Программа «Предметно-практические действия» ТМНР 7 класс (вариант 2)
рабочая программа (7 класс)
Программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» для обучающихся 7 класса с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 56.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение к АООП образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми и множественными нарушениями развития
(Вариант 2)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Таятская основная общеобразовательная школа им. Героя России И. Кропочева»
Рассмотрена и принята на заседании Педагогического совета школы Протокол № ____ от _______2023 год | УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ Таятской ООШ _____________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ОБЛАСТЬ
«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ ТЯЖЁЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ), ТЯЖЁЛЫМИ И МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
(ВАРИАНТ 2)
7 класс
Срок освоения рабочей программы -1 учебный год
2023 год
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа коррекционного курса «Предметно-практические действия» для обучающихся 7 класса составлена в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) МБОУ Таятская ООШ, которая является учебно-методической документацией, определяющей рекомендуемые федеральным государственным образовательным стандартом объем и содержание образования, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Нормативно-правовую базу рабочей программы коррекционного курса «Предметно-практические действия» для 7 класса составляют:
− Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
− Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом МО РФ от 19.12.2014 г. №1599);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 24 ноября 2022 г. №1026;
− Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» от 22.03.2021 № 115;
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115» от
11.02.2022 № 69;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
− Устав МБОУ Таятской ООШ»;
− Календарный учебный график МБОУ Таятской ООШ и др.
Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.
Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.
Реализация рабочей программы коррекционного курса «Предметно-практические действия» для 7 класса рассчитана на 34 часа, (34 учебные недели, по 1 часу в неделю). Коррекционный курс реализуется в форме индивидуальных и групповых занятий, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной отсталостью и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии / консилиума/ и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Продолжительность коррекционного занятия не более 20-40 минут.
2. КРАТКАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).
Для обучающихся, получающих образование по АООП (вариант2) характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которое может сочетаться с локальными или системными нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести. У некоторых детей выявляются текущие психические и соматические заболевания, которые значительно осложняют их индивидуальное развитие и обучение.
Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен.
Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается системное недоразвитие речи, которое проявляется в своеобразном нарушении всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Специфика речевых нарушений у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена комплексом причин органического, функционального и социального характера. У детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи выделяются дети с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная, малораспространенная, с аграмматизмами. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
Учитывая разную сложность нарушений, можно выделить три степени выраженности системного недоразвития речи (СНР) при умственной отсталости:
СНР тяжелой степени: полиморфное нарушение звукопроизношения; грубое недоразвитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза; ограниченный словарный запас; выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в нарушении простых и сложных форм словоизменения и словообразования: употреблении падежных форм существительных и прилагательных; нарушении предложно-падежных конструкций, согласовании прилагательного и существительного, глагола и существительного; несформированности словообразования; отсутствии связной речи.
СНР средней степени: полиморфное или мономорфное нарушение звукопроизношения; недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза; аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании существительного и прилагательного в среднем роде именительного падежа, а также косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах пропуски и искажения, пропуски смысловых звеньев, нарушение последовательности событий); выраженная дислексия, дисграфия.
СНР легкой степени: нарушение звукопроизношения отсутствует или носит мономорфный характер; фонематическое восприятие и фонематический анализ, в основном, сформированы; имеются трудности определения последовательности и количества звуков на сложном речевом материале; словарный словарь ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь единичные аграмматизмы, при специальном обследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласования существительного и прилагательного в косвенных падежах множественного числа; нарушения сложных форм словообразования; в пересказах отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев, не отражены лишь некоторые смысловые отношения; нерезко выраженные дисграфии, дислексии.
Внимание обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности изза быстрой истощаемости, отвлекаемости. Слабость активного внимания препятствует решению сложных задач познавательного содержания, формированию устойчивых учебных действий.
Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия. При продолжительном и направленном использовании методов и приемов коррекционной работы становится заметной положительная динамика общего психического развития детей, особенно при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части детей с умеренной умственной отсталостью отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства детей с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек, шнурков и др. Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна. Некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур и др.
Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью часто не владеют речью, они постоянно нуждаются в уходе и присмотре. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР), которые представляют собой не сумму различных ограничений, а сложное качественно новое явление с иной структурой, отличной от структуры каждой из составляющих. Различные нарушения влияют на развитие человека не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания. В связи с этим человек требует значительной помощи, объем которой существенно превышает содержание и качество поддержки, оказываемой при каком-то одном нарушении: интеллектуальном или физическом.
