Коррекционный курс для обучающейся с интеллектуальными нарушениями
рабочая программа

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_alternativnaya_kommunikatsiya.docx145.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя образовательная школа № 167»

РАССМОТРЕНО

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШППк

Протокол №

И.О. директора

МБОУ «СОШ № 167»                            

от «  »  ________  20г.

Председатель ШППк

от «___» ____________ 20г.

Рабочая программа

по коррекционному курсу

«Альтернативная коммуникация»

2 класс

Вариант 2

 

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Фамилия, имя, обучающегося

Дата рождения  

Класс

Срок реализации программы:

Ответственный за реализацию программы

Учитель-логопед Поникарова Л.А. 

(ФИО специалиста)

г. Зеленогорск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

      Программа курса адресована  обучающейся  с  умеренной умственной  отсталостью  (интеллектуальными  нарушениями)  с  учетом реализации  её  особых  общеобразовательных  потребностей,  а  также индивидуальных особенностей и возможностей.

 КЗ ТПМПК __________________________________________________________________

Направления деятельности учителя-логопеда из  КЗ ТПМПК ________________________

_____________________________________________________________________________

Краткая характеристика обучающейся

Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом, подбором одежды в соответствии с сезоном. Ориентируется в знакомом пространстве, выполняет простые поручения.

Особенности психофизического развития: нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий. Мышление: не доступны обобщения по ситуационной близости, анализ, синтез. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность развита слабо, интерес к деятельности не устойчивый, предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки сформированы частично: адекватно используют учебные принадлежности, выполняют инструкции.

Речь: собственная речь представлена аграмматичной фразой из двух слов, слова с грубо нарушенной слоговой структурой. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяет за педагогом отдельные слова. В обращенной речи понимает простые инструкции.

     Рабочая  программа  по  коррекционному  курсу  «Альтернативная коммуникация» во 2 классе определяет следующую цель и задачи:

      Цель: коррекция речевых расстройств и нарушений коммуникации в доступных пределах.

    Задачи:

  • осваивать доступные средства невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, географического изображения, знаковой системы для решения соответствующих возрасту житейских задач;
  • осваивать таблицы букв, карточек с напечатанными словами, наборы букв для овладения чтения и письмом на достаточном уровне как средства коммуникации;
  • составлять коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради для общения в школе, дома и в других местах;
  • осваивать технические коммуникативные устройства;
  • развивать речь как средство общения в контексте познания окружающего мира.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

             Программа курса включает в себя взаимосвязанные направления:

диагностическая работа обеспечивает проведение  комплексного обследования речи и подготовку рекомендаций по оказанию помощи учителю начальных классов и родителям в условиях образовательного учреждения;

коррекционно-развивающая работа обеспечивает логопедическую  помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в речевом развитии в условиях общеобразовательного учреждения,  способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с  семьёй по вопросам коррекции и социализации обучающегося;

информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями),

            Программа курса  направлена на

  • коррекцию устной речи в доступных пределах;
  • обеспечение  речевой практики в рамках изучаемых правил по предмету «Речь и альтернативная коммуникация»;
  • предупреждение или минимизацию проявления трудностей формирования первоначальных навыков письма  и  чтения  у  обучающейся  с  системным  недоразвитием речи;
  • расширение представлений об окружающей действительности.

      В содержании логопедической программы учтены особенности развития умеренно умственно отсталых детей, новые вариативные формы организации коррекции отклонений развития, а также необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.

У ребенка с умеренной умственной отсталостью затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы.

     Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия:

  • указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос;
  • выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики;
  • развитие речи средствами невербальной коммуникации;
  • импрессивная речь (понимание простых по звуковому составу слов: мама, папа, дядя и др.; реагирование на собственное имя; узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов; понимание слов, обозначающих предмет: посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.; понимание обобщающих понятий: посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.; понимание слов, обозначающих действия предмета: пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.; понимание слов, обозначающих признак предмета: цвет, величина, форма и др.; понимание слов, обозначающих признак действия, состояние: громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.; понимание слов, указывающих на предмет, его признак: я, он, мой, твой и др.; понимание слов, обозначающих число, количество предметов: пять, второй и др.; понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении: в, на, под, из, из-за и др.; понимание простых предложений; понимание сложных предложений; понимание содержания текста.

          Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия: указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос, выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

          Импрессивная речь:

Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.). Реагирование на собственное имя. Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).

Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении(в, на, под, из, из-за и др.). Понимание простых предложений.

Понимание сложных предложений.

Понимание содержания текста.

           В программах реализованы в соответствии с этиопатогенетической симптоматикой речевого нарушения следующие принципы коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности  развития  детской  речи  применительно  к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  • принцип  коррекции  и  компенсации,  позволяющий определить адресные логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  • деятельностный   принцип,   определяющий   ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи.

Методы коррекционной работы

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  • практические, словесные, наглядные (по источнику изложения учебного материала);
  • репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, исследовательские, проблемные и др.(по характеру учебно-познавательной деятельности);
  • индуктивные и дедуктивные (по логике изложения и восприятия учебного материала).

Методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  • устные проверки и самопроверки результативности овладения знаниями, умениями и навыками.

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

  • определённые поощрения в формировании мотивации, чувства ответственности, обязательств, интересов в овладении знаниями, умениями и навыками.

