Консультация для учителей-логопедов «Секреты успешной автоматизации звуков у ребенка»
консультация

Каляан Наталья Викторовна

Постановка звуков в работе логопеда – очень важное, ответственное и интересное направление деятельности.

Пожалуй, можно сказать, что коррекция звукопроизношения является краеугольным камнем логопедической работы.

Коррекция звукопроизношения начинается с отработки комплекса артикуляционных упражнений. Затем у ребёнка вызывается правильный нормативный звук (некоторым детям удаётся поставить звук на 1-2 занятии, но так бывает нечасто). Затем начинается автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Светлячок»

Консультация для учителей-логопедов

«Секреты успешной автоматизации звуков у ребенка»

Подготовила:

учитель-логопед

высшей квалификационной категории

Каляан Наталья Викторовна

с. Мильково, 2025 г.

Постановка звуков в работе логопеда – очень важное, ответственное и интересное направление деятельности.

Пожалуй, можно сказать, что коррекция звукопроизношения является краеугольным камнем логопедической работы.

Коррекция звукопроизношения начинается с отработки комплекса артикуляционных упражнений. Затем у ребёнка вызывается правильный нормативный звук (некоторым детям удаётся поставить звук на 1-2 занятии, но так бывает нечасто). Затем начинается автоматизация звука в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Что же такое «автоматизация»? Это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если ребёнок только начал выговаривать изолированно тот или иной звук, то не следует просить его произносить в словах и предложениях. Работа по автоматизации звука ведётся под контролем учителя-логопеда. Этап автоматизации звука, как правило, самый длительный из процессов коррекции звукопроизношения.

Благодаря взаимодействию с родителями детей, процесс автоматизации может значительно сократиться по времени, так как различные игры, дидактические упражнения, специально подобранные для закрепления поставленного звука, будут способствовать скорейшему введению звука в речь, его автоматизации в речи, а так же развитию у детей мелкой моторики, графических навыков, чувства ритма.

Игровые приёмы в работе над автоматизацией звуков

Все предложенные приёмы можно использовать на разных этапах автоматизации звука, меняя речевой материал.

Условно эти приёмы можно разделить на четыре группы:

  • проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики;
  • приёмы на основе продуктивной деятельности детей;
  • приёмы с использованием информационно-компьютерных технологий;
  • приёмы, предусматривающие использование различных предметов.

Проговаривание с элементами пальчиковой гимнастики.

«Колечки». Соединяем кончики большого и указательного пальца так, чтобы получилось колечко, называем заданный слог (слово). Теперь так же по очереди со всеми пальцами: на каждое колечко произносим необходимый слог. Упражнение можно выполнять сначала с большого пальца, затем с мизинца.

«Цветок». Заданный слог (слово) проговаривается с постепенным разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Пирожки». Лепим воображаемые пирожки с «волшебной» начинкой и проговариваем речевой материал.

«Крыша». Соединяем по очереди подушечки пальцев правой и левой рук: большие, указательные, средние, безымянные, мизинцы. На каждое соединение произносим заданный слог (звук, слово).

«Пианино». Стучим по столу пальцами, имитируя игру на фортепиано. На каждое прикосновение называем слог или слово. Для упражнений «Колечки», «Крыша», «Пианино» можно предложить и следующее задание: ребёнку предлагается слово с заданным звуком, например, со звуком [л] – «ласковый», и на каждое соединение пальцев ребёнок придумывает словосочетание с этим словом. (Ласковый голос, ласковая мама…)

«Скажи столько же». Взрослый хлопает в ладоши (1-4) раза, ребёнок повторяет заданный звук (слог, слово) столько раз, сколько хлопков выполнил педагог).

Если ребёнок любит рисовать или лепить, то ему отлично подойдут упражнения из второй группы приёмов. Это самая творческая группа.

Автоматизация звука в процессе продуктивной деятельности (когда результат деятельности какой-нибудь продукт – рисунок, аппликация и т. д.). Можно назвать следующие приёмы – рисование палочек, клеточек, кружочков, камешков, цветочков при одновременном произнесении материала. Интереснее будет, если это рисование будет по заданию. Например, нарисуем забор, чтобы коза не зашла в огород. Ребёнок проговаривает слово и рисует палочку – дощечку забора. Рисовать можно чем угодно: мелом, карандашами, красками. Можно рисовать на песке, манке, полезно лепить шарики.

