Конспект по зрительному восприятию для младших школьников с нарушением зрения «Рыбы рек»
план-конспект
Коррекционное занятие для учащихся второго класса. Направлено активизировать представления детей о речных рыбах, совершенствовать навыки зрительно -моторной координации путем рисования по клеточкам, воспитывать любовь к природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ
Тема занятия | «Рыбы рек» |
Класс | 2 |
Педагогическая цель | Развивать зрительно-моторную координацию (зрительное восприятие, зрительно-моторную память), познавательные процессы учащихся с нарушением зрения посредством графических упражнений: обводка по трафарету, штриховка. |
Задачи | - уточнить и активизировать представление детей о речных рыбах; -учить составлять алгоритм для рассказа о рыбах и, пользуясь им, самостоятельно составлять рассказ; -совершенствовать навыки зрительно-моторной координации путем рисования по клеточкам; -учить удерживать в поле зрения зрительный стимул при выполнении задания на раскрашивание рисунка с использованием шифра; -развивать внимание, мышление, умение сравнивать, рассуждать; -воспитывать любовь к природе; -продолжать учить следить за осанкой. |
Тип урока | Урок развития умений |
Планируемые | Самостоятельно выполняют задания и упражнения на тренажерах для развития ручной моторики, ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач |
Личностные | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; используют мотивацию к творческому труду, к работе на результат |
Универсальные | Регулятивные: Регулятивные: воспринимать и выполнять устную инструкцию; запоминать и удерживать учебную задачу, планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу; начинать и заканчивать действие в нужный момент. Познавательные: проводить сравнение объектов, выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения, аргументировать ответ. Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
Формы обучения | Групповой |
Методы обучения | Практические упражнения, художественное слово, загадка, задания, вопросы, показ, сравнение, инструкция, поощрение, оценка, контроль, рассказ учителя-дефектолога, беседа, рассматривание иллюстраций. |
Образовательные ресурсы | Изображение лодки с веслами и рулем, картинки с изображением речных рыб, и шифр к ним. Изображение рыбы с пятью кружками на туловище, 5 кружков с оттенками желтого цвета и буквами на них Ч, Е, Ш, У, Я, рабочие тетради с изображением волн и рыбки, карточки с заданием на раскрашивание. |
Дифференциация учебного материала с учётом психофизических возможностей и состояния зрения детей | Посадка (от 0,4 единицы) – 1 стол, левая окклюзия – справа от дефектолога, правая окклюзия – слева от дефектолога Детям с низкой остротой зрения – четкий контур на иллюстрации, снижение темпа Детям при сходящемся косоглазии - подставки Дидактическое упражнение «Цветные кружки»: I и II подгруппа – 7 кружков с оттенками желтого цвета ӀII подгруппа - 5 кружков с оттенками желтого цвета Дидактическое упражнение «Дорисуй» I и II подгруппа – зеркальное копирование. ӀII подгруппа – прямое копирование (по точкам) |
Ход занятия
1. Организационный момент.
Предложить детям отгадать загадку:
У родителей и деток
Вся одежда из монеток.
- О каких монетках говорится в загадке? Вы узнаете об этом, если правильно разместите цветные кружки с буквами на теле рыбки: от самого темного к самому светлому.
- У каких животных тело покрыто чешуей?
2. Какие части есть у рыб.
Из каких частей состоит тело рыбы? Показ на доске, сопровождающийся объяснением.
Рыба состоит из головы, туловища, хвоста, плавников. На голове располагаются жабры, с помощью которых она дышит растворенным в воде кислородом. Тело покрыто чешуей – небольшими костными пластинками. Чешуя защищает рыбу от повреждений. Сверху чешуя покрыта слизью, поэтому тело у нее скользкое. Слизь помогает ей легко скользить в воде. Рыбы плавают с помощью плавников и хвоста.
С чем можно сравнить плавники и хвост рыбы? Показ на доске изображений рыбы и лодки. Ответ запишите в клеточках (весла, руль).
3. Рассматривание изображений речных рыб (ерш, карась, красноперка, линь, щука) и выделение их характерных особенностей.
4. Зрительная гимнастика.
«Рыбка».
Рыбка плавала, ныряла, Рыбка хвостиком виляла. Вверх и вниз, вверх и вниз Рыбка, рыбка, не ленись! По волнам, по волнам, Тут и там, тут и там. Вот она какая, рыбка золотая. | Проследить глазами за движением рыбки вверх-вниз (6-8 раз) Прослеживание глазами по волнистой линии вправо-влево (6-8 р.) Поморгать глазами. |
5. Составление алгоритма для рассказа о рыбах.
– В какой воде живет (соленой или пресной)?
– Из каких частей состоит тело?
– Чем покрыто тело, какая окраска чешуи?
– Величина (крупная, средняя, мелкая)?
– По каким характерным особенностям можно узнать?
– Чем питается?
6. Рассказ по алгоритму о выбранной рыбке.
7. Двигательная гимнастика. (движения выполняются в соответствии с текстом)
Два хлопка над головой,
Два хлопка перед собой,
Две руки за спину спрячем
И на двух ногах поскачем.
8. Коррекционная работа в специальных тетрадях.
Вначале нужно дорисовать волны, затем нарисовать по клеткам рыбке подружку. Подумайте, как нужно раскрасить двух рыбок, чтобы они выглядели близнецами.
9. Раскрась рыбку.(*) Для тех, кто быстро справится с заданием, предложить раскрасить рыбку, используя код: где значок «–» – голубой цвет, «*» – зеленый цвет, «-» – красный цвет, «+» – желтый цвет.
10. Итог занятия.
О ком сегодня говорили на уроке? Как отличить один вид рыбы от другого? Давайте рассмотрим, у кого получилась самая красивая рыба. Почему?
Список использованной литературы
- «Зрительное восприятие: диагностика и развитие: учебно методическое пособие / Никулина Г.В., Фомичева Л.В., Замашнюк Е.В, Никулина И.Н., Быкова Е.Б.»: МЦНИП; Киров; 2013.
- Ковалько В.И. «Школа физкультминуток (1-4 классы)»: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. -М.: ВАКО, 2007.
- Никулина Г. В., Фомичева Л. В. Охраняем и развиваем зрение: Учеб. – метод. пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. – СПб.: «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового занятия с детьми средней группы с нарушениями зрения по развитию зрительного восприятия Тема: «Зима»
Занятие позволяет стимулировать зрительно-познавательную активность детей, расширять знания по даннй теме, способствует развитию мелой моторики....