ОПИСАНИЕ МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

     Коррекционный курс «Альтернативная коммуникация» относИтся  к  коррекционно-развивающей области    «Коррекционно-развивающие занятия»  и  является  обязательной  частью учебного  плана.  В  соответствии  с  учебным  планом  рабочая  программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» рассчитана на 68  часов  (34  учебные  недели)  и  составляет  2  часа  в  неделю  в  форме индивидуальных занятий.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Предметные результаты

  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.  
  • Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения.
  • Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач.
  • Умение использования предметов для выражения путем на них жестом, взглядом.
  • Использование доступных жестов для передачи сообщения.
  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
  • Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах.
  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв.

Базовые учебные действия

  • Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

- входить и выходить из учебного помещения со звонком;

- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

  • Формирование учебного поведения:

1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;

- фиксирует взгляд на яркой игрушке;

- фиксирует взгляд на движущей игрушке;

- переключает взгляд с одного предмета на другой;

- фиксирует взгляд на лице педагога;

- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;

- фиксирует взгляд на изображении;

- фиксирует взгляд на экране монитора.

2) умение выполнять инструкции педагога:

- понимает жестовую инструкцию;

- понимает инструкцию по пиктограммам;

- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

3) использование по назначению учебных материалов:

- бумаги; карандаша, мела

4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:

- выполняет действие способом рука-в-руке;

- подражает действиям, выполняемым педагогом;

- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

  • Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

2) от начала до конца:

- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Личностные результаты

1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;

2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;

3) формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;

4) формирование уважительного отношения к окружающим;

5) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

6) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

7) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общепринятых правилах;

8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

10) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

11) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩЕЙСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ

       В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей обучающейся.  Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку планируемых результатов коррекционной работы по итогам учебного года: анализ результатов коррекции, динамика развития личности обучающегося.  Результаты промежуточной аттестации в конце учебного года фиксируются в форме характеристики. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимся специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты развития.

Оценка сформированности базовых учебных действий

0 баллов – индикатор отсутствует или его не удаётся отследить

1 балл – индикатор присутствует, но носит кратковременный, ситуативный, неустойчивый характер.

2 балла – индикатор присутствует, но обучающийся действует под руководством и/или по принуждению родителей и педагогов.

3 балла – индикатор формируется, обучающийся может обращаться за помощью

 и принимать помощь.

4 балла – индикатор формируется, обучающийся проявляет интерес к оцениваемому параметру деятельности.

5 баллов – индикатор достаточно сформирован, обучающийся способен переносить, применять знания и умения в новых жизненных ситуациях.   

п/п

Группа БУД

Перечень учебных действий

Оценка сформированности
(в баллах)

начало

уч. года

конец

уч. года

1

Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

-Умение понимать мимику и пантомимику сверстников.

-Умение концентрировать направленность взгляда на
говорящего взрослого/задание.

-Умение оценивать состояние сверстников, взрослых по
мимике, пантомимике.

Максимум 15 баллов

2

Формирование учебного
поведения

-Умение выполнять инструкции педагога.

- Умение выполнять действия по образцу и по подражанию

- Умение использовать по назначению учебный материал.

Максимум 15 баллов

3

Формирование умения
выполнять задание

- Умение выполнять задание в течение определенного
периода времени.

- Умение выполнять задание от начала до конца.

- Умение выполнять задание с заданными качественными
параметрами.

Максимум 15 баллов

4

Формирование умения
самостоятельно переходить
от одного задания (операции,
действия) к другому в
соответствии с расписанием
занятий, алгоритмом
действия и т.д.

- Умение пошагово выполнять задание.

- Умение следовать наглядной развернутой инструкции педагога.

- Умение следовать словесной инструкции педагога.

- Умение самостоятельно выполнять задание.

Максимум 20 баллов

Итого баллов (максимум) 65 баллов

Уровень сформированности БУД

I уровень 

сформированности БУД

Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в любых ситуациях.

65-50

II уровень 

сформированности БУД

Обучающиеся понимают смысл действий, способны самостоятельно применять действия в знакомых ситуациях, в необычной ситуации допускают ошибки, но могут исправить их по замечанию учителя.

49-32

III уровень 

сформированности БУД

Смысл действий обучающийся связывает с конкретной ситуацией, в основном выполняет действия по указанию учителя.

31-20

 IV уровень 

сформированности БУД

В некоторых ситуациях не понимает смысл действий, действия выполняет только по указанию учителя, в затруднительных ситуациях не может справиться с поставленной задачей

19-0

 

Оценка ожидаемых личностных результатов

предполагает, прежде всего, оценку продвижения  обучающейся  в  овладении  социальными  (жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

−  0 баллов - нет фиксируемой динамики;

−  1 балл - минимальная динамика;

−  2 балла - удовлетворительная динамика;

−  3 балла - значительная динамика.

№ п/п

Критерии

Параметры оценки

Индикаторы

Баллы

Начало года

Конец года

1.

Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к определенному полу, осознания себя как «Я»

Максимум 12 баллов

Персональная идентичность

(соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале)

Узнает свое имя, свою фамилию.

Отвечает правильно на вопрос «Как тебя зовут?»

Идентифицирует по внешним признакам пол человека на картинке, на фотографии. Определяет свою половую принадлежность.

Соотносит понятия «моё»/ «чужое» (предметы, учебные вещи, учебное место).

2.

Основы социально-эмоционального участия в процессе общения и совместной деятельности.

Максимум 12 баллов

Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия

Умеет обратиться к взрослому с целью реализации собственных потребностей.

Проявляет доверие к близким взрослым и педагогу.

Стремится (проявляет активность, радость) к общению и совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

3.

