«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
статья
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Варнавская Марина Михайловна,
учитель-дефектолог,
ГКОУ «Котовская школа-интернат»
Психолого-педагогическое сопровождение - это комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач развития, обучения, воспитания и социализации детей.
Психолого-педагогическое сопровождение всегда персонифицировано и направлено на конкретного ученика, даже если педагог работает с группой учащихся.
Субъектами психолого-педагогического сопровождения являются: классный руководитель, учитель-предметник, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, родители ученика. Объектом психолого-педагогического сопровождения является сам ученик, который имеет свой опыт обучения, взаимодействия со взрослыми, другими учащимися, свой особый характер личностного и индивидуального развития. Особенности конкретного ребенка влияют на содержание и формы психолого-педагогического сопровождения его индивидуальной образовательной деятельности. Целью психолого-педагогического сопровождения обучающегося с нарушением интеллекта является обеспечение оптимального развития, успешная интеграция в социум.
Организация психолого-педагогического сопровождения включает в себя:
1. Работу психолого-педагогического консилиума (ППк)
2. Выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
3. Организацию педагогического взаимодействия
4. Организацию индивидуальных педагогических маршрутов
5. Оказание педагогической, психологической, логопедической помощи
В рамках должностных обязанностей каждый из участников службы сопровождения составляет план работы по сопровождению обучающихся.
В системе работы выделяют следующие формы:
• наблюдение за учениками во время учебной и внеучебной деятельности (ежедневно)
• контроль успеваемости и поведения учащихся в классе
• проведение индивидуальной работы с обучающимися и их родителями: тематические беседы, домашнее визитирование, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК
• проведение малых педсоветов, административных советов
• ведение Карт сопровождения
• посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения
• разработка методических рекомендаций учителю
• анкетирование, диагностика обучающихся
• обследование школьников по запросу родителей
• организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее развитие
• формирование микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый учащийся чувствовал себя комфортно.
Учитель-дефектолог в системе сопровождения осуществляет следующие функции: обследует, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у учащихся дефекта, комплектует группы для занятий с учётом психологического состояния детей, проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению отклонений в развитии, восстановлению нарушенных функций и их максимальной коррекции, работает в тесном контакте с учителями, посещает занятия и уроки; консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приёмов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии; использует разнообразные формы, приёмы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов.
В обязанности учителя-логопеда сопровождения входит: всестороннее изучение речи обучающихся, проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии, оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися родного языка.
Педагог-психолог выявляет особенности их интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого-педагогическую компетентность педагогов и родителей.
Учителя, работающие с детьми с ОВЗ, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных образовательных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учёт освоения ими общеобразовательных программ, совместно с педагогом-психологом ведут карты сопровождения учащихся.
Одним из связующих звеньев системы сопровождения являются родители. Родитель выполняет в данной системе роль носителя и транслятора, определенных микрокультурных ценностей - религиозных, этических и пр., но при этом его воздействие носит скорее не формирующий, а регулирующий характер. Родитель в меньшей степени вмешивается в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизнедеятельности, он стремится отсечь, закрыть те пути развития, движение по которым нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка как c физической и правовой точек зрения, так и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций. Это требует выстраивания определенной системы работы с родителями обучающихся, которая поможет родителям понять свои воспитательные успехи и неудачи и, возможно, пересмотреть систему взаимодействия со своим ребенком.
Таким образом, специалистами сопровождения отслеживаются эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ, показатели функционального состояния их здоровья. Результаты наблюдений фиксируются в карте сопровождения обучающегося.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник комплексного сопровождения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1-4 классы)
В дневнике описаны контрольно-измерительные материалы диагнотики и мониторинга БУД для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушенями) (1-4 кллассы)....

Выступление на МО по теме "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"
Выступление на МО начальных классов по теме"Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся 1-2-х классов в рамках ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нару...

Алгоритм проведения комплексной психолого-педагогической диагностики обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на начальном этапе работы
Введение федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС О УО (ИН)) фактически изменил...

Особенности деятельности учителя-логопеда в условиях реализации ФГОС. (логопедическое сопровождение обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС)
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требует организовать учебно-воспитательную работу, ...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности
Программа направлена на создание системы комплексной помощи детям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с высоким риском школьной неуспешности в освоении АООП, коррекцию недостатков...
