Программа коррекции нерезко выраженной дислексии и трудностей формирования навыка чтения у младших школьников.
рабочая программа

Волынец Александра Владимировна

Учебная  (коррекционно-развивающая) программа разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов. имеющих нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Программа опирается на понимание сложной психофозиологической структуры процесса чтения в норме в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми и составлена в соответствии с государственным стандартом по чтению в начальной школе и в соответствии с определением дислексии в современной   коррекционной педагогике. В программе отражены современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, а достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_disleksii.docx28.71 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

коррекции нерезко выраженной дислексии и трудностей формирования навыка чтения у младших школьников.

Пояснительная записка

Учебная (коррекционно-развивающая) программа разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов. имеющих нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Программа опирается на понимание сложной психофозиологической структуры процесса чтения в норме в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми и составлена в соответствии с государственным стандартом по чтению в начальной школе и в соответствии с определением дислексии в современной коррекционной педагогике. В программе отражены современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, а достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.

Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я.Гальпериным.

В программе нашли отражение идеи ряда учёных (Р.И.Лалаевой, Л.Г.Парамоновой, Л.Н.Ефименковой) по проблемам формирования и нарушения процесса чтения у детей.

При составлении учебной программы использованы:

-системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенных в работах И.Н.Садовниковой, В.И.Городиловой, М.З.Кудрявцевой, Г.Мисаренко;

-система работы по слоговым таблицам, предложенная А.Н.Корневым;

-система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н.Костроминой и Л.Г.Нагаевой;

-система заданий, направленных на совершенствование дикции и выразительности чтения, предложенная Т.И.Кондраниной и Л.М.Козыревой.

При составлении программы был также использован опыт работы учителя-логопеда, психолога и учителей начальных классов ТМК ОУ «Дудинской средней школы №4» с младшими школьниками по проблемам становления навыка чтения.

Использование программы предполагает:

-определение тематики содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;

-отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий;

-определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методической работы с родителями и специалистами образовательных учреждений.

Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по образовательной базовой программе и имеющими следующие особенности процесса чтения:

-временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;

-наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;

-замедленный темп чтения и др.

Учебная программа включает в себя 4 блока:

1)диагностика;

2)формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;

3)коррекция несовершенного навыка чтения;

4)совершенствование навыка чтения.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностный уровень речевого развития каждого ребёнка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий.

Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Общая продолжительности занятий по программе может составлять от 42 до 60 часов в зависимости от сложности нарушения.

Принципы, заложенные в программу:

-единство диагностики, коррекции, развития;

-онтогенетический подход;

-деятельностный характер занятий

-совместное обучение с родителями;

-доступность;

-дифференцированный индивидуальный подход.

Задачи программы:

-совершенствование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;

-коррекция несовершенного навыка чтения;

-совершенствование навыка чтения.

Особенностью программы является реализация индивидуально-ориентированного подхода в применении психолого-педагогических технологий, широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов.

Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном тестировании. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка чтения у ребёнка замеченное родителями или учителем, фиксируется как успешность в обучении.

Успешностью можно также считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и улучшение таких свойств личности и деятельности, как:

-способности к самостоятельной организации своей деятельности;

-способности осуществлять контроль над собственным чтением;

-умение использовать полученные навыки в новых условиях.

Тематическое планирование

I .Диагностика

#1048;сследование состояния устной речи (1час)

Содержание работы:

Виды работы

Оборудование

-исследование:

-звукопроизношения;

фонематического восприятия;

-звукового и слогового анализа, синтеза, представлений;

-словарного запаса;

-развития связной речи.

-отраженная речь;

-ответы на вопросы;

-выделение звуков из слогов и слов;

-деление слов на слоги;

-пересказ текста.

-карточки с речевым материалом;

-предметные и сюжетные картинки.

#1048;сследование состояния письменной речи (1ч)

-выявление наличия специфических ошибок в письменных работах;

-исследования состояния навыка чтения (способа, скорости, правильности, выразительности, понимания, наличие специфических ошибок).

