РП Логопедия 3 кл 2020-2021
рабочая программа
Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 43.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ «Турунтаеская СКОШИ»
СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР __________/Хамуева Е.В. ____________г. | УТВЕРЖДАЮ Директор _________/Островский Е.Ю._ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛОГОПЕДИИ
3 класс
на 2020 -2021 учебный год
с. Турунтаево 2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по (Логопедия) разработана на основе в соответствии с пунктом 9 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основании требований федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. № 1598 (далее ФГОС НОО ОВЗ); федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 (далее ФГОС обучающихся с умственной отсталостью), Уставом ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ».
Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида по редакцией В.В.Воронковой 2007 год.
Лопухина И.С., «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи».-М:, «Аквариум»,2006г.,
Жукова Н.С., «Логопедия». – Екатеринбург:, АРДЛТД», 1998г.
Волкова Л.С., М:,»Просвещение», 1989г.,
Лалаева Р.И., «Логопедическая работа в коррекционных классах», М:, «Владос», 2001г.,
Морозова И.А., Пушкарева М.А., «Подготовка к обучению грамоте».-«Мозаика-синтез», 2007г
Цели и задачи программы
Цель программы: коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Задачи программы:
- Создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся.
- Развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию дефектов устной и письменной речи.
- Обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся.
- Создать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Организация работы по программе
Коррекция нарушений речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель-логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет 3 – 5 обучающихся.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).
В структуру занятия могут входить:
- упражнения для развития артикуляционной моторики;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика;
- коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков;
- формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением;
- обогащение и активизация словарного запаса;
- развитие связной речи.
Методологические и теоретические основы программы
Принципы построения программы
- принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
- принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающегося субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
- принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
- принцип деятельностного подхода – опора коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
- принцип индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
- принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретической основой для создания данной программы явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Ф.А. Рау и др., которые базируются на учении Л.С. Выготского, А.Р. Лурии и А.А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Приложение 3
Тематическое планирование
№ раздела п/п | Название темы раздела | Количество часов |
1 | Обследование | |
2 | Предложение | |
3 | Звуки речи | |
4 | Слоговая структура слова. | |
5 | Ударение | |
6 | Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными. | |
7 | Мягкий знак в слове. | |
8 | Дифференциация звонких и глухих парных согласных. | |
9 | Дифференциация согласных. | |
10 | Слова, обозначающие предметы. | |
11 | Слова, обозначающие действия предмета. | |
12 | Слова, обозначающие признак предмета. | |
13 | Предложение | |
14 | Текст | |
15 | Предлоги | |
16 | Обследование |
Приложение 4
Календарно – тематическое планирования.
№ | Название раздела, темы логопедического занятия | Задачи | Кол-во часов | |||
Обследование. | ||||||
1. | Изучение медицинских карт, сведения о семье ребенка, данных о речевом развитии. | Первичная диагностика. | ||||
2. | Обследование импрессивной речи. | Обследовать речь на уровне понимания слов, предложений, грамматических форм текста. | ||||
3. | Обследование связной речи (экспрессивной). | Выявить степень сформированности развернутого самостоятельного высказывания. | ||||
4. | Обследование словарного запаса. | Выявить соответствует ли словарь возрастной норме; точность употребления лексических значений слов. | ||||
5. | Обследование грамматического строя речи. | Выявить правильность построения грамматической структуры предложения. | ||||
6. | Обследование слоговой структуры слова. | Выявить степень владения слоговой структурой. | ||||
7. | Обследование звукопроизносительной стороны речи. | Выявить наличие нарушений звукопроизношения. | ||||
8. | Обследование чтения. | Выявить наличие нарушений чтения. | ||||
9. | Обследование письма. | Выявить наличие нарушений письма. | ||||
Предложение. | ||||||
10. | Предложение. Слово. | Закрепить различие в понятиях «предложение» и «слово». | ||||
Звуки речи. | ||||||
12. | Звуки и буквы. | Закрепить различие в понятиях «звук» и «буква». | ||||
13. | Звуки и буквы. Алфавит. | Закрепить различие в понятиях «звук» и «буква». | ||||
14. | Гласные звуки и буквы. | Уточнить способ образования гласных звуков. | ||||
15. | Гласные звуки и буквы. | Закрепить навык выделения гласных звуков в слове. | ||||
16. | Согласные звуки и буквы. | Уточнить различие в образовании гласных и согласных звуков. | ||||
Слоговая структура слова. | ||||||
18. | Анализ односложных слов. | Закрепить понятие о слоге как части слова. | ||||
19. | Анализ двусложных слов. | Закрепить понятие о слоге как части слова. | ||||
20. | Слогообразующая роль гласных. | Закрепить умение делить слова на слоги, переносить части слова при письме. | ||||
Ударение. | ||||||
23. | Ударение. | Закрепить умение выделять ударный слог. Показать смыслоразличительную и фонетическую роль ударения. | ||||
24. | Ударные и безударные гласные. | Формировать первоначальные представления о единообразном написании ударных и безударных гласных в родственных словах. | ||||
Дифференциация твердых и мягких согласных перед гласными. | ||||||
26. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными И – Ы в слогах, словах. | Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда. | ||||
27. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными А – Я в слогах, словах. | Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда. | ||||
28. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными У – Ю в слогах, словах. | Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда. | ||||
29. | Дифференциация твёрдых и мягких согласных перед гласными О – Ё в слогах, словах. | Закреплять умение различать твердые и мягкие согласные на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда. | ||||
31. | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Е» в слогах, словах. | Тренировать в различении твёрдых и мягких согласных звуков на слух и в произношении. Упражнять в передаче на письме мягкости согласных с помощью гласных 2-го ряда. | ||||
32. | Обозначение мягкости согласных при помощи буквы «Ь» в словах. | Наглядно показать количественную разницу между звуковым и буквенным составом слова. | ||||
33 | Итоговое занятие по теме «твердые и мягкие согласные» | Закрепить умение различать твердые и мягкие согласные. Проверить уровень знаний учащихся. | ||||
Мягкий знак в слове. | ||||||
34. | Разделительный «ь» перед буквами е, е, ю, я, и. | Показать и обосновать роль разделительного «ь» в словах. | ||||
35 | Дифференциация смягчающего и разделительного «ь». | Учить различать смягчающий и разделительный «ь». | ||||
Дифференциация звонких и глухих парных согласных. | ||||||
36 | Дифференциация Б – П в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | ||||
37 | Дифференциация Б – П в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | ||||
38 | Дифференциация В - Ф в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | ||||
39 | Дифференциация В -Ф в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | ||||
40 | Дифференциация Г-К в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | ||||
41 | Дифференциация Г – К в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | ||||
42. | Дифференциация Д-Т в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | ||||
43 | Дифференциация Д-Т в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | ||||
44 | Дифференциация Ж-Ш в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | ||||
45 | Дифференциация Ж - Ш в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | ||||
46 | Дифференциация З-С в слогах и словах. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | ||||
47 | Дифференциация З-С в предложении. | Учить различать звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство на слух, в собственном произношении и на письме. | ||||
48 | Итоговое занятие по теме «звонкие и глухие согласные». | Проверить уровень знаний учащихся по данной теме. | ||||
Дифференциация согласных. | ||||||
49 | Дифференциация согласных С-Ц в слогах,словах. | Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении. | ||||
50 | Дифференциация согласных С-Ц в предложении. | Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении. | ||||
51 | Дифференциация согласных Ч-Ц в слогах,словах. | Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении. | ||||
52. | Дифференциация согласных Ч-Ц в предложении. | Учить различать данные звуки, сравнивая их по акустическим и артикуляционным признакам на слух и в произношении. | ||||
53. | Занимательная логопедия. | |||||
Слова, обозначающие предметы. | |||||
1 | Слова, обозначающие предметы. | Закрепить понятие о словах , обозначающих предмет. | |||
2 | Слова, обозначающие понятия. | Закрепить умение различать слова по их отношению к родовым категориям. | |||
3 | Различение одушевленных и не одушевлённых предметов. | Учить различать предметы по вопросам»кто это?», «что это?» | |||
4 | Слова, обозначающие один и много предметов. | Закрепить умение образовывать множественное число имени существительного | |||
6 | Существительные в родительном падеже единственного и множественного числа. | Учить образовывать множественное число имени существительного в родительном падеже. | |||
8 | Существительные мужского рода. | Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (он). | |||
9 | Существительные женского рода. | Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (она). | |||
10 | Существительные среднего рода. | Учить определять род имени существительного, заменяя слова-предметы подходящими по смыслу местоимением (оно). | |||
11 | Слова, обозначающие большой и маленький предмет. | Учить образовывать слова, обозначающие маленький предмет с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. | |||
13 | Сравнение двух предметов. | Учить сравнивать 2 похожих предмета и определять признаки сходства и различия. | |||
14 | Предмет и его части. | Закрепить умение определять предмет по названию его составных частей. | |||
Слова, обозначающие действия предмета. | |||||
15 | Слова, обозначающие действие предмета. | Закрепить умение правильно употреблять грамматическую форму глагола. | |||
16 | Сопоставление форм одного и того же глагола. | Учить правильно употреблять грамматическую форму глагола, ставя соответствующие вопросы. | |||
17 | Употребление глаголов с различными приставками (-в; -вы). | Учить правильно употреблять глаголы с различными приставками. | |||
18 | Употребление глаголов с различными приставками (-при; -у). | Учить правильно употреблять глаголы с различными приставками. | |||
19 | Изменение слов, обозначающих действия, по числам. | Учить образовывать множественное число глаголов. | |||
21 | Изменение слов, обозначающих действия, по родам. | Учить правильно согласовывать имена существительные с глаголами в роде. | |||
23 | Упражнения в подборе слов, обозначающих действия, к словам, обозначающим предметы. | Совершенствовать смысловую сторону речи. | |||
25 | Слова, обозначающие предметы и действия предметов. | Учить различать слова, обозначающие предметы и действия предметов. | |||
Слова, обозначающие признак предмета. | |||||
26 | Слова, обозначающие признаки предметов. | Закрепить представление о словах , обозначающих признак предмета. | |||
27 | Выделение ведущих признаков предметов (цвет, величина). | Учить выделять ведущие признаки предметов. | |||
28 | Выделение ведущих признаков предметов (форма, вкус). | Учить выделять ведущие признаки предметов. | |||
29 | Выделение ведущих признаков предметов (материал). | Учить выделять ведущие признаки предметов. | |||
30 | Выделение ведущих признаков предметов (качества характера). | Учить выделять ведущие признаки предметов. | |||
31 | Образование относительных прилагательных. | Учить образовывать имена прилагательные от существительных с помощью суффиксов. | |||
32 | Образование прилагательных с уменьшительно ласкательным значением. | Учить образовывать прилагательные, используя уменьшительно-ласкательные суффиксы. | |||
34 | Подбор прилагательных с противоположным значением. | Учить подбирать прилагательные, обозначающие противоположные признаки (антонимы). | |||
36 | Подбор прилагательных, близких по значению. | Учить подбирать слова-признаки, близкие по значению (синонимы) | |||
38 | Слова , обозначающие признак предмета. | Закрепить полученные знания. | |||
39 | Проверочный диктант по теме : «слова, обозначающие предметы, действия, признаки». | Проверить уровень знаний учащихся. | |||
40 | Занимательная логопедия | ||||
Предложение | |||||
1 | Обозначение границ предложения. | Закрепить умение правильно оформлять границы предложения. | |||
2 | Определение количества предложений в тексте. | Закрепить умение выделять законченные предложения из сплошного текста. | |||
3 | Составление предложений с употреблением различных падежей (р.п.). | Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам родительного падежа. | |||
4 | Составление предложений с употреблением различных падежей (д.п.). | Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам дательного падежа. | |||
5 | Составление предложений с употреблением различных падежей (в.п.). | Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам винительного падежа. | |||
6 | Составление предложений с употреблением различных падежей (т.п.). | Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам творительного падежа. | |||
7 | Составление предложений с употреблением различных падежей (п.п.). | Учить составлять предложения, изменяя слова, данные в начальной форме по вопросам предложного падежа. | |||
8 | Дополнение предложений по вопросам. | Закрепить умение распространять простое двусоставное предложение. | |||
10 | Работа с деформированным предложением. | Упражнять в составлении грамматически правильного предложения. | |||
11 | Повествовательное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | |||
12 | Вопросительное предложение. | Формировать представление об интонации и о знаках препинания. | |||
14 | Сложное предложение. | Учить правильно строить сложное предложение, используя союзы «а», «и», «но». | |||
Текст | |||||
15 | Восстановление деформированного текста. | Закреплять умение устанавливать последовательность предложений в тексте. | |||
17 | Восстановление текста с пропущенными словами. | Формировать умение точно употреблять слова в тексте. | |||
18 | Пересказ текста по вопросам. | Формировать умение устанавливать связь предложений в тексте. | |||
19 | Составление рассказа по серии картинок. | Развивать умение выделять части в рассказе, последовательно излагать текст. | |||
21 | Составление рассказа по одной сюжетной картинке. | Развивать умение последовательно излагать текст без опоры на картинный план. | |||
22 | План. Пересказ текста по плану. | Познакомить учащихся с планом. Формировать умение пересказывать текст в соответствии с планом. | |||
Предлоги. | |||||
23 | Предлоги в предложении. | Закрепить знания о написании предлогов в предложении. | |||
24 | Дифференциация предлогов В-НА. | Учить различать предлоги в устной и письменной речи. | |||
25 | Предлоги С (СО). | Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи. | |||
26 | Предлоги ПО (К). | Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи. | |||
27 | Предлоги С (ИЗ). | Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи. | |||
28 | Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. | Учить пользоваться предлогами в устной и письменной речи. | |||
Обследование. | |||||
29 | Фронтальное обследование. | ||||
30 | Фронтальное обследование. | ||||
31 | Фронтальное обследование. | ||||
Лист корректировки рабочей программы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовые планы работы учителя - логопеда на 2018-2019, 2019-2020, 2020-2021 учебный год
Планирование организационно-методической работы. Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе....

Рабочая программа коррекционного курса по логопедии для учащихся 1 «Д» класса на 2020 – 2021 учебный год
Программа логопедической работы составлена в соответствии с ФГОС НОО для детей с ОВЗ и представляет собой коррекционную программу, адаптированную для оказания логопедической помощи обучающимся ...

Отчет по самообразованию учителя – логопеда Архиповой Надежды Андреевны «Система работы по развитию лексико – грамматических представлений у дошкольников с ОНР» на 2020 – 2021 уч.г.
Нарушение лексико-грамматического строя речи ведет к тому, что ребенок не правильно овладевает собственной речью и неправильно формулирует собственные речевые высказывания. Не правильное...

Рабочая программа учителя-логопеда на 2020-2021 уч.год
Рабочая программа учителя-логопеда на 2020-2021 уч.год...

Программно-методическое сопровождение "План работы учителя-логопеда на 2020-2021 уч.г"
План работы учителя-логопеда...