Специальные компьютерные игры из логопедических программ «Логомер 3», «Умное зеркало», «Домашний логопед», «универсаьная методика «Робинс». Логопедические игры и задания, Интерактивная компьютерная игра «Весёлые звуки», «Интерактивные речевые игры».

Самая большая группа приёмов - упражнения с различными предметами.

Песочные часы. Проговариваем речевой материал до тех пор , пока не закончится песок.

Юла (маленький волчок) – проговариваем речевой материал, пока крутится волчок или юла. Можно использовать маленький волчок, который раскручивается пальцами.

Массажный мяч – проговаривание речевого материала сопровождается действиями с массажным мячом – поглаживанием, катанием, сжиманием.

Скрепки скрепляем друг с другом и получаем цепочку. Интереснее ребёнку будет, если скрепки разноцветные. На каждую скрепку называем звук, слог, слово, предложение.

Бусинки – собираем бусы. Задание аналогично заданию со скрепками. Можно учитывать и цвет бусин и скрепок, например, брать только те цвета, в названии которых есть отрабатываемый звук.

Прищепки – цепляем прищепки на какую-нибудь фигуру, например, если возьмём жёлтый круг и жёлтые прищепки, то получится солнышко и лучики. Присоединение каждого лучика сопровождается произнесением речевого материала.

Мозаика – собираем несложные узоры. Ребёнок должен правильно сказать звук (слог, слово, словосочетание, предложение), чтобы заработать деталь.

Мыльные пузыри- вдуваем слово в волшебный пузырь. Ребенок правильно называет слово и выдувает пузырь.

Мяч. Взрослый называет звук (слог, слово) и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, повторяет речевую единицу и бросает мяч взрослому.

Сортировка мелких предметов. В большой ёмкости перемешаны различные мелкие предметы. Это могут быть макароны разных сортов, фасоль, разноцветные пуговицы или бусины. Понадобятся и более мелкие ёмкости по количеству сортов предметов. Взрослый даёт задание, например, разложить пуговицы по размеру. Если ребёнок берёт крупную пуговицу, то он проговаривает слог «ра», если мелкую – то «ру», пуговицу среднего размера – «ро». Можно предложить припоминать слова с заданным звуком в начале, середине, конце. Данное упражнение позволяет не только автоматизировать звук в речь, но и прекрасно тренирует мелкую моторику и психические процессы: мышление, внимание, восприятие.

«Альпинист». На верёвке или шнурке (4-6 мм) завязываем 4-8 узелков. Верёвку подвешиваем вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазании по канату) и так двигается дальше. На каждый узелок ребёнок называет заданный звук (слог, слово). Для автоматизации звуков отлично подойдёт приём с использованием игрушек. Некоторые из них можно использовать для автоматизации изолированных звуков. Например, как рычит тигр – [р-р-р], как гудит самолёт – [л-л-л]. Можно учить игрушку говорить. В этом случае взрослый и ребёнок проговаривают речевой материал для игрушки. Можно подготовить несложное пособие. К карандашу приклеиваем или привязываем тонкую (0,5 мм) ленту длиной 10-15 см.

Для автоматизации звуков (особенно в изолированной позиции) можно использовать различные дорожки и лабиринты. Их можно встретить в детских журналах, в интернете или нарисовать самим. Ребёнку предлагается произносить заданный звук до тех пор, пока он «бежит» по дорожке.

Рассмотрим применение различных приемов на отдельных этапах автоматизации звуков.

I этап

Автоматизация звуков в изолированной позиции

«Лабиринт» - вести пальчиком по лабиринту и параллельно тянуть автоматизируемый звук. Использовать волчок или юлу; пока крутится волчок, тянуть поставленный звук.

Упражнения с массажным мячом – проговаривание звука одновременно с катанием мяча между ладошками, сжиманием мяча.

«Волшебный клубок»- наматывание нитки на клубок одновременно с проговариванием звука ш-ш-ш-ш-ш, ж-ж-ж-ж-ж и т.д.

С ребёнком можно обыграть этот момент и ввести персонажей, например: змейка, жук, пчела, комарик, насос, тигрёнок, машинка; обговорив, что звук Ш – это песенка змейки, звук Ж – так «говорит» жук, пчела, З – комарик, С- насос, Р – тигрёнок, мотор у машинки).