Развитие зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения.
В статье представлены рекомендации по развитию зрительно-моторной координации у дошкольников с нарушением зрения .Материал полезен не только педагогам ,но и родителям для самос...

Публикация статьи "Развитие зрительно-моторной координации у детей с нарушением зрения"
Материал сборника "Специальное образование" под редакцией В.Н.Скворцова адресован специалистам в области тифлопедагогики и смежных наук, студентам педагогических ВУЗов . В работе представлены результа...

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с младшими школьниками с нарушениями зрения
Применение работе здоровьесберегающих технологий помогает организовать коррекционный процесс с учетом интересов ребенка и отклонений его развития, поддержать его активность, са...

Конспект занятия по развитию зрительного восприятия в младшей группе с нарушением зрения (с использованием современных технологий)Тема: «Зимняя картинка»
Конспект предназначен для проведения учителем-дефектологом(тифлопедагогом) занятия по развитию зрительного восприятия в младшей группе с нарушением зрения. Тема занятия "Зимняя картинка". Ко...
Особенности письменной речи у младших школьников с нарушениями зрения
Данная публикация будет полезна педагогам, работающих с детьми с нарушениями зрения...
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию зрительного восприятия для младших школьников с нарушением зрения "Урожай-собирай"
Коррекционное занятие для учащихся второго класса. Использование графических упражнений способствуют развитию навык прослеживания глаз за действием руки; умения удерживать в поле зрения стимул дл...