Уровень психофизического развития детей с тяжелыми множественными нарушениями невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологией, патогенезом нарушений, временем возникновения и сроками выявления отклонений, характером и степенью выраженности каждого из первичных расстройств, спецификой их сочетания, а также сроками начала, объемом и качеством оказываемой коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти и др. у обучающихся с глубокой умственной отсталостью, ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями гипо- и гиперсензитивности. В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.
В основу разработки рабочей программы коррекционного курса «Предметно-практические действия» (коррекционно-развивающей области) для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), заложены дифференцированный и деятельностный подходы.
Дифференцированный подход предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана. Варианты АООП создаются в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС ОО обучающихся с умственной отсталостью к:
− структуре образовательной программы;
− условиям реализации образовательной программы;
− результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с умственной отсталостью возможность реализовать индивидуальный потенциал развития.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности и структуру образования с учетом специфики развития личности обучающегося с умственной отсталостью.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной).
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП для обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), коррекционного курса «Предметно-практические действия» (коррекционно-развивающей области) реализация деятельностного подхода обеспечивает:
- придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
- индивидуальное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
- повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
В основу формирования АООП обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР), коррекционного курса «Предметно-практические действия» (коррекционно-развивающей области) положены следующие принципы:
− принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
− принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
− принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
− принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
− онтогенетический принцип;
− принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с умственной отсталостью на всех ступенях (начальные и старшие классы);
− принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области».
− принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с умственной отсталостью всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
− принцип переноса усвоенных знаний и умений и навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире; − принцип сотрудничества с семьёй.
Из-за системных нарушений развития обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и с ТМНР для данной категории детей показан индивидуальный уровень итогового результата общего образования. Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.
Итоговые достижения обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) принципиально отличаются от требований к итоговым достижениям детей с легкой умственной отсталостью (вариант 1). Они определяются индивидуальными возможностями ребенка и тем, что его образование нацелено на максимальное развитие жизненной компетенции. Овладение знаниями, умениями и навыками в различных образовательных областях («академический» компонент) регламентируется рамками полезных и необходимых инструментов для решения задач повседневной жизни. Накопление доступных навыков коммуникации, самообслуживания, бытовой и доступной трудовой деятельности, а также перенос сформированных представлений и умений в собственную деятельность (компонент «жизненной компетенции») готовит обучающегося к использованию приобретенных в процессе образования умений для активной жизни в семье и обществе.
Итогом образования человека с умственной отсталостью, с ТМНР является нормализация его жизни. Под нормализацией понимается такой образ жизни, который является привычным и необходимым для подавляющего большинство людей: жить в семье, решать вопросы повседневной жизнедеятельности, выполнять полезную трудовую деятельность, определять содержание своих увлечений и интересов, иметь возможность самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Общим результатом образования такого обучающегося может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.
- ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ).
4.1 Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью
Основой для разработки рабочей программы коррекционного курса «Предметно-практические действия» (7 класс) является Программа формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (далее программа формирования БУД,), которая конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения АООП (вариант 2).
В основе формирования БУД лежит деятельностный подход к обучению, который позволяет реализовывать коррекционно-развивающий потенциал образования школьников с умственной отсталостью.
Основная цель реализации программы формирования БУД в 7 классе состоит в формировании школьника с умственной отсталостью как субъекта учебной деятельности, которая обеспечивает одно из направлений его подготовки к самостоятельной жизни в обществе.
Задачами реализации программы в 7 классе являются
1. Формирование учебного поведения:
− направленность взгляда (на говорящего взрослого, задание);
− выполнение инструкции учителя;
− использование по назначению учебных материалов;
− выполнять действия по образцу и по подражанию.
- Формирование умения выполнять задание:
− в течение определенного периода времени
− от начала до конца,
− с заданными качественными параметрами.
- Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности.
- 2.Мониторинг базовых учебных действий.
В процессе обучения осуществляется мониторинг всех групп БУД, который отражает индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы.
Для оценки сформированности каждого действия используется система реально присутствующего опыта деятельности и его уровня. − деятельность осуществляется на уровне совместных действий с педагогом; − деятельность осуществляется по подражанию:
− деятельность осуществляется по образцу;
− деятельность осуществляется по последовательной инструкции;
− деятельность осуществляется с привлечением внимания ребенка взрослым к предмету деятельности; − самостоятельная деятельность;
− умение исправить допущенные ошибки.
Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности используются условные обозначения:
− действие (операция) сформировано – «ДА»;
− действие осуществляется при сотрудничестве взрослого – «ПОМОЩЬ» − действие выполняется частично, даже с помощью взрослого – «ЧАСТИЧНО» − действие (операция) пока недоступно для выполнения – «НЕТ».
Выявление уровня сформированности и доступности тех или иных видов деятельности, позволяет судить об уровне развития психических процессов, их обеспечивающих, т. е. критерии доступности и сформированности тех или иных видов деятельности позволяют оценить зону актуального развития ребенка и выбрать содержание индивидуальной программы курса.
- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Возможные результаты освоения коррекционного курса «Предметно-практические действия»:
− развитие предметно-практических действий окружающего мира;
− умение узнавать и различать предметы по форме, величине, цвету;
− умение ориентироваться в схеме собственного тела, в пространстве;
− элементарные представления о предметах разной фактуры и их назначении;
− восприятие отдельных свойств предметов и явлений;
− адекватные предметно-практические действия с предметами и реакции на их воздействия;
− развитие экспрессивной и импрессивной речи.
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Предметно-манипулятивные действия | 2 |
2 | Восприятие цвета, формы величины. | 6 |
3 | Зрительное восприятие. | 3 |
4 | Пространственное восприятие | 6 |
5 | Тактильно-двигательное восприятие | 3 |
6 | Работа с мозаикой. | 4 |
7 | Деятельность с разборными игрушками. | 3 |
8 | Слуховое восприятие | 2 |
9 | Элементарное конструирование | 5 |
Всего часов | 34 | |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.
Все занятия сопровождаются живой эмоциональной речью педагога, побуждающей учащихся к активной речи по ходу деятельности. Нужно стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках предметно-практической деятельности необходимо строится так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Прослеживание движения показываемого педагогом предмета за экраном. Появление предметов в двух определённых местах.
Выполнение подражательных движений руками и кистями рук за учителем по показу действий и по словесной инструкции «делаем вместе». «Топор», «Замочек», «Мельница». Убыстрение темпа подражательных движений. Выполнение по подражанию упражнений для пальцев рук: выпрямление и сгибание пальцев из кулачка в кулачок, сжатие пальцев в кулачок, соединение пальчиков «пальчики здороваются» и др.
Складывание предметов в коробку и закрывание её крышкой. Открывание и закрывание коробок, яичек, матрёшек и других вкладышей.
Нанизывание шаров на шнур (мелкие и крупные бусы).
Накидывание палки с кольцом на предмет.
Знакомство с промежуточными цветами. Выбор одного цвета из 4 – 8 предметов двух сходных цветов (красные и оранжевые, синие и голубые).
Раскладывание предметов двух сходных цветов. Выбор по образцу и раскладывание 8 – 12 предметов различных цветов (шесть основных и промежуточные цвета и оттенки: оранжевый, розовый, голубой, фиолетовый, коричневый – без называния цветов).
Самостоятельное называние цветов: красного, синего, жёлтого, зеленого, чёрного, белого.
Выбор по образцу и инструкции «дай такой» предметов одной формы из 4 – 8 предметов сходных форм (куб - параллелепипед, цилиндр–шар).
Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм.
Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник.
Знать и самостоятельно называть формы: кубик, шарик, круг, квадрат, треугольник.
Определение формы предмета независимо от цвета и величины предмета.
Группировка предметов разной величины, цвета и формы согласно инструкции и образцу (разложи, куда подходят).
Подбор друг к другу разнородных предметов, одинаковых по величине (подходящие крышки к коробкам, баночкам, пузырькам, флаконам, игрушки к паре, мячи или шары к отверстиям разного диаметра).
Определение величины предмета (неконтрастной разницы) путём наложения и приложения. Сравнение предметов по величине (большой – маленький, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий).
Подбор и группировка предметов одинаковой величины. Различение величины предметов независимо от форм.
Использование в активном словаре слов: большой, маленький, длинный, короткий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Соотнесение слова и предмета по величине, умение находить предметы и называть.
Дидактические игры.
«Подбери по цвету» (форме, величине).
«Разложи в ряд» (чередование предметов по цвету, форме, величине 1х1, 2х2 элемента).
