Главные вкладки
Программа коррекции нерезко выраженной дислексии и трудностей формирования навыка чтения у младших школьников.
рабочая программа
Учебная (коррекционно-развивающая) программа разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов. имеющих нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Программа опирается на понимание сложной психофозиологической структуры процесса чтения в норме в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми и составлена в соответствии с государственным стандартом по чтению в начальной школе и в соответствии с определением дислексии в современной коррекционной педагогике. В программе отражены современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, а достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
коррекции нерезко выраженной дислексии и трудностей формирования навыка чтения у младших школьников.
Пояснительная записка
Учебная (коррекционно-развивающая) программа разработана в целях оказания логопедической помощи ученикам начальных классов. имеющих нерезко выраженную дислексию и испытывающим трудности формирования навыка чтения. Программа опирается на понимание сложной психофозиологической структуры процесса чтения в норме в норме и особенностей усвоения этого навыка детьми и составлена в соответствии с государственным стандартом по чтению в начальной школе и в соответствии с определением дислексии в современной коррекционной педагогике. В программе отражены современные научные данные по теории и методике коррекционной работы, а достижения в области психологии, психолингвистики, логопедии.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я.Гальпериным.
В программе нашли отражение идеи ряда учёных (Р.И.Лалаевой, Л.Г.Парамоновой, Л.Н.Ефименковой) по проблемам формирования и нарушения процесса чтения у детей.
При составлении учебной программы использованы:
-системы коррекционной работы на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, предложенных в работах И.Н.Садовниковой, В.И.Городиловой, М.З.Кудрявцевой, Г.Мисаренко;
-система работы по слоговым таблицам, предложенная А.Н.Корневым;
-система психологических упражнений и заданий, предложенная С.Н.Костроминой и Л.Г.Нагаевой;
-система заданий, направленных на совершенствование дикции и выразительности чтения, предложенная Т.И.Кондраниной и Л.М.Козыревой.
При составлении программы был также использован опыт работы учителя-логопеда, психолога и учителей начальных классов ТМК ОУ «Дудинской средней школы №4» с младшими школьниками по проблемам становления навыка чтения.
Использование программы предполагает:
-определение тематики содержания коррекционно-развивающих занятий для получения положительной динамики в коррекции процесса чтения;
-отбор и систематизацию материала для разработки коррекционно-развивающих занятий;
-определение круга вопросов компетенции учителя-логопеда при проведении консультационно-методической работы с родителями и специалистами образовательных учреждений.
Программа предназначена для работы с детьми младшего школьного возраста, обучающимися по образовательной базовой программе и имеющими следующие особенности процесса чтения:
-временная затянутость ступеней становления навыка чтения и трудность перехода на более высокую ступень;
-наличие ошибок при чтении, характерных для различных видов дислексии;
-замедленный темп чтения и др.
Учебная программа включает в себя 4 блока:
1)диагностика;
2)формирование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;
3)коррекция несовершенного навыка чтения;
4)совершенствование навыка чтения.
В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностный уровень речевого развития каждого ребёнка, более глубоко рассматривать индивидуальное планирование занятий.
Время освоения содержания каждого раздела программы сугубо индивидуально. В связи с этим допускается выборочное использование разделов программы. Общая продолжительности занятий по программе может составлять от 42 до 60 часов в зависимости от сложности нарушения.
Принципы, заложенные в программу:
-единство диагностики, коррекции, развития;
-онтогенетический подход;
-деятельностный характер занятий
-совместное обучение с родителями;
-доступность;
-дифференцированный индивидуальный подход.
Задачи программы:
-совершенствование неречевых психических функций, участвующих в процессе чтения;
-коррекция несовершенного навыка чтения;
-совершенствование навыка чтения.
Особенностью программы является реализация индивидуально-ориентированного подхода в применении психолого-педагогических технологий, широкое использование занимательного, игрового материала, наглядно-практических методов.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа первичного логопедического обследования и состояния навыка чтения на заключительном тестировании. Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка чтения у ребёнка замеченное родителями или учителем, фиксируется как успешность в обучении.
Успешностью можно также считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе чтения и улучшение таких свойств личности и деятельности, как:
-способности к самостоятельной организации своей деятельности;
-способности осуществлять контроль над собственным чтением;
-умение использовать полученные навыки в новых условиях.
