Логопедическое занятие «Использование современных технологий и нетрадиционных материалов в логопедической практике при постановке и автоматизации звука (л) »
план-конспект
Развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания. Синхронизация действий артикуляционной и мелкой моторики для развития межполушарных связей. Формирование умения различать и узнавать звуки. Постановка и автоматизация звука (л).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Логопедическое занятие в рамках заседания районного методического объединения учителей начальных классов с группой детей, посещающих кружок «АБВГДейка».
Тема: «Использование современных технологий и нетрадиционных материалов в логопедической практике при постановке и автоматизации звука (л) »
Цель: Развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание, для коррекции звукопроизношения. Учиться синхронизировать действия артикуляционной и мелкой моторики, для развития межполушарных связей. Формировать умение различать и узнавать звуки, для коррекции нарушения речевого восприятия. Корректировать произношение звука (л).
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- учить детей различать звуки только на слух (без опоры на зрение);
- учить правильно произносить звук (л) ;
- учить детей дифференцировать звуки.
Коррекционные:
- развивать общую и мелкую моторику;
- формировать продолжительность выдоха;
- тренировать мимическую мускулатуру лица;
- развивать слуховое внимание, слуховую память и фонематическое восприятие;
- формировать навыки самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный, акустический контроль;
- развивать зрительное восприятие.
Воспитательные:
- обучить коммуникативным навыкам работы в группе.
Оборудование:
1. Демонстрационное:
- картинки – изображения: язык, пальцы, уши, пруд, тучи, дождь, солнце;
- игрушки: Бегемот, Змейка, Слоник, Лягушка;
- слоги;
- изображения органов артикуляции;
- компьютер и аудиофайлы с записями звуков;
- интерактивный настенный логопедический комплекс.
2. Индивидуальное (по числу детей):
- карточки на дифференциацию звуков;
- тучки - дождик;
- воздушные шарики;
- зеркала, салфетки;
- виноград, апельсин, яблоки, сушки, соломка.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться – доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
(Логопед предлагает улыбнуться друг другу и улыбнуться гостям.)
– Молодцы! Садитесь на свои места, начинаем наше занятие.
Ребята, чтобы узнать, чем мы сегодня будем заниматься, нужно отгадать загадки:
-Если б не было его, не сказал бы ничего (язык).
-Всегда во рту, а не проглотишь (язык).
-На двух руках со мной:
Живут одной семьей.
Матерые работники,
Во всем помочь охотники.
Всего их десять мальчиков.
Братишек дружных (пальчиков).
-Ими все мы слушать можем,
Слух у нас отличный!
Но подслушивать негоже,
Это неприлично… (уши).
Молодцы. Вы все правильно отгадали. Сегодня мы с вами будем тренировать свой язычок, чтобы лучше говорить, пальчики, чтобы лучше думать и ушки, чтобы лучше различать звуки.
2. Упражнения на развитие артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук, дыхательные и мимические, биоэнергопластика.
Ребята, у нас сегодня не обычное занятие, а волшебное. К нам в гости пришел знаете кто? (Бегемот). Он очень добрый и хороший. Зовут его Жужа. Он хочет с вами познакомиться. Представьтесь, пожалуйста (Имена детей). А еще у Жужи есть много друзей- животных. Давайте с ними подружимся? (Давайте). Тогда отправляемся в путешествие.
А вот и пруд. Посмотрите, сколько вокруг цветов. Изобразите цветы с помощью своих пальчиков.
(Дети выполняют задание.)
– Понюхайте их.
(Дети делают глубокий вдох носом, медленный выдох ртом).
- Посмотрите, набежали тучи и подул сильный ветер.
(Дети дуют на тучи).
-Начал капать дождик.
(Дети стучат языком в верхние зубы, имитируя капли дождя: ддд… Указательными пальчиками стучим по столу).
Снова выглянуло солнышко и мы идем дальше.
-Кто это сидит в пруду? (Бегемот). Да, это бегемот. Жужа хочет познакомить вас со своим братом. Покажите, как он рот широко открывает.
-Упражнение «Бегемот».
(Дети открывают и закрывают рот, пальцами имитируют открывание рта Упражнение выполняется под счет от 1 до 5).
Молодцы, идем дальше. Кто же это квакает? (Лягушки). Покажите, как они нам улыбаются?
-Упражнение «Лягушки».
( Широко улыбнуться, обнажая зубы, удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз). Кисть руки находится горизонтально, пальцы образуют широкую трубочку. На счет 1 пальцы немного сгибаются и расходятся в стороны. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.)
А кто это впереди? Да это же слон. Он нам тоже улыбается.
-Упражнение «Слоник».
( Сомкнутые губы вытянуть вперед, удерживать губы в таком положении под счет от 1 до 10 (5-10 раз). Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямленные и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 пальцы собираются вмести, образуя хоботок. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.
Молодцы. Идем дальше. Кто это ползет нам навстречу? (Змейка). Правильно. Это добрая змейка.
-Упражнение «Змейка».
( Улыбнуться, открыть рот, высовывать острый язык. Выполнять упражнение под счет от 1 до 10 (5-10 раз). Кисть руки находится горизонтально, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь направлена вниз. На счет 1 пальцы смыкаются в кулак, остается лишь указательный палец. Упражнение выполняется под счет от 1 до 10.)
Ребята, Жужа вас познакомил со своими друзьями. Давайте мы с ними поиграем и покажем, как мы выполняем веселую артикуляционную гимнастику? (Давайте).
( Выполнение артикуляционной гимнастики с помощью интерактивного комплекса: «Лошадки», «Индюк», «Чистить зубы», «Маляр»).
Дети, а вы знаете, что кроме нашей веселой гимнастики можно тренировать язычок «вкусными упражнениями»? И сегодня мы некоторые из них выучим.
Перед вами на тарелках «вкусняшки», которые мы пока не кушаем, а будем использовать для работы.
«Фруктовый микс»
- Возьмите гроздь винограда и без помощи рук отрывайте ягоды и складывайте в тарелку.
- Положите ягоду на язык, приподнимите его края и удерживайте так, чтобы ягода не выпала. Получится «чашечка».
А теперь поиграем с апельсином.
- Высуньте язык вперед и острым кончиком «рисуйте» круг по ломтику апельсина в одну и в другую сторону.
«Зарядка для сладкоежек»
- «Сушки» - возьмите сушку (мелкую) и вставьте между губами, удерживайте под счет от 1 до 5.
- Удерживайте сушку перед губами, откройте рот, высуньте острый язык и попадите в дырочку, удерживайте под счет от 1 до 5.
- удерживайте на языке соломку подсчет от 1до 5.
3. Различение звуков на слух.
А теперь давайте немножко отдохнем. Глазки закрываются, а ушки внимательно слушают. Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы играть и внимательно слушать звуки. Я вам буду называть разные звуки. Вы хлопните один раз в ладоши, если услышите твердый звук (л).
(Дети хлопают, услышав данный звук изолированно, в слогах и словах).
4. Физминутка.
Ой, что-то мы засиделись. Пойдемте дальше. Посмотрите, это волшебное болото. Нам нужно перебраться через него, прыгая по кочкам. Прыгать нужно не просто так, а хорошо проговаривая звук (л) в слогах, наступая на кочку.
(Дети прыгают по кочкам, проговаривая слоги: ла, ло, лу, лы, лэ).
Вы отлично справились. Садитесь на свои места.
5. Дифференциация звуков.
Ребята. Жужа со своими друзьями тоже приготовил для нас игру. Перед вами в конвертах карточки. Нужно их разделить на две группы. В одну группу положите те, в названии которых есть звук (л). В другую - где этого звука нет.
(Дети делят карточки на две группы, проговаривают слова, определяют местоположение звука (л).) Отлично, вы все хорошо справились с заданием.
6. Работа над произношением.
А теперь давайте покажем нашим друзьям, как мы умеем красиво проговаривать звук (л) и другие звуки в словах. Давайте поиграем с попугаем? (Давайте). (Отработка звуков с помощью интерактивного комплекса). Молодцы.
А теперь самостоятельно назовите картинки, в названии которых есть звук (л). Хорошо проговорите этот звук в словах.
(Дети самостоятельно называют картинки, показанные логопедом).
Дети, посмотрите, Жужа нам принес карточки с чистоговорками. Давайте произнесем их, хорошо проговаривая все звуки? (Давайте).
(Отработка согласных звуков в чистоговорках). Отлично, вы все постарались.
7. Итог занятия.
К сожалению, наше волшебное путешествие подошло к концу.
Что вам больше всего понравилось?
Чему мы сегодня научились?
Какой звук мы с вами учились проговаривать в слогах и словах?
Посмотрите вокруг, назовите предметы, в названии которых есть звук (л).
Давайте поблагодарим наших новых друзей и подарим друг другу хорошее настроение. На память о занятии у вас останутся шарики. Давайте их надуем. Вы можете оставить их себе или кому-то подарить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по постановке и автоматизации звуков речи
Серия индивидуальных и групповых логопедических занятий....

