«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе специалистов школьного ППк»
методическая разработка
Сторонники нейропсихологии утверждают: ребенок может не чувствовать орфограмм, например, из-за того, что пропустил в младенчестве этап ползания. Такой подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Почему я выбрала это направление в своей работе? Потому что количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года и это не значит, что с ребёнком что-то не так, ребёнок может быть здоров и физически, и умственно. Так почему же именно нейропсихологический подход необходим на всех занятиях, как основных, так и дополнительных? Потому что именно комплекс нейропсихологических игр и упражнений разовьёт нужные психические функции, будут стимулировать и гармонизировать работу правого и левого полушарий. В результате такого подхода у детей улучшается внимание и память, развивается мышление и речь, усиливается контроль над своим поведением и, как следствие, повышается успеваемость и сохраняется мотивация к обучению. Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения детей с нарушениями в развитии.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 923.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование нейропсихологических упражнений в коррекционной работе специалистов школьного ППк»
Выполнили:
Учитель – логопед:
Халтурина Анна Анатольевна
МБОУ «Мамонтовская СОШ»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по применению нейропсихологического подхода в преодолении трудностей в обучении детей младшего школьного возраста,
Задачи:
- познакомить педагогов со всеми видами трудностей в обучении у школьников в письме, в чтении, в математике и других видах деятельности.
- отработать совместно с участниками мастер-класса последовательность действий и приемов нейропсихологических технологий по применению в работе со школьниками.
- показать практические варианты нейропсихологических приемов работы с детьми.
- передача педагогического опыта и продуктивных способов работы на уроках.
Практическая значимость: все эти нейропсихологические игры и упражнения могут быть использованы педагогом в коррекционно-развивающей работе, направленной на устранение трудностей в освоении образовательной программы, для дифференциации этих трудностей, а также для своевременного выявления причин трудностей и их профилактики.
Форма проведения мастер-класса: с педагогами без участия детей.
Структура мастер-класса:
- Вступительная часть.
- Теоретически-демонстрационная часть.
- Практическая часть. Участие педагогов в играх.
4. Подведение итогов мастер-класса.
СЛАЙД «ТЕМА ДОКЛАДА»
-Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече. Начать я хотела бы с японской пословицы: «Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!»
- Готовясь и организовывая этот мастер-класс, я ставила для себя следующую цель: передача коллегам личного профессионального опыта в использовании нейропсихологического подхода в преодолении трудностей в обучении младших школьников.
показать некоторые нейропсихологические упражнения и игры, которые я применяю на своих уроках. И искренне надеюсь, что вы сможете применить эти знания непосредственно уже на своих уроках.
СЛАЙД 1 Немногие из нас задумываются о том, как работает наш мозг. В тоже время именно мозг управляет всеми видами человеческой активности. Мозг управляет всей жизнедеятельностью человека, но в тоже время он ежесекундно обрабатывает разнообразную информацию, поступающую от органов чувств – таких как зрение, слух, вкус, осязание, а также ещё двух видов ощущений вестибулярных (возникающих при различных типах движения, чувство равновесия) и проприоцептивных (ощущения от положения частей собственного тела относительно друг друга и в пространстве).
Простуду, перелом, плохое зрение и другие заболевания выявить довольно легко, а вот проблемы с учебой, неадекватное поведение, проблемы в общении со сверстниками зачастую не столь очевидны.
СЛАЙД 2
В настоящее время число школьников, которые испытывают трудности в обучении, неуклонно растёт. И это факт. И надо с этим что-то делать. Все мы прекрасно знаем, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, как в физиологическом и эмоциональном, так и психическом.
Мы понимаем, что нужно что-то другое кроме традиционных методов и приёмов. Это как раз знание нейропсихологии. Психологические особенности и социальная среда оказывают своё влияние. Но и помимо этого есть процессы, глубже связанные с развитием мозга в первые годы жизни. С такими изменениями связана нейропсихология. Что же такое нейропсихология?
СЛАЙД 3 Головной мозг Головной мозг является важнейшим органом, который И.П. Павлов справедливо называл высшим аппаратом интеграции всех органических процессов и организации активного взаимодействия человека с окружающей средой. Обучение возможно лишь благодаря и на основе участия в этом процессе мозга, в котором определенным образом локализуются все психические процессы. (Цветкова Л.С., 2006).
Благодаря развитию ряда наук, в том числе и нейропсихологии, мы имеем сегодня представление о том, каким образом работает головной мозг и какую роль играют отдельные системы мозга в организации психических процессов, разных видов деятельности человека.
СЛАЙД 4
Нейропсихология – это наука о взаимодействии высших психических процессов с работой головного мозга и его отделов (левого и правого полушария).
Сторонники нейропсихологии утверждают: ребенок может не чувствовать орфограмм, например, из-за того, что пропустил в младенчестве этап ползания. Такой подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение.
