Картотека игр, направленных на развитие пространственно-ориентировочных и временных ориентировок.
картотека

Серышева Светлана Васильевна

В данном пособии представлены вашему вниманию игры, направленные на развитие пространственно-ориентировочных и временных ориентиров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_prostranstvennoy_orientirovki.docx631.79 КБ

Предварительный просмотр:

ГКОУ «Сявская коррекционная школа-интернат»

Картотека игр, направленных на развитие пространственно-ориентировочных и временных ориентировок.

        

Подготовила:

учитель-дефектолог

Серышева Светлана Васильевна

Игра для ребенка — не игра,

а действительность, это универсальное

и неотъемлемое право ребенка.

Ушинский

Большую часть своего времени дети проводят не в общении, учебном или домашнем труде, а в игре, в которой протекает процесс воспитания, развития и коррекции познавательных способностей, т. е. навыков, внимания, мышления, воображения, восприятия, личностных качеств, таких, как терпение, настойчивость, взаимовыручка, умение видеть «рамки» — правила, которые нельзя нарушать, чувство товарищества, дружелюбия и т. д., пространственно-ориентировочных и временных ориентиров, таких, как умение ориентироваться в пространстве (вправо, влево, вверх, вниз и т. д.), во времени (вчера, сегодня, завтра, день, ночь и т. д.), физического развития и координации движения и т. д.

В данном пособии представлены вашему вниманию игры, направленные на развитие пространственно-ориентировочных и временных ориентиров. Для этих игр можно использовать как специальные игры-наборы, так и обыкновенные игрушки, которые имеются в распоряжении вашего ребенка. Можно также играть в игры, для которых необязательно использовать какой-либо инвентарь или игрушки: без них они не становятся менее результативными. Это игры на свежем воздухе — на спортивных площадках, в парке и т. д

Главное — делать это ненавязчиво, как бы между прочим. Но когда ребенок участвует в игре, непосредственно совершая определенные манипуляции, у него расширяются, углубляются и систематизируются полученные ранее знания по ориентировке в пространстве и во времени.

1. «Где находится?»

Цель: формировать пространственную ориентировку на листе бумаги.

Стимульный материал: белый лист бумаги, на котором изображены геометрические фигуры (овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) разного цвета, Можно геометрические фигуры заменить различными изображениями животных (медведь, лиса, заяц, корова), видами транспорта (корабль, самолет, машина, камаз), игрушками и т. д. Фигуры расположены по углам, посредине рисуется круг.

«Посмотри внимательно на рисунок и скажи, где нарисован круг?, овал?, квадрат?, треугольник?, прямоугольник?

Покажи, что нарисовано справа от круга?, слева от круга?

        

Что изображено в правом верхнем углу?, в левом нижнем углу?

Что нарисовано выше круга?, ниже круга?»

2. «Лево — право»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле.

«Ребята, послушайте внимательно стихотворение:

В. Берестов

Стоял ученик на развилке дорог

Где право,

Где лево,

Понять он не мог.

Но вдруг ученик

В голове почесал

Той самой рукою,

Которой писал,

И мячик кидал,

И страницы листал,

И ложку держал,

И полы подметал.

«Победа!» — раздался

Ликующий крик.

Где право,

Где лево,

Узнал ученик!
Как ученик узнал, где право, где лево? Какой

рукою ученик почесал в голове? Покажите, а где

у вас правая рука? Левая рука?

3. «Зайчик»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве, в собственном теле. Дети, слушая стихотворение, выполняют упражнения:

Зайчик, зайчик — белый бок,

Где живешь ты, наш, дружок?

По тропинке, вдоль опушки,

Если влево мы пойдем,

Там и мой родимый дом.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова правою ногой,

Снова левою ногой.

* * *

Зайчик серенький сидит

И ушами шевелит,

Зайке холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть:

Лапки вверх,

Лапки вниз,

На носочки поднимись!

Лапки ставим на бочок,

На носочках

Скок — скок — скок.

А теперь вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки!

4. «Куда?»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

Стимульный материал: на белом листе бумаги изображение машин, деревьев (рис. 11).

«Посмотри внимательно на рисунок. Покажи, какие машины едут вправо, какие — влево?

Посмотри внимательно на деревья. Как ты думаешь, куда дует ветер?

5. «Что получилось?»

Цель: развивать умение пространственной ориентировки на листе бумаги, отсчитывать клетки, строчки.

«Отступите сверху листа в клеточку четыре клетки вниз и от левого края листа — три клетки вправо, поставьте точку в уголке клетки. Я буду говорить, как нужно проводить линии, а вы внимательно слушайте и рисуйте так, как я диктую.

Например: одна клетка вправо, одна — вниз, одна клетка влево, одна вверх.

Что получилось? Получился квадрат. Это самое легкое и простое задание. Давайте играть дальше. Вам предстоят более сложные задания, и если вы будете внимательны и не ошибетесь в выполнении моих заданий, то у вас получится такой рисунок, какой я задумала.