«Картинное цветовое лото» (соотнесение геометрической фигуры определённого цвета с картинками другого предмета такого же цвета, например: синий квадрат – синий шарик).
«Картинное лото» (тематическое).
«Геометрическое лото» (форма и цвет).
«Доска Сегена», «Куда подходит» (до 10 фигур на доске).
«Светофор» (цвет и двигательная реакция на него).
«Что лишнее» (исключение «лишней» картинки с учётом цвета: три красных шара, один синий).
«Чудесный мешочек» (размер, величина, форма, материал).
«Что убрали», «Что изменилось» (увеличение количества предметов до 10).
Работа с предметами и картинками. Различение в сходных картинках отдельных элементов в изображении предмета (мальчик в шапке и без шапки).
Собирание вкладных кубов (5 – 7 штук разной величины).
Складывание пятиместной матрёшки. Соотнесение частей (верх – низ). Расположение собранных матрёшек по величине в определённой последовательности.
Собирание пирамидок из 8 – 10 колец. Кольца пирамидки по диаметру отличаются незначительно. При сборке использовать приём наложения.
Складывание фигур из счётных палочек (полосок бумаги, спичек, соломки) по образцу и словесной инструкции: мебель, стол, стул, кровать, лестницу.
Складывание картинок из 2-3-4 частей, разрезанных по горизонтали, вертикали, диагонали.
Постройки из детского строительного материала по показу, образцу и словесной инструкции: башни из пяти кубов разного размера, гараж, забор, мебель (стол, стул, кресло, диван, кровать).
Работа с мозаикой.
Выкладывание прямых рядов одного цвета из деталей двух рядов параллельными рядами (один ряд синий, другой ряд красный).
Выкладывание «чередующегося» ряда, из деталей двух цветов через 1 – 2 элемента.
Выкладывание по показу, образцу и словесной инструкции геометрических фигур различных цветов и размеров с ориентировкой на опорные точки.
Выкладывание цветка на стебле. Выкладывание букета цветов со стеблями.
8.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование раздела программы и тем занятий | Кол-во часов | Элементы содержания занятия | Возможные результаты освоения обучающимися коррекционного курса | Оборудование, дидактический. материал, ТСО и ИТ | Дата | |
По плану | По факту | ||||||
1. | Предметно-манипуляционные действия. Развитие координации движений кисти и пальцев | 2 | Д.И. «Сюрприз» Найди игрушку», скажи кого ты нашел? | Развитие тактильного восприятия, мелкой моторики. | Большая пластмассовая банка, фасоль, маленькие пластмассовые игрушки. | ||
2. | |||||||
3. | Выбор по образцу инструкции «Дай такой» | 1 | Д.И. «Дай такой же». «Дерево и листочки» «Животное и хвостик» Найди подходящий по цвету предмет | Раскладывание предметов двух сходных цветов. Выполнение простых подражательных действий. | Разрезные картинки. Геометрические фигуры. | ||
4. | «Подбери по цвету» размещение мелких цветных предметов на цветные круги. | 1 | ДИ. «Подбор к фону»: размещение мелких цветных предметов (бусины, пуговицы, кубики, детали мозаики, игрушечные ложки, вилки и пр.) на цветные круги, тарелочки соответствующего цвета, при выборе их из предметов разного цвета. | Раскладывание предметов разных цветов по цветным тарелочкам цветов. Выполнение простых подражательных действий. | Цветные тарелки, пуговицы, мозаики. | ||
5. | «Разложи ряд» чередование предметов через один по форме, по величине, по цвету. | 1 | Д.И. «Разложи в ряд» (по цвету): размещение мелких цветных предметов на цветные бумажные ленты соответствующего цвета, располагая их в ряд («ленты», «дорожки»); чередование предметов по цвету через один, выкладывая их в ряд (красный – синий – красный – синий и т. д.). | Раскладывание предметов на цветные ленты по цвету, чередование предметов через один. Выполнение простых подражательных действий. | Цветные бумажные ленты, пуговицы, мозаики. | ||
6. | Выбор по образцу и группировка объемных форм. | 1 | Д.И. «Шарикоброс», «Кубикоброс» Операция сравнения шара и куба.