Формирование уважительного отношения к окружающим.

Максимум 6 баллов

Сформированность коммуникативных навыков.

Обращается уважительно к взрослым (интонация, называет по имени и отчеству) и к сверстникам в школе.

Выражает поведением, мимикой, жестами, речью уважительное отношение к взрослым и сверстникам в условиях дома, в других социально-культурных учреждениях.

4.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично – изменяющемся и развивающемся мире.

Максимум 9 баллов

Сформированность навыков адаптации.

Наличие признаков преодоления стереотипов в поведении и появления новых образцов учебного поведения.

Закрепляет навыки сдерживания импульсивного поведения и аффективных реакций. Проявляет терпение.

Сохраняет устойчивость поведения и адекватную реакцию в случаях изменении режима дня в домашних условиях и в школе.

5.

Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирования личностного смысла учения.

Максимум 18 баллов

Адекватность применения ритуалов социального взаимодействия, расширение сферы мотивов учебной деятельности и проявление устойчивого интереса, потребности к отдельным познавательным заданиям.

Владеет навыком пребывания в социальной ситуации общественного транспорта, магазина, кафе и т.д.

Наличие представлений о домашних обязанностях.

Наличие представлений о школьных обязанностях.

Выражен мотив и активность стремления к успешному выполнению отдельных операций или действий.

Проявляет стойкий интерес к выполнению отдельных познавательных заданий.

6.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Максимум 12 баллов

Соблюдение норм здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; проявления интереса и активности к занятиям физической культуры, к прогулкам и играм на свежем воздухе.

Наличие санитарно – гигиенических навыков (мыть руки, чистить зубы, умываться, причесываться и т.д.)

Владеет использованием моющих средств.

Умеет обслуживать себя (принимать пищу, пользоваться ложкой, кружкой, салфеткой, туалетной бумагой).

Активен на занятиях адаптивной физкультуры, с удовольствием выходит на прогулки и любит играть в подвижные игры на воздухе.

Максимальный балл

69 баллов

I уровень 

сформированности  жизненных компетентностей

Оптимальный уровень (сформированы все личностные результаты)

от 17 до 20 баллов

50-100 %

II уровень 

сформированности  жизненных компетентностей

Достаточный уровень (не в полной мере сформированы личностные результаты)

от 10 до 16 баллов

30-50%

III уровень 

сформированности жизненных компетентностей

Низкий уровень (не сформированы некоторые личностные)

 ниже 10 баллов

0-30%

Критерии оценки предметных результатов

          В  соответствии  с  требованиями  ФГОС  к  адаптированной  основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными  нарушениями)  результативность  обучения  может оцениваться  только  строго  индивидуально  с  учетом  особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.

         На  логопедических  занятиях  система  оценивания  является безотметочной,  в  то  же  время  учитель-логопед  постоянно  отслеживает  и контролирует достижения обучающейся, используя иные способы фиксации и формализации оценки, которые способствуют созданию ситуации успешности обучения для каждого. Текущий контроль осуществляется на коррекционных занятиях в форме устного  опроса  (индивидуального),  письменных  работ, тестирования. Учитель-логопед  анализирует  специфические  ошибки  и  строит  дальнейшую коррекционную  работу  с  учетом  частотности  допускаемых  ошибок. Заполняется  речевая  карта  обучающейся,  карта  результатов  мониторинга. Проводится мониторинг состояния устной и письменной речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).

      В  основу  организации  процедуры  логопедического  мониторинга  устной речи обучающихся положена: адаптированная тестовая методика Т. А. Фотековой для комплексного обследования устной речи детей с системным недоразвитием речи лёгкой и средней степени при умственной отсталости. М., 2000; О. Грибова «Технология организации логопедического обследования» М., 2005;  Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова «Диагностика и коррекция/Нарушение чтения и письма у младших школьников» Санкт- Петербург, 2004. Для  каждой  серии  всех  методик  разработаны  собственные  критерии оценки.  Общим правилом  при  оценивании  заданий  всех  серий  является  учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых  ошибок,  вид  и  количество  использованной  помощи,  что  дает возможность  получения  более  дифференцированного  результата.  Процентное выражение  качества  выполнения  методики  соотносится  затем  с  одним  из уровней успешности.  

Предлагаются  уровни успешности:  

достаточный уровень (выше 65%)

средний уровень (от 65% до 35%)

низкий уровень (от 35 % и ниже)

На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль,  отражающий  как  наиболее  несформированные,  так  и  наиболее сохранные  компоненты  речевой  системы  ребенка  и  позволяющий  отследить динамику его речевого развития.

Критерии оценивания      

Количество индикаторов в каждом критерии

Индикаторы оценивания

Баллы

N.- Сумма баллов/среднее число баллов - С.

∑.- Максимальное количество баллов

% от суммарных баллов

С*100%

________

Уровень

успешности

1.

Исследование сенсомоторного уровня речи

Фонематическое восприятие

8

48

Артикуляционная моторика

5

Звукопроизношение

20

Звуко-слоговая структура слова

12

Повторение слов, близких по звучанию

3

2.

Исследование грамматического строя

Образование существительных множественного числа в именительном падеже

4

4

3. Исследование словаря и навыков словообразования

Названия детёнышей животных

5

115

Номинативный словарь

60

 Уровень обобщений

10

Предмет и его части

6

Подбор антонимов

3

Образование прилагательных от существительных

10

Глагольный словарь

7

Объясни значение слов

2

Назови цвета и фигуры

12

4.

Исследование навыков языкового анализа

 Выделение начального ударного гласного звука

3

6

2.

 Выделение начального согласного звук в слове.

3

5.

Зрительные и пространственно-временные ориентировки,  моторные  функции.

Состояние ручной моторики.

7

32

Назови времена года по картинкам.

4

Назови время суток по картинкам

4

Пространственное расположение предметов

4

Штриховка, обводка, узнавание предметов., срисовывание по точкам.

13

6.

Связная речь

1.

Фразовая речь

5

20

2.

Смысловая целостность пересказа

5

3.

Лексико-грамматическое оформление персказа

5

4.

Самостоятельность выполнения задания по пересказц

5

7.

Понимание логико-грамматических конструкций

1

Покажи

2

4

2.

Нарисуй

2

7.

Письменная речь

(1-3 класс)

Письмо

5

10

Чтение

5

ИССЛЕДОВАНИЕ СЕНСОМОТОРНОГО УРОВНЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ

Фонематическое  восприятие

Оценка

1балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому;

0,25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0 баллов – отказ  от выполнения, полная невозможность  воспроизведения  пробы.

Артикуляционная моторика

Оценка

1 балл – правильное выполнение с точным соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла– замедленное и напряженное выполнение;

0,25балла –  выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объём движения, отклонения в конфигураии, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения.

Звукопроизношение

Оценка:

3 балла– правильное произношение  звука  в любых

речевых ситуациях;

1,5 балла – недостаточно автоматизированы;

1 балл – искажается или  заменяется только один звук группы в твердом или мягком варианте;

0 баллов – искажаются или  заменяются все или несколько звуков группы.

Звуко-слоговая структура слова

Оценка:

1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

соответствием всех характеристик движения предъявленному;

0,5 балла – замедленное, послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова;

0 баллов – невоспроизведение  пробы

ИССЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение

ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВАРЯ И НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0,25 балла – форма образована неверно;

0 баллов – невыполнение

ПОНИМАНИЕ ЛОГИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Оценка

1 балл – правильное выполнение;

0,5 балла – самокоррекция;

0 баллов – неверный  ответ

ИССЛЕДОВАНИЕ  НАВЫКОВ   ЯЗЫКОВОГО  АНАЛИЗА

Оценка

1 балл – правильный ответ с первой попытки;

0,5 балла – выполнение со стимулирующей помощью «неверно, подумай ещё»;

0,25 балла – выполняет при помощи внешних опор с ошибками;

0 баллов – отказ

.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Фразовая речь

5 баллов – владеет сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями

4 балла – владеет простыми распространёнными предложениями с второстепенными членами более двух, с оборотами, сложными нераспространёнными предложениями

3 балла – владеет простыми распространёнными предложениями с 1, 2 второстепенными членами

2 балла – владеет фразой из двух слов

1 балл – не сформирована

Пересказ

Смысловая целостность

5 баллов - норма

2.5 балла – незначительные сокращения

1 балл - существенное искажение, посторонняя информация

0 баллов – не смог, отказ

Лексико-грамматическое оформление

5 баллов - норма

2.5 балла – стереотипность близкие словесные замены

1 балл – аграмматизмы, неадекватное использование слов

0 баллов – не смог

Самостоятельность выполнения задания

5 баллов - норма

2.5 балла – минимальная помощь

1 балл – пересказ по наводящим вопросам

0 баллов – не смог

ОБСЛЕДОВАНИЕ ПИСЬМА И ЧТЕНИЯ

Оценка

1 балл – Письмо отсутствует даже по обводке, чтения нет.

2 балла – Письмо-обводка. Слогослияния при чтении нет.

3 балла –  Письмо на слух с предварительным звукобуквенным анализом, списывание с печатного текста с ошибками. С рукописного списывает либо механически копирует. Слоговое чтение формируется. Понимание текста с опорой на наглядность.

4 балла – Пишет с предварительным звукобуквенным анализом, либо самостоятельно, но с ошибками. Списывает с любого вида текстов, но объём речевого материала ещё ограничен. Читает слогами, словом. Пересказ текста по вопросам. Имеются трудности чтения и понимания  (пересказа) текста.

5 баллов – Пишет на слух предложения, текст. Списывает с любого вида текста. Чтение сформировано, целыми словами. Понимание сформировано. Может пересказать текст, близко к тексту, ответить на вопросы, ориентируется в текст

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

              Количество часов, указанных в программе примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и темпа усвоения программного материала обучающейся.  

Содержание разделов

Тема. Содержание.

Количество часов

1 модуль

Обследование

4

Человек

Артикуляция: звук «А»

2

Семья

Артикуляция: звук «У»

2

2 модуль

Осень

Артикуляция: «АУ»

2

Овощи

Артикуляция: «УА»

2

Фрукты

Артикуляция: «И»

2

Овощи и фрукты

Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты»

2

3 модуль

Одежда

Артикуляция: «О»

2

Игрушки

Артикуляция: «ИО»

3

Посуда

Артикуляция: «Н – Н*», НА, НО, НУ

1

Домашние животные

Артикуляция: «М-М*», МУ-МУ, «П - П*», ПА-ПА

3

4 модуль

Новогодний праздник

Артикуляция: «Б – Б*», БА_БА, БИ-БИ

2

Дикие животные

Артикуляция: «Т-Т*», «Д-Д*»

4

Зима

Артикуляция: «К-К*», «Г-Г*»

4

Транспорт

Артикуляция: «Т-К*», «Д-Г*», «Х-Х*», «Ы»

