«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
статья

«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Варнавская Марина Михайловна,

учитель-дефектолог,

ГКОУ «Котовская школа-интернат»

Психолого-педагогическое сопровождение - это комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей.

Психолого-педагогическое сопровождение всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог работает с группой учащихся.         

Субъектами психолого-педагогического сопровождения являются: классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, родители ученика. Объектом психолого-педагогического сопровождения является сам ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности. Целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося с нарушением интеллекта является обеспечение оптимального развития, успешная интеграция в социум.

Организация психолого-педагогического сопровождения включает в себя:

1. Работу психолого-педагогического консилиума (ППк)

2. Выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

3. Организацию педагогического взаимодействия

4. Организацию индивидуальных педагогических маршрутов

5. Оказание педагогической, психологической, логопедической помощи

В рамках должностных обязанностей каждый из участников службы сопровождения составляет план работы по сопровождению обучающихся.

В системе работы выделяют следующие формы:

• наблюдение за учениками во время учебной и внеучебной деятельности (ежедневно)

• контроль успеваемости и поведения учащихся в классе

• проведение индивидуальной работы с обучающимися и их родителями: тематические беседы, домашнее визитирование, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК

• проведение малых педсоветов, административных советов

• ведение Карт сопровождения

• посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения

• разработка методических рекомендаций учителю

• анкетирование, диагностика обучающихся

• обследование школьников по запросу родителей

• организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие

• формирование микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся чувствовал себя комфортно.

Учитель-дефектолог в системе сопровождения осуществляет следующие функции: обследует, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у учащихся дефекта, комплектует группы для занятий с учётом психологического состояния детей, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций и их максимальной коррекции, работает в тесном контакте с учителями, посещает занятия и уроки; консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии; использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.

В обязанности учителя-логопеда сопровождения входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка.

Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.

Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся.

Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций. Это требует выстраивания определенной системы работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком.

Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник комплексного сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 классы)

В дневнике описаны контрольно-измерительные материалы диагнотики и мониторинга БУД для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушенями) (1-4 кллассы)....

Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Алгоритм проведения комплексной психолого-педагогической диагностики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном этапе работы

Введение федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС О УО (ИН)) фактически изменил...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)

Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности

Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности в освоении АООП, коррекцию недостатков...