Почему я выбрала это направление в своей работе? Потому что количество детей с нарушениями устной и письменной речи увеличивается год от года и это не значит, что с ребёнком что-то не так, ребёнок может быть здоров и физически, и умственно.
Так почему же именно нейропсихологический подход необходим на всех занятиях, как основных, так и дополнительных? Потому что именно комплекс нейропсихологических игр и упражнений разовьёт нужные психические функции, будут стимулировать и гармонизировать работу правого и левого полушарий. В результате такого подхода у детей улучшается внимание и память, развивается мышление и речь, усиливается контроль над своим поведением и, как следствие, повышается успеваемость и сохраняется мотивация к обучению.
Нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к коррекционно-развивающей программе и позволяет глубже взглянуть на проблему, выявить причину нарушения и выстроить грамотную программу сопровождения детей с нарушениями в развитии.
Нейропсихологические методики представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга.
Специалисты образовательной организации могут воплотить лишь часть нейропсихологической коррекции, полноценную нейропсихологическую коррекцию может провести нейропсихолог, но, тем не менее, применение данных специальных методик в ходе коррекционно-развивающей работы актуально для детей любого возраста, её применение дает положительную динамику при нарушении развития различного вида.
СЛАЙД 5
Детская нейропсихология возникла 20-30 лет назад.
Создателями нейропсихологии являются Л.С.Выготский и А.Р.Лурия. Как она работает? Представим мозг в виде новогодней гирлянды. Мы достаем ее из коробки, и оказывается, что некоторые лампочки не горят. Их приходится подкрутить, чинить, чтобы гирлянда светила так, как надо. Этим-то и занимаются нейропсихологи. Особенность детской нейропсихологии состоит в том, что мозг очень пластичен до 11 лет.
СЛАЙД 6
А.Р.Лурия разделил головной мозг на 3 части (1 блока)
1 блок энергетический – формируется от внутриутробного периода до 2-3 лет, отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования. Ребёнок рождается с уже почти готовым 1-ым блоком мозга на 75 %
- блок получения переработки и хранения информации – формируется от 3 до 7-8 лет отвечает за обеспечение операционально-технической стороны психической деятельности.
- блок программирования регуляции и контроля – формируется от 7-8 лет до 12-15 лет включает в себя лобные доли головного мозга отвечает за целесообразность поведения в целом, полное созревание лобных долей происходит до 20-21 (данные А.Р. Лурия)
сновоположник нейропсихологии – А.Р. Лурия (делал выводы почти 80 лет, современное поколение отличается инфантильностью, поэтому говорить о созревании 3 блока к 21 годам приходится не всегда)
СЛАЙД 7
Признаки нарушений 1 блока мозга | Направление нейропсихологической коррекции при нарушений функций первого блока мозга |
сужение полей зрения | Оптимизация функционального статуса глубинных образований мозга и базиса для формирования подкорково-корковых и межполушарных взаимодействий. Повышение пластичности сенсо-моторного обеспечения п сихических процессов, создание сенсомоторного и интеллектуального базиса речи.
Формирование навыков внимания и преодоления стереотипов. |
СЛАЙД 8 и Игры и игровые упражнения для совершенствования функций первого блока мозга:
1 блок – энергетический блок, или блок регуляции уровня активности мозга. Первый блок формирует, активизирует, контролирует, моделирует все наши соматические, когнитивные, эмоционально-потребностные процессы в их взаимодействии. Метафорический «девиз» этого уровня «я хочу». Комплекс нейропсихологических игр и упражнений 1-го блока включает в себя: дыхательные упражнения, массаж, саммомассаж, релаксация, блок упражнений «Здоровые глаза», растяжки, тренировка мышц речевого аппарата, упражнения для шеи, плеч, рук, ног. Такие упражнения формируют сенсомоторное обеспечение, которое в свою очередь активирует общий энергетический, тонический и эмоциональный статус.
СЛАЙД 9
ИГРЫ:
Дыхательный комплекс. В начале работы необходимо уделять внимание правильному дыханию, ведь дыхание не только участвует в газообмене и кровообращении, оно успокаивает, способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции. Отработку дыхательных упражнений нужно начинать с выдоха, так как наша речь строится на выдохе. При выполнении упражнений нужно внимательно следить, чтобы двигалась диафрагма, и не поднимались плечи. Каждое упражнение повторять 3-5 раз.
Дыхательное упражнение
Сделать полный выдох, набрать воздух медленно через нос, следя за тем, чтобы передняя брюшная стенка выдавалась вперёд. При этом увеличивается объём лёгких, грудная клетка расширяется. На 2-5 секунде, задержать воздух, затем начать выдох ртом с подтягиванием брюшной стенки; в конце выдоха опускается грудь.
Дыхательное упражнение с движением.
Прямые руки вытянуты вперёд или в стороны, ладони смотрят вниз. С вдохом поднять левую кисть вверх, одновременно опуская правую кисть вниз. С выдохом левая кисть идёт вниз, правая вверх
Психосоматическая технология «Мудры»
Психосоматическая технология «Мудры» эффективна для стабилизации межполушарных взаимодействий. В нейропсихологическом контексте эта технология - стимулирующий массаж мозга в зоне центральных извилин правого и левого полушарий. Можно делать их несколько раз в день по 5-10 минут.
Универсальный комплекс № 1
По очереди на указанный период времени (5секунд) соединяются в кольцо большой палец с указательным, большой палец со средним, большой палец с безымянным, большой палец с мизинцем; остальные пальцы свободно расставлены; поза фиксируется на каждой руке.
Универсальный комплекс № 2
По очереди на указанный период времени (5секунд) соединяются в кольцо с соединёнными указательным и средним, средним и безымянным, безымянным и мизинцем. Остальные пальцы свободно расставлены; поза фиксируется на каждой руке.
Универсальный комплекс № 3
По очереди на указанный период времени (10секунд) кончик большого пальца прижимает на уровне второго сустава: указательный, средний, безымянный, мизинец. Остальные пальцы свободно расставлены; поза фиксируется на каждой руке.
Комплекс для снятия депрессивных состояний № 4
Кончики пальцев левой руки зажимаются между кончиками пальцев правой руки (большой палец правой руки всегда снизу). Мизинцы обеих рук выпрямлены и обращены вверх.
Аурикулярный массаж
Большинство ученых представляют аурикулу как эмбрион человека в перевернутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности). Воздействуя на известные сегодня 170 точек ушной раковины, можно активизировать работу всех без исключения органов и систем тела.
Оптимизация и стабилизация общего тонуса
Растяжки - безальтернативные составляющие коррекционно-абилитационного процесса; путь преодоления патологических ригидных телесных установок, блоков. Кроме того, эти воздействия оказывают иррадиирующее влияние на всю сенсомоторную сферу ребенка, включая речь. Эту технологию полезно рекомендовать с целью профилактики нежелательных дизонтогенетических явлений всем родителям, начиная с младенческого возраста. Перед началом выполнения растяжек, педагог выполняет с детьми небольшую разминку.
«Яблочко по блюдечку покатилось».
Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот)
«Качели».
Наклоны головы вперёд-назад, как будто голова качается на качелях.
«Часы».
Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают. Все упражнения выполняются в положении руки на поясе.
«Плечи прыгают».
Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают. На следующих занятиях упражнения усложняются: осуществляется попеременное поднятие и опускание плеч.
«Мельница».
Синхронное вращение прямых рук вперёд и назад.
«Хлопки»
. Два ребёнка становятся жруг проив друга. Перекрестными движениями хлопаю друг другу в ладоши.
«Потягивания»
Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулак, большие пальцы внутри ладоней; кулаки прижаты к низу живота. Поднять кулаки к плечам и прогнуться к спине, разводя плечи и запрокидывая голову. Потянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на цыпочки, постепенно напрягая все тело как «струнку». Вернуться в исходное положение, выполняя движения в обратном порядке.
«Растяжка для ног»
Ноги на ширине плеч; поднять прямые руки в стороны на уровне плеч ладонями вниз:
а) медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги левой рукой. Остаться в этом положении 5 сек и вернуться. То же – для правой руки и ноги;
б) медленно наклониться влево и коснуться пальцев левой ноги правой рукой. Остаться в этом положении 5 сек. и вернуться в исходное положение. То же – для левой
руки и правой ноги.
«Скручивания корпуса»
Исходное положение: ноги на ширине плеч, стопы параллельны друг другу, тело полностью расслаблено. Скручивать тело вправо и влево, захлестывая расслабленные руки за спину. Подошвы ступней полностью, не отрываясь при поворотах, касаются пола; позвоночник – вертикальная, неподвижная ось вращения. Голова сначала неподвижна, затем поворачивается вместе с руками, потом в противоположную от рук сторону.
СЛАЙД 11
Признаки нарушений 2 – го функционального блока мозга: | Направление нейропсихологической коррекции при нарушений функций второго блока мозга создание сенсомоторного и интеллектуального базиса речи |
| Формирование операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов. Оптимизация и коррекция межполушарных связей и специализация правого илевого полушарий мозга.
|
СЛАЙД 12
2 блок – блок приема, переработки и хранения исходящей извне информации. Метафорический «девиз» этого уровня «я могу».
Методы коррекции 2-го блока мозга направлены на стабилизацию межполушарных взаимодействий и функциональной специализации левого и правого полушария. Соматогнозис, тактильный, слуховой, зрительный гнозис, моторная и речевая кинетика, память, пространственные представления и речь.