3

5 модуль

День защитника отечества

2

Мама, мамин праздник

Артикуляция: «В -В*», «Ф - Ф*»,

3

Части суток

Артикуляция: «Й», «ЙА»,

4

Мебель

Артикуляция: «Й», «ЙУ»,

3

Весна

Артикуляция: «Й», «ЙЭ»,

3

6 модуль

Профессии

Артикуляция: «С»

3

Птицы весной

Артикуляция: «С*»

3

Деревья

Артикуляция: «С»

3

Цветы

Артикуляция: «З»

3

Обследование

3

Итого

68 часов

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Дата по плану

Дата по факту

Название темы и содержание

Формы и методы работы

Методическое информационно-техническое обеспечение

Словарь

Грамматика

Воспитательные задачи

1-ый модуль

1

Обследование письма

2

Обследование чтения

3

Обследование импрессивной речи  

4

Обследование лексико-грамматики и связной речи

5

Человек

Артикуляция: звук «А»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: имя, названия частей тела, глаголы(смотреть, слушать, кусать, бегать), прил.: большой, маленький, нар.: много – мало.

Грамматика: использование уменьшительно – ласкательных суффиксов, предлог «у», предложения типа субъект+ объект

Графические навыки:

«А» строчная и прописная

Формировать гигиенические навыки

Игрушка – трансформер, плакаты, артикуляционные позы

6

7

Семья

Артикуляция: звук «У»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: обозначение членов семьи, их имена; глаголы изъявительного наклонения: готовит, моет, стирает, чинит; прил.: старый – молодой

Грамматика: понимание вопросов «что?», «у кого?», предлог «у», предложения типа субъект+предикат+объект,

Графические навыки:

«У» строчная и прописная

Формировать эмоциональные реакции

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

8

2-ой модуль

9

Осень

Артикуляция: «АУ»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: тучи, дождь, лужи, листья, гриб, еж; льет, дует, растет, падает, сильный, слабый.

Грамматика: предлоги «над», «под», предложения типа субъект+предикат+объект,

Графические навыки:

Слог «Ау»

Воспитывать бережное отношение к природе

Сюжетные картинки, д/и «Времена года» зеркало, артикуляционные позы.

10

11

Овощи

Артикуляция: «УА»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: грядка, название овощей, обобщающее слово «овощи»; сажаем, поливаем, срываем, чистим, крошим; прилагательные, обозначающие цвет, форму; нар.: вкусно, сладко.

Грамматика: предлоги «на», «в», мн. ч., предложения типа субъект+предикат+объект

 Графические навыки:

Слог «Уа»

Воспитывать интерес к занятиям

Предметные картинки, доска Сегена «Овощи» зеркало, артикуляционные позы.

12

13

Фрукты

Артикуляция: «И»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: название фруктов, фруктовых деревьев, обобщающее слово «фрукты»; растут, зреют, срываем; прил., обозначающие цвет; наверху, внизу.

Грамматика: предлоги «на», «в», мн. ч., понимание вопроса «где?», «куда?»

Графические навыки:

«И»

Воспитывать бережное отношение к школьному имуществу

Предметные картинки, доска Сегена «Фрукты» зеркало, артикуляционные позы.

14

15

Овощи и фрукты

Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

16

3-ий модуль

17

Одежда

Артикуляция: «О»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: название предметов одежды, обобщающее слово «одежда»; зимняя, летняя одежда; надеваем – снимаем, застегиваем – расстегиваем, прилагательные, обозначающие цвет.

Грамматика: сущ. в В. п.: Ваня надевает рубашку, возвратные глаголы ед. и мн. числа (одевается – одеваются), предложения типа

субъект+предикат+объект

Графические навыки:

Написание слогов «Ом, Ос, Ош»

Воспитывать аккуратность

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

18

19

Игрушки

Артикуляция: «ИО»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: названия игрушек, обобщающее слово «игрушки»; будем строить, будем кидать, прыгает, летит, катится; большой – маленький

Грамматика: понимание вопроса «где?», «куда?», «откуда?», сущ. с уменьшительно – ласкательными суф., предлог «с».

Графические навыки:

Слог «Ио»

Воспитывать бережное отношение к игрушкам

Предметные картинки, доска Сегена «Игрушки» зеркало, артикуляционные позы.

20

21

22

Посуда

Артикуляция:  «Н – Н*», НА, НО, НУ

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: названия посуды, обобщающее слово «посуда»; моем, вытираем, ставим; чистая, грязная

Грамматика: понимание вопроса «где?», «чем?», сущ. в Т. п. (ложкой, вилкой), предлоги «в», «на», «из»

Графические навыки:

«Н», «На, но, ну»

Воспитывать аккуратность

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

23

Домашние животные

Артикуляция: «М-М*», МУ-МУ, «П - П*», ПА-ПА

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: названия домашних животных, обобщающее понятие «домашние животные», названия частей тела, детеныши; звукоподражание; глаг.: мычит, рычит, лает, мяукает; прил.: рогатая, усатая…

Грамматика: вопросы «у кого?», «кому?», сущ. мн. ч., глаг. ед. и мн. числа (мычит, мычат) , предлоги «у», «в», «на».

Графические навыки:

«М», «Му, п, П, па»

Воспитывать эмоционально – ласковое отношение к животным

Предметные картинки, доска Сегена «Домашние животные» зеркало, артикуляционные позы.

