Логопедическое занятие «Использование современных технологий и нетрадиционных материалов в логопедической практике при постановке и автоматизации звука (л) »
план-конспект

Развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания.  Синхронизация действий артикуляционной и мелкой моторики для развития межполушарных связей. Формирование умения различать и узнавать звуки. Постановка и автоматизация звука (л).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskoe_zanyatie.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическое занятие в рамках заседания районного методического объединения учителей начальных классов с группой детей, посещающих  кружок  «АБВГДейка».

Тема: «Использование современных технологий и нетрадиционных материалов в логопедической практике при постановке и автоматизации звука (л) »

Цель: Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание, для коррекции звукопроизношения. Учиться синхронизировать действия артикуляционной и мелкой моторики, для развития межполушарных связей. Формировать умение различать и узнавать звуки, для коррекции нарушения речевого восприятия. Корректировать произношение звука (л).

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • учить детей различать звуки только на слух (без опоры на зрение);
  • учить правильно произносить звук (л) ;
  • учить детей дифференцировать звуки.


Коррекционные:

  • развивать общую и мелкую моторику;
  • формировать продолжительность выдоха;
  • тренировать мимическую мускулатуру лица;
  • развивать слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие;
  • формировать навыки самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный, акустический контроль;
  • развивать зрительное восприятие.


Воспитательные:

  • обучить коммуникативным навыкам работы в группе.


Оборудование:

1. Демонстрационное:

  • картинки – изображения: язык, пальцы, уши, пруд, тучи, дождь, солнце;
  • игрушки: Бегемот, Змейка, Слоник, Лягушка;
  • слоги;
  • изображения органов артикуляции;
  • компьютер и аудиофайлы с записями звуков;
  • интерактивный настенный логопедический комплекс.


2. Индивидуальное (по числу детей):

  • карточки на дифференциацию звуков;
  • тучки - дождик;
  • воздушные шарики;
  • зеркала, салфетки;
  • виноград, апельсин, яблоки, сушки, соломка.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
(Логопед предлагает улыбнуться друг другу и улыбнуться гостям.)
– Молодцы! Садитесь на свои места, начинаем наше занятие.

Ребята, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься, нужно отгадать загадки:

-Если б не было его, не сказал бы ничего (язык).

-Всегда во рту, а не проглотишь (язык).

-На двух руках со мной:

Живут одной семьей.

Матерые работники,

Во всем помочь охотники.

Всего их десять мальчиков.

Братишек дружных (пальчиков).

-Ими все мы слушать можем,

Слух у нас отличный!

Но подслушивать негоже,

Это неприлично… (уши).

Молодцы. Вы все правильно отгадали. Сегодня мы с вами будем тренировать свой язычок, чтобы лучше говорить, пальчики, чтобы лучше думать и ушки, чтобы лучше различать звуки.

2. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук, дыхательные и мимические, биоэнергопластика.

          Ребята, у нас  сегодня не обычное занятие, а волшебное. К нам в гости пришел знаете кто? (Бегемот). Он очень добрый и хороший. Зовут его Жужа. Он хочет с вами познакомиться. Представьтесь, пожалуйста (Имена детей). А еще у Жужи есть много друзей- животных. Давайте с ними подружимся? (Давайте). Тогда отправляемся в путешествие.

 А вот и пруд. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.
(Дети выполняют задание.)
– Понюхайте их.
(Дети делают глубокий вдох носом, медленный выдох ртом).

- Посмотрите, набежали тучи и подул сильный ветер.

(Дети дуют на тучи).

-Начал капать дождик.

(Дети стучат языком в верхние зубы, имитируя капли дождя: ддд… Указательными пальчиками стучим по столу).

Снова выглянуло солнышко и мы идем дальше.

-Кто это сидит в пруду? (Бегемот).  Да, это бегемот. Жужа хочет познакомить вас со своим братом. Покажите, как он рот широко открывает.

-Упражнение «Бегемот».

 (Дети открывают и закрывают рот, пальцами имитируют открывание рта Упражнение выполняется под счет от 1 до 5).

        

Молодцы, идем дальше. Кто же это квакает? (Лягушки). Покажите, как они нам улыбаются?

-Упражнение «Лягушки».

( Широко улыбнуться, обнажая зубы, удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз).  Кисть руки находится горизонтально, пальцы образуют широкую трубочку. На счет 1 пальцы немного сгибаются и расходятся в стороны. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.)

        А кто это впереди? Да это же слон. Он нам тоже улыбается.

-Упражнение «Слоник».

( Сомкнутые губы вытянуть вперед, удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз).  Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямленные и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 пальцы собираются вмести, образуя хоботок. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.

        

Молодцы. Идем дальше. Кто это ползет нам навстречу? (Змейка). Правильно. Это добрая змейка.

-Упражнение «Змейка».