| Раскладывание предметов ориентируясь на форму и размер. Выполнение простых подражательных действий. | Набор предметов | ||
7. | Выбор по образцу и группировка плоскостных форм. | 1 | Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Группировка предметов разной величины, цвета, формы, согласно заданию и образцу («Разложи, какие куда подходят»). | Группировка предметов разной величины, цвета, формы, согласно заданию и образцу («Разложи, какие куда подходят»). | Набор предметов | ||
8. | Выбор по образцу геометрических фигур различных размеров и цветов. |
| Игра «Геометрическое лото». Выкладывание по показу и образцу геометрических фигур различных размеров и цветов. Наклеивание готовых геометрических фигур. Складывание и наклеивание фигур, состоящих из двух готовых частей. | Выкладывание по показу и образцу геометрических фигур различных размеров и цветов.
| Набор предметов | ||
9. | Формирование навыков зрительного анализа и синтеза (обследование предметов, состоящих из 2-3 деталей) | 1 | «Картинное цветовое лото» (соотнесение геометрической фигуры определённого цвета с картинками другого предмета такого же цвета, например: синий квадрат – синий шарик).
| Выполнение действий по образцу и словесной инструкции
| Набор предметов, наборы лото с предметными картинками, набор «Классификатор». | ||
10 | Дифференцированное зрительное восприятие двух предметов: нахождение отличительных и общих признаков. | 1 | «Картинное цветовое лото» (соотнесение геометрической фигуры определённого цвета с картинками другого предмета такого же цвета, например: синий квадрат – синий шарик). | Выполнение действий по образцу и словесной инструкции
| Набор предметов, наборы лото с предметными картинками, набор «Выделение». | ||
11 | «Что лишнее» Исключение предмета из нескольких однородных по цвету, форме, величине. | 1 | «Картинное лото» (Палитра). Выбор по образцу и группировка предметов по цвету. (4 цвета) | Выполнение действий по образцу и словесной инструкции | Набор предметов, наборы лото с предметными картинками, набор «Выделение». | ||
12 | «Что изменилось» | 1 | «Геометрическое лото» (форма и цвет) Выбор по образцу и группировка предметов по форме и цвету. (круг, квадрат, треугольник; 4 цвета) | Выполнение действий по образцу и словесной инструкции | Набор предметов, наборы лото с предметными картинками, набор «Конструктор». | ||
13 | Ориентировка в помещении. Понятия близко-далеко. Движение в заданном направлении | 1 | Д.И. «Близко – далеко». Близко, можно достать рукой, пройти несколько шагов. Далеко, нужно идти на первый этаж или на улицу. | Понимать понятия «близко», «далеко». Выполнение действий по образцу и словесной инструкции | Класс, парта, коридор, улица. | ||
14 | Ориентировка в помещении. Понятия близко-далеко. Движение в заданном направлении | 1 | Д.И. «Близко – далеко». Близко, можно достать рукой, пройти несколько шагов. Далеко, нужно идти на первый этаж или на улицу. | Понимать понятия «близко», «далеко». Выполнение действий по образцу и словесной инструкции | Класс, парта, коридор, улица. | ||
15 | Пространственная ориентировка на листе бумаги | 1 | Поставь дерево на стол справа», «С какой стороны находится пруд». «Какие игрушки поменялись местами?», «Что изменилось?» «Ближе – дальше». | Выполнение простых подражательных действий | Сюжетные игрушки. | ||
16 | Пространственное восприятие | 3 | Складывание разрезных картинок, разрезанных по вертикали, горизонтали, скошенной линии. | Выполнение действий по образцу и словесной инструкции | Разрезные картинки, разрезанные по вертикали, горизонтали, скошенной линии | ||
17 | |||||||
18 | |||||||
19 | «Чудесный мешочек» узнавание на ощупь хорошо известного предмета
| 2 | Д.И. «Чудесный мешочек» узнавание на ощупь предметов с различной фактурой- Желуди, шишки, камушки, деревянные шарики, кусочки меха ткани и др.
