Коррекционный курс для ТНР: "Звукопроизношение"
рабочая программа
Программа курса «Звукопроизношение» разработана на основе Закона об образовании, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, далее ФАОП НОО 5.1
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 77.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя образовательная школа № 167»
РАССМОТРЕНО | УТВЕРЖДАЮ | |||
на заседании ШППк Протокол №__ | Директор МБОУ «СОШ № 167»
| |||
от «____ » _________ 20 г. | ||||
Председатель ШППк | от «___» ____________ 20 г. | |||
Рабочая программа
коррекционного курса
«Звукопроизношение»
_____ класс
Вариант 5.1
(для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи)
Фамилия, имя обучающегося
Дата рождения
Класс
Срок реализации программы:
Ответственный за реализацию программы
Учитель-логопед Поникарова Л.А.
(ФИО специалиста)
г. Зеленогорск
СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ .......................................................................
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .....................................................
IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ …………………………………………………..
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Звукопроизношение» разработана на основе Закона об образовании, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, АООП НОО обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, далее ФАОП НОО 5.1
Программа курса предназначается для обучающихся с фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка с учетом реализации их особых общеобразовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
КЗ ТПМПК __________________________________________________________________
Направления деятельности учителя-логопеда из КЗ ТПМПК______________________
_____________________________________________________________________________
Краткая характеристика на обучающегося
Рабочая программа по коррекционному курсу «Звукопроизношение» определяет следующую цель и задачи:
Цель курса — воспитание у обучающихся с ТНР чёткой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развития фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза звукового состава слова для создания у него готовности к овладению школьными навыками и умениями.
Задачи курса:
- проводить логопедическое обследование с целью определения структуры и степени выраженности речевого нарушения и мониторинга коррекционной работы;
- определять особые образовательные потребности обучающегося с ТНР;
- формировать у обучающегося с речевыми нарушениями следующие составляющие речевой компетенции:
- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы (по В.К. Орфинской);
- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова);
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения);
- оказывать родителям (законным представителям) и педагогам консультативную и методическую помощь по проблемам речи обучающегося с ТНР.
Общая характеристика курса «Звукопроизношение»
Программа коррекционного курса «Звукопроизношение», наряду с общеобразовательными задачами, направленными на достижение личностных и метапредметных результатов, обязательно включает систематическую и планомерную работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся.
Программа курса «Звукопроизношение» включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает проведение комплексного обследования речи и подготовку рекомендаций по оказанию помощи учителю начальных классов и родителям в условиях образовательного учреждения;
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает логопедическую помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в речевом развитии в условиях общеобразовательного учреждения, способствует формированию универсальных учебных действий у обучающегося (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы с семьёй по вопросам коррекции и социализации обучающегося;
— информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Программа коррекционного курса «Звукопроизношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР:
- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;
- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- сложной слоговой структуры слова;
- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).
Основными методами коррекционной работы логопеда являются:
Специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический) методы. Двигательно-кинестетический метод предполагает установление связи между движением артикуляционных мышц и их ощущением). Например, приподнимание указательным пальцем логопеда верхней губы ребёнка для открытия верхних зубов. Использование слухозрительно-кинестетического метода заключается в установлении связей между восприятием звука на слух, зрительным образом артикуляционного уклада и двигательным ощущением при его произношении. Для формирования слухозрительного образа звука логопед демонстрирует ребёнку артикуляционную схему, показывает положение артикуляционного уклада с помощью рук с одновременным произношением звука (например, при постановке звука Ш ребёнка просят сделать ладошку и язык «чашечкой»).
Дидактические методы: наглядные; словесные методы с опорой на наглядность; словесные методы без опоры на наглядность; практические методы.
Логические связи курса с остальными видами деятельности
(урочная и внеурочная деятельность)
Занятия курса «Звукопроизношения» тесно связаны с дисциплинами предметного цикла. Сначала на логопедическом занятии изучается звук, а затем соответствующая буква отрабатывается на уроке обучения грамоты. Звук должен быть поставлен и первично автоматизирован у школьника, за исключение детей с тяжелой патологией строения или иннервации артикуляционного аппарата. Только так можно избежать закрепления неправильного произношения в процессе целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия, и, следовательно, повысить эффективность работы по нормализации произносительной стороны речи
Таким образом, достигается цель формирования единого полимодального образа «звук-буква», что позволяет снизить риск появления дисграфии и дислексии.
Навыки проведения фонематического анализа способствуют успешному освоению принципов фонетического анализа на уроках русского языка, работа со слоговой структурой находит свое отражение в морфологическом анализе слова на уроках предметной области «Филология».
Ценностные ориентиры содержания логопедических занятий курса
Основной целевой установкой для курса «Звукопроизношение» является воспитание у школьников четкой, внятной, выразительной речи, что можно рассматривать как предметный, так и метапредметный результат обучения.
На логопедических занятиях курса «Звукопроизношение» обучающиеся не только формируют правильное восприятие и произношение звуков, осуществляют усвоение звуковой структуры слова и развитие навыка звукового анализа, формируют основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактику дисграфии, дислексии, дизорфографии, нормах общения, но и получают практическую речевую подготовку. Они приучаются наблюдать, анализировать и обобщать различные процессы языковой действительности. На уроках ведётся работа по развитию диалогической и монологической форм речи, происходит обогащение и уточнение словарного запаса и практическое овладение основными закономерностями грамматического строя языка. Формируется навык самоконтроля и требовательное отношение к фонетически правильно оформленному речевому высказыванию как показателям общей культуры и гражданской позиции человека. Важность данного курса в системе обучения детей с ТНР состоит и в том, что в результате его освоения обеспечивается адаптация к окружающей действительности, социализация в современном обществе.
