Открытое интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога
план-конспект занятия (5 класс)
Конспект открытого интегрированного занятия в 5 классах
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.32 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия: «Я тебя понимаю! Как общаться, чтобы быть услышанным»
Класс: 5Г класс
Форма проведения: интегрированное занятие (логопед + педагог-психолог)
Продолжительность: 40 минут.
Цель занятия - сформировать у учащихся представление о разных формах коммуникации (вербальной и невербальной), проиллюстрировать каким образом можно использовать речь, интонацию, мимику и жесты для выражения своих мыслей и чувств.
Задачи:
Логопедические задачи:
• Расширить представление об устной и письменной речи;
• Развивать навыки построения связных высказываний;
• Активизировать словарный запас.
Психологические задачи:
• Развивать умение распознавать и выражать эмоции;
• Формировать представление о невербальных и паравербальных средствах общения;
• Содействовать развитию эмпатии и коммуникативной уверенности.
Оборудование и материалы:
• Карточки с фразами и эмоциями
• Плакаты/слайды с изображением эмоций
• Маркеры, листы А4
• Аудиофайлы с интонационными примерами (опционально)
• Презентация
⸻
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Приветствие. Настрой на занятие. Объявление темы.
Ставим проблемный вопрос, звучащий в теме занятия (Как общаться, чтобы быть услышанным?). Предлагаем детям ответить на него. После выслушанных предположений и мнений учащихся предлагаем вернуться в этот вопрос уже в конце занятия.
1. Вводная часть
Цель: актуализировать тему общения.
Методы: дискуссия
Педагог-психолог (ПП) и учитель-логопед (УЛ) представляют учащимся притчу «Рыцарь и Дракон» (текст в приложении 1) и предлагают поразмышлять над её смыслом.
Вопросы к притче:
- Как могла бы измениться ситуация, если бы рыцарь сначала заговорил с драконом? Можно ли было избежать конфликта?
- Кем в этой притче чаще оказываемся мы? Рыцарем или драконом?
- Какую фразу стоило бы сказать рыцарю чтобы быть услышанным?
- Что помогает человеку быть понятым в разговоре? А что мешает?
- Как эта история связана с темой общения?
На протяжении всего занятия на доске создается кластер «общение».
Компонент кластера «общение» вывешивается на доску.
2. Основная часть
Блок 1. Речь как средство коммуникации.
Цель: создать условия для осознания учащимися различий и особенностей вербальных форм общения (устной и письменной речи)
УЛ: Рыцарь так и не смог озвучить свое желание, поэтому попал в ужасную ситуацию. Поэтому первое что необходимо в общении - это слова (или речь).
Компонент кластера «речь» вывешивается на доску.
УЛ рассказывает об отличиях устной и письменной речи.
Задание «Скажи-напиши»
Переход – «Казнить нельзя помиловать»
Блок 2. Интонация как компонент общения.
Цель: познакомить с компонентом паравербальной коммуникации – интонацией, научить узнавать и использовать контекстное восприятие в устной и письменной речи.
Методы: упражнение
ПП. При общении мы часто используем интонацию для выражения своего настроения или намерений. Компонент кластера «интонация» вывешивается на доску.
Упражнение «Интонационный калейдоскоп»
Сейчас мы потренируемся в этом.
Тренировка. Ученики вместе с педагогами знакомятся с фразой, которая по-разному интонационно открашена и ищут правильный ответ к этой фразе.
Самостоятельная часть. Учащимся раздается другая фраза (по-разному интонационно окрашенная) и ответы к фразе (приложение 2). Ученикам нужно найти друг друга в зависимости от содержимого карточки (вопрос-ответ).
Таким образом учащиеся сформируют пары или мини-группы.
Фраза: «Вы мне утром звонили?»
Блок 3. Поза, мимика и жесты как компоненты общения.
Цель: познакомить с невербальным компонентом общения
Учащимся предлагается оценить кластер. УЛ, ПП: Чего еще не хватает в нашей схеме? Все ли компоненты общения представлены?
Упражнение «О чем говорит поза?» (парная, групповая работа)
Цель: развивать у учащихся способность замечать и интерпретировать позу как элемент невербального общения, понимать, какие эмоции и намерения могут передаваться через положение тела, а также формировать эмпатию и навыки наблюдательности.
Учащимся предлагается познакомится с репродукциями картин (приложение 3), и по описанию предположить о какой картине идет речь. Задание учащимся предлагается выполнить в парах или тройках.
После выполнения - обсуждение задания. Компонент кластера «поза, мимика и жесты» вывешивается на доску.
Дополнительное задание (опционально)
Интегративное задание «Передай сообщение»
Цель: объединить знания о разных каналах общения
Методы: работа в парах, анализ, дискуссия
Ход:
• Каждой паре даётся карточка с ситуацией:
• Попросить о помощи
• Успокоить друга
• Пригласить поиграть
• Этапы выполнения:
1. Проговаривают сообщение.
2. Добавляют мимику и интонацию.
3. Пробуют записать его как текст.
• Обсуждение в классе: что получилось лучше? Почему?
3. Подведение итогов.
УЛ: Теперь все компоненты общения на месте. Давайте их еще раз перечислим.
А теперь вернемся к вопросу, на который пытались ответить в самом начале нашей встречи. Как общаться, чтобы быть услышанным?
Эффективное общение — это не только что ты говоришь, но и как ты это делаешь: словами, интонацией, жестами. Понимание начинается с внимания к другому человеку.
4. Рефлексия «Мосты общения»
Каждый ученик получает карточку с изображением моста между двумя людьми. На «мосту» необходимо написать ответы на следующие вопросы:
«Что нового ты узнал о способах общения?»
«Какие формы общения тебе ближе (устные/ письменные/жесты, мимика, позы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися первого класса. По теме: «Зима».
Интегрированное занятие с детьми 1 класса, имеющими нарушения речи. В занятии представлена совместная работа учителя-логопеда и педагога - психолога....

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в старшей группе № 6 по развитию речи и ФЭМП «В гостях у сказки»
• Развивать навыки различения и простейшей классификации предметов по данному признаку. • Закреплять представления о количестве, величине предметов, навыки счета до трех. • Развивать навыки обобщен...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога «Прогулка Колобка в осеннем лесу»
Данное занятие было проведено с целью отработки модели комплексной коррекции речевых и психических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....

Интегрированное занятие учителя - логопеда и педагога - психолога "Зажги звезду желаний"
Опыт работы учителя - логопеда и педагога - психолога по сопровождению детей дошкольного возраста в рамках "предшкольной подготовки"....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе (для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием) "Подарок для Осени"
Создание игровой ситуации, развитие связной речи. Закрепление и обобщение представлений об осени и осенних изменениях в природе, характерных признаках осени. Об...
Интегрированное занятие учителя-логопеда Фомичевой Н.Н. и инструктора по физической культуре Ковалевой Н.А. «Здравствуй, Зимушка-Зима».
Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре проводилось с группой учащихся с ОВЗ. Цель: развивать и укреплять физическое, речевое и психическое здоровье детей. З...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда - и учителя - дефектолога на тему "Обувь".
Занятие по этой теме было проведено для детей с умеренной умственной отсталостью в 6 классе. Даный материал могут использовать воспитатели дошкольных образовательных учреждений....