| Выполнение действий по образцу и словесной инструкции. Узнавание на ощупь хорошо известного детям предмета | Мешочек. Желуди, шишки, камушки, деревянные шарики, кусочки меха ткани и др. | ||
20 | |||||||
21 | «Выкладывание из мозаики чередующегося ряда» через один элемент. | 1 | Выкладывание из мозаики чередующегося ряда» через один элемент. Выкладывание мозаики по показу узора с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики | Выполнение действий по образцу и словесной инструкции Выкладывание из мозаики чередующегося ряда» через один элемент | Мозаика | ||
22 | Выкладывание мозаики по показу узора с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики. | 1 | Выкладывание из мозаики чередующегося ряда» через один элемент. Выкладывание мозаики по показу узора с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики | Выполнение действий по образцу и словесной инструкции Выкладывание из мозаики чередующегося ряда» через один элемент | Мозаика | ||
23 | Выкладывание мозаики по образцу «Дом с крышей и трубой» | 1 | Выкладывание мозаики по образцу «Дом с крышей и трубой». Выкладывание мозаики по показу узора с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики | Выполнение действий по образцу и словесной инструкции Выкладывание мозаики по образцу «Дом с крышей и трубой» | Мозаика | ||
24 | Выкладывание мозаики по образцу «Цветок на стебле» | 1 | Выкладывание мозаики по образцу «Цветок на стебле». Выкладывание из мозаики геометрических фигур. Выкладывание мозаики по показу узора с соблюдением цвета и пространственных отношений элементов мозаики | Выполнение действий по образцу и словесной инструкции Выкладывание мозаики по образцу «Цветок на стебле» | Мозаика | ||
25 | Собирание вкладных кубиков разных по величине. | 1 | Набор предметов. Группировка по форме одноцветных предметов двух сходных форм. Действия с предметом по образцу и словесной инструкции. | Выполнение действий с предметом по образцу и словесной инструкции.
| Набор предметов, наборы лото с предметными картинками, набор «Классификатор» | ||
26 | Складывание 3-х, 5-ти местных матрешек. | 1 | Набор предметов, наборы лото с предметными картинками, набор «Классификатор» | ||||
27 | Складывание пирамиды из 8-10 колец. | 1 | Набор предметов. Выбор по образцу и группировка плоскостных форм: круг, квадрат, треугольник | Выполнение действий с предметом по образцу и словесной инструкции, при необходимости с помощью. | |||
28 | Слуховое восприятие | 2
| Слушание (различение) по звучанию музыкальных инструментов (контрастные по звучанию, сходные по звучанию). Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд Дифференциация звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, бубен, ложки). | Различение по звучанию музыкальных инструментов контрастные по звучанию, сходные по звучанию. Выполнение действий с предметом по образцу и словесной инструкции, при необходимости с помощью | Погремушка, барабан, бубен, ложки) | ||
29 | |||||||
30 | Элементарное конструирование. | 5 | Конструирование домика из строительного конструктора. Понятия «часть», «целое». | Выполнение простых подражательных действий | Строительный конструктор. | ||
31 | |||||||
32 | Конструирование по замыслу «Наш двор» из строительного конструктора. Понятия «часть», «целое». | Строительный конструктор, игрушки домашних животных. | |||||
33 | Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам из конструктора «Лего». Понятия «часть», «целое». | Конструктор, «Лего». | |||||
34 | |||||||
9. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Цифровые образовательные ресурсы:
− educont.ru цифровой образовательный контент
− https://uchi.ru Платформа «Учи.ру»
− Сборник компьютерных игр «Несерьёзные уроки», обучающих навыкам чтения и счёта «Учим буквы и цифры». − http://all.edu.ru
- Все образование Интернета − http://Iobraz.ru
– Образование.
- Игра «Подбери на ощупь»
- Игра «Найди фигурке место»
- Игра «Баррикадо»
- Игра «Черепаха»
- Набор игровых средств
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ:
http://www.school.edu.ru/ - Российский образовательный портал http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября» http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
10. ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ.
№ п/п | Дата | Количество не проведённых уроков | Причина | Согласование с курирующим завучем |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина. Урок предметно-практического обучения в 1 классе «Рисуем» жгутиками из пластилина.
Данный урок интересен для учителей начальных классов в школе для слабослышащих детей....

Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)
Рабочая программа "Предметно-практические действия" для учащихся 7 класса с ТМНР (8.2)...

Рабочая программа по учебному предмету «Предметно-практическая деятельность» 1 дополнительный класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ», 1 КЛАСС (ВАРИАНТ 2). Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические де...

Рабочая программа "Предметно- практические действия"
Рабочая программа "Предметно- практические действия"...

Коррекционно-развивающая программа "Предметно-практические действия"
Коррекционно-развивающая программа по предмету"Предметно-практические действия" 4 класс ТМНР...

Рабочая программа "Предметно-практические действия", 6 класс
Рабочая программа "Предметно-практические действия", 6 класс...