24

25

26

Новогодний праздник

Артикуляция: «Б – Б*», БА_БА, БИ-БИ

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: праздник, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, елка, игрушка; глаг.: украшать, наряжать, плясать, петь; прил.: высокая, красивая, обобщающее понятие «праздник»

Грамматика: вопросы «где?», сущ. мн. ч., глаг. буд. времени: придет, принесет, предлоги «на», «под», «за», «у» Графические навыки:

«Б, ба, би»

Формировать эмоциональные реакции

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

4-ый модуль

27

Новогодний праздник

Артикуляция: «Б – Б*», БА_БА, БИ-БИ

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: праздник, подарки, Дед Мороз, Снегурочка, елка, игрушка; глаг.: украшать, наряжать, плясать, петь; прил.: высокая, красивая, обобщающее понятие «праздник»

Грамматика: вопросы «где?», сущ. мн. ч., глаг. буд. времени: придет, принесет, предлоги «на», «под», «за», «у» Графические навыки:

«бок, баран»

Формировать эмоциональные реакции

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

28

Дикие животные

Артикуляция: «Т-Т*», «Д-Д*»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: названия диких животных, обобщающее понятие «дикие животные», названия частей тела, детеныши; глаг.: скачет, бежит, переваливается.

Грамматика: вопросы «у кого?», «кому?», сущ. мн. ч., сущ. с уменьшительно – ласкательным суф., глаг мн. ч. настоящего времени

Графические навыки:

«дом, тир»

Воспитывать эмоционально – ласковое отношение к животным

Предметные картинки, доска Сегена «Дикие  животные» зеркало, артикуляционные позы.

29

30

31

32

Зима

Артикуляция: «К-К*», «Г-Г*»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: зима, снег, мороз, снежинки; глаг.: трещит, падает, кружится, блестит; прил.: белый, пушистый, легкий, густой – редкий

Грамматика: вопросы «где?», предложные конструкции: снег на крыше

Графические навыки:

«Кол, гол»

Воспитывать бережное отношение к природе

Сюжетные картинки, д/и «Времена года» зеркало, артикуляционные позы.

33

34

35

36

Транспорт

Артикуляция: «Т-К*», «Д-Г*», «Х-Х*», «Ы»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: названия транспортных средств,  водный, воздушный, сухопутный виды транспорта, названия частей машины, пассажиры; глаг.: едет, гудит, летит; прил.: быстрый, большой, поменьше, самый маленький;

Грамматика: вопросы «где?», «куда?», «что?», предложные конструкции «на», «в»

Графические навыки:

Предложение

Воспитывать аккуратность

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

37

38

5-ый модуль

39

День защитника отечества

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: названия войск, Родина, названия военного транспорта. Глаг: защищать, воевать, ехать, дарить

Грамматика: вопросы «где?», предложные конструкции: снег на крыше

Графические навыки:

Предложение

Воспитывать любовь к родине.

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

40

День защитника отечества

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: названия войск, Родина, названия военного транспорта. Глаг: защищать, воевать, ехать, дарить

Грамматика: вопросы «где?», предложные конструкции: снег на крыше

Графические навыки: Предложение

Воспитывать любовь к родине.

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

41

Мама, мамин праздник

Артикуляция: «В -В*», «Ф - Ф*»,

Наглядный:,

иллюстрация

Практический: игры, упражнения, самостоятельные

Словарь: мама, любит, заботится, ухаживает, моет, стирает, готовит, играет, читает, притяжательные прилаг.: мамин, мамина.

Грамматика: вопросы «кого?», «чем?» «кому?», предложные конструкции: «У», «ЗА», «ОКОЛО», «ПОД», падежные окончания сущ. в Д. п., работа с сюжетной картинкой

Графические навыки:

Вова, Феня

Воспитывать эмоционально – ласковое отношение к близким людям

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

42

43

44

Части суток

Артикуляция: «Й», «ЙА»,

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: день, ночь, утро, вечер, солнышко, обед, завтрак, ужин; глаг. : встаем, ложимся, обедаем, завтракаем, ужинаем; прил.: длинный, короткий; нар.: рано, поздно, высоко, низко

Грамматика: вопросы «где?», «куда?», предложные конструкции «ЗА», «В», сущ. в Т. п.: утром, вечером.

Графические навыки:

Яблоко

Воспитывать аккуратность

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

45

46

47

48

Мебель

Артикуляция: «Й», «ЙУ»,

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф, обобщающее понятие «мебель»; играем, спим, едим, отдыхаем, работаем

Грамматика: вопросы «где?», предложные конструкции, существительные в предложном падеже

Графические навыки: Юла

Воспитывать аккуратность

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

49

50

51

Весна

Артикуляция: «Й», «ЙЭ»,

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: весна, ручьи, капель, лужи, сосульки, солнышко, лучики, птички; глаг.: бежит, звенит, поет, журчит, висит, тает, греет; прил. : голубое, теплый; нар. : тепло, светло

Грамматика: глаг. наст. времени ед. и мн. числа: бежит – бегут, поет – поют

Графические навыки:

ель

Воспитывать бережное отношение к природе

Сюжетные картинки, д/и «Времена года» зеркало, артикуляционные позы.

52

53

6-ой модуль

54

Профессии

Артикуляция: «С»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: учитель, врач, повар, игрушки, лекарства, шприц, вата, йод, плита, кастрюля, сковорода, нож, обед; глаг.: играет, учит, лечит, готовит; прил.: веселый, заботливый, больной, здоровый, сытый.

Грамматика: вопросы «с кем?», «кому?», «чем?»; предложные конструкции У, НА, В, ИЗ, ОКОЛО; сущ в Т. п.: поварешкой, ножом, трубочкой, работа с сюжетной картинкой.

Графические навыки:

Воспитатель гуляет с детьми.

Воспитывать бережное отношение к результатам чужого труда

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы, куклы

55

56

57

Птицы весной

Артикуляция: «С*»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: вороны, воробьи, синицы, скворцы, червячки, жучки, скворечник, гнездо; клюют, летают, поют; обобщающее понятие «мебель»

Грамматика: дифференциация глаголов ед. и мн. числа: летит – летят, поет – поют Графические навыки:  Синица клюет зерно.

Воспитывать эмоционально – ласковое отношение к птицам

Предметные картинки, доска Сегена «Птицы» зеркало, артикуляционные позы.

58

59

60

Деревья

Артикуляция: «С»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: дерево, части дерева; растут, зеленеют, густые, зеленые, справа от.., слева от.., рядом с…

Грамматика: вопрос «на каком?», предлоги «рядом», « с», «за», «около», «справа», «слева от»

Графические навыки:

Сосна

Воспитывать бережное отношение к природе

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы.

61

62

63

Цветы

Артикуляция: «З»

Наглядный: иллюстрация

практический: игры, упражнения, самостоятельные работы

Словарь: ромашка, одуванчик, колокольчик, тюльпан, роза, лепестки, стебель, листья, корни, обобщающие слова «цветы», «букет»; растет, цветет, вянет; прил. , обозначающие цвет.

Грамматика: предложения, предлоги «НА», «ИЗ», «В», сущ. множественного числа в Р. п.

Графические навыки:

Предложение

Воспитывать бережное отношение к природе

Сюжетные картинки, зеркало, артикуляционные позы.

64

65

66

Обследование письма и чтения

67

Обследование импрессивной речи

68

 Обследование лексико-грамматики и связной речи

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И  МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Наборное полотно

Касса букв классная

Касса слогов демонстрационная

Разрезная азбука

Разрезные карточки

- "Мир животных"

-Домашние животные

-Дикие животные России

-Животные жарких стран

-Животные холодных широт

- "Мир человека":

-Продукты питания

-Посуда

-Мебель

-Одежда и обувь

-Игрушки

-Транспорт

-Музыкальные инструменты

-Электроприборы

- "Мир растений" :

-Фрукты

-Овощи

-Садовые цветы

-Ягоды

Демонстрационные карточки "Дикие животные":

Демонстрационные карточки "Птицы России" :

Демонстрационные карточки "Домашние животные":

Демонстрационные карточки "Птицы домашние и декоративные":

Демонстрационные карточки "Овощи":

Демонстрационные карточки "Насекомые":

Демонстрационные карточки "Ягоды" :

Демонстрационные карточки "Цветы":

Демонстрационные карточки "Фрукты":

Демонстрационные карточки "Зима":

Демонстрационные карточки "Весна":

Демонстрационные карточки "Лето":

Демонстрационные карточки "Осень":

Наборы кукол би – ба – бо:

«Теремок»

«Репка»

«3 поросенка»

«Курочка Ряба»

«Колобок»

Наборы кукол для пальчикового театра:

«Волк и семеро козлят»

«Заюшкина избушка»

«Маша и медведь»

Бубны

инструмент для занятий детским музыкальным творчеством.

 «Дары Фребеля»

В наборе:

разноцветные шарики и моточки с шнурами под цвет этих шариков

 перекладина, которую можно устанавливать и подвешивать к ней на веревочках цилиндр, куб, шар

кубики, кирпичики, пирамидки, которые складываются в большой куб. Все деревянное и хранится по своим коробкам

множество разноцветных геометрических фигурок, из которых можно складывать рисунки

 Разноцветные палочки шести размеров

Цветные кольца и полукольца

Деревянные цветные "таблеточки"

Деревянные бусинки и веревочки (шнуровка-бусы)

Мозаика.

дидактические материалы М. Монтессори

 «Розовая башня» - этот набор кубиков предназначен для развития у детей зрительного умения точно различать размеры в трёх измерениях.

Коричневая лестница.

Красные штанги.

Блоки с цилиндрами - вкладышами.

Блок №1. Диаметр остаётся постоянным, высота равномерно уменьшается.

Блок №2. Высота остаётся постоянной, диаметр равномерно уменьшается.

Блок №3. Диаметр и высота равномерно уменьшаются.

Блок №4. Диаметр уменьшается, высота увеличивается (ряд с "обратным" ходом).

Цветные цилиндры

Проекции для цветных цилиндров

Цветные таблички - ящик №1.

Цветные таблички - ящик №2.

Цветные таблички - ящик №3.

Цветные таблички - ящик №4.

Доски для ощупывания (3 шт.).

Шероховатые таблички, 5 пар.

Весовые таблички.

Цилиндры с пружинками.

Дорожки с различным покрытием

Конструкторы деревянные и пластмассовые

Куклы, отражающие различный возраст, половую принадлежность

малыш

мальчик: средние (25-35 см) и большие (40-50 см);

девочка: средние (25-35 см) и большие (40-50 см);

материал – пластик, одежда - текстиль

Наборы муляжей овощей и фруктов

Настенный модуль с кранами и замками

Мозаики:

геометрические магнитные

геометрические пластмассовые кнопочные крупные.

Логические блоки (блоки Дьенеша) из дерева и пластмассы с карточками-символами и заданиями

 «Подготовка к обучению грамоте в детском саду. Дидактические материалы для работы с детьми 4-7 лет»

Автор:        Лидия Журова. Формат издания         

Карточки для обучения грамоте «Буковка»

Автор Ефросинина Л.А.,

«Буквы» карточки Домана

Трафареты :

Игрушки.  

