Открытое интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога
план-конспект занятия (5 класс)

Почтарева Алина Павловна

Конспект открытого интегрированного занятия в 5 классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

Тема занятия: «Я тебя понимаю! Как общаться, чтобы быть услышанным»

Класс: 5Г класс

Форма проведения: интегрированное занятие (логопед + педагог-психолог)

Продолжительность: 40 минут.

Цель занятия - сформировать у учащихся представление о разных формах коммуникации (вербальной и невербальной), проиллюстрировать каким образом можно использовать речь, интонацию, мимику и жесты для выражения своих мыслей и чувств.

Задачи:

Логопедические задачи:

 • Расширить представление об устной и письменной речи;

 • Развивать навыки построения связных высказываний;

 • Активизировать словарный запас.

Психологические задачи:

 • Развивать умение распознавать и выражать эмоции;

 • Формировать представление о невербальных и паравербальных средствах общения;

 • Содействовать развитию эмпатии и коммуникативной уверенности.

Оборудование и материалы:

 • Карточки с фразами и эмоциями

 • Плакаты/слайды с изображением эмоций

 • Маркеры, листы А4

 • Аудиофайлы с интонационными примерами (опционально)

 • Презентация

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Приветствие. Настрой на занятие. Объявление темы.

Ставим проблемный вопрос, звучащий в теме занятия (Как общаться, чтобы быть услышанным?). Предлагаем детям ответить на него. После выслушанных предположений и мнений учащихся предлагаем вернуться в этот вопрос уже в конце занятия.

1. Вводная часть

Цель: актуализировать тему общения.

Методы: дискуссия

Педагог-психолог (ПП) и учитель-логопед (УЛ) представляют учащимся притчу «Рыцарь и Дракон» (текст в приложении 1) и предлагают поразмышлять над её смыслом.

Вопросы к притче:

  1. Как могла бы измениться ситуация, если бы рыцарь сначала заговорил с драконом? Можно ли было избежать конфликта?
  2. Кем в этой притче чаще оказываемся мы? Рыцарем или драконом?
  3. Какую фразу стоило бы сказать рыцарю чтобы быть услышанным?
  4. Что помогает человеку быть понятым в разговоре? А что мешает?
  5. Как эта история связана с темой общения?

На протяжении всего занятия на доске создается кластер «общение».

Компонент кластера «общение» вывешивается на доску.

2. Основная часть

Блок 1. Речь как средство коммуникации.

Цель: создать условия для осознания учащимися различий и особенностей вербальных форм общения (устной и письменной речи)

УЛ: Рыцарь так и не смог озвучить свое желание, поэтому попал в ужасную ситуацию. Поэтому первое что необходимо в общении  - это слова (или речь).

Компонент кластера «речь» вывешивается на доску.

УЛ рассказывает об отличиях устной и письменной речи.

Задание «Скажи-напиши»

Переход – «Казнить нельзя помиловать»

Блок 2. Интонация как компонент общения.

Цель: познакомить с компонентом паравербальной коммуникации – интонацией, научить узнавать и использовать контекстное восприятие в устной и письменной речи.

Методы: упражнение

ПП. При общении мы часто используем интонацию для выражения своего настроения или намерений. Компонент кластера «интонация» вывешивается на доску.

Упражнение «Интонационный калейдоскоп»

Сейчас мы потренируемся в этом.

Тренировка. Ученики вместе с педагогами знакомятся с фразой, которая по-разному интонационно открашена и ищут правильный ответ к этой фразе.

Самостоятельная часть. Учащимся раздается другая фраза (по-разному интонационно окрашенная) и ответы к фразе (приложение 2). Ученикам нужно найти друг друга в зависимости от содержимого карточки (вопрос-ответ).

Таким образом учащиеся сформируют пары или мини-группы.

Фраза: «Вы мне утром звонили?»

Блок 3. Поза, мимика и жесты как компоненты общения.

Цель: познакомить с невербальным компонентом общения

Учащимся предлагается оценить кластер. УЛ, ПП: Чего еще не хватает в нашей схеме? Все ли компоненты общения представлены?

Упражнение «О чем говорит поза?» (парная, групповая работа)

Цель: развивать у учащихся способность замечать и интерпретировать позу как элемент невербального общения, понимать, какие эмоции и намерения могут передаваться через положение тела, а также формировать эмпатию и навыки наблюдательности.

Учащимся предлагается познакомится с репродукциями картин (приложение 3), и по описанию предположить о какой картине идет речь. Задание учащимся предлагается выполнить в парах или тройках.

После выполнения - обсуждение задания. Компонент кластера «поза, мимика и жесты» вывешивается на доску.

Дополнительное задание (опционально)

Интегративное задание «Передай сообщение»

Цель: объединить знания о разных каналах общения

Методы: работа в парах, анализ, дискуссия

Ход:

 • Каждой паре даётся карточка с ситуацией:

 • Попросить о помощи

 • Успокоить друга

 • Пригласить поиграть

 • Этапы выполнения:

 1. Проговаривают сообщение.

 2. Добавляют мимику и интонацию.

 3. Пробуют записать его как текст.

 • Обсуждение в классе: что получилось лучше? Почему?

3. Подведение итогов.

УЛ: Теперь все компоненты общения на месте. Давайте их еще раз перечислим.

А теперь вернемся к вопросу, на который пытались ответить в самом начале нашей встречи. Как общаться, чтобы быть услышанным?

Эффективное общение — это не только что ты говоришь, но и как ты это делаешь: словами, интонацией, жестами. Понимание начинается с внимания к другому человеку.

4. Рефлексия «Мосты общения»

Каждый ученик получает карточку с изображением моста между двумя людьми. На «мосту» необходимо написать ответы на следующие вопросы:

«Что нового ты узнал о способах общения?»

«Какие формы общения тебе ближе (устные/ письменные/жесты, мимика, позы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога с учащимися первого класса. По теме: «Зима».

Интегрированное занятие с детьми 1 класса, имеющими нарушения речи.  В занятии представлена совместная работа учителя-логопеда и педагога - психолога....

Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в старшей группе № 6 по развитию речи и ФЭМП «В гостях у сказки»

• Развивать навыки различения и простейшей классификации предметов по данному признаку. • Закреплять представления о количестве, величине предметов, навыки счета до трех. • Развивать навыки обобщен...

Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога «Прогулка Колобка в осеннем лесу»

Данное занятие было проведено с целью отработки модели комплексной коррекции речевых и психических нарушений у детей старшего дошкольного возраста....

Интегрированное занятие учителя - логопеда и педагога - психолога "Зажги звезду желаний"

Опыт работы учителя - логопеда и педагога - психолога по сопровождению детей дошкольного возраста  в рамках "предшкольной подготовки"....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе (для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием) "Подарок для Осени"

Создание  игровой ситуации,  развитие связной речи.  Закрепление и обобщение  представлений  об осени и осенних изменениях в природе, характерных признаках осени. Об...

Интегрированное занятие учителя-логопеда Фомичевой Н.Н. и инструктора по физической культуре Ковалевой Н.А. «Здравствуй, Зимушка-Зима».

Интегрированное занятие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре проводилось с группой учащихся с ОВЗ. Цель: развивать и укреплять физическое, речевое и психическое здоровье детей. З...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда - и учителя - дефектолога на тему "Обувь".

Занятие по этой теме было проведено для детей с умеренной умственной отсталостью в 6 классе. Даный материал могут использовать воспитатели дошкольных образовательных учреждений....