ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья
Статья посвящена актуальной проблеме использования здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.45 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
Назарова С.В.
THE USE OF HEALTH TECHNOLOGIES IN SPEECH THERAPY WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES
Nazarova S.V.
Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Abstract. The report is devoted to the actual problem of the use of health-saving technologies in speech therapy work with children of preschool age with OVZ
Ключевые слова: здоровье сберегающие технологии,
дети с ОВЗ
Keywords: health saving technologies, children with disabilities
В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных задач развития страны.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, характеризуются повышенной утомляемостью. Нарушения различных психических функций головного мозга затрудняет восприятие, замедляет процессы анализа и синтеза, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.
Такие дети нуждаются в охранительном щадящем режиме и таком же отношении к ним.
При воспитании и обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении для детей с ОВЗ не вызывает ни у кого сомнения.
В настоящее время, педагогами в работе с детьми с ОВЗ широко используются инновационные педагогические технологии, которые должны быть здоровьесберегающими.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - это неотъемлемая часть педагогического процесса в дошкольном общеобразовательном учреждении, это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов и других участников)
Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования.
Используя технологию проектной деятельности в работе с детьми с ОВЗ стремимся разрабатывать мероприятия в рамках проекта так, чтобы здоровье сберегающие технологии пронизывали весь воспитательно-образовательный процесс и проходили через все виды деятельности, включая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка на всех этапах. Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, целенаправленно работаем над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, используем методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с ОВЗ.
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д. Поэтому логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим, с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий.
Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:
- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушение общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости); - нарушение темпо-ритмической организации движений.
Важно отметить, что эффективность достижения целей здоровьесбережения зависит от совместной работы медиков, педагогов и родителей.
Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые мы
используем в своей работе с детьми с ОВЗ:
Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания и направлена на решение следующих задач:
- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
- повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
- нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;
- развитие силы, плавности и длительности выдоха.
Гимнастика для глаз- снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие; развивают межполушарное взаимодействие и повышают насыщаемость организма энергией.
Артикуляционная гимнастика необходима для:
- улучшения подвижности органов артикуляции;
- увеличения объема и силы движений; выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.
Помимо того, что ребёнок учится правильно и чётко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:
- усилению кровообращения; -развитию гибкости органов речевого аппарата; - укреплению мышц лица.
У ребёнка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощённости, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение
Логоритмика - это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идёт путем развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объём, устойчивость, память зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи. Проводится как часть