Индивидуальное логопедическое занятие с компьютерных технологий «Дикие животные. Звук и буква У»
Закрепление обобщающего понятия «дикие животные», признаков зимы в природе.Уточнение и расширение словаря по теме.Развитие функции словообразования и фразовой речи (составление предложений с опорой на...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе Логопедической программы коррекции нарушений Устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических занятий с младшими школьниками. Автор Козырева Л.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА составлена на основе логопедической программы коррекции нарушений устной и письменной речи учащихся 1-го класса и программно-методических материалов для логопедических...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА - ПРОЕКТ - "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОСТАНОВКЕ И АВТОМАТИЗАЦИИ ЗВУКА /Л/"
В данном проекте освещены такие вопросы как : актуальность темы проекта, цели и задачи проекта, ожидаемый результат. А так же раскрыты здоровье сберегающие компоненты проекта и этапы его реализаии....

индивидуально-подгрупповое занятие «Репка» по постановке и автоматизации звука «Р» с детьми с дизартрией (стертой)
К сожалению, современное время нас, учителей-логопедов, все чаще и чаще приводит к детям с дизартрией, к тем, у кого стойкое речевое расстройство, обусловленное недо...

Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса. Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв.
Конспект логопедического занятия в условиях школьного логопункта для учащихся 2-го класса.Тема: Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв....