родителей и членов семьи.

3. Развитие слухового восприятия ребенка на прогулках и в процессе овладения звуковой культурой речи.

4. Развивающие игры и их место в семейном досуге.

5. Возможности развития детского воображения в повседневных видах детской деятельности.

6. Профилактика детских неврозов.

7. Отклонения в поведении детей и возможности их коррекции посредством воспитательных воздействий со стороны членов семьи.

8. Друзья наших детей. Помощь родителей в приобретении ребенком друзей и подруг.

9. Домашний театр как средство организации семейного досуга.

10. Нравственность и безнравственность. Как помогать ребенку находить грани между «белым» и «черным».

11. Зарядка позитивного мышления «Именно сегодня»

12. Подготовка ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....