Нормы речевого развития детей с 6 до 7 лет
методическая разработка
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
«Нормы речевого развития детей с 6 до 7 лет»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 40.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
«Нормы речевого развития детей с 6 до 7 лет»
Составитель: А.А.Кузьмина, учитель-логопед |
Югорск
2025
Ступеньки речевого развития детей от 6 до 7 лет
Благодаря большой кропотливой работе педагогов и родителей в предшествующие годы речь шестилетнего ребенка развита достаточно хорошо. Он владеет практически всеми основными сторонами родного языка. В последний год перед школой уровень речевого развития каждого ребенка качественно совершенствуется: дополняется, уточняется, закрепляется. Активно продолжается работа по развитию связной речи, которая аккумулирует и широко использует все достижения речевого развития детей.
Произносительная стороны речи седьмого года жизни сформирована и нуждается лишь в некотором закреплении и уточнении. Уровень развития речевого слуха позволяет детям 6-7 лет контролировать правильность собственной речи и речи окружающих при произнесении сложных звукосочетаний, сложных по конструкции слов, в согласовании слов в предложении; определять наличие определенного звука во фразе; выделять из фразы слова с заданным звуком; подбирать слова: на определенный звук, заканчивающиеся на заданный звук, со звуком, находящимся в середине слова, с двумя заданными звуками, дифференцировать свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые звуки; различать лексическое значение слов-паронимов (слов, сходных по звучанию и морфемному составу, но различающихся лексическим значением).
У детей 6-7 лет сформировано правильное речевое дыхание с коротким вдохом и длительным выдохом. Исключение составляют дети с различной формой заикания, которым рекомендуются занятия с логопедом. Объем легких седьмого года жизни позволяет им произносить на одном вдохе фразу, состоящую из 6-8 слов. В сложных по конструкции предложениях дети рационально используют выдыхаемый поток воздуха, умеют делать правильные остановки в речи для нового короткого вдоха, не нарушая при этом целостности произносимой фразы.
Ребенок 6 лет в норме владеет правильным произношением всех звуков речи. Однако у некоторых детей еще имеются недостатки, выражающиеся в недостаточно четкой дифференциации отдельных звуков. Чаще всего это свистящие и шипящие, звонкие и глухие согласные, твердые и мягкие звуки. У части детей процесс закрепления навыков правильного произношения звуков «Р» -«Рь», «Л»-«Ль» несколько затягивается. Эти дети не владеют в достаточной мере самоконтролем при произношении данных звуков. Им требуется помощь окружающих взрослых.
6-7 лет доступно произношение слов сложной звуко-слоговой конструкции. Они умеют отвечать на вопросы не торопясь, соблюдая нормы литературного произношения, изменяя, в зависимости от высказывания, просодические компоненты речи (силу, высоту, темп, тембр). Дети правильно произносят слова с множественным стечением согласных звуков (экскаватор, оркестрант и т.п.).
Объем словаря детей 6-7 лет различен. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от социума, в котором он воспитывается. Однако, в среднем объем словаря ребенка к 7 годам достигает 5000 слов. Активное расширение словаря идет за счет развития познавательной сферы. Словарь детей 6 лет уточняется, активизируется. Ребенок называет фамилию, имя, отчество близких людей, определяет их родственные и общественные отношения (кто такой, кем приходится родным и близким). Дети 6 лет называют предметы, их целевое назначение и функции. Прежде всего это касается предметов, которые находятся в их непосредственном окружении: дома, в саду, во дворе, на даче, в парке, на улице, в транспорте, в магазинах, в других общественных местах. Также они называют объекты живой природы (животных и растения), их части, дают небольшие характеристики (повадки животных, изменения в жизни растений и т.п.); объекты неживой природы, фиксируют их изменения во все времена года. Происходит заметное пополнение словаря за счет конкретизации понятий, связанных с деятельностью человека.
Продолжается работа с синонимами, антонимами, омонимами. Закрепляются представления детей о многозначности слов. Они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением (хитрая, как лиса, быстрый, как ветер). Детям доступны значения некоторых фразеологических оборотов.
Важной особенностью пополнения лексического запаса слов детей 6-7 лет является способность усваивать каждое воспринимаемое слово в определенной степени обобщения. На седьмом году жизни дети легко усваивают родовые понятия (вещи, плоды, движение) Им доступны слова, называющие предельное лексическое обобщение – предметность, действие, состояние, признак, качество, количество. Усвоение слов-обобщений способствует развитию мышления ребенка.
Несмотря на довольно большой запас слов, речь детей иногда бывает бедна, потому что в общении они активно пользуются значительно меньшим количеством слов. Их обиходный, активный словарь ограничен. Нередко дети употребляют слова и выражения некстати, неточно, вкладывая в них свой смысл. В отдельных случаях словарь детей засорен просторечными словами и оборотами.
В процессе работы с детьми воспитатель стремится расширять запас их слов. Необходимо, чтобы дети сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивали слова из основного словарного фонда родного языка; усваивали устойчивые сочетания слов (идиоматические выражения), доступные для их понимания: на скорую руку, ни свет ни заря и др., образное употребление слов: солнце село, дождь идет и др. Воспитатель приучает детей широко пользоваться своим запасом слов, быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль. Учит правильному произношению многосложных, трудных, но часто употребляемых слов: электричество, аквариум, милиционер и др.