Например: одна клетка вниз, одна клетка вправо,

две клетки вниз, одна — вправо, одна — вниз, одна —

вправо, одна — вверх, одна клетка — вправо, две — вверх,

одна — вправо, одна —вверх, одна — вправо, одна —вниз,

одна — вправо, две — вниз, одна — вправо, одна — вниз,

одна вправо, одна — вверх, одна — вправо, две — вверх,

одна — вправо, одна — вверх».

5. «Рисуем платочки»

Цель: развивать пространственную ориентировку.

Стимульный материал: образцы «платочков», с одной стороны украшенных узором. «Посмотрите внимательно на эти платочки, на которых нарисованы узоры. Нарисуйте точно такой же узор на других уголках платков. Сравните получившиеся узоры. Найдите ошибки».

        

6. «Волшебные узоры»

Цель: развивать пространственное представление у детей.

Стимульный материал: рисунки с различными фигурами. Палочки или спички. «Рассмотрите фигуры на рисунке 14. Попробуйте их выполнить из палочек по памяти» Если ребенок затрудняется, можно выкладывать по образцу.

7. «Повтори»

Цель: развивать быструю ориентировку в пространстве относительно себя и относительно другого предмета.

 «Слушайте внимательно и выполняйте:

Задание № 1. Поднимите вверх, пожалуйста, правую руку, теперь левую, посмотрите назад, в левую сторону, в правую сторону, вперед, вверх, вниз.

Задание № 2. В центре листа в клетку нарисуйте квадрат. Выше квадрата нарисуйте круг, ниже квадрата — треугольник, справа от квадрата — прямоугольник, слева — нарисуйте ромб.

Задание № 3. В верхнем левом углу листа нарисуйте круг, в нижнем правом углу листа напишите букву «Ш», в центре листа напишите букву «А», в верхнем правом углу нарисуйте треугольник, в нижнем левом углу нарисуйте прямоугольник. Над буквой «А» нарисуйте квадрат, под буквой «А» напишите букву «С».

Задание № 4. В центре листа напишите букву «А». Справа от буквы «А» напишите букву «Д», слева — букву «М», вверху напишите букву «X», внизу — букву «3». В правом верхнем углу нарисуйте круг, в левом верхнем углу нарисуйте треугольник, в правом нижнем углу — квадрат, в левом нижнем углу нарисуйте прямоугольник.

Задание № 5. В правом нижнем углу нарисуйте круг, в верхнем правом углу — прямоугольник, в верхнем левом углу — квадрат. В центре листа нарисуйте большой круг, в его центре напишите букву «Д», выше напишите букву «С», ниже круга напишите букву «Л», справа — букву «В», слева — букву «Я».

8. «Стишки — потешки»

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве и собственном теле.

Дети слушают стихотворение и совершают определенные действия:

На скамейку Маша села

Справа — Сева, Слава — слева.

'к 'к "к

Скажу я слово «высоко» А ты

ответишь ... (низко). Скажу я

слово «далеко» А ты

ответишь ... (близко). Скажу

тебе я слово «трус»

Ответишь ты. ... (храбрец).

Тебе «начало» я скажу, Ну,

отвечай ... (конец).

•к -к -к

Ах, ты, радуга-дуга,

Ты высока и туга!

Не даст дождичка,

Даст ведрышко.

Чтобы деткам погулять,

Чтоб теляткам поскакать,

Нужно солнышко,

Колоколышко!

9. «Муха-чистюха»

Цель: развивать память при запоминании названий дней недели.

«Ребята, послушайте шуточное стихотворение про муху.

Будьте внимательны: после того, как я вам его зачитаю, к вам будут вопросы.

Я. Бжехва

Жила-была Муха-чистюха.

Все время купалась Муха.

Купалась она

В воскресенье

В отличном клубничном

Варенье.

В понедельник —

В вишневой наливке.

Во вторник —

В томатной подливке.

В среду —

В лимонном желе.

В четверг —

Б киселе и смоле.

В пятницу —

В простокваше,

В компоте

И в манной каше...

В субботу

Помывшись в чернилах,

Сказала:

— Я больше не в силах.

Ужжасно-жужжасно устала,

Но, кажется,

Чище не стала.

— Ребята, так в какой же день Муха купалась в клуб ничном варенье?

— Скажите, как называется день, который следует за воскресеньем?

Вспомните, что делала Муха в этот день?

Что она делала в следующий день? Как он называется?

После того как Муха искупалась в томатной подливке,

на следующий день где она купалась?

Почему, как вы думаете, этот день называется «среда»?

Как называются четвертый и пятый дни недели?

Почему Муха осталась недовольна?

Попробуйте назвать все дни недели по порядку, начиная с понедельника? С воскресенья? Какие дни мы называем выходными? Почему?»

10. «Какое время года»

Цель: развивать память при запоминании названий и последовательности времен года. Отгадайте загадки:

Дел у меня немало —

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня... .

(зима)

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна,

 Зовут меня ....

(весна)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою,

Я реки согреваю, «Купайтесь!» —

приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я ... , ~ - ,

(лето)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен,

И елочек. Я ...

(осень)

Назовите по порядку названия времен года,

начиная с весны. С лета. С зимы. С осени.

