Современные технологии, используемые учителем-дефектологом при оказании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их семьям
статья
Статья посвящена актуальным вопросам организации процесса сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и особенностями развития средствами современных технологий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии, используемые учителем-дефектологом при оказании помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их семьям
Аннотация: Статья посвящена актуальным вопросам организации процесса сопровождения детей с особыми образовательными потребностями и особенностями развития средствами современных технологий. Рассматриваются эффективные подходы и стратегии взаимодействия специалистов, семьи ребенка и общества в целом. Анализируются наиболее востребованные методики коррекции нарушений, диагностические инструменты и технологичные средства поддержки.
Введение
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеющие нарушения различных функций организма, требуют комплексного подхода к обучению и воспитанию. Именно такие дети нуждаются в особенных условиях жизни, воспитания и образования, позволяющих обеспечить развитие личности, социализацию и адаптацию в обществе. Сегодня педагоги-дефектологи активно применяют инновационные педагогические и психологические техники, современные информационные и коммуникационные технологии, позволяющие значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей деятельности [8].
Основные направления деятельности специалиста-дефектолога
Деятельность педагогов-дефектологов направлена на решение следующих задач:
Диагностика уровня психофизического развития ребёнка,
Разработка индивидуальных образовательных маршрутов,
Коррекционная работа с детьми разных возрастных групп,
Консультативная помощь родителям,
Обучение персонала дошкольных учреждений методикам специальной педагогики.
Специалист должен владеть комплексом методик диагностики и анализа особенностей поведения, когнитивных процессов, моторных способностей, эмоционально-волевой сферы ребёнка. Особое внимание уделяется взаимодействию между ребенком, семьей и обществом [1], [2].
Формы работы дефектолога
Современные образовательные учреждения используют разнообразные формы работы дефектолога с ребёнком и семьёй:
Индивидуальные занятия. Индивидуальная работа позволяет выявить особенности развития каждого ребёнка и составить индивидуальный образовательный маршрут, учитывая сильные стороны и зоны ближайшего развития [5].
Групповые занятия. Групповая форма занятий помогает ребёнку развивать коммуникативные навыки, учиться взаимодействовать со сверстниками, преодолевать трудности социальной адаптации.
Консультации родителей. Родителям предоставляются консультации по особенностям восприятия, внимания, памяти, речи, эмоциональному развитию своего ребёнка, рекомендации по проведению развивающих мероприятий дома.
Совместные мероприятия с родителями и специалистами других профилей. Комплексное взаимодействие дефектолога, психолога, социального педагога и медицинского работника обеспечивает всестороннюю поддержку ребенку и семье [8].
Методы работы дефектолога
Методический арсенал современного дефектолога включает различные методики и приёмы:
Метод визуализации — использование наглядности для объяснения сложных понятий, схем, таблиц, рисунков, помогающий облегчить восприятие материала.
Игровой метод — применение игровых форм способствует мотивации ребёнка, снижает тревожность, улучшает память и внимание.
Арт-терапия — рисование, лепка, музыка помогают выражению эмоций, развитию творческих способностей, снятию напряжения.
Психолого-педагогическое консультирование — обсуждение вопросов личностного роста, взаимоотношений, самоопределения, формирование уверенности в себе [3], [4].
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — активное внедрение ИКТ в процесс обучения даёт возможность использовать мультимедийные материалы, интерактивные игры, онлайн-ресурсы для повышения качества образовательного процесса [7].
Инновационные технологии в работе дефектолога
Использование инновационных технологий открывает новые возможности для эффективной реализации реабилитационных мер. К таким технологиям относятся:
Электронные учебные пособия и ресурсы, включающие адаптивные программы, обеспечивающие доступ к образованию независимо от физического состояния ученика.
Мобильные приложения, способствующие автоматизации и систематизации учебного процесса, предоставляющие возможность дистанционной работы.
Телекоммуникационные системы позволяют проводить виртуальные встречи и консультации, облегчают связь с врачами, специалистами смежных областей.
Технологии дополненной реальности и виртуальной среды способствуют улучшению пространственного восприятия, ориентировки, способности ориентироваться в окружающей среде.
Роботизированные устройства помогают автоматизировать процессы ухода за ребёнком, повышают уровень самостоятельности и независимости.
Эти технологии открывают широкие перспективы для расширения спектра услуг и возможностей предоставления качественного образования детям с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуального развития [7].
Организация инклюзивного пространства в образовательных учреждениях
Создание условий доступности образовательной среды предполагает обеспечение всех необходимых технических и организационных аспектов:
Адаптация учебных помещений для комфортного пребывания детей-инвалидов.
Оснащение специализированным оборудованием, включая технические средства реабилитации, вспомогательные приспособления, специальные кресла-коляски, сенсорные панели.
Применение специальных компьютерных программ и оборудования, поддерживающих обучение слабослышащих, слепых и лиц с ограничениями двигательной активности [10].
При создании доступной среды особое значение приобретает привлечение семей учащихся к процессу проектирования комфортной образовательной среды. Семья играет ключевую роль в развитии ребёнка, именно родители формируют первые представления об окружающем мире, обеспечивают начальную социальную ориентацию.
Таким образом, создание благоприятных условий для успешной интеграции детей с ОВЗ и инвалидов требует тесного сотрудничества всех участников педагогического процесса, эффективного использования современных технологий и методов [6].
Подходы к поддержке семей, имеющих детей с ОВЗ
Важнейшей задачей является повышение осведомлённости родителей о возможностях современной медицины, психологии и педагогики. Необходимо организовать просветительские мероприятия, направленные на информирование родителей о перспективах преодоления трудностей, связанных с развитием ребёнка.
Поддержка семей должна включать следующие аспекты:
Проведение семинаров и тренингов для членов семьи по эффективному общению с ребёнком.
Формирование родительских объединений, клубов взаимопомощи, консультаций, оказывающих моральную и практическую поддержку семьям, имеющим детей с инвалидностью.
Повышение квалификации специалистов и преподавателей, работающих с данной категорией детей.
Только совместные усилия государства, общественных организаций, семьи и школы способны создать условия для полноценного развития детей с особыми нуждами [6], [8].
Заключение
Сегодня перед обществом стоят серьёзные задачи по обеспечению равноправия и равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Для решения этих задач необходимы новые подходы, современное оснащение и высокий профессионализм педагогов-дефектологов. Только комплексный подход позволит преодолеть существующие барьеры и добиться значимых результатов в области улучшения качества жизни детей с ОВЗ и их семей.
Список использованной литературы
- Аксёнова Л.И., Брилинг Э.Г. Дефектология. Словарь-справочник / Л.И.Аксёнова, Э.Г.Брилинг // Педагогическое общество России. Москва, 2017.
- Алексеев Н.А. Специальная педагогика и специальная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.А.Алексеев // Юрайт. Москва, 2018.
- Артемьева И.В. Особенности социально-психологической адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. Тюмень, 2019.
- Байбородова Л.В. Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии / Л.В.Байбородова // Педагогика, 2018.
- Борисова Е.М. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Е.М.Борисова // Академия. Москва, 2016.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Том II. Проблемы общей психологии / Л.С.Выготский // Педагогика. Москва, 2019.
- Иванова Г.П. Использование информационных технологий в обучении детей с проблемами в развитии / Г.П.Иванова // Логопед, № 5, 2017.
- Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А.Р.Маллер // Просвещение. Москва, 2016.
- Маслова Ж.Н. Особенности общения и совместной деятельности младших школьников с задержкой психического развития / Ж.Н.Маслова // Начальное образование, № 2, 2018.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника / С.Я.Рубинштейн // Владос. Москва, 2017.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья....

ПРОЕКТ «Создание отделения ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья»
Актуальность : Сегодня в России каждый четвертый-пятый ребенок после рождения переводится в отделение патологии новорожденных. Это дети, испытавшие острую или хроническую гипоксию, имеющие внутр...

1 Материалы научно-практической конференции « Современные технологии обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» название статьи «Интегративная разминка на уроках учителя-дефектолога».
Статья «Интегративная разминка на уроках учителя-дефектолога»....

Социально-педагогическая работа учителя-дефектолога с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья
Социально-педагогическая работа учителя-дефектолога с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья Е.В.Шек, учитель-дефектолог МКДОУ № 9, г. КанскА.В.Загребельная, учитель-дефектолог, МКД...

Сообщение по теме: «Особенности психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства и ДПИ» подготовила Козлова Елена Юрьевна учитель-дефектолог ИЗО ,ОСЖ. истории
подготовила Козлова Елена Юрьевна учитель-дефектолог ИЗО ,ОСЖ. истории...

Использование здоровьесберегающих технологий учителем – дефектологом на коррекционных занятиях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий на своих коррекционных занятиях я при...

Современные технологии оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Статья об актуальном использовании современных образовательных технологий учителем-логопедом с детьми ОВЗ и инвалидами....