Этапы реализации программы курса
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Первые две недели сентября.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный коррекционный процесс логопедического сопровождения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья при созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации.
Этап подведения итогов и анализ результатов реализации программы. Последние две недели мая
Описание места курса в учебном плане
Программа логопедических занятий коррекционного курса входит в "Коррекционно-развивающую область ".
Рабочая неделя – пятидневная
Учебная неделя – 1 раз в неделю
Количество часов – 33 часа для 1-х классов; 34 часа для 2-4 –х классов
Форма занятий – подгрупповая, групповая или индивидуальная (1 классы – 30 минут, 2-4 классы – 40 минут).
Планируемые результаты освоения рабочей программы
по курсу «Звукопроизношение»
1 класс
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- организовывать своё рабочее место (иногда при внешнем контроле);
- определять цель выполнения заданий (иногда при внешнем контроле);
- определять план выполнения заданий (иногда при внешнем контроле).
Коммуникативные УУД:
- отвечать на вопросы;
- слушать и понимать речь других;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета: уметь здороваться, прощаться, благодарить.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в предложенном печатном материале;
- отвечать на простые вопросы учителя, находя нужную информацию;
- сравнивать, группировать предметы, объекты;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное.
Личностные результаты:
- ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро, родина, природа, семья»
- освоить роль ученика, формировать интерес к учёбе;
- оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
2 класс
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- соотносить выполненное задание с образцом;
- корректировать выполненное задание.
Коммуникативные УУД:
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное;
- сотрудничать в совместном решении проблемы.
Познавательные УУД:
- отвечать на вопросы логопеда, задавать вопросы, находить нужную информацию в тексте;
- сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям, находить закономерности, самостоятельно продолжать их по установленному правилу;
- подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять план;
- наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.
Личностные результаты:
- осмысливать понятия «мир», «настоящий друг»;
- проявлять уважение к своему народу, к своей родине;
- осваивать личностный смысл учения, желания учиться;
- оценивать жизненные ситуации, поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
3 класс
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять план выполнения заданий на занятиях;
- корректировать выполнение задания в соответствии с условиями выполнения;
- оценивать своё задание по заранее представленным параметрам.
Коммуникативные УУД:
- критично относиться к своему мнению;
- понимать точку зрения другого.
Познавательные УУД:
- извлекать информацию, представленную в тексте;
- представлять информацию в виде текста;
- анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.
Личностные результаты:
- осваивать личностный смысл учения, желание продолжать свою учёбу;
- оценивать героев художественных текстов и их поступки с точки зрения нравственных и этических ценностей.
4 класс
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- формулировать задания: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу выполнения, самостоятельно оценивать;
Коммуникативные УУД:
- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
- понимать точку зрения другого человека.
Познавательные УУД:
- перерабатывать информацию, преобразовывать её, соотносить с другими жизненными ситуациями;
- составлять сложный план текста;
- уметь передать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Личностные результаты:
- оценивать жизненные ситуации с позиции гражданина России.
Предметные результаты курса «Звукопроизношение»
Обучающийся получит возможность узнать:
- алгоритм характеристики звука и последовательность проведения звукового анализа;
- характеристики гласных и согласных звуков, в том числе, гласных второго ряда.
Обучающийся получит возможность научиться:
- правильно произносить пройденные звуки и различать их по акустическим и артикуляционным признакам;
- выделять звуки из состава слова;
- удерживать в памяти и воспроизводить в заданной последовательности слоговые ряды из 5-7 слогов открытых, обратных и закрытых, со стечением 2-3 согласных; запоминать в заданной последовательности 5-6 слов различного и сходного ритмического и звукового состава;
- повторять слоговые ряды с чередованием ударных и неударных слогов в быстром темпе на хорошо усвоенном материале;
- чётко и слитно произносить односложные, двусложные и трёхсложные слова различного слогового состава с выделением ударного слога;
- различать односложные, двусложные и трёхсложные слова по количеству слогов;
- проводить полный звуковой анализ двух и трехсложных слов, произношение которых совпадает с написанием, в том числе со стечением 2х согласных, выделять ударный слог.
Система оценки достижения обучающимся
с тяжёлыми нарушениями речи планируемых результатов освоения
рабочей программы по курсу
«Звукопроизношение»
Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО предусматривает оценку достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы в поддержке освоения АООП НОО, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности.
Предметом оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ курса «Звукопроизношение» является достижение уровня произносительной стороны речи.
Заполняется речевая карта обучающегося, карта результатов мониторинга. Проводится мониторинг состояния фонетико-фонематической стороны речи: первичное (на начало года); итоговое (конец года).
Обследование и мониторинг осуществляется по тестовой методике диагностики речи младших школьников Т.А. Фотековой, А.В. Мамаевой.
Для каждой серии всех методик разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учет степени успешности выполнения с помощью градаций (оценок в баллах). Эти градации отражают четкость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок, вид и количество использованной помощи, что дает возможность получения более дифференцированного результата.
Процентное выражение качества выполнения методики соотносится затем с одним из уровней успешности.
Предлагается 4 уровня успешности:
− высокий, норма – 100 - 80%;
− средний – 79,9 -65%;
− ниже среднего – 64,9 - 45%;
− низкий – 44,9% и ниже.