ИГРЫ:
Игры и игровые упражнения для совершенствования функций второго блока мозга:
Пространственные представления
Формирование пространственных представлений связано с использованием разных систем ориентации в пространстве. Восприятие пространства - это сложная ассоциация, образующаяся из взаимодействия различных анализаторов внешней и внутренней среды организма. Деятельность одного анализатора всегда соотносится с деятельностью других анализаторов, участвующих в
пространственной ориентировке и образующих сложный системный механизм. С пространственной ориентировкой тесно взаимосвязаны двигательные навыки, а кожно-мышечные ощущения и ощущения равновесия дополняют друг друга и играют важную роль в формировании представлений о пространстве; поэтому особое внимание следует уделять подвижным играм, как на прогулках, так и на занятиях физкультурой. В ходе игр и упражнений обязательно должны закрепляться понятия:
«правая рука – правая сторона – справа – направо», «левая рука – левая сторона – слева – налево».
Для совершенствования умения ориентироваться в направлениях пространства и осознания их относительности необходимо предлагать детям определить эти направления в различных условиях восприятия: в исходном положении; при повороте на 90 градусов; при повороте на 180 градусов.
Упражнение «Телесный диктант»
Ребенок выполняет команды взрослого:
-сделай два шага влево и повернись направо,
-сделай поворот направо, а потом шаг влево,
-сделай шаг вперед, затем шаг вправо,
-повернись налево, а потом направо,
-прыгни вверх 2 раза и скажи: «Кря»,
-повернись направо и назови любой предмет, который увидишь первым,
-шаг влево, поворот направо, 3 шага вперед,
-шаг влево, поворот налево, 2 шага назад,
-поворот направо, 3 шага назад, поворот налево,
-правую руку положить на левое плечо, сделать шаг вперед,
-прыгнуть вверх,
-2 шага влево, присесть, сделать вперед 3 шага на корточках,
-поворот направо, прыжок на правой ноге вперед, шаг назад,
-поворот направо, сделать шаг вправо и сказать, не поворачивая головы, что находится слева. Затем дается следующая инструкция:
«Теперь ты робот, который делает все наоборот. Если я говорю: повернись налево, то ты делаешь наоборот — поворот направо».
Слуховой гнозис и фонетико-фонематические процессы
Слуховой гнозис характеризуется необходимостью восприятия последовательности стимулов, реализующихся во времени. Единый слуховой анализатор включает две функциональные системы: а) восприятие речевых звуков; б) восприятие неречевых звуков. В связи с этим важно, чтобы в ранний период онтогенеза ребенок приобрел способность прослеживать различные, следующие друг за другом цепочки слуховых стимулов, которые в будущем помогут овладеть ребёнку речью.
Игра «Сто вопросов – сто ответов со звуком И, и только с этим» Как тебя зовут? Ира, Инна, Иван, Игорь…
А фамилия? Иванова, …
Откуда ты приехала? Из Иркутска, Ижевска, Ишимбая, Иваново, Игарки, Ирбита, Ивантеевки. Что там растет? Инжир, ирга, ирисы, ива, иссоп…
Какие птицы там водятся? Иволга, ибис, индейка, индюк…
Какой подарок ты привезешь родным? Ириски, игрушки, иголки, игольницу, изумруды, изюм, икру, икону.
Тактильные и кинестетические процессы
Ощущения движения отдельных частей тела - кинестетические ощущения. Они вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. Благодаря кинестетическим ощущениям человек и с закрытыми глазами может определить
положение и движение своего тела.
Импульсы, поступающие в центральную нервную систему от проприоцепторов, вызывают рефлекторные реакции и играют существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Кинестетическая основа речи заключается в способности выполнения отдельных артикуляторных движений. Например, таких как:
вытянуть вперед губы; совершить круговое движение губ хоботком; показать язык; пощелкать им; широко открыть рот - закрыть. Кинестетическая основа речевого акта связана с произнесением отдельных звуков.
Номинативные процессы.
Номинация (наименование, называние) — это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития ребенка и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании ребенка комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т.д.).
В дальнейшем это позволит ему не путать колокольчик с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью.
Игра «Я знаю пять...»
Это всем известная игра, в ходе которой ребенок, одновременно с ударом по мячу называет 5 животных, (предметов красного цвета, цветов и т.д).
«Общая история»
Дети сидят в кругу. Первый начинает рассказывать историю, следующий продолжает и т.д. Каждый произносит по два предложения. В конце кто-нибудь один рассказывает историю целиком.