Тематическое планирование
I .Диагностика | |||
#1048;сследование состояния устной речи (1час) | |||
Содержание работы: | Виды работы | Оборудование | |
-исследование: -звукопроизношения; фонематического восприятия; -звукового и слогового анализа, синтеза, представлений; -словарного запаса; -развития связной речи. | -отраженная речь; -ответы на вопросы; -выделение звуков из слогов и слов; -деление слов на слоги; -пересказ текста. | -карточки с речевым материалом; -предметные и сюжетные картинки. | |
#1048;сследование состояния письменной речи (1ч) | |||
-выявление наличия специфических ошибок в письменных работах; -исследования состояния навыка чтения (способа, скорости, правильности, выразительности, понимания, наличие специфических ошибок). | -работа с буквами разрезной азбуки; -запись букв под диктовку; -диктант; -списывание букв и текста (с печатного и рукописного; -чтение текста вслух; -чтение коротких текстов (про себя и вслух). | -разрезная азбука; -тексты для списывания; -тексты для диктантов; -тексты для чтения; -тексты с пропущенными окончаниями. | |
#1048;сследование состояния неречевых психических процессов | |||
Исследования состояния: -зрительной функции (объёма и концентрации внимания, памяти. -поля зрения); -слуховых функций ;(внимания, памяти); -Зрительно-моторной координации; графомоторных навыков; -состояния природного темпа деятельности; | -корректурная проба «Догони и поймай букву»; -игра «Запомни 10 слов». -«Числовая пирамида» -рисование лабиринтов,дорожек, стрелок, схем; -теппинг –тест; -анализ состояния навыков письма. | -таблица корректурной пробы -табличка с 10 словами; 10 слов». -изображение числовой пирамиды | |
#1060;ормирование неречевых психических функций, необходимых для совершенствования навыков чтения.. | |||
#1057;овершенствование восприятия (3-4 часа) | |||
-Развитие избирательности восприятия; -обучение восприятия текста с учётом отдельных элементов на фоне целого; -расширение поля зрения; -развитие зрительно-пространственной ориентировки зрительно-моторной координации. | Цветовая маркировка букв ,слогов, слов; -вычёркивание заданных букв из текста; -деление на слоги; -игра «Что вокруг»; -числовые и буквенные пирамиды, таблицы; -складывание узоров; -дорисовывание рисунков, штриховка, лабиринты, дорожки. | Карточки со словами и предложениямис выделенными чёрным и красным цветом слогами; -тексты; -таблицы; -дидактические игры (настольно-печатные); -карточки «Пирамиды». | |
2. Совершенствование внимания. (1-2 часа) | |||
-развитие зрительного и слухового внимания; -развитие концентрации и устойчивости внимания; -расширения внимания; -развитие распределения, переключения внимания. | -путешествие по лабиринтам; -переписывание бессмысленных слов; -запоминание и рисование по памяти предметов с несколькими деталями; -произнесение слов, предложений в заданном темпе, с заданной громкостью, с различной эмоциональной окраской; -отыскивание на квадратных таблицах разной сложности цифр в порядке возрастания; -чтением предложений с одновременным слуховым зашумлением; -вычисление из числовых таблиц отсутствующих чисел; -нахождение в рядах букв целых слов. | -лабиринты; -карточки с бессмысленными словами; -тексты арифметических диктантов: -таблицы с цифрами разной сложности; -числовые таблицы с пропущенными числами; -буквенные тексты. | |
3. Совершенствование памяти(2-3 часа) | |||
Тренировка зрительной памяти; -тренировка оперативной памяти. | -составление фигур из палочек; -запоминание изображенных предметов; -чтение и запоминание предложений разной длительности. | -палочки;; -картинки; -произвольные изображения; -тексты предложений. | |
#1057;овершенствование мышления (2-3 часа) | |||
-Тренировка способности создавать мыслительный образ; -тренировка способности устанавливать логические связи между словами. | -мысленное представление различных образов и состояний; -анализ и установление логичных и нелогичных ассоциаций; -представление текстов зрительными образами. | Слова и словосочетания; -ряды картинок; -тексты. | |
#1057;овершенствование эмоционально-волевой сферы (1-2 часа). | |||
-создание положительной самооценки при совершенствовании навыка чтения; -оценивание ребёнком собственной скорости чтения; -оценивание собственного настроения на занятии; -оценивание достигнутых на занятии результатов. | -рисование эмоциональных состояний ; -самооценка по шкале; | -Шкалы оценок; -экран результатов | |
#1050;оррекция несовершенного навыка чтения. | |||
| |||
-развитие анализа структуры предложения; -развитие слогового анализа и синтеза; -развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза. | -определение границ предложений в тексте без точек; -придумывание предложений по картинке с заданными словами; -придумывание предложений по опорным словам; -определение места заданного слова в предложении; -выделение гласных из слогов и слова. | -тексты без точек; -предметные и сюжетные картинки; -карточки со словами; -схемы предложений; -тексты предложений. | |