На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, отражающий как наиболее несформированные, так и наиболее сохранные компоненты речевой системы ребенка и позволяющий отследить динамику его речевого развития.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Диагностическая работа
Основные направления диагностики:
- диагностика артикуляторной моторики;
- диагностика дыхания и голосообразования;
- диагностика акустически и артикуляторно сходных звуков;
- диагностика всех уровней языкового анализа и синтеза;
- диагностика нарушений звукослоговой структуры слова;
- диагностика просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Учитель-логопед обеспечивает проведение комплексного обследования речи обучающихся с ТНР и подготовку рекомендаций по оказанию психолого- педагогической помощи.
Виды деятельности:
Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, изучение коллегиального заключения, консультация медицинских работников (август-сентябрь).
1. Наблюдение, речевое обследование, беседы с педагогами, диагностирование, заполнение протокола обследования, речевой карты (стартовая: первые две недели сентября, текущая: письменные контрольные работы по русскому языку и техника чтения в течение учебного года; финишная: последние две недели мая)
2. Разработка направлений коррекционной программы (август-сентябрь)
Планируемый результат:
1. Выявление состояния физического и психического здоровья детей.
2. Оформление протокола обследования речи, речевой карты.
3. Разработка коррекционной программы
Коррекционно-развивающая работа курса (логопедические занятия)
Основными содержательными линиями обучения по курсу «Звукопроизношение» являются:
- формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта;
- освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры;
- формирование навыков четкого, плавного, правильного произношения предложений, состоящих из трех - пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных.
На логопедических занятиях курса необходимо формировать те психофизиологические механизмы, которые лежат в основе овладения произношением: оптимальный для речи тип физиологического дыхания (диафрагмальный, нижнереберный), правильное речевое дыхание, голосообразование, артикуляторную моторику, слуховое и фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез и др.
Наряду с этим ставятся и задачи развития речевых предпосылок к овладению орфографией, т.е. профилактики дизорфографий. Обучающиеся закрепляют умение дифференцировать различные грамматические формы по их значению и звучанию, определять в них ударение (стабильное или изменяющееся), находить родственные слова, определять их общую часть, выделять некорневые морфемы, соотносить их значение и звучание, подбирать слова с общими суффиксами, приставками с целью закрепления представлений о значении морфем.
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой и др., апробированные автором и зарекомендовавшие себя как наиболее результативные.
Методика проведения занятий строится с учётом принципа постепенности перехода от лёгкого к трудному, от простого к сложному. Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.
Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза.
В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделяется развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребёнка. Работу по закреплению приобретённых навыков произношения следует продолжать на занятиях курса по «Коррекции устной и письменной речи».
Принципы работы по формированию произносительных навыков у детей:
-принцип индивидуального подхода. При этом не исключается и подгрупповая форма организации занятий, особенно на этапе подготовки артикуляционного аппарата и автоматизации звука в связной речи;
- принцип использования компенсаторных возможностей ребёнка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового, тактильного анализаторов);
-принцип рационального подбора материала, используемого на коррекционных занятиях.
Каждое занятие должно носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивным. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы.
Количество занятий на каждом этапе определяется уровнем сформированности того или иного речевого компонента.
Правильное произношение и различение звуков, требующих коррекции:
звуки [ с ]; [ с']);
дифференциация [ с ] - [ с'];
звуки [ з ], [ з'];
дифференциация [ з ] - [ з'];
звуки [ л ]; [ л'];
дифференциация [ л ] - [ л'];
звуки [ ш ]; [ ж ];
дифференциация [ ш ] - [ ж ], [ с ] - [ ш ]; [ з ] - [ ж ], [ ш ] - [ щ ];
звуки [ р ]; [ р'];
дифференциация [ р ] - [ р'], [ р ] - [ л ].
Коррекционно-развивающая работа курса «Звукопроизношение» строится на методике Чиркиной Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков [Текст] : учеб. для спец. коррекц. шк. V вида: 1 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2005. - 256 с. ; Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.-М. 1998.; Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков.- С-Пб, 2006; Богомолова А.И. Логопедическое пособие. – С-Пб.: 1994
Занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в неё вносят изменения.
В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов. Тогда как на этапе автоматизации звука главное – развитие речевой активности ребёнка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Структура занятия
Организационный момент. Релаксационные упражнения, Пластические этюды. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия.
Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.
Массаж или самомассаж.
Мимические упражнения.
Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата.
Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры.
Постановка звука. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.
Автоматизация звука в слогах.
Автоматизация звука в словах.
Автоматизация звука в словосочетаниях.
Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация звука в чистоговорках.
Автоматизация звука в загадках и стихах.
Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Обучение рассказыванию. Развитие воображения.
Развитие познавательных процессов (мышления и воображения).
Обучение грамоте. Работа с буквой.
Каждый этап занятия предусматривает вариативность используемых заданий.
Организационный момент
Начало занятия должно быть непродолжительным и занимать не более 2-3 минут. Для детей важно то, как педагог встретит их, какие слова произнесёт. Слова, которые придадут детям уверенность в себе и желание порадовать педагога. Далее можно провести релаксационные упражнения, используя метод контрастной деконтрактации: «Сильные и слабые», «Деревянный Буратино и тряпичная кукла», «Цветы и солнышко»…
Для этой части занятия подходят пластические этюды. Их содержание может быть связано с темой занятия по коррекции звука или с изучаемой лексической темой. Помимо релаксационных упражнений и пластических этюдов включаются задания и игры на формирование пространственного восприятия
Разнообразие заданий, используемых в водной части занятия, способствует коррекции и развитию психофизических функций, ориентировке в пространстве, координации движений у детей, формированию умения выражать эмоции и чувства.