СЛАЙД 13
Признаки несформированности 3го блока мозга | Направление нейропсихологической коррекции при нарушений функций третьего блока мозга – образование социализация коммуникации |
Они безразличны ко всякого рода деятельности Они отвлекаются Поведение называется полевым Это дети с повышенной отвлекаемостью на любой стимул У этих детей наблюдается тенденция к упрощению любой программы Они не могут решать смысловые задачи В письме – это пропуски букв и недописывание слов, недоделывание упражнений У этих детей крайне бедная речь | Формирование смыслоообразующсй функций психических процессов и произвольной саморегуляции. Оптимизаци и абилитация функциональной роли лобных отделов мозга.
Произвольное и внимание. Синестезии.Обобщающая функция слова. Многозначность и иерархия понятий. Интеллектуальные процессы. Первым правилом в жизни ребёнка становится режим или распределение во времени основных функций жизнедеятельности ребёнка кормления сна прогулок купания бодрствование.
|
СЛАЙД 14 3 блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности. Метафорический «девиз» этого уровня «я могу». Методы коррекции 3-го блока мозга направлены на формирование оптимального функционального статуса передних отделов головного мозга, что приводит в онтогенезе к закреплению контролирующей роли произвольной саморегуляции над всеми иными составляющими психики. Упражнения направлены на формирование навыков внимания и преодоление стереотипов, целеполагание, формирование программирование, на развитие способности к самоконтролю, коммуникативных навыков и интеллектуальных процессов.
ИГРЫ:
Игры и игровые упражнения для совершенствования функций третьего блока мозга:
Введение простой программы, контролируемой педагогом. Постепенно ребенок начинает замечать и другие ощущения и переживания, связанные с уже привычной деятельностью – у педагога появляется больше средств привлечь и удержать его внимание. Кроме того появляется возможность выбора: можно катать машину, слушая звук колес по полу или по ковру, можно прятать и искать эту же машину в комнате, можно нагружать ее разными игрушками, горохом, песком и т.д. – ребенок произвольно выбирает из освоенного репертуара игр определенную,
наиболее привлекательную в данный момент.
Игра, доступная ребенку, постепенно усложняется – в ней появляются новые детали, она занимает большее время, чем в начале занятий. Знакомые операции объединяются в простую последовательность, которая постепенно усваивается ребенком. Появляется программа действий, выполнение которой сначала контролирует педагог.
Составление программы действий совместно с ребенком. В определенный момент у ребенка снова появляется выбор: совершать усвоенные операции можно в разном порядке. Например, можно сначала провезти машину по полу, прислушиваясь к шуму колес, а потом высыпать кубики из кузова и послушать этот звук; а можно
сделать по-другому: из кубиков построить дорогу (по ней машина поедет с другим звуком), а возить в этой машине песок (его также можно нагружать и высыпать). Сложные операции, недоступные пока ребенку, почти полностью осуществляет педагог, но у ребенка есть возможность помочь ему, подключившись к работе. Выбор же игры (а вместе с ним и составление программы действий) теперь переходит к ребенку – это требует от него активного планирования, но одновременно делает игру интересной именно ему (раньше педагог решал, что будет ребенку приятно, и не всегда его предположение оказывалось верным).
Усложнение программы. Когда ребенок может удержать и выполнить простую программу, педагог предлагает ему изменить игру, добавив еще несколько привлекательных деталей. Это возможно, если ребенок доверяет взрослому и знает, что тот предлагает интересные вещи, а не скучные задания. Игра при этом также получается интересной, ребенок согласен в ней участвовать, но для этого ему надо удержать и последовательно выполнить несколько определенных действий: построить дорогу (иначе машина завязнет в болоте), нагрузить ее (выбрав, что именно она повезет), посадить в кабину шофера, провезти машину по дороге и выгрузить игрушки.
Выбор заданий всегда зависит от интересов ребенка и на этом этапе тесно связан с сюжетом игры. Ребенок еще не готов выполнять задания, как это делает школьник на уроке, но может прислушаться к совету взрослого, который подсказывает, как интереснее играть. При этом условии ребенок способен сосредоточиться и выполнить действия, которые раньше не пытался осуществить.
Постепенно у ребенка появляются любимые задания, которые он выполняет с особенным удовольствием. Это уже не игры, в которых участников интересует процесс, а задания, направленные на достижение результата (собранная или нарисованная картинка, бусы, придуманная история). Важно показать ребенку, что педагог доволен этим результатом, вовремя похвалить ребенка, а если возникли сложности – оказать необходимую помощь.
Направления нейростимуляции трех, обязательных для успешного обучения, блоков мозга по
Е. Ф. Архиповой (Архипова Елена Филипповна доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии МПГУ, автор более 120 популярных методических пособий, публикаций и книг).
Двигательная активность в младенчестве и раннем возрасте активизирует процессы развития ребёнка, активизирует работу головного мозга. Нормальное двигательное развитие включает в себя определенную последовательность двигательных навыков. Сначала ребёнок лежит на спине, учится поворачиваться на живот, упираться руками, садиться, ползать на четвереньках, вставать у опоры и ходить. Учёными доказано, что если ребёнок пропустил, например этап ползания, то у него, скорее всего, возникнут проблемы с устной или письменной речью. Так как ползание стимулирует переключение движений (переключение с одного слога на другой).
