Конспект по зрительному восприятию для младших школьников с нарушением зрения «Рыбы рек»
план-конспект

Коррекционное занятие для учащихся второго класса. Направлено активизировать представления детей о речных рыбах, совершенствовать навыки зрительно -моторной координации путем рисования по клеточкам, воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryby.docx21.8 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ

Тема занятия

«Рыбы рек»

Класс

2

Педагогическая цель

Развивать зрительно-моторную координацию (зрительное восприятие, зрительно-моторную память), познавательные процессы учащихся с нарушением зрения посредством графических упражнений: обводка по трафарету, штриховка.

Задачи

- уточнить и активизировать представление детей о речных рыбах;

-учить составлять алгоритм для рассказа о рыбах и, пользуясь им, самостоятельно составлять рассказ;

-совершенствовать навыки зрительно-моторной координации путем рисования по клеточкам;

-учить удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении задания на раскрашивание рисунка с использованием шифра;

-развивать внимание, мышление, умение сравнивать, рассуждать;

 -воспитывать любовь к природе;

-продолжать учить следить за осанкой. 

Тип урока

Урок развития умений

Планируемые
результаты
(предметные)

Самостоятельно выполняют задания и упражнения на тренажерах для развития ручной моторики, ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

Личностные
результаты

Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; используют мотивацию к творческому труду, к работе на результат

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: Регулятивные: воспринимать и выполнять устную инструкцию; запоминать и удерживать учебную задачу, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу; начинать и заканчивать действие в нужный момент.

Познавательные: проводить сравнение объектов, выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения, аргументировать ответ.

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

Формы обучения

Групповой

Методы обучения

Практические упражнения,  художественное слово, загадка, задания, вопросы, показ, сравнение, инструкция, поощрение, оценка, контроль, рассказ учителя-дефектолога, беседа, рассматривание иллюстраций.

Образовательные

ресурсы

Изображение лодки с веслами и рулем, картинки с изображением речных рыб, и шифр к ним. Изображение рыбы с пятью кружками на туловище, 5 кружков с оттенками желтого цвета и буквами на них Ч, Е, Ш, У, Я, рабочие тетради с изображением волн и рыбки, карточки с заданием на раскрашивание.

Дифференциация учебного материала с учётом психофизических возможностей и состояния зрения детей

Посадка (от 0,4 единицы) – 1 стол, левая окклюзия – справа от дефектолога, правая окклюзия – слева от дефектолога

Детям с низкой остротой зрения – четкий контур на иллюстрации, снижение темпа

Детям при сходящемся косоглазии -  подставки

Дидактическое упражнение   «Цветные кружки»:

I и II подгруппа – 7 кружков с оттенками желтого цвета

ӀII подгруппа  -  5 кружков с оттенками желтого цвета

Дидактическое упражнение  «Дорисуй»

I и II подгруппа – зеркальное копирование.

ӀII подгруппа – прямое копирование (по точкам)

Ход занятия

1. Организационный момент. 

Предложить детям отгадать загадку:

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

- О каких монетках говорится в загадке? Вы узнаете об этом, если правильно разместите цветные кружки с буквами на теле рыбки: от самого темного к самому светлому.

- У каких животных тело покрыто чешуей?

2. Какие части есть у рыб. 

Из каких частей состоит тело рыбы? Показ на доске, сопровождающийся объяснением.

Рыба состоит из головы, туловища, хвоста, плавников. На голове располагаются жабры, с помощью которых она дышит растворенным в воде кислородом. Тело покрыто чешуей – небольшими костными пластинками. Чешуя защищает рыбу от повреждений. Сверху чешуя покрыта слизью, поэтому тело у нее скользкое. Слизь помогает ей легко скользить в воде. Рыбы плавают с помощью плавников и хвоста.

С чем можно сравнить плавники и хвост рыбы? Показ на доске изображений рыбы и лодки. Ответ запишите в клеточках (весла, руль).

3. Рассматривание изображений речных рыб (ерш, карась, красноперка, линь, щука) и выделение их характерных особенностей.

4. Зрительная гимнастика.

«Рыбка».

Рыбка плавала, ныряла,

Рыбка хвостиком виляла.

        Вверх и вниз, вверх и вниз

Рыбка, рыбка, не ленись!

По волнам, по волнам,

Тут и там, тут и там.

Вот она какая, рыбка золотая.

Проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз)

Прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.)

Поморгать глазами.

5. Составление алгоритма для рассказа о рыбах.

– В какой воде живет (соленой или пресной)?

– Из каких частей состоит тело?

– Чем покрыто тело, какая окраска чешуи?

– Величина (крупная, средняя, мелкая)?

– По каким характерным особенностям можно узнать?

– Чем питается?

6. Рассказ по алгоритму о выбранной рыбке.

7. Двигательная гимнастика. (движения выполняются в соответствии с текстом)

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

8. Коррекционная работа в специальных тетрадях.

Вначале нужно дорисовать волны, затем нарисовать по клеткам рыбке подружку. Подумайте, как нужно раскрасить двух рыбок, чтобы они выглядели близнецами.

9. Раскрась рыбку.(*) Для тех, кто быстро справится с заданием, предложить раскрасить рыбку, используя код: где значок «–» – голубой цвет, «*» – зеленый цвет, «-» – красный цвет, «+» – желтый цвет.

10. Итог занятия.

О ком сегодня говорили на уроке? Как отличить один вид рыбы от другого? Давайте рассмотрим, у кого получилась самая красивая рыба. Почему?

Список использованной литературы

  1. «Зрительное восприятие: диагностика и развитие: учебно методическое пособие / Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В, Никулина И.Н., Быкова Е.Б.»: МЦНИП; Киров; 2013.
  2. Ковалько В.И. «Школа физкультминуток (1-4 классы)»: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. -М.: ВАКО, 2007.
  3. Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение: Учеб. – метод. пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия с детьми средней группы с нарушениями зрения по развитию зрительного восприятия Тема: «Зима»

Занятие позволяет стимулировать зрительно-познавательную активность детей, расширять знания по даннй теме, способствует развитию мелой моторики....

Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения.

В статье представлены  рекомендации по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения .Материал полезен не только  педагогам  ,но и  родителям для самос...

Публикация статьи "Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения"

Материал сборника "Специальное образование" под редакцией В.Н.Скворцова адресован специалистам в области тифлопедагогики и смежных наук, студентам педагогических ВУЗов . В работе представлены результа...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения

Применение  работе здоровьесберегающих  технологий помогает организовать коррекционный  процесс с учетом  интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, са...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в младшей группе с нарушением зрения (с использованием современных технологий)Тема: «Зимняя картинка»

Конспект предназначен для проведения учителем-дефектологом(тифлопедагогом) занятия по развитию зрительного восприятия в младшей группе с нарушением зрения. Тема занятия "Зимняя картинка". Ко...

Особенности письменной речи у младших школьников с нарушениями зрения

Данная публикация будет полезна педагогам, работающих с детьми с нарушениями зрения...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для младших школьников с нарушением зрения "Урожай-собирай"

Коррекционное занятие для учащихся второго класса. Использование графических упражнений способствуют развитию навык прослеживания глаз за действием руки; умения удерживать в поле зрения стимул дл...