Немаловажное значение в овладении ребёнком правильным произношением имеет его умение слушать и слышать и степень развития речевого слуха. Задания на развитие слухового восприятия могут быть включены в водную часть занятия, так как они не занимают много времени, но очень значимы для коррекционной работы.
Основные задачи по развитию слухового и речеслухового восприятия:
-научить вслушиваться в различные звучания, развивать умение сосредоточивать внимание на звуке;
- научить выделять среди разнообразных звуков только нужные;
- устанавливать местонахождение источника звука;
- определять, какому предмету принадлежит звук;
- определять на слух темп звучания;
- различать силу звука;
- научить переключать внимание с одного звучащего предмета на другой;
научить вслушиваться в речь говорящего.
В этом помогут следующие упражнения: «Что ты слышишь», «Жмурки – определение местонахождения звучащего предмета», «Постучи, так как я», «Летает - не летает», «Делай то, что я говорю, а не то, что я показываю», «Запрещённое слово».
Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью.
Работа над развитием моторики пальцев рук важна для развития речи детей. Право на выбор упражнений, направленных на развитие тонкой моторики пальцев рук, остаётся за каждым педагогом. Важно подобрать такие упражнения, которые будут способствовать выработке чётких координированных движений в сочетании с речью. Желательно, чтобы тексты были насыщены автоматизируемым звуком или связаны с изучаемой лексической темой
Массаж или самомассаж.
Позволяет достаточно быстро нормализовать тонус мышц при гипо- и гипертонусе, координировать тонкие артикуляционные движения, устранить дисплазии, вызванные лёгкими парезами. В ряде случаев, некоторые приёмы массажа дети могут выполнять самостоятельно.
Мимические упражнения
Мимические упражнения способствуют развитию подвижности лицевой мускулатуры и предшествуют работе по выработке чётких артикуляционных движений. Следует чаще использовать мимические упражнения, в ходе выполнения которых дети учатся выражать эмоциональное состояние – печаль, радость, веселье… Для поддержания интереса к такого рода заданиямиспользуется наглядный материал: пиктограммы с изображением лиц в различных эмоциональных состояниях, изображения клоунов и животных (сердитый бульдог, хитрая лиса, злой волк…)
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика призвана подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков родного языка. Большинство артикуляционных упражнений связано с определёнными игровыми образами. Такие упражнения не утомляют детей, не вызывают негативных реакций и отказа от выполнения в случае неудачи. Логопед подбирает упражнения с учётом формы дизартрии и конкретно нарушенного звука. В подготовительный период используются упражнения, развивающие подвижность артикуляционных мышц. Затем они заменяются упражнениями, которые являются базой для постановки того или иного звука, т.е. отрабатываются чёткие артикуляционные уклады, затем вводятся задания на переключаемость движений, а далее включаются упражнения, направленные на формирование согласованной работы органов артикуляционного аппарата (губ и языка).
При наличии спастичности артикуляционных мышц наблюдается постоянно повышенный тонус мускулатуры языка, губ и лицевой мускулатуры. В таких случаях статические упражнения недопустимы. Целесообразно удерживать выработанный артикуляционный уклад на счёт 1, 2. 3 и переключать органы артикуляционного аппарата ребёнка на другое движение.
При гипотонии артикуляционных мышц упражнения направлены на их укрепление, потому полезны статические упражнения на удерживание определённой артикуляционной позиции под счёт (от 5 до 10).
Каждый комплекс артикуляционной гимнастики включает в себя несколько обязательных заданий:
-мимические упражнения;
-упражнения для губ;
-упражнения для языка;
- фонетическая зарядка на развитие переключаемости мышц органов артикуляции.
Артикуляционную гимнастику можно сочетать с развитием мелкой и общей моторики, голоса, дыхания и других нарушенных функций.
Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением.
Преодоление нарушений слоговой структуры.
Формирование правильного речевого дыхания, за исключением выработки физиологического (диафрагмального) дыхания, осуществляется в процессе общего речевого развития, параллельно с развитием артикуляции и голоса. Игровые упражнения, используемые для коррекции речевого дыхания, способствуют также развитию голоса, и наоборот, все голосовые упражнения способствуют постановке правильного речевого дыхания. Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить вдох и рационально, экономно расходовать воздух на выдохе.
С целью преодоления нарушений слоговой структуры слов полезно сочетать произнесение звуковых и слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением, например:
- с рисованием ломаных линий и спиралей фломастером либо карандашом или с рисованием на столе пальцем таких же линий;
- с раскладыванием палочек;
- с рисованием пальцем узоров в пшённой крупе, насыпанной в коробочку.
Полезно произносить слоги в сочетании с движением и со сменой интонации и мимики.
У детей, имеющих речевой диагноз «дизартрия», наблюдается несформированность как фонетической, так и просодической стороны речи. Задачи по развитию голоса у детей:
-формировать звонкий, сильный голос;
-формировать плавность и слитность произношения;
-развивать мелодико-интонационную сторону речи;
-формировать навык владения голосовыми модуляциями;
-развивать слуховой контроль.
Постановка звука
Работа по постановке звука включает следующие моменты:
-создание слухового образа звука;
-формирование зрительного образа звука (показ и словесное описание положения органов артикуляции);
-формирование ощущения правильного положения органов артикуляции, уточнение положения органов артикуляции ребёнком;
-формирование кинестетического образа звука с помощью пальцев рук, муляжей, игрушек;
-формирование правильного артикуляционного уклада;
-развитие простых видов фонематического анализа и синтеза («Есть ли звук Р в словах…», игра «Поймай звук», «Назови 3 звук в слове ПАР…», «Выбери картинки, слова со звуком»;
-развитие переключаемости органов артикуляционного уклада на материале звуковых и слоговых сочетаний с чисто произносимыми звуками с подключением движений и мимики.
