«ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ РОДНОГО (ТАТАРСКОГО) ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ»
учебно-методический материал
Обучение детей татарскому языку в начальной школе - одна из самых сложных методических задач. Некоторые дети считают родной (татарский) язык скучным предметом. Нежелание заниматься татарским языком порождает неграмотность. В настоящее время эта проблема является актуальной.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Евлаштауская средняя общеобразовательная школа Сабинского муниципального района Республики Татарстан", Россия
Мастер-класс
«ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К УРОКАМ РОДНОГО (ТАТАРСКОГО) ЯЗЫКА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНЫХ ПОСОБИЙ»
Секция «Педагогический поиск»
Тимергалиева Миляуша Фатхелисламовна
Учитель начальных классов
niyazjimeshe@mail.ru, 89270373073
2024 год
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Обучение детей татарскому языку в начальной школе - одна из самых сложных методических задач. Некоторые дети считают родной (татарский) язык скучным предметом. Нежелание заниматься татарским языком порождает неграмотность. В настоящее время эта проблема является актуальной.
Для успешного обучения и воспитания детей необходимо пробудить их интерес к уроку, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.
Учителю необходимо иметь в своей методической копилке подбор дидактических упражнений, красочных наглядных пособий, которые бы повысили интерес обучающихся к изучению родного языка. Если разложить урок на основные элементы, то важно на каждом этапе педагогическими приемами поддерживать интерес - начиная с сообщения новой темы и заканчивая оцениванием и домашним заданием. Что хочется отметить здесь, так это то, что игровой момент, применяемый учителем на любом этапе урока, в значительной мере способствует активности мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрацию внимания, создает условия для появления радости.
Привлечь внимание ученика, удивить его - это лишь начало возникновения интереса, и добиться этого, в общем-то, не так трудно. Гораздо труднее удержать интерес, сделать его достаточно стойким. Интерес к той или иной работе надо воспитывать постепенно, поддерживая его ко всем предметам различными приёмами. Сначала это будет интерес к непосредственной деятельности во время выполнения определённой работы. Позднее под чутким руководством педагога интерес перерастет в интерес к процессу мыслительной деятельности, к новым знаниям.
С первого класса уроки родного языка и чтения следует начать с речевой зарядки, которая состоит из обучения учащихся правильному дыханию.
Развитие четкой работы органов дыхания и артикуляции, что помогает правильному функционированию голосовых связок, а это позволяет говорить звонко и соблюдать темп и ритм речи.
На начальных этапах работы по развитию речевого дыхания следует использовать игровые упражнения, не связанные непосредственно с этим видом дыхания используя наглядные пособия. Сначала нужно научить ребенка совершать достаточно сильный, длительный и, вместе с этим, экономный выдох. Этому способствуют такие игровые упражнения: «Греем ручки» (выдыхание струи воздуха на ладони), «Снежинки» (сдувание со стола комочков ваты), «Листья падают и кружатся» (сдувание вырезанных из тонкой цветной бумаги листьев деревьев), «Цветной фонтанчик» (дуть на дождик, прикрепленный к палочке), «Свечка» (задувание свечи), «Ветряная мельница» (вращение ветряных игрушек) и др.
Хочу обратить внимание на три вида наглядных пособий для дыхательной гимнастики: «Дыхательные мешочки», «Бабочки», «Футбол».
Если вы сделаете для себя такие наглядные пособие, то в любой момент можете разнообразить урок, а также использовать на открытых уроках, будет уже готовым материалом.
Следующий прием, для повышения интереса учащихся на уроках родного (татарского языка) называется «Кубик-Рубик», которого можно использовать на этапах актуализации русского языка и чтения , а также для рефлексии урока. Примерные вопросы вы видите на экране. Учащиеся поочередно или по выбору учителя кидают кубик, тем самым вспоминают забытые материалы прошлых уроков.