  1. этап

Автоматизация звуков в слогах

«Пальчики шагают» (по лабиринту, по дорожке) Лабиринты и дорожки можно предложить детям нарисовать самим, а можно раздать готовые) – ребёнок шагает пальчиками по дорожке, Одна «дорожка» - ровная: идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом. Другая «дорожка» ведёт «по кочкам»: слоги произносятся то громко, то тихо. А вот третья «дорожка» ведёт «в гору»: в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче, а «на вершине горы» - очень громко.

«Собери пирамидку» — надевать каждое колечко пирамидки, проговаривая слоги аш-аш-аш, уш-уш-уш и т.д. (ребёнку можно сказать: помоги змейке собрать пирамидку)

«Нанизывание бусин» (можно нанизывать макароны) – жа-жо-жу-жи-же…

«Прищепи прищепку» — прищеплять прищепки, каждый раз проговаривая слог с автоматизируемым звуком.

«Волшебная палочка» Логопед ударяет «палочкой» по слогу нужное количество раз и произносит слоги. Затем передаёт ребёнку палочку – ребенок, дотрагиваясь «волшебной палочкой» повторяет слоги.

«Здравствуй, пальчик» Большим пальцем здороваются со всеми остальными пальчиками и произносят слоги.

«Пианист» Ребёнок имитирует игру на пианино, ударяет по очереди каждым пальчиком и проговаривает заданный слог нужное количество раз.

Аналогично выполняется упражнение «Цветочек», когда слоги и слова проговариваются с разгибанием и загибанием пальчиков (лепестки открываются и закрываются).

«Бабушкины бусы» Взять бусины разных цветов и размеров. Ребёнок нанизывает бусины на нитку и повторяет заданный слог. Например, красный – «са», жёлтый – «со», синий – «су», зелёный – «сы». Нанизывая большие бусины ребёнок произносит слог громко, а нанизывая маленькие – тихо.

«Горка» На листе бумаги нарисована горка, а на ней флажки. На флажках написаны слоги или слова на автоматизируемый звук. Ребёнок пальчиком по лыжне и, «объезжая» флажки проговаривает или повторяет за взрослым слоги или слова.

«Новогодняя гирлянда» Ребёнок дотрагивается до фонарика и произносит слоги с заданным звуком.

  1. этап

Автоматизация звуков в словах

«Назови ласково»

«Строим башню» составлять из кубиков башню, но прежде чем поставить каждый кубик, необходимо назвать слова с заданным звуком (можно устроить соревнование между детьми. Выиграет тот, чья башня окажется выше)

«Слово – шаг» — ставится цель пройти определённое расстояние, но шаг можно сделать, только правильно назвав слово с автоматизируемым звуком (можно показывать детям картинки, пусть они правильно называют слова, изображенные на картинках. В случае ошибки делается шаг назад).

«Дорога-лабиринт» - детям предлагается нарисовать или выложить из счетных палочек вертикальные и горизонтальные линии и одновременно произносить два заданных слова.

«Веселая дорога» (продолжение игры "Дорога-лабиринт") На листе бумаги нарисована дорога (лабиринт). Ребенок «едет» на машинке или идет по дорожке (лабиринту) с помощью маленькой игрушки, проговаривая речевой материал.

«Су – джок» - ребенок катает ребристую палочку (ребристый мячик) рукой, проговаривая речевой материал.

«Цифровой калейдоскоп» - ребенок перемешивает цифры закрытыми глазами. Какая цифра выпала - столько раз повторять слог, слово, предложение.

«Часики» - ребенку нужно проговорить слово, предложение столько раз, сколько покажет стрелка на часиках.

«Посчитаем на счетах» - ребенку нужно произнести речевой материал одновременно передвигая колесико на счетах.

«Чистюля и грязнуля» Надо постирать те вещи, в названии которых есть заданный звук.

«Доскажи словечко» Произношение чистоговорок.

«Собери бусы» Нанижи только те картинки, в которых есть заданный звук. Или продолжи – последняя буква первого слова – это первая следующего и т.д

«Волшебная палочка» Касаясь картинки изменить слово по образцу. Например: стул-стулья, дерево-деревья, карандаш-карандаши, утёнок-утята, огурец-огурцы и т.д.