На этом этапе закрепляются артикуляционные упражнения, направленные на постановку звука, ведётся обучение правильному произношению звука в изолированном звучании. Чтобы у ребёнка не терялся интерес к многократному повторению изолированного звука, даются разнообразные игровые задания в виде звукоподрожаний. Например, «Шумелочки» (шум ветра, шелест листвы, шуршание листьев, шуршание соломы, шипение гуся, змеи, шуршание мышей…); «Свистелочки» (вода в кране, свист ветра в трубе, проколотая шина, насос, проколотый шарик, пар, выходящий из кастрюли…); «Рычалочки» (рокот самолёта, работающий трактор, рычание собаки, тигра, тигрицы и тигрёнка, разговор мамы тигрицы с тигрятами…); «Гуделочки» (гудящий пароход, сирена скорой помощи, разговор инопланетян…); «Жужжалочки», «Звенелочки»…
Обозначение звука буквой вводится сразу же после появления этого звука у ребёнка.
Автоматизация звука в слогах.
Произнесение ребёнком слогов и слоговых сочетаний - очень важный этап в работе. Такая работа способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серий слогов развивает артикуляционный праксис, переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память. В работе над произнесением слога с автоматизируемым звуком следует соблюдать определённые правила. Так, автоматизация С, З, Ш, Ж, Щ проводится в следующей последовательности: в прямых открытых слогах, в обратных слогах, со стечением согласных звуков.
Автоматизация звуков Ч, Ц начинается с произнесения обратных слогов, затем прямых и со стечением согласных.
Звук Л сначала произносится в интервокальном положении между гласными (аллы, алла, аллу), затем в обратных слогах, в прямых открытых и со стечением согласных.
Механическое повторение слогов и слоговых сочетаний можно сделать интересной игрой. Например, «Пальчики здороваются» (соединять поочерёдно все пальцы с указательным, произнося слоги РА-РО-РУ-РЫ), «Альпинисты» (подниматься в гору тяжело ШШШША, а спускаться легко ШУ) .
Автоматизация звука в словах
Главная задача логопеда на этом этапе работы – научить ребёнка правильно произносить слова с поставленным звуком.
Предпочтительно произносить сочетания согласных звуков с близкими по артикуляции гласными и согласными. Например, СИ, ЛА, ЛЫ, ШО, ШУ, ТР, ДР. На последующих занятиях эти правила не соблюдаются, допустимо использование слов, в которых изучаемый звук встречается в разных позициях. Работу по автоматизации звуков в словах можно сочетать с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Ребёнка следует знакомить со значением произносимых слов. Особое внимание на этом этапе уделяется развитию фонематического восприятия, фонематического, слогового анализа и синтеза и фонематических представлений.
Автоматизация звука в словосочетаниях
Целенаправленная отработка с детьми определённых грамматических форм приведёт к последующему использованию их в самостоятельной речи. Работа над словосочетанием может проводиться как самостоятельное занятие непродолжительное время, в основном эта работа включается в другие занятия.
Автоматизация звука в предложениях
Основные задачи этого этапа – стимулирование речевой активности детей, развитие коммуникативной функции речи. Развитие языкового анализа и синтеза.
Автоматизация звука с чистоговорках, стихах, загадках.
Закрепление звука в рифмованной речи. Помимо этой задачи решаются и другие:
-формировать навык правильного употребления падежных окончаний;
-развивать воображение;
-развивать просодические компоненты речи;
-развивать чувство ритма.
Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Текст рассказа или сказки должен быть насыщен автоматизируемым звуком, коротким, интересным, занимательным и доступным.
Требования к занятиям, направленным на развитие связной речи:
Соблюдать принцип единого содержания. Все фонетические, лексические и грамматические упражнения необходимо связывать одной темой.
Рассказывание предваряют лексико-грамматические упражнения.
Конец занятия должен быть эмоциональным. Это может быть эмоционально прочитанное стихотворение, связанное с темой рассказа, пластический этюд или сыгранная сценка.
Основные темы содержания этапов коррекции произношения с видами деятельности
1 этап «Подготовительный
Подготовительные занятия
Виды деятельности: Релаксационные упражнения. Пластические этюды. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью. Массаж или самомассаж. Мимические упражнения. Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры).
2 этап «Постановка звуков»
Постановка звука. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти.
Виды деятельности: Игровые задания в виде звукоподрожаний: «Рычалочки» (рокот самолёта, работающий трактор, рычание собаки, тигра, тигрицы и тигрёнка, разговор мамы тигрицы с тигрятами…), «Свистелочки», «Шумелочки». Игры «Есть ли звук в словах…», игра «Поймай звук», «Назови 3 звук в слове», «Выбери картинки, слова со звуком». Уточнение артикуляции, рассматривание артикуляционного профиля. Формирование кинестетического образа звука с помощью пальцев рук, муляжей, игрушек
3 этап « Автоматизация поставленных звуков»
Автоматизация звука в слогах.
Автоматизация звука в словах.
Автоматизация звука в словосочетаниях.
Автоматизация звука в предложениях.
Автоматизация звука в чистоговорках.
Автоматизация звука в загадках и стихах.
Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Обучение рассказыванию. Развитие воображения.
Развитие познавательных процессов (мышления и воображения).