Оригинальным наглядным пособием, хочу отметить заламинированные наглядности. Их можно использовать на любом уроке, на любую подходящую тему, как подскажет фантазия. Особенность этих наглядностей заключается в том что они универсальные: пишите фломастером, стираете тряпочкой, и на другом уроке - другие слова. Изготовить данный материал не сложно: главное- распечатать, купить пленки для ламинирования, с помощью утюжка заламинировать.
Последовательность действий ламинирования наглядностей:
- Купить ламинационную пленку
- Настроить утюг на температуру примерно в районе отметки «шёлк».
- Вставляю распечатанный материал в ламинационную пленку
- Поверх пленки положить лист А4, гладить от шва вниз, выгоняя воздух.
- По необходимости вырезать на отдельные части.
Следующее универсальная наглядность, используя фломастер, я назову «Планшет», которую можно сделать из картона и плотной файловой бумаги.
Внутри него есть кармашек, и содержание работы можно менять. Часто используются «планшеты» для работы орфограммами на этапе актуализации знаний. Можно дать работать в группах или передать планшет по одному ряду, следующий ученик проверяет также работу предыдущего.
Наглядные пособия на уроках родного (татарского) не только увлекает, заставляет задуматься, но и развивает самостоятельность, инициативу и волю ребенка, приучает считаться с интересами товарищей.
Таким образом, использование дидактических материалов обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач в процессе обучения детей татарскому (родному) языку в начальных классах. Материалы построены на адекватных возрасту видах деятельности и формы работы с детьми. Также, направлены в целях осуществления речевого развития детей. При помощи этих дидактических материалов используется игровая, информационная, диалоговая технология .Использование таких материалов способствуют развитию любознательности, активности и творческих способностей каждого ребенка.
Литература:
Статьи из журналов:
Рыжова В.Н. Дифференциация обучения как важный фактор развития познавательных интересов школьника. Журнал «Завуч» №8,2016.
Харисова Ч. М. Методика обучения татарскому произношению. — Казань: Магариф, 2000. — 167 с
Интернет-документы:
Муяссарова И.Х. Отдохнем чуть-чуть: Физкультминутки и сюжетные игры (на татарском языке). – Казань, 2018. – 60 с.
Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. Издательство «Учитель», Волгоград, 2018.
Шаламов И.К. Мотивационное программно-целевое управление: теория, технология, практика. Барнаул, 2017.
Ссылка на интернет ресурс :
https://multiurok.ru/files/didakticheskoe-posobie-volshebnye-banochki.html?ysclid=lpqzexxkxn239903680
https://stranatalantov.com/news/5-besplatnyix-servisov-dlya-sozdaniya-didakticheskix-materialov/?ysclid=lpqzkp21j6620653491
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение компьютерных технологий на уроках родного татарского языка и литературы
Использование компьютерных технологий позволяет совершенствовать методику преподавания родных языков, вносить элементы разнообразия в различные типы занятий, способствует развитию интереса к овладению...

Презентация «Повышение мотивации учащихся к обучению иностранного языка через использование новых педагогических технологий»
На мой взгляд,в использовании новых технологий заложены большие возможности для решения таких задач, как преодоление инертности, боязни говорить на иностранном языке из-за возможных ошибок в реч...

Использование ИКТ технологий на уроках родного ( татарского) языка
Выступоениение на МО учителей гуманитарного цикла....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя родного(татарского) языка и литературы Мустафиной Илсояр Габдрахмановны на межаттестационный период с 2015 по 2020 учебные годы
Цель работы над самообразованием:- повышение качества профессиональной деятельности, повышение мотивации к изучению предмета - повышение качества проведения учебных занятий на основе...

Проект по теме « Повышение мотивации учащихся к изучению татарского языка через театральную деятельность»
Проектпо теме« Повышение мотивации учащихся к изучению татарского языка через театральную деятельность»...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя родного (татарского) языка и родной (татарской) литературы
Одной из важнейших задач реформирования системы образования является модернизация сложившейся системы оценки его качества. Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень про...

« Повышение мотивации обучающихся в изучении немецкого языка через использование игровых технологий»
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности....