«Ёжик» На листе изображение ёжика без иголок. После произношения слога, слова ребёнок подрисовывает ёжику иголки. Инструкции: Однажды ёжик заболел: у него осыпались все иголки. Сидит ёжик под кустом и вздыхает (ш-ш-ш). Нужно вылечить ёжика и вернуть его иголки. Вспомни и произнеси слова со звуком (ш), тогда у ёжика вырастут новые иголочки. При дифференциации логопед произносит слова со смешиваемыми звуками, ребёнок повторяет слово только со звуком (ш), подрисовывая после этого ёжику иголки.

  1. этап

Автоматизация звуков в словосочетаниях.

«Волшебные очки» — предложить ребёнку представить, что он надел волшебные очки и всё стало одного цвета (оранжевая машинка, оранжевая кукла, оранжевый стол; жёлтая пирамидка, жёлтый мяч и т.д.)

«Волшебный мешочек» (куда будут собраны игрушки либо картинки с автоматизируемым звуком) – ребёнок достаёт из мешочка по две вещи и называет, что ему попалось (машинка и матрёшка, ёжик и погремушка, шишка и шарик, две матрёшки и т.д.).

  1. этап

Автоматизация звуков в чистоговорках

Автоматизация звука в чистоговорках – разучивание с детьми чистоговорок, с заданным звуком с использованием мнемотехники (У ежа ежата, у ужа – ужата; шесть мышат в камышах шуршат; шу-шу-шу – я письмо пишу и т.д.).

  1. этап

Автоматизация звуков в предложениях

«Придумай предложение»– ребёнок вытягивает по две карточки, с которыми придумывает предложение, либо взрослый просто называет ребёнку слова по парам, а ребёнок должен сочинить из этих слов предложение. Например: бабушка и окошко (Бабушка смотрит в окошко); кошка и мышка (Кошка охотится за мышкой), малыш и душ (Мама моет малыше в душе). Можно развивать фантазию ребёнка, умение составлять развернутые предложения, намеренно называя сложные пары слов: машина и шиповник (Мама и папа поехали на машине в лес за шиповником).

«Живые предложения» - дети становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить, что предложения состоят из слов, слова в предложении должны стоять по порядку, раздельно, но быть «дружными» (согласованными), в конце предложения нужно ставить знак – точку, восклицательный или вопросительный знаки.

  1. этап

Автоматизация звуков в связной речи

«Мнемотехника»

Составить рассказ с опорой на схематичные рисунки. Лариса резала салат. Салат поставила в холодильник. Из холодильника его достала Алла. Алла съела холодный салат. Остался пустой салатник.

Приёмы, ускоряющие автоматизацию звука:

📌Первый приём — закрепление звука (на начальном этапе автоматизации) в стечениях согласных. Сначала, как обычно, ставится нормативный звук. Затем звук [С] начинаем закреплять перед слогами: ПА (ПО, ПУ, ПЫ), ТА, КА,МА.

Следует отметить, что вторым согласным в стечениях должен быть правильно произносимый звук раннего онтогенеза (М, Н, П, Т, К, Б, Д, Г): СПА-СПО-СПУ-СПЫ (СТА, СКА)

📌Второй приём — использование фонетической и сопряжённо- контактной фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика представляет собой систему двигательных упражнений, при выполнении которых различные движения (главным образом рук) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). Сопряжённо-контактный вариант фонетической ритмики предполагает активное взаимодействие логопеда и ребёнка, в ходе которого педагог «водит» руками детей, придавая движениям нужное направление и силу. Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика помогает детям полнее «прочувствовать» особенности произношения звуков, «перетекание» одного звука в другой, то есть их последовательность.

Так как у детей с нарушениями речи наблюдается низкий уровень развития внимания, снижена память и продуктивное запоминание, педагоги часто используют в работе метод «нейростимуляции» - игры        на развитие межполушарного взаимодействия.

  1. Игры на автоматизацию изолированного звука

Ребенок сначала водит пальцем «удобной» руки – ведущей (правой или левой), одновременно протяжно произносит автоматизируемый звук. Затем в работу включается вторая рука. На следующем этапе работают обе руки и произносится автоматизируемый звук.

«Самолет летит и гудит» [ЛЛЛЛЛЛЛ].

«Пароход плывет и гудит» [ЛЛЛЛЛЛЛ].