Также при организации нейропсихологической коррекции необходимо учитывать гендерные особенности при организации обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. Так как формирование головного мозга, развитие высших психических процессов напрямую зависит и от этого немаловажного фактора.
Заключение:
Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения Ж.Тассо
Человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом.
На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно- развивающие и формирующие программы.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование общей моторики, тонкой моторики кисти и пальцев рук.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Прежде чем приступить к практической части нашего мастер-класса, хочу рассказать на каких принципах построены занятия.
Принципы занятий
- Коррекционный – преодоление неуспеваемости, устранение деффектов за счет корректировки и развития тех или иных психических функций.
- Эмоционально-реабилитационный – восстановление уверенности ребенка в своих возможностях, повышение учебной мотивации, создание ситуации успеха.
- Стимулирующий – побуждение к разнообразным видам деятельности.
Все мы с вами знаем, как игровая деятельность повышает эффективность усвоения учебного материала. Ребенок, обучаясь, получает удовольствие. Снимается тревожность, напряжение.
В начальной школе простые упражнения на уроке или на дополнительных занятиях в форме зарядки или игрового задания помогают справиться с некоторыми проблемами.
Предлагаю вашему вниманию упражнения, которые не требуют специального оборудования и помещения.
Уроки обычно начинаю с дыхательной гимнастики, так как она оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости, способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Дыхание успокаивает и способствует концентрации внимания.
Покажу одно упражнение, на самом деле их много, и все их можно найти на просторах интернета или в специальных изданиях.
Дыхательное упражнение «Свечка»
Участники ставят палец перед ртом подушечкой к лицу. Набирается и устанавливается правильное дыхание, после чего воздух выпускается тоненькой струйкой, так чтобы «пламя свечи» не колыхнулось.
Можно разнообразить немного: воздух выдыхается одномоментно и за максимально короткое время или воздух выдыхается в несколько приёмов без дополнительного добора дыхания.
Так же на уроках письма или русского языка провожу упражнения для глаз, так как они помогают сохранить и улучшить зрение, а так же активизируют разные участки мозга. Проверено: если перед диктантом уделить пару минут такой разминке, то ученики пишут работу гораздо лучше.
Словесная зрительная гимнастика
Голову держим ровно, не поворачиваем, двигаются только глаза. Посмотрели наверх, налево, направо, вниз. Глазками начертите круг, треугольник, квадрат, нарисуйте гриб. Закройте глазки. Открываем глаза.
«Радуга»
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)
Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими)
Ну и как же без пальчиковой гимнастики! Неспроста задания на моторику активно используются в диагностике нейропсихологических проблем. Непривычные движения, концентрация на разных комбинациях пальцев помогают «зажечь лампочки» в голове.
Карандаш в руках катаю, (Прокатывать карандаш между большим пальцем и поочередно всеми остальными).
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!
Как живёшь?
- Как живёшь? - Вот так! (Показать большой палец)
- А идешь? - Вот так»! («Шагать» пальчиками по столу)
-Как даешь? - Вот так! (Протягивать открытую ладонь)
- Ждёшь обед? - Вот так! (Кулачок подпирает лицо)
- Машешь вслед? - Вот так! (Помахать рукой)
-Утром спишь? - Вот так! (2 ладошки под щекой)
- А шалишь? - Вот так! (Щёки надули и руками лопнули)
Развитие межполушарного взаимодействия.
- Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг. Соньер
Межполушарное взаимодействие – «особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в интегративно-целостную систему, формирующийся в онтогенезе».
Развитие межполушарного взаимодействия происходит через упражнения, при которых левая и правая стороны тела производят разные движения одновременно.
- Здесь я бы хотела остановиться чуть подробнее.
Сначала о признаках несформированности межполушарного взаимодействия:
- Зеркалит буквы и цифры.
- Отсутствует познавательная мотивация
- Плохая память
- Инфантильность
- Агрессия
- Моторная неловкость
Причины несформированности межполушарного взаимодействия:
- Болезни матери.
- Родовая травма.
- Болезни ребенка в первый год.
- Длительный стресс.
- Малоподвижный образ жизни.
- Неврологические расстройства.
- Патологии мозолистого тела.
Как продиагностировать? (Это же упражнение проделывают педагоги.)
Попросите ребенка завести одну руку за спину. Возьмите кисточку и прикоснитесь к фаланге любого пальца (1 или 3), кроме большого. Большим пальцем другой руки ребенок должен показать, к какому месту на коже было прикосновение. Сделайте 10 попыток и оцените результат.