Прочитайте ребенку стихотворение «Времена года» А.

Кузнецовой:

Придумала мать дочерям имена:

Вот — Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна — зеленеют леса

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло — все под солнцем цветет,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды —

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля

Зимой отдыхает и дремлет Земля

11. «Волшебный карандаш»

Цель: развивать умение ориентироваться на листке бумаги.

«Ребята! Петрушка прислал нам письмо, на котором он для нас нарисовал волшебные узоры. Но он их не дорисовал до конца. Давайте поможем Петрушке.

— Дорисуй узор справа.

— Дорисуй узор слева.

— Нарисуй «вишенки» внизу. Вверху».

12. «Гдеспрятан клад?»

Цель: развитие пространственно-ориентировочных реакций.

Инструментарий: всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, подушки, кубики, сюрприз.

«Ребята, вот перед вами карта, которая принадлежала старому пирату Флинту. На этой карте крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На вашем пути

будут встречаться всевозможные препятствия, которые вам нужно будет преодолевать. И если вы будете точно следовать инструкции и правильно выполнять задания, вы обязательно найдете клад. А что за клад — узнаете, когда его найдете. Удачи!».

По комнате расставляются препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т. д. Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место — старт. Сверните вправо и сделайте три шага. Повернитесь налево и обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку.

Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь направо и сделайте один шаг. Налево сделайте два шага ... и т. п.

Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.

13. «Самый ловкий»

Цель: развитие пространственно-ориентировочных реакций, мелкой моторики рук.

Материал: комплекты палочек по 20 штук, коробочки.

Можно для данной игры использовать спички.

«Ребята, перед вами коробочки, в которых у каждого из вас лежат палочки. Сейчас мы с вами проведем соревнование и узнаем, кто из вас самый ловкий. По моему сигналу вы правой рукой выкладываете по одной палочке из коробки. Затем этой же правой рукой по одной палочке — в коробку. Выигрывает самый ловкий и быстрый».

Это же упражнение можно выполнять с детьми при работе левой рукой или же обеими руками одновременно.

14. «Угадай-ка»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Для проведения данной игры необходимы игрушки, которые есть у вашего ребенка, например, мишка, зайчик и кукла. Главное, чтобы эти игрушки были достаточно крупными и их можно было посадить и поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него.

Ребенка нужно посадить в центре, а игрушки разместить вокруг. Далее ведущий говорит, что загадал одну из игрушек, а задача ребенка — угадать, какую. А поможет в этом «адрес» игрушки, например, «она сидит сбоку от тебя (или за тобой, перед тобой)». Ребенок должен назвать игрушку, которая находится в указанном месте.

Затем можно поменяться с ребенком местами, расставив игрушки вокруг себя. Теперь загадывать «адрес» не сбоку, а слева или справа.

15. «Найди предмет»

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве при помощи плана.

Для проведения данной игры предварительно необходимо нарисовать (можно вместе с ребенком) план комнаты (или двора) и заранее договориться с ребенком, какую игрушку нужно будет найти. Незаметно от ребенка спрячьте в комнате игрушку и на плане отметьте место, где вы ее спрятали, красным кружком. Ребенку вручается план, по которому он должен самостоятельно найти месторасположение игрушки (предварительно можно обсудить с ребенком, что изображено на плане).

Игру можно повторять несколько раз, пряча игрушку в разные места. Так же можно усложнить задание, положив план у входа в комнату, «вверх ногами» и ввести в качестве

условия игры строгий запрет на переворачивание плана. Теперь ребенку, чтобы решить задачу, придется переворачивать план в уме, что придаст его пространственным представлениям гибкость.

Образец, как можно нарисовать план на рис. 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр, направленных на профилактику оптической дисграфии у детей с ОВЗ.

Работая учителем-логопедом с детьми дошкольного возраста, занимаюсь коррекцией нарушений звукопроизношения, профилактикой нарушений устной и письменной речи. В работе с детьми использую логопедические...

Картотека игр, направленных на развитие памяти у детей дошкольного возраста

Игры, упражнения, задания, способствующие развитию памяти у детей дошкольного возраста...

Картотека игр. Игры на развитие грамматической стороны речи Картотека игр на развитие лексической стороны речи

В данной картотеке собраны игры по развитию лексической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста. Материал будет полезен практикующим логопедам,студентам,а также родителям....

Картотека заданий, направленных на развитие речи обучающихся с недоразвитием интеллекта

Задания, направленные на развитие всех сторон речи обучающихся с интеллектуальным недоразвитием....

Картотека игр, направленных на развитие коммуникативных навыков младших школьников ОВЗ ТНР

В силу психофизиологических особенностей, детям с ОВЗ  ТНР трудно устанавливать социальные связи и коммуницировать со сверстниками и взрослыми. Решать эту проблему необходимо кропотливым ко...

Функции регионального ресурсного центра развития дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности в реализации стратегических направлений программы развития детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге до 2030 года

Система детско-юношеского спорта в Санкт-Петербурге представляет собой слаженную структуру межведомственного взаимодействия, выстроенную для популяризации и развития школьного спорта, детско-юношеског...