-работа с буквами разрезной азбуки;

-запись букв под диктовку;

-диктант;

-списывание букв и текста (с печатного и рукописного;

-чтение текста вслух;

-чтение коротких текстов (про себя и вслух).

-разрезная азбука;

-тексты для списывания;

-тексты для диктантов;

-тексты для чтения;

-тексты с пропущенными окончаниями.

#1048;сследование состояния неречевых психических процессов

Исследования состояния:

-зрительной функции (объёма и концентрации внимания, памяти. -поля зрения);

-слуховых функций ;(внимания, памяти);

-Зрительно-моторной координации;

графомоторных навыков;

-состояния природного темпа деятельности;

-корректурная проба «Догони и поймай букву»;

-игра «Запомни 10 слов».

-«Числовая пирамида»

-рисование лабиринтов,дорожек, стрелок, схем;

-теппинг –тест;

-анализ состояния навыков письма.

-таблица корректурной пробы

-табличка с 10 словами;

10 слов».

-изображение числовой пирамиды

#1060;ормирование неречевых психических функций, необходимых для совершенствования навыков чтения..

#1057;овершенствование восприятия (3-4 часа)

-Развитие избирательности восприятия;

-обучение восприятия текста с учётом отдельных элементов на фоне целого;

-расширение поля зрения;

-развитие зрительно-пространственной ориентировки зрительно-моторной координации.

Цветовая маркировка букв ,слогов, слов;

-вычёркивание заданных букв из текста;

-деление на слоги;

-игра «Что вокруг»;

-числовые и буквенные пирамиды, таблицы;

-складывание узоров;

-дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки.

Карточки со словами и предложениямис выделенными чёрным и красным цветом слогами;

-тексты;

-таблицы;

-дидактические игры (настольно-печатные);

-карточки «Пирамиды».

2. Совершенствование внимания. (1-2 часа)

-развитие зрительного и слухового внимания;

-развитие концентрации и устойчивости внимания;

-расширения внимания;

-развитие распределения, переключения внимания.

-путешествие по лабиринтам;

-переписывание бессмысленных слов;

-запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями;

-произнесение слов, предложений в заданном темпе, с заданной громкостью, с различной эмоциональной окраской;

-отыскивание на квадратных таблицах разной сложности цифр в порядке возрастания;

-чтением предложений с одновременным слуховым зашумлением;

-вычисление из числовых таблиц отсутствующих чисел;

-нахождение в рядах букв целых слов.

-лабиринты;

-карточки с бессмысленными словами;

-тексты арифметических диктантов:

-таблицы с цифрами разной сложности;

-числовые таблицы с пропущенными числами;

-буквенные тексты.

3. Совершенствование памяти(2-3 часа)

Тренировка зрительной памяти;

-тренировка оперативной памяти.

-составление фигур из палочек;

-запоминание изображенных предметов;

-чтение и запоминание предложений разной длительности.

-палочки;;

-картинки;

-произвольные изображения;

-тексты предложений.

#1057;овершенствование мышления (2-3 часа)

-Тренировка способности создавать мыслительный образ;

-тренировка способности устанавливать логические связи между словами.

-мысленное представление различных образов и состояний;

-анализ и установление логичных и нелогичных ассоциаций;

-представление текстов зрительными образами.

Слова и словосочетания;

-ряды картинок;

-тексты.

#1057;овершенствование эмоционально-волевой сферы (1-2 часа).

-создание положительной самооценки при совершенствовании навыка чтения;

-оценивание ребёнком собственной скорости чтения;

-оценивание собственного настроения на занятии;

-оценивание достигнутых на занятии результатов.

-рисование эмоциональных состояний ;

-самооценка по шкале;

-Шкалы оценок;

-экран результатов

#1050;оррекция несовершенного навыка чтения.

  1. Развитие языкового анализа и синтеза (3-4 часа)

-развитие анализа структуры предложения;

-развитие слогового анализа и синтеза;

-развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза.