На каждом уроке стараюсь проводить вот такие кинезиологические упражнения. Их можно проводить в качестве динамической паузы для смены видов деятельности.
«Ухо-нос»
Одновременно правая рука дотрагивается до носа, а левая берется за ухо. Далее чередуем руки. Можно усложнить, добавив между движениями хлопок.
«Кулак-ладонь-ребро»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет движения вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении инструктор предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
Игра «Алфавит»
Дети называют верхнюю букву в клеточке и одновременно поднимают правую руку, если под ней бука «П», или левую руку, если под ней буква «Л». Если же это буква «О», то надо поднять одновременно две руки.
Задания для обеих рук:
- письмо букв двумя руками одновременно (на этапе дифференциации букв, на этапе связи звука с буквой);
- раскрашивание двумя руками (можно связать с темой урока);
- письмо в воздухе одновременно правой и левой рукой разных геометрических фигур, букв;
Эти карточки раздать учителям, они должны выполнить упражнения.
Упражнение «Прыжки по квадратам»
Развивает умение быстро переключаться, следовать инструкции. Укрепляет руку при письме.
Дети по команде взрослого начинают писать в первом квадрате. Писать нужно целой строкой, не делая пробелов, как одно слово. В какой-то момент взрослый хлопает в ладоши и называет номер другого квадрата. Ребенок должен быстро начать писать в заданном квадрате. Через какое-то время детей можно вернуть обратно в первый и другие пройденные квадраты. Он должен быстро сориентироваться, где остановился, и продолжить писать с этой буквы.
Упражнение «Запомни фигуры»
Ребенку предлагается рассмотреть и запомнить изображения на карточках (так же можно нарисовать на доске), а затем нарисовать их у себя на бумаге.
Ну, и еще одно упражнение, которое мне очень нравится, его я провожу на уроках чтения. Оно для развития концентрации и распределения внимания.
Упражнение «Чтение под стук»
Взрослый читает ребенку текст в среднем темпе и одновременно стучит по столу. Ребенок должен пересказать текст или ответить на вопросы учителя по тексту, а затем назвать количество ударов.
Текст берется в зависимости от уровня подготовленности и возраста ребенка. Рекомендуется количество ударов от 5 до 10.
Давайте проверим свой уровень концентрации и распределения внимания.
Читается текст.
В деревне
Приехал Миша летом в деревню из города. Все незнакомо. Вышел во двор. А у крыльца маленький поросёнок ест из корыта. На заборе петух сидит. Крылья у петуха большие, гребешок красный. Взлетел на забор:
- Ку-ка-реку!
Заглянул Миша в сарай. А там корова Зорька стоит, сено жуёт. Такого в городе не увидишь.
Советую заранее подготовить вопросы к тесту, так как сами можете запутаться в количестве ударов, следя за событиями в тексте.
Примерные вопросы: Куда приехал мальчик Миша? Сколько зверей встретил мальчик во дворе? Кого увидел первым? и т.д.
И еще одна интересная игра, которую очень любят дети, ведь она воспитывает соревновательных дух. Ее можно использовать при работе в парах или группах. Дети потом сами могут себя контролировать! Ну и плюс ещё эта игра развивает речь, увеличивает скорость реакции, отрабатывает звукобуквенный анализ, увеличивает словарный запас.
Игра «Кто быстрее?»
Учитель засекает время 1 минуту, дети одновременно по команде как можно быстрее записывают слова, которые начинаются на загаданную заранее букву. Побеждает тот, у кого получилось больше слов.
Давайте сыграем в эту игру! И на этой веселой ноте закончим!
- Подведение итогов мастер-класса.
Системность в работе с детьми на выполнение нейропсихологических упражнений обязательно даст свои результаты, тем более, если вы эти упражнения игры будете со временем усложнять. Ведь все мы с вами знаем об этом принципе – от простого к сложному!
Применяя эти нехитрые упражнения и игры мне удалось добиться следующих результатов:
– Дети стали включаться в учебную деятельность более активно, и, как следствие, начали лучше воспринимать информацию.
– У детей стало преобладать произвольное внимание над непроизвольным.
– Качество двигательных навыков стало значительно выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно сократились, они стали лучше координировать свои движения.
– При выполнении какого-либо задания дети начали удерживать алгоритм последовательности действий.
– На занятиях по продуктивным видам деятельности детям удается доводить начатое дело до конца, получая результат своей работы.
– Уровень развития коммуникации и речевой деятельности возрос.
– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие, заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.
– Улучшилась внешняя социализация и коммуникация детей (дети с радостью делились новыми навыками со сверстниками, демонстрируя свои новые умения), повысилась их самооценка.
- Повысилась успеваемость и мотивация к обучению.