Виды деятельности: Произнесение слогов и слоговых сочетаний. Игра «Пальчики здороваются» (соединять поочерёдно все пальцы с указательным, произнося слоги РА-РО-РУ-РЫ, СА-СО-СУ-СЫ…), «Альпинисты» (подниматься в гору тяжело РРРРРА, а спускаться легко РУ…) . использование слов, в которых изучаемый звук встречается в разных позициях. Произнесение звуков в словах, сочетая с обогащением словаря и усвоением грамматических категорий языка – словообразования и словоизменения. Чтение стихотворения, связанного с темой рассказа, пластический этюд или сыгранная сценка.
4 этап «Дифференциация звуков»
Дифференциация звука в слогах.
Дифференциация звука в словах.
Дифференциация звука в словосочетаниях.
Дифференциация звука в предложениях.
Дифференциация звука в чистоговорках.
Дифференциация звука в загадках и стихах.
Дифференциация звука в самостоятельной речи
Виды деятельности: Сравнительный анализ артикуляционных профилей. Произнесение слогов, слов, предложений. Составление рассказов по опорным словам. Пересказ. Чтение текстов и беседа по содержанию. Заучивание стихов.
Последовательность тем на логопедических занятиях курса (33 часа - 1класс, 34 часа -2-4 классы)
- Обследование речи- 2 часа
Обследование произносительной стороны
Обследование фонематических процессов
- Подготовительный этап – 1 час
Подготовка к постановке Р. Место звука Р в слове
- Постановка звуков – 2
Постановка Р. Изолированное звучание
Постановка Р в сочетании ТР-ДР в словах с ударением на слоге
- Автоматизация звуков – 19 часов
Автоматизация ТР-ДР в словах и предложениях с ударным слогом.
Автоматизация ТР-ДР в словах и предложениях с безударным слогом
Автоматизация ТР-ДР в словах и предложениях с ударным безударным слогом
Автоматизация Р в прямых ударных слогах и словах
Автоматизация Р в словосочетаниях и предложениях с прямыми слогами
Автоматизация Р в предложениях с прямыми слогами
Автоматизация Р с прямыми слогами в монологической речи
Автоматизация Р с обратными слогами и словами
Автоматизация Р в словах, предложениях и монологической речи со стечением КР
Автоматизация Р в словах, предложениях и монологической речи со стечением ГР
Автоматизация Р в словах, предложениях и монологической речи со стечением ПР-БР
Автоматизация Р в словах с двумя Р.
Пересказ «Ворона и рак»
Автоматизация Р в словах с двумя Р. Басня «ворона и лиса»
Постановка Р'. Автоматизация в обратных слогах, словах, предложениях
Автоматизация Р' в прямых слогах РЯ, словах, предложениях
Автоматизация Р' в прямых слогах РЮ, словах, предложениях
Автоматизация Р' в прямых слогах РЮ, словах, предложениях
Автоматизация Р' в слогах, словах, предложениях
- Дифференциация звуков – 7 часов
Дифференциация Р-Р' в слогах и словах
Дифференциация Р-Р' в словосочетаниях и предложениях
Дифференциация Р-Р' в монологической речи
Дифференциация Р-Р' (98). Преобразование слогов. Игра «Телеграф»
Дифференциация Р-Р' в чистоговорках и скороговорках
Дифференциация Р-Л в слогах, словах.
Дифференциация Р-Л в предложениях и текстах
Дифференциация Р-Л в связной и спонтанной речи на материале сказок А.С. Пушкина
- Обследование речи – 2 часа
Обследование произносительной стороны
Обследование фонематических процессов
Консультативная работа
Учитель-логопед обеспечивает непрерывность специального индивидуального сопровождения обучающихся с ТНР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации
Виды деятельности:
индивидуальные, подгрупповые, тематические консультации для педагогов и родителей по вопросам инклюзивного образования (по отдельному плану-графику)
Планируемый результат
1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, учителем начальных классов, работниками школы
Информационно – просветительская работа
Учитель-логопед организует информационно-просветительскую деятельность по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательной деятельности
Виды деятельности:
Информационные мероприятия (по отдельному плану-графику)
Планируемый результат:
Организация работы семинаров, методических объединений логопедов города, публикации по вопросам инклюзивного образования.
Требования к результатам освоения курса
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма:
- отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука;
- умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;
- правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи;
- умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса;
- умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;
- минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам);
- умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;
- практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи;
- позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;
- понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения.
Требования к результатам овладения компетенцией:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях: умение адекватно оценивать свои силы, умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему.владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы;
- умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребенка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника;
- овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи.
- понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи.
- наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса;
- прогресс в развитии регулятивной функции речи.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНРОВАНИЕ С ОСНОВНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛНОСТИ
Воспитательный аспект: формировать здоровый образ жизни (правильное диафрагмальное дыхание, плавный выдох, красивое звучание речи).