( Улыбнуться, открыть рот, высовывать острый язык. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз). Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 пальцы смыкаются в кулак, остается лишь указательный палец. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.)

Ребята, Жужа вас познакомил со своими друзьями. Давайте мы с ними поиграем и покажем, как мы выполняем веселую артикуляционную гимнастику? (Давайте).

 ( Выполнение артикуляционной гимнастики с помощью интерактивного комплекса: «Лошадки», «Индюк», «Чистить зубы», «Маляр»).

Дети, а вы знаете, что кроме нашей веселой гимнастики можно тренировать язычок «вкусными упражнениями»? И сегодня мы некоторые из них выучим.

Перед вами на тарелках «вкусняшки», которые мы пока не кушаем, а будем использовать для работы.

«Фруктовый микс»

- Возьмите гроздь винограда и без помощи рук отрывайте ягоды и складывайте в тарелку.

- Положите ягоду на язык, приподнимите его края и удерживайте так, чтобы ягода не выпала. Получится «чашечка».

А теперь поиграем с апельсином.

- Высуньте язык вперед и острым кончиком «рисуйте» круг по ломтику апельсина в одну и в другую сторону.

«Зарядка для сладкоежек»

- «Сушки» - возьмите сушку (мелкую) и вставьте между губами, удерживайте под счет от 1 до 5.

- Удерживайте сушку перед губами, откройте рот, высуньте острый язык и попадите в дырочку, удерживайте под счет от 1 до 5.

- удерживайте на языке соломку подсчет от 1до 5.

3. Различение звуков на слух.

А теперь давайте немножко отдохнем. Глазки закрываются, а ушки внимательно слушают. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть и внимательно слушать звуки. Я вам буду называть разные звуки. Вы хлопните один раз в ладоши, если услышите твердый звук (л).

(Дети хлопают, услышав данный звук изолированно, в слогах и словах).

4. Физминутка.  

Ой, что-то мы засиделись. Пойдемте дальше.  Посмотрите, это волшебное болото. Нам нужно перебраться через него, прыгая по кочкам. Прыгать нужно не просто так, а хорошо проговаривая звук (л) в слогах, наступая на кочку.

(Дети прыгают по кочкам, проговаривая слоги: ла, ло, лу, лы, лэ).

Вы отлично справились. Садитесь на свои места.

5. Дифференциация звуков.  

Ребята. Жужа со своими друзьями тоже приготовил для нас игру. Перед вами в конвертах карточки. Нужно их разделить на две группы. В одну группу положите те, в названии которых есть звук (л). В другую - где этого звука нет.

 (Дети делят карточки на две группы, проговаривают слова, определяют местоположение звука (л).) Отлично, вы все хорошо справились с заданием.

6. Работа над произношением.

А теперь давайте покажем нашим друзьям, как мы умеем красиво проговаривать звук (л) и другие звуки в словах. Давайте поиграем с попугаем? (Давайте). (Отработка звуков с помощью интерактивного комплекса). Молодцы.

А теперь самостоятельно назовите картинки, в названии которых есть звук (л). Хорошо проговорите этот звук в словах.

(Дети самостоятельно называют картинки, показанные логопедом).

Дети, посмотрите, Жужа нам принес карточки с чистоговорками. Давайте произнесем их, хорошо проговаривая все звуки? (Давайте).

(Отработка согласных звуков в чистоговорках). Отлично, вы все постарались.

7. Итог занятия.

К сожалению, наше волшебное путешествие подошло к концу.

 Что вам больше всего понравилось?

Чему мы сегодня научились?

Какой звук мы с вами учились проговаривать в слогах и словах?

Посмотрите вокруг, назовите предметы, в названии которых есть звук (л).

Давайте поблагодарим наших новых друзей и подарим друг другу хорошее настроение.  На память о занятии у вас останутся шарики. Давайте их надуем.  Вы можете оставить их себе или кому-то подарить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по постановке и автоматизации звуков речи

Серия индивидуальных и групповых логопедических занятий....

Индивидуальное логопедическое занятие с компьютерных технологий «Дикие животные. Звук и буква У»

Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», признаков зимы в природе.Уточнение и расширение словаря по теме.Развитие функции словообразования и фразовой речи (составление предложений с опорой на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - ПРОЕКТ - "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОСТАНОВКЕ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА /Л/"

В данном проекте освещены такие вопросы как : актуальность темы проекта, цели и задачи проекта, ожидаемый результат. А так же раскрыты здоровье сберегающие компоненты проекта и этапы его реализаии....

индивидуально-подгрупповое занятие «Репка» по постановке и автоматизации звука «Р» с детьми с дизартрией (стертой)

        К сожалению, современное время нас, учителей-логопедов, все чаще и чаще приводит к детям с дизартрией, к тем, у кого стойкое речевое расстройство, обусловленное недо...

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса. Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв.

Конспект логопедического занятия в условиях школьного логопункта для учащихся 2-го класса.Тема: Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв....