Особенности формирования социально-бытовых навыков
статья
В данной статье рассматриваются особенности формирования социально- бытовых навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Процесс освоения детьми с интеллектуальными нарушениями навыков бытового и социального характера значительно отличается от того, как это происходит у детей без таких особенностей. Причина этого – сниженная способность воспринимать и обрабатывать информацию, обусловленная интеллектуальными проблемами. В педагогике нет единого подхода к оценке уровня развития таких умений у детей с особыми потребностями, так как каждая ситуация требует индивидуального подхода с учётом возраста и специфики нарушений.
Основные теоретические положения, лежащие в основе формирования навыков у детей с интеллектуальными нарушениями, связаны прежде всего с обеспечением комфорта, а также с решением вопросов, связанных с ощущением ребёнком небезопасности в образовательном пространстве. Зачастую подобные вопросы не решаются в условиях обыденной деятельности, поскольку такая деятельность ориентирована на познавательную сферу и развитие навыков, а сохранение гармоничной, спокойной атмосферы и защита ребёнка отходят на второй план.
Помимо этого, необходимо учитывать, что дети такого типа будут сопротивляться образовательным активностям. Это сопротивление необходимо учитывать при выборе методов обучения, но также следует рассматривать это сопротивление как возможный стимул для развития ребёнка в рамках различных ситуаций. Это, в свою очередь, зависит от степени тяжести интеллектуальных нарушений.
Тут могут использоваться разные способы работы с такими детьми, исходя из общего принципа: необходимо проживать любую ситуацию с учётом контекста. Таким образом, каждая ситуация становится кейсом. Однако, если мы говорим о кейсе, то ни одна методика не может работать универсально — её необходимо адаптировать. Успешная адаптация педагогической методики является залогом успешного решения поставленных задач.
Стоит также сказать о том, что работа с детьми в данном случае должна проводиться с привлечением внешних источников поддержки. Под внешними источниками мы понимаем как работу с родителями, так и сохранение и стимуляцию взаимодействия с ребёнком с учётом личностных особенностей обучающегося. Например, необходимо особое внимание уделять актуализации знаний — то есть делать знания значимыми для ученика.
Рассмотрим в таблице особенности формирования социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта.
Таблица 2– Особенности формирования социально-бытовых навыков
Аспекты формирования навыка | Особенности детей с ИН | Рекомендации |
Темп усвоения навыков | Замедленный темп. Необходимо больше времени и повторений | Необходимо быть терпеливым, не нужно торопить ребенка и выделять время на обучение |
Понимание инструкций | Трудности с пониманием сложных инструкций, нужны четкие и конкретные указания | Необходимо использовать короткие, простые фразы, разбивать задания на небольшие этапы |
Внимание и концентрация | Снижение внимания, быстрая отвлекаемость | Обеспечить спокойную и организованную среду, разбить обучение на короткие занятия. Визуальные стимула |
Обобщение и перенос навыков | Трудности с переносом навыков в другую ситуацию | Практика навыков в разных условиях, поощрение, создать интересные и увлекательные занятия. |
Самоконтроль | Трудности в самоконтроле и самокоррекции | Необходимо предложить критерии выполнения навыков и использовать визуальные опоры для самоконтроля. |
Таким образом, формирование социально-бытовых навыков у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта представляет собой процесс, который требует индивидуального, терпеливого, структурированного подхода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование социально-бытовых навыков"
«Формирование социально-бытовых навыковв специальной школе VIII вида» Специальные коррекционные занятия по СБО направлены ...

Использование поведенческой терапии для формирования социально-бытовых навыков учащихся. Доклад на семинаре по дефектологии.
Развитие навыков самообслуживания и бытового поведения представляет для умственно-отсталых детей особую проблему. Сложность их обучения социально-бытовым навыкам в большой степени связана с нарушениям...

ДОКЛАД на методическом объединениии воспитателей "Формирование социально-бытовых знаний, умений и навыков у детей с ограниченными возможностями в здоровье через практическую деятельность"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10483413","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 307px; height: 204px; float: left;"}}]]Одним из способов улучшения качества жи...

Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях семьи
В статье разщмещены приёмы и методы формирования социальных навыков у детей с РАС в условиях семьи....

Презентация Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях семьи
Презентация с кратким описанием методов и приёмов формирования социально-бытовых навыков у детей с РАС...

Программа внеурочной деятельности по формированию социально-бытовых навыков сопровождаемого проживания воспитанников в учебной социальной квартире «УЧИМСЯ ЖИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО»
Эффективной формой при подготовке к самостоятельной жизни воспитанников является сопровождаемое проживание в учебной социальной квартире, представляющее специально созданное и определённым образом орг...

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
laquo;Социально - бытовые навыки - это совокупность специфических навыков, присваиваемые обществом человеку в различных ситуациях как обязательные». Понимается комплекс знаний и умений, непосре...