Дата по плану | Дата по факту | Тема занятия | Виды деятельности | Лексико-грамматика | |
1 | Обследование произносительной стороны . | ||||
2 | Обследование фонематических процессов. | ||||
3 | Подготовка к постановке Р. Место звука Р в слове | Выполнять дыхательные и артикуляционные упражненияя. Упражнения для переключения органов артикуляции. Определять место звука в слове (начало, середина, конец) | Фрукты Понимание грамматической конструкции (справа, слева, между) | ||
4 | Постановка Р. Изолированное звучание | Артикуляция и характеристика Р. . На что похоже произношение Р. | |||
5 | Постановка Р в сочетании ТР=ДР в словах с ударением на слоге | Автоматизация Р в сочетании ТР-ДР в слогах и словах с ударением на этом слоге. Разучить чистоговорку. | Родственные слова Спряжение в настоящем времени (строить детский театр) | ||
6 | Автоматизация ТР-ДР в словах и предложениях с ударным слогом. | Произносить слова и предложения со словами, имеющими сочетания ТР-ДР в ударном слоге. Чертить схемы предложений. Определять место Р по звуковой линейке | Родственные слова Понимание сложноподчинённых предложений с союзом ЧТОБЫ. | ||
7 | Автоматизация ТР-ДР в словах и предложениях с безударным слогом | Произносить слова и предложения со словами, имеющими сочетания ТР-ДР в безударном слоге. Чертить схемы предложений. Делить слова на слоги | Родственные слова Согласование существительных ТРУБА и МЕТР с числительными | ||
8 | Автоматизация ТР-ДР в словах и предложениях с ударным безударным слогом | Произносить слова и предложения со словами, имеющими сочетания ТР-ДР в ударном и безударном слоге по звукотаблице | Слова-предметы (живые и неживые) Единственное-множественное число существительных, согласование существительных с числительными | ||
9 | Автоматизация Р в прямых ударных слогах и словах | Произносить твёрдый Р в прямых ударных слогах и словах. Произносить Р громко, тихо, шёпотом. Дополнять слово слогом по картинке. Находить слова с данными слогами по картинкам. Составлять слова из букв, печатать их. | Слова-предметы Имена девочек Согласование существительных РАК, РОЗА, КАРАСЬ с числительными | ||
10 | Автоматизация Р в словосочетаниях и предложениях с прямыми слогами | Произносить твёрдый Р в прямых безударных слогах и словах. Образовывать существительные множественного числа | Слова-предметы (живые и неживые) Единственное-множественное число существительных согласование существительных с числительными | ||
11 | Автоматизация Р в предложениях с прямыми слогами | Произносить твёрдый Р в словосочетаниях и предложениях с прямыми слогами. Подбирать существительное к прилагательному. Составлять предложения из слов | Качественные прилагательные Согласование существительного и прилагательного в роде и числе. | ||
12 | Автоматизация Р с прямыми слогами в монологической речи | Составлять сравнительные рассказы, автоматизируя произношение Р в словах с прямыми слогами. Подбирать прилагательное к существительному. Анализировать количество и порядок предложений в тексте. | Неодушевлённые предметы. Цветы Согласование существительного и прилагательного в женском роде | ||
13 | Автоматизация Р с обратными слогами и словами | Произносить твёрдый Р в обратных слогах и словах. Произносить слоги со сменой ударения. Определять количество звуков в слове. Составлять схемы слов | Одушевлённые предметы. Имена Согласование существительных КОВЁР, БАРАН, ПОМИДОР с числительными | ||
14 | Автоматизация Р в словах, предложениях и монологической речи со стечением КР | Произносить твёрдый Р в стечении КР со сменой ударения и интонации в предложении. Подбирать прилагательное к существительному. Проговаривать скороговорки. | Одушевлённые и неодушевлённые предметы Согласование существительного и прилагательного в мужском роде. Спряжение в будущем времени «ШИРОКО РАСКРЫТЬ РОТ» | ||
15 | Автоматизация Р в словах, предложениях и монологической речи со стечением ГР | Произносить твёрдый Р в стечении ГР со сменой ударения и интонации в предложении. Подбирать прилагательное к существительному. Проговаривать скороговорки. | Одушевлённые и неодушевлённые предметы Согласование существительного и прилагательного в женском роде | ||
16 | Автоматизация Р в словах, предложениях и монологической речи со стечением ПР-БР | Произносить твёрдый Р в стечении ПР-БР . Отхлопывать ритмический рисунок слов. Составлять слова из букв. Описывать ЗЕБРУ по картинному плану. | Родственные слова Согласование существительного и прилагательного в женском роде. Спряжение в настоящем времени «ПРЫГАТЬ В ПРУД С КРУТОГО БЕРЕГА» | ||
17 | Автоматизация Р в словах с двумя Р. | Произносить слова с двумя Р. Отхлопывать ритмический рисунок этих слов. Пересказывать текст «Ворона и рак». Произносить слова с двумя Р. Подбирать прилагательные и глаголы к существительным. Составлять схемы предложений. Подбирать синонимы и антонимы. Читать выразительно басню. | Родственные слова. транспорт. | ||
18 | Пересказ «Ворона и рак» | Притяжательные прилагательные Спряжение в настоящем времени | |||
19 | Автоматизация Р в словах с двумя Р. Басня «ворона и лиса» | Согласование притяжательных прилагательных с существительными. | |||
20 | Постановка Р'. Автоматизация в обратных слогах, словах, предложениях | Произносить Р' в обратных слогах, словах, фразах. Выполнять звукобуквенный анализ слов с мягким знаком на конце слова. | Профессии Суффиксальное словообразование существительных | ||
21 | Автоматизация Р' в прямых слогах РЯ, словах, предложениях | Произносить Р' в слоге РЯ, словах, фразах. Составлять предложения из слов., выбирать схему. Составлять слова с слогом РЯ. Подбирать существительное к прилагательному. | Зимующие птицы Согласование существительного и прилагательного в роде | ||
22 | Автоматизация Р' в прямых слогах РЮ, словах, предложениях | Произносить Р' в слоге РЮ, словах, фразах. Составлять предложения из слов., выбирать схему. Составлять слова с слогом РЮ. Подбирать существительное к прилагательному. | Уменьшительно-ласкательные суффиксы Прилагательные-антонимы | ||