Надеюсь, что сегодняшние практические советы и сам мастер-класс вам понравился и вы обязательно примените мой опыт у себя на уроках! А я была рада поделиться им с вами, моими коллегами!
Литература
- Программа «Рука-мозг», авторы А. Смолянинов, А. Ванчова 2011 г.
- Агафонова И.Н. Готовимся к школе. - С.-Пб., МИМ, 1997.
- Айзенк Ганс Ю. Проверьте свои способности. - М., Мир, 1972.
- Бабкина Н.В. Радость познания. - М., Аркти, 2000.
- Безруких М.М. Проблемные дети, - М., УРАО, 2000.
- Волина В.В. Праздник Букваря. - М., АСТ-ПРТСС 1997.
- Волина В.В. Русский язык. Серия «Учимся играя». -Екатеринбург, Арго, 1996.
- ГавааЛувсан. Традиционные и современные аспекты восточной рефлексотерапии. - М., Наука, 1990.
- Гоникман Э.И. Даосские лечебные жесты. - Минск, Сантана, 1998.
- Зуев Е.И. Волшебная сила растяжки. - М., Советский спорт, 1993.
- Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры к упражнения. - М., БУК-МАСТЕР, 1993.
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - С.-Пб., Грппократ, 1995.
- Локалова Р.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. - М., Луч, 1995
- Матюгин И.Ю., Аскоченская Т.Ю., Бснк И А.. 1Са:< развить внимание и память Вашего ребенка (книга для деге* - ,г» родителей). - М., Эйдос, 1994.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. - С.-Пб., 1995.
- Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума - М., Просвещение, 1997.
- Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем// Основы теории и практики логопеачи-М., 1968.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи, преодоление у младших школьников. Учебное пособие. - М ,Владос, 1995.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. - М., АРКТИ, 2000.
- Семенченко П.М. 399 задач для развития ребенка - М , ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. - Ярославль, Академия развития, 1996
- Тушканова О.И. Развитие внимания. Пособие для детей 7-9 лет. В 3-х частях. - Волгоград, Офсет, 1997.
- Уманская А.А. Волшебные точки. - М., ВНИИЗОЖ, 1987.
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии. - М., Просвещение, 1989.
- Хрестоматия по логопедии. Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений. Том 1/ Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М., Владос, 1997.
- Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных, - М., МГУ, 1985.
- Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М., Юрист, 1997.
- Шевченко Ю.С., Добридень В.П. Онтогенетическая-ориентированная психотерапия. М., РПО, 1998
- Шохор-Троцкая (Бурлакова) М.К. Коррекция сложных речевых расстройств. - М., ЭКСМО- Пресс, 2000.
Интернет-ресурсы
- Семенович А.В. "Комплексная нейропсихологическая коррекция"
- Семенович А.В. «Нейропсихологическая диагностика и диагностика в детском возрасте»
- Нейропедагогические подходы, оптимизирующие коррекционную работу логопеда. Архипова Елена Филиппова
- Консультация для учителей - логопедов в рамках ГМО "Развитие речи девочек и мальчиков пяти - семи лет" (Речевые игры речи для детей дошкольного возраста, авторская
разработка) сайт учителя-логопеда Ситдиковой Д.З.
- Мастер-класс для педагогов «Комплекс упражнений для коррекции тяжелых нарушений речи у детей через активизацию ВПФ».
- Коррекция нарушений функций третьего функционального блока мозга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютера в коррекционной работ
Использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушений речи детей позволяет более эффективно устранять речевые недостатки, сочетать коррекционные и развивающие задачи логопедического воз...

Использование ЭОР в коррекционной работе.
Использование ЭОР в коррекционной работе, материалы для аттестации....

Семинар-практикум педагогов-психологов «Основные направления и рекомендации коррекционной работы специалистов психологической службы».
ПЛАНрайонного семинара-практикума педагогов-психологов и социальных педагоговна базе УВК «школа-лицей»№2 п.Советский30.10.2014г. Тема семинара: «Основные направления и рекомендации коррекционной ...

Использование здоровьесберегающих технологий в работе специалиста адаптивной физической культуры
Здоровьесбережение главных участников педагогического процесса за счет насыщения режима дня двигательной активностью в стенах ОУ....

Принцип интеграции образовательных областей в коррекционной работе специалистов с детьми с ОВЗ в условиях ФГОС.
Новые изменения в системе дошкольного образования повлекли принятие Федерального образовательного стандарта дошкольного образования ФГОС ДО, (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 г. № 1155), который опр...

Организация социально-педагогической работы специалистов школьной службы сопровождения на примере ГБОУ СОШ №512 Невского района Санкт-Петербурга
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20494146","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Статья на тему: "Преемственность в использовании нейропсихологического подхода в работе учителя - логопеда ДОУ и ОУ"
Oбследование возможностей динамической и ритмической организации серийных движений и действий....





