Взаимодействие педагога с родителями
статья
Конференция: Современные педагогические практики
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
«Взаимодействие педагога-психолога с родителями детей,
обучающихся на дому»
Конференция: Современные педагогические практики
Автор: Дзевик Юлия Анатольевна
Организация: КГКОУ школа №1
Населенный пункт: Хабаровский край, г. Комсомольск–на–Амуре
По данным Минздрава России, в нашей стране на 2021 год более 704 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Почти в каждой образовательной организации есть - дети, обучающиеся на дому по медицинским показаниям.
Взаимодействие с родителями детей обучающихся на дому – это большая работа, нужно не только научить родителей специальным методам и приемам, но и оказать необходимую психологическую поддержку, потому что часто родители, испытывают целый комплекс негативных переживаний – отрицание диагноза, чувство неумелости при взаимодействии с собственным ребенком, проблемы в супружестве, чувство страха перед завтрашним днем. Задача специалистов в частности педагогов-психологов образовательной организации, не оставить без внимания переживания родителей.
Задачи, которые ставит педагог-психолог при работе с родителями:
1. Оказать консультативно-практическую помощь родителям по проблемам построения предметно-развивающей среды для развития познавательных процессов у обучающихся на дому.
2. Оказать психолого-педагогическую поддержку родителям детей с ограниченными возможностями здоровья посредством серии адресных консультаций.
3. Реализовать в условиях просветительской деятельности обучение родителей детей с ограниченными возможностями здоровья специальным коррекционно-развивающим приемам в процессе взаимодействия с детьми.
4. Учить создавать комфортную домашнюю психологическую среду для детей посредством проведения серии психологических тренингов для родителей.
5. Оказывать консультативно-практическую помощь родителям по проблемам развития познавательных процессов у детей с ОВЗ.
6. Развивать у родителей потребность применять на практике полученные знания и умения в домашних условиях для коррекции и развитии ребенка с ОВЗ.
7. Развивать у родителей интерес к совместным играм с детьми, формировать понятие о возможности игры как средства для развития познавательной деятельности и социальной активности ребенка.
На основе поставленных задач среди родителей было проведено анкетирование, по результатам которого мы увидели, что почти все родители, воспитывающие детей с ОВЗ (75%) понимают важность и необходимость в создании специальной развивающей среды, (25%) не знают как организовать предметно-игровое пространство исходя из проблемы заболевания ребенка, (54%) не знают как организовывать время совместных игр с ребенком, так-как отсутствует жизненный опыт, (81%) опрошенных отмечают, что редко играют со своими детьми, особенно папы, а если и играют, то как правило эти «игры» сводится в чтение детских книг, покупке очередной игрушки, игры на телефоне, но никак не развивающие игры совместно с ребенком, (90% ) отмечают отсутствие материальных средств, для приобретения специальных игр и игрушек для развития детей с ОВЗ, детей- инвалидов. Так же у (68%) родителей показали низкий интерес к традиционным формам получения помощи специалистов (собрания, консультации), ссылаясь на нехватку времени.
Таким образом, наша задача донести до родителей следующее: что чем больше включенность родителей в воспитание и развитие ребенка, чем слаженнее взаимодействие в связке родитель - педагог, тем с большей продуктивностью будет протекать коррекционное воздействие на ребенка.
От педагога-психолога требуются не только профессиональная работа с данной категорией семей в этой области, но и профессиональный такт, так как многие родители очень остро переживают проблему нарушения в развитии своего ребенка.
Индивидуальные формы работы с родителями имеют важное значение для установления взаимопонимания. К таким формам можно отнести: беседы с родителями, подготовка заданий и выполнение рекомендаций специалистов, обмен опытом семейного воспитания, практикумы.
Так же педагог-психолог проводит индивидуальное психологическое консультирование родителей. Родители обращаются с различными вопросами и проблемами, как по воспитанию ребенка, так и по внутрисемейным отношениям. Зачастую работа с родителями ведется на принятие своего ребенка таким, какой он есть, на снятие комплексов, связанных с тем, что в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья, а именно:
· Психологическое просвещение по вопросам возрастных психологических особенностей развития ребенка.
· Психологическая поддержка семьи в сложной жизненной ситуации, связанной с воспитанием и обучением детей с ОВЗ.
· Объединение семей, имеющих детей с ОВЗ.
· Консультативная и коррекционная работа по запросу семьи.
· Профилактика личностной тревожности, эмоционального выгорания.
По итогам проведенных занятий родителям дается обратная связь в виде рекомендаций по воспитанию и обучению ребенка.
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями построена на принципах:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я -концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
3. Принцип комплексности – можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте администрации, педагога-психолога, педагогами ОО и родителями (законными представителями).
4. Принцип деятельностного подхода - психологическая, социальная и педагогическая помощь осуществляется с учетом ведущего вида деятельности, определяемого возрастом ребенка. А также так же на тот вид деятельности, который является личностно-значимым для ребенка.
5. Принцип «здесь и сейчас»: работа с ситуациями из реальной жизни детей, в том числе возникающими непосредственно на занятиях.
Активное участие родителей в жизни своих детей помогает:
- преодолеть авторитаризм и увидеть окружающий мир глазами ребенка;
- принять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми,
- радоваться его успехам и сопереживать в случае неудачи;
- узнать сильные и слабые стороны ребенка;
- установить демократический стиль общения с ребенком.
Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более эффективней тогда, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат: понять и принять то, что жизнь не теряет смысл с рождением особого ребенка - она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, принимать его таким, какой он есть, а не жалеть. Нужно правильно разделить сферы ответственности – за развитие каких направлений, каких качеств - отвечает педагог, а что является фронтом работы родителей. То есть необходимо обучить родителей тем методам и приемам коррекционной работы, которые они могут и должны использовать дома самостоятельно.
Очень важно, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей. Так коррекционная работа педагога-психолога по развитию познавательной сферы подразумевает, что и дома родители активно продолжают заниматься со своими детьми, закрепляя достигнутые результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями
Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога с родителями и учащимися».
Тренинговое занятие направлено на изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного ...

Взаимодействие педагогов с родителями
Работа педагогов с родителями по учебному и коррекционному взаимодействию...
Взаимодействие педагога и родителей
Консультация для педагогов на тему "Взаимодействие педагога и родителей"...

Особенности организации взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями
Особенности организациивзаимодействия педагогов и родителей,имеющих детей с особымиобразовательными потребностями...

Взаимодействие педагога и родителей в мотивации успеха воспитанников в тхэквон-до (ИТФ).
Практические рекмендации для педагогов дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности по работе с семьей в мотивации успеха воспитанников...

Педсовет: Условия эффективного взаимодействия педагога с родителями
«Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать…» /И.Кант/.Многие родители боятся приходить в школу, где они часто сталкиваются...