23 | Автоматизация Р' в прямых слогах РЮ, словах, предложениях | Произносить Р' в слоге РЮ, словах, фразах. Составлять предложения из слов., выбирать схему. Составлять слова с слогом РЮ. Подбирать существительное к прилагательному. | Полные и краткие имена. Профессии Управление в винительном падеже | ||
24 | Автоматизация Р' в слогах, словах, предложениях | Произносить Р' в слогах, словах, фразах. Составлять предложения из слов., выбирать схему. Составлять слова с слогоами. Подбирать существительное к прилагательному. | Согласование существительного и числительного Профессии | ||
25 | Дифференциация Р-Р' в слогах и словах | Анализ прямых слогов и слов. Анализ слов РАД-РЯД. Слоговой анализ и синтез | Антонимы-прилагательные. Согласование существительного и числительного | ||
26 | Дифференциация Р-Р' в словосочетаниях и предложениях | Анализ обратных слогов и слов. Анализ слов ЖАР-ЖАРЬ | Зимующие и перелётные птицы. Согласование существительного и прилагательного в роде | ||
27 | Дифференциация Р-Р' в монологической речи | Составление рассказа по сюжетным картинкам «Скворцы прилетели» Пересказ текста Г. Снегирёв «К морю» Работа по тексту | Зимующие и перелётные птицы. Согласование существительного и прилагательного в числе | ||
28 | Дифференциация Р-Р' (98). Преобразование слогов. Игра «Телеграф» | Составление слов из слогов. Деление слов на слоги. Вставка пропущенных слогов. | Явления природы (Дождь, ветер, радуга) Составление словосочетаний с существительными в значении увеличения Антонимы-прилагательные. Согласование существительного и числительного | ||
29 | Дифференциация Р-Р' в чистоговорках и скороговорках | Произнесение чистоговорок, деля их на слоги. Произнесение скороговорок в разных темпах | Родственные слова. Спряжение в будущем времени | ||
30 | Дифференциация Р-Л в слогах, словах | Анализ слов КРОКОДИЛ, КРЫЛО, ЖУРНАЛ. | Счёт 1-10 со словами (крокодил, крыло, журнал). Наблюдение за составом слова РЫБОЛОВ. | ||
31 | Дифференциация Р-Л в предложениях и текстах. | Составление предложений со словами. Схемы предложений. Распространение предложения ЧЕРЁМУХА РАСЦВЕЛА. | Спряжение в настоящем времени (расколоть зеркало, раскладывать раскладушку). | ||
32 | Дифференциация Р-Л в связной и спонтанной речи на материале сказок А.С. Пушкина | Чтение сказок А.С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане» Придумывание вопросов, подбор признаков и действий к предметам, предметов к признакам. Упражнение в употреблении сложноподчинённых предложений | Согласование существительного и прилагательного. Родственные слова к словам «чудо, старик». Сложноподчинённые предложения с союзами чтобы, потому что. | ||
33 | Обследование произносительной стороны. | ||||
34 | Обследование фонематических процессов. | ||||
IV. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА
- Богомолова А.И. Логопедическое пособие. – С-Пб.: 1994
- Волкова Л.С. «Логопедия», Москва, 1995
- Грибова О.Е. «Технология организации логопедического обследования», М.2005г
- Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения.-М. 1998.
- Методы обследования речи детей (пособие по диагностике речевых нарушений), Под ред. Чиркиной Г.В. М.2003г.
- Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи» , Санкт-Петербург, 2009
- Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков.- С-Пб, 2006
- Сайты: festival.1september, pedsovet.org, zavuch.info, logoped-sfera.
- Фуреева Е.П. «Нарушения речи у школьников», Ростов- на- Дону, 2008
- Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков [Текст]
- Чиркина Г.В. учеб. для спец. корекц. шк. V вида: 1 кл. - М.: АРКТИ, 2005.
- Ястребова А.В. «Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений» М.2000г.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе».
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. «Как помочь детям с недостатками речевого недоразвития» М. 1999г.
- Ястребова Л.В., Бессонова «Обучаем читать и писать без ошибок» Т.П. М. 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальное коррекционное занятие по коррекции звукопроизношения «В гостях у Шуши».
Конспект занятия составлен для работы с ребёнком 9 лет.Диагноз: РОПЦНС, синдром детского аутизма.Логопедическое заключение: НОНР, нарушено произношение звуков Ш, Ж, Р, РЬ. Пассивный словарь знач...
Программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие занятия» (вариант 4.2)
программа (вариант 4.2)...

Артикуляционная гимнастика - эффективный метод коррекционной работы по формированию звукопроизношения
В данной статье родители узнают, что такое артикуляционная гимнастика, "познакомятся" с органами артикуляционного аппарата, узнают как правильно выполнять артикуляционную гимнастику....

От чего зависит скорость коррекции звуков? Как ускорить коррекционную работу по исправлению звукопроизношения?
Родители часто, начав заниматься с логопедом, задаются вопросом, сколько времени должно занимать исправление звуков у ребенка. Нередко спрашивают друг у друга на форумах и слышат противоре...

Коррекционный курс индивидуальных коррекционных занятий. курс «Дефектологические занятия»
Программа составлена на основе Федерального закона РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями (далее – ФЗ-273), в соответствии с требованиями ...

СТАТЬЯ ПО ТЕМЕ: "НАПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКЦИОННЫЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "
Аннотация. Формирование произношения у детей с нарушением слуха является одной из основных задач обучения в системе специального образования. Главным условием для развития произносительных ...

Рабочая программа КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ: ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЕ)» в 5, 6 классах основного общего образования специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
Специфические трудности освоения программного материала, обусловленные парциальной недостаточностью высших психических функций, характерные для обучающихся с ЗПР, определяют необходимость специальной ...