Домашние животные

Наряди девочку

Цветы

Лесные звери

Листья деревьев

Овощи и фрукты

Волшебный лес

Наборы для сюжетно-ролевых игр:

Мебель (игровой набор)

Материал:

Состав: шкаф 1шт., вешалка 2 шт., кровать 1 шт,,тумбочка 1 шт.,трюмо 1 шт.,стол 1 шт., стул 2 шт.

Игрушечная ванная комната (набор)

Материал: пластмасса. Упаковка: картон . Размер: 32,0 х31,0х10,0 см

Состав: коврик, флакон, пробка к флакону, зубная щётка, стакан, полотенце, мыло, таз, расчёска, шкаф, ванна, стенка ванны, решётка на ванну, унитаз.

Набор кукольной одежды для девочки (для кукол, высотой 20 – 35 см и 40 – 50 см):

В наборе: пальто, шапка, варежки, куртка, юбка, платье, пуловер.        

Игровой набор «Гараж «Автосервис»

Материал: металл, пластмасса. Упаковка: картон. Размеры упаковки: 22.0 x 23.0 x 16.0 см.

Набор кукольной одежды для мальчика (для кукол, высотой 20 – 35 см и 40 – 50 см) :

В наборе: пальто, шапка, варежки, куртка, брюки, платье, пуловер. Материал: текстиль.        

Шнуровки

Набор цветных геометрических пуговиц (игрушка-шнуровка)

Бусы – шары (шнуровка, цветные,20 штук)

Лесные ягоды (бусы-шнуровка)

Палочки Кюизенера

Учебное пособие "Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша"

В пособие входят методические рекомендации и карточки со знаками, модель описания свойств блока, дружные блоки, "найди две ошибки", "найди три ошибки", "что изменилось", "кто лишний, числовая лесенка и диагностический материал "Три сна кота Тихона". Материал: картон, упаковка: полиэтилен, размеры: 33.0 x 21.0 x 0.5 см., размеры упаковки: 33.0 x 21.0 x 0.5 см, вес: 0.18 кг.

«Цветные вкладыши квадратные и круглые" это начальная ступень к играм с логическими блоками Дьенеша.

 представляет собой ярко-желтую дощечку из толстого картона с квадратными и круглыми вкладышами. Вкладыши — это два поделенных на сектора круга, два больших квадрата с картинками, и четыре средних квадрата, которые делятся на маленькие квадратики, треугольники или прямоугольники. Материал: картон. Упаковка: обертка целлофановая. Размеры: 21.0 x 29.5 x 0.3 см. Размеры упаковки: 21.0 x 29.5 x 0.3 см.

Цветные вкладыши "теремок"  это начальная ступень к играм с логическими блоками Дьенеша.

 представляет соо ярко-желтую дощечку с квадратными, треугольными, прямоугольными, круглыми и полукруглыми вкладышами разных размеров и цветов. На вкладышах изображены персонажи сказки, а сложенные на доске фигурки образуют сам сказочный теремок, населенный животными. Материал: картон. Упаковка: обертка целлофановая. Размеры: 21.0 x 29.5 x 0.3 см. Размеры упаковки: 21.0 x 29.5 x 0.3 см.

Игровые упражнения Удивляйки — это начальная ступень к играм с логическими блоками Дьенеша. Материал: картон

"Цветные вкладыши квадратные и треугольные" представляет собой ярко-желтую дощечку из толстого картона с квадратными и треугольными вкладышами. Вкладыши — Два больших прямоугольника с нарисованными на них юлой и елочкой, состоящими из треугольничков, и два домика — большой и маленький, разделенные на треугольники и квадраты. Материал: картон

Кубики маленькие (грань — 4 см), с ними удобно играть за столом. Всего кубиков — 12. На сторонах кубика изображены цифры от 0 до 9.

Материал: пластмасса, магнит. Упаковка: коробка пластмассовая и картонная. Размеры: 36.0 x 24.0 x 1.2 см.

В набор входит по два экземпляра цифр от нуля до девяти, знаки сложения, вычитания, умножения, деления и знак "равно"

Календарь природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...

Пед.совет Модель "Трех вопросов" в коррекционной деятельности с обучающимися с интеллектуальными нарушениями

Данный материал раскрывает понятие такого метода проекта, как модель "Трех вопросов", его значение в коррекционной деятельности с обучающимися с интеллектуальными нарушениями и методикой раб...

Применение игровых технологий на уроках математики в коррекционной школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (из опыта работы)

Данный доклад описывает эффективное использование на уроках математики в коррекционной школе игровой технологии. При применении игровой технологии уроки становятся интересными, разнообразными, "ж...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающегося 9 класса (АООП образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) вариант 2)

Программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью...

Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»» для обучающегося 4 (АООП ФГОС НОО обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 1 вариант) Количество часов: 102

Данная программа коррекционного курса обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация» для обучающегося 9 класса (АООП образования для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) вариант 2)

Данная программа предназначена для коррекционно-логопедического сопровождения ученика 8 класса, обучающегося по специальной индивидуальной программе развития (СИПР) для детей с выраженной интеллектуал...

Рабочая программа коррекционного курса «Учимся писать и говорить правильно»» для обучающегося 4 (АООП ФГОС НОО обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью) 1 вариант) Количество часов: 102

Данная программа коррекционного курса обеспечивает требования Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными наруше...