Грамматический строй: к шести годам дети постигают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложении. Но в речи старших дошкольников еще встречаются ошибки: они неправильно изменяют слова по числам и падежам, например: «У меня нет перчатков», «Она не нашла подругов» и др. Дети 6-7 лет достаточно легко (с помощью наводящих вопросов) подбирают однокоренные слова. Они осваивают практически все способы словообразования русского языка. Дети хорошо образуют и употребляют в самостоятельной речи прилагательные сравнительной степени (добрый – добрее). Они правильно понимают и употребляют в своей речи все предлоги, выражающие пространственные отношения. Они используют в высказываниях глаголы с приставкой пере- и не путают ее с другими близкими по звучанию приставками (при-, про-).
По-прежнему дети 6 лет могут допускать ошибки при образовании существительных в родительном падеже множественного числа. При этом они сами же их и находят, пытаются исправить, но это не всегда им удается. В данной ситуации им нужна еще помощь взрослых. Некоторые дети допускают ошибки в употреблении глаголов хотеть, начать.
В самостоятельной речи дети 6 лет часто употребляют предложения сложной конструкции. Отвечая на проблемные вопросы (почему? зачем? как?), они стилистически правильно строят ответы, употребляя сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
С шестилетними детьми продолжается серьезная работа по обучению связной речи (диалогу и монологу). Чем старше ребенок, тем больше времени и места в процессе его речевого развития отводится связной речи. Это связано не только с возросшими речевыми возможностями детей 6-7 лет, но и с тем, что в связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и правильно выражать его. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком. Владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность поделиться с ними накопленными знаниями и впечатлениями, получить необходимую информацию.
К 6 годам дети хорошо владеют диалогической речью. Они знакомы с правилами ведения диалога, умеют отбирать речевой материал в зависимости от цели, ситуации, активно используют нормы речевого этикета.
На протяжении седьмого года жизни продолжается обучение детей составлению монологических текстов. К 6 годам дети освоили элементарное построение монологов повествовательного и описательного характера. Они умеют определять главную тему высказывания и выстраивать последовательность частей монолога- повествования (начало, средняя часть, концовка), определять и удерживать логику перечисления в монологах-описаниях.
Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основана на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.
В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы.
Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
Овладение монологической речью очень важно для подготовки детей к школе, где этот навык будет закрепляться.
Связная речь способствует формированию мышления, различных его качеств. Кроме того, рассказ ребенка помогает выявить запас его слов, умение строить фразы, композиционно оформлять содержание. У детей формируется умение слушать устные рассказы, не всегда сопровождаемые показом, понимать их, затем подражать прослушанному - пересказывать.
В дошкольном возрасте детей также учат самим составлять простейшие рассказы, в содержании и форме которых должны проявляться самостоятельность и творческая активность ребенка.
Таким образом, особенностью речевого развития детей старшего дошкольного возраста является способность активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в совместной деятельности.
Совершенствуется монологическая речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Вместе с тем у значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их расположении, в структурировании высказываний, в их языковом оформлении.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие позволяет ребенку старшего дошкольного возраста постоянно усваивать новые понятия, расширить запас знаний и представлений об окружающем.
Список литературы:
- Винарская Е. Н. «Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии». М.: Просвещение, 1987.
- Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. «Ступени общения: от года до семи лет». М.: Просвещение, 1992.
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. «Развитие речи детей 6-7 лет». М.:Просвещение, 2007.
- Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. – М., «Педагогика», 1974.
- Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М., «Сов. Россия», 1973.
- Ушакова, Т.Н. Детская речь - ее истоки и первые шаги в развитии / Т.Н.Ушакова // Психологический журнал. - 1999. - N3.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные нормы речевого развития детей.
Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказан...

Нормы речевого развития детей 2-3 и 3-4 лет
Нормы речевого развития детей младшего дошкольного возраста...

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста
Представляет интерес для родителей дошкольников....

Нормы речевого развития детей 2-3 лет
Презентация представляет интерес для родителей и педагогов ДОУ....

В копилку родителям. Нормы речевого развития детей
Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение всех речевых звуков. Таким правильным звукопроизношением большинство детей обладает еще в дошкольном возрасте. Одн...

Консультация для родителей "Нормы речевого развития детей 4-5 лет"
Несмотря на то, что все показатели очень индивидуальны, существуют нормы речевого развития детей 4 - 5 лет....

Консультация для родителей "Нормы речевого развития детей 5-6 лет"
Характеристику речевого развития детей от 5 до 6 лет стоит начать с описания состояния звуковой стороны речи, потому что к данному возрасту звукопроизношение должно прийти в норму....