#1056;азвитие морфологической системы языка (4-5 часов) | |||
-дифференциация грамматических значений; -совершенствова-ние навыков словоизменения существительных, прилагательных, глаголов; -дифференциация единственного и множественного числа; -согласование прилагательных с существительми в единственном и множественном числе в различных конструкциях; -согласование глаголов с существительными в числе и роде; -совершенствова ние глаголов совершенного и несовершенного вида; -совершенствова-ние навыков словообразования. | -упражнения на дифференциацию частей речи; -игра «Кругосветное путешествие» (закрепление категорий одушевленных и неодушевленных существительных); -упражнения, игры на согласование различных частей речи; -подбор родственных слов; -работа с деформированным словом; -работа с изографами; -игра «Составь слово». | -карточки с различными видами упражнений; -перфокарты с пропущенными окончаниями существительных, прилагательных; -карточки с однокоренными словами; -изографы. | |
#1057;овершенствование синтаксической структуры речи (4-5 часов) | |||
Совершенствование умений составлять двусоставные распространенные предложения; сложные предложения. | -составление двусоставных предложений по опорным словам, картинкам; -упражнения на распространение предложений; -работа со схемами | -карточки с опорными словами; -картинки; -схемы. | |
#1057;овершенствование лексической стороны речи. (2-3 часа) | |||
-работа над расширением, уточнением и систематизацией словаря. | -упражнение на подбор слов по лексическим темам, антонимов, синонимов, глаголов и прилагательных к существительным (и наоборот), названий к тексту(и наоборот), | -картинки по различным лексическим темам; -тексты без названий; - словари. | |
| |||
Работа над пониманием прочитанных слов, предложений ,текстов. | -ответы на вопросы по прочитанному тексту; -подбор картинок; -работа с деформированными текстами; -придумывание начала и конца к тексту. | -предметные и сюжетные картинки; -тексты (неоконченные, деформированные)-карточки со словами, предложениями. | |
#1057;овершенствование навыка чтения. | |||
Обучение технике чтения (способ, темп, чёткая дикция, правильность выразительность) (10-15 часов) | |||
-поэтапное обучение технике чтения (послоговое, целыми словами синтаксического); -чтение слогов слов, предложений с использованием различных приёмов для увеличения скорости чтения; -работа над дикцией, артикуляцией и орфографической правильностью | -чтение слогов (прямых, обратных, со стечением согласных); -упражнений по чтению «по кругу», «молния»; -чтение хоровое; -исправление ударения в словах -чтение индивидуальное и по ролям; -чтение несуразиц. | -слоговые и словесные таблицы, столбики; -предложения и тексты; -«пирамидки»и «лесенки»слов; -тексты диалогов. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка письма у младших школьников с нарушением интеллектуального развития.
Письмо - это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге графическими символами, соответствующими элементам устной речи....
Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников.
Специфические технологии преодоления трудностей формирования письменной речи у младших школьников....

Из опыта работы: Формирование навыков чтения у младших школьников с помощью ИКТ на уроках немецкого языка.
Обучение чтению начинается с того урока, когда дети знакомятся с первой буквой, запоминают её название, осознают тот факт, что одна и та же буква может читаться по-разному. Затем дети приступают к овл...

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР
Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР является важной и актуальной, поскольку от того как дети овладеют этим учебным навыком, зависит все дальнейшее обучение ...
Эффективное использование электронной интерактивной доски «SMART Вoаrd» в процессе формирования осмысленного чтения у младших школьников с дислексией.
Успешное овладение навыком чтения предполагает активное формирование как технически правильного, беглого чтения, так и осознанного, точного понимания читаемого. Понимание читаемого является целью проц...

Совершенствование навыка чтения у младших школьников - основа дальнейшего успешного обучения и воспитания..
В своей работе учитель должен использовать вариативные подходы для успешного обучения и воспитания детей...
Методическое пособие для педагогов "Приёмы по формированию навыка чтения у младших школьников"
Методическое пособие для учителей начальных классов по формированию всех сторон чтения: беглости, выразительности, правильности, осознанности....