-определение границ предложений в тексте без точек;

-придумывание предложений по картинке с заданными словами;

-придумывание предложений по опорным словам;

-определение места заданного слова в предложении;

-выделение гласных из слогов и слова.

-тексты без точек;

-предметные и сюжетные картинки;

-карточки со словами;

-схемы предложений;

-тексты предложений.

#1056;азвитие морфологической системы языка (4-5 часов)

-дифференциация грамматических значений;

-совершенствова-ние навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов;

-дифференциация единственного и множественного числа;

-согласование прилагательных с существительми в единственном и множественном числе в различных конструкциях;

-согласование глаголов с существительными в числе и роде;

-совершенствова

ние глаголов совершенного и несовершенного вида;

-совершенствова-ние навыков словообразования.

-упражнения на дифференциацию частей речи;

-игра «Кругосветное путешествие» (закрепление категорий одушевленных и неодушевленных существительных);

-упражнения, игры на согласование различных частей речи;

-подбор родственных слов;

-работа с деформированным словом;

-работа с изографами;

-игра «Составь слово».

-карточки с различными видами упражнений;

-перфокарты с пропущенными окончаниями существительных,

прилагательных;

-карточки с однокоренными словами;

-изографы.

#1057;овершенствование синтаксической структуры речи (4-5 часов)

Совершенствование умений составлять двусоставные распространенные предложения; сложные предложения.

-составление двусоставных предложений по опорным словам, картинкам;

-упражнения на распространение предложений;

-работа со схемами

-карточки с опорными словами;

-картинки;

-схемы.

#1057;овершенствование лексической стороны речи. (2-3 часа)

-работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря.

-упражнение на подбор слов по лексическим темам, антонимов, синонимов, глаголов и прилагательных к существительным (и наоборот), названий к тексту(и наоборот),

-картинки по различным лексическим темам;

-тексты без названий;

- словари.

  1. Совершенствование семантической стороны речи.

Работа над пониманием прочитанных слов, предложений ,текстов.

-ответы на вопросы по прочитанному тексту;

-подбор картинок;

-работа с деформированными текстами;

-придумывание начала и конца к тексту.

-предметные и сюжетные картинки;

-тексты (неоконченные, деформированные)-карточки со словами, предложениями.

#1057;овершенствование навыка чтения.

Обучение технике чтения (способ, темп, чёткая дикция, правильность выразительность) (10-15 часов)

-поэтапное обучение технике чтения (послоговое, целыми словами синтаксического);

-чтение слогов слов, предложений с использованием различных приёмов для увеличения скорости чтения;

-работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью

-чтение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных);

-упражнений по чтению «по кругу», «молния»;

-чтение хоровое;

-исправление ударения в словах

-чтение индивидуальное и по ролям;

-чтение несуразиц.

-слоговые и словесные таблицы, столбики;

-предложения и тексты;

-«пирамидки»и «лесенки»слов;

-тексты диалогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка письма у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.

Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге графическими символами, соответствующими элементам устной речи....

Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников.

Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников....

Из опыта работы: Формирование навыков чтения у младших школьников с помощью ИКТ на уроках немецкого языка.

Обучение чтению начинается с того урока, когда дети знакомятся с первой буквой, запоминают её название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Затем дети приступают к овл...

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР является важной и актуальной, поскольку от того как дети овладеют этим учебным навыком, зависит все дальнейшее обучение ...

Эффективное использование электронной интерактивной доски «SMART Вoаrd» в процессе формирования осмысленного чтения у младших школьников с дислексией.

Успешное овладение навыком чтения предполагает активное формирование как технически правильного, беглого чтения, так и осознанного, точного понимания читаемого. Понимание читаемого является целью проц...

Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания..

В своей работе учитель должен использовать вариативные подходы для успешного обучения и воспитания детей...

Методическое пособие для педагогов "Приёмы по формированию навыка чтения у младших школьников"

Методическое пособие для учителей начальных классов по формированию всех сторон чтения: беглости, выразительности, правильности, осознанности....