«Змея ползет и шипит» [ШШШШШШ]

«Грузовик едет и мотор тарахтит» [РРРРРРР].

«Тигр идет и рычит» [РРРРРРР].

  1. Игры для автоматизации звуков в словах.

«Найди картинку»

Вариант 1. Взрослый называет слово. Ребенок ищет нужную картинку одновременно на левой и правой стороне карточки. Далее ставит на нужные картинки пальцы и повторяет названное слово.

Вариант 2. Ребенок сам ищет картинки с одинаковым названием и одновременно указывает на них указательными пальцами обеих рук, одновременно называя слово уже без помощи взрослого.

Вариант 3. Можно сравнить предметы с одинаковым названием на обеих сторонах карточки, называя сходство и различие этих предметов.

«Найди и покажи»

Вариант 1. Сначала ребенок одновременно называет название картинки и выполняет движение пальцами ведущей руки. Затем тоже самое выполняется другой рукой.

Вариант 2. Перед ребенком одновременно лежат две карточки. Ребенок по очереди называет картинку и показывает пальцами движения сначала с одной карточки, затем с другой.

  1. Игры для автоматизации звуков в словосочетаниях.

Правила те же, что и при выполнении предыдущих заданий. Добавляется прилагательное, указывающее на цвет, называемого предмета.

Автоматизация звуков в словах через логопедические искалки — наложенные картинки, которые развивают зрительное восприятие.

Их можно использовать и на этапе закрепления звукопроизношения в словосочетаниях и предложениях. Ребенок вместе со взрослым придумывает словосочетание или предложение.

Варианты игры:

  1. Обведи по контуру предметы, которые нашел.
  2. Заштрихуй предметы, где звук «с» находится в начале (середине, конце ) слова.
  3. Картинки с мягким звуком раскрась зеленым цветом, а с твердым звуком – синим.
  4. Картинки, изображающие живые предметы, обведи в круг, а неживые – в квадрат.
  5. Вырежь заданную картинку.
  6. Выбранные (названные педагогом)картинки намажь клеем и засыпь манкой (развитие мелкой моторики)
  7. Изображения можно накрыть цветными перышками или пенопластом, затем сдувать их ( развитие речевого дыхание).

«Что нарисовано?» ( автоматизация звуков «с», «сь» в словах)

Ошибки родителей, мешающие успешной автоматизации поставленных звуков у детей.

Ошибка № 1. Игнорируют домашние задания.

Ошибка № 2. Слишком высокий темп речи.

Ошибка № 3. Слишком сложный речевой материал.

Ошибка № 4. Не обращают внимание на произношение ребёнка в быту.

Ошибка № 5. Не мотивируют ребёнка.

Необходимо поддерживать ребёнка на этапе автоматизации звука, ведь это для него огромный труд, требующий как физических, так и эмоциональных усилий. Обязательно надо не только указывать на ошибки, но и обращать внимание на красивое, правильное произношение! Если делать акцент только на ошибках, у ребёнка никогда не возникнет мотивации к дальнейшим занятиям, а только отвращение. Хвалите и искренне радуйтесь успехам ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая консультация учителя - логопеда для родителей будущих первоклассников "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"

Качественная подготовка ребенка к школе - залог его быстрой адаптации и успешного обучения в будущем....

Ранняя диагностика, профилактика и коррекция речевых нарушений ( консультация для учителей- логопедов, педагогов, родителей )

В настоящее время неуклонно растёт число детей с речевыми нарушениями. Для предупреждения тяжелых форм речевого развития важное значение имеет ранняя диагностика нарушений речевого развития у детей и ...

Использование авторских интерактивных игр в работе учителя-логопеда на разных этапах автоматизации поставленных звуков у детей с нарушениями речи.

Всем известно, что процесс автоматизации поставленных звуков является одним из важных этапов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.Автоматизация звука  – это выработка ...

Консультация для родителей "Роль семьи в автоматизации звуков"

Для  преодоления  нарушений речи, необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль...

Консультация «Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда как условие успешной социализации детей с нарушениями речи»

Консультация для педагогов ДОУ«Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда как условие успешной социализации детей с нарушениями речи»...

Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ «Применение игр для успешной автоматизации звуков в домашних условиях».

Мастер-класс для родителей детей с ОВЗ «Применение игр для успешной автоматизации звуков в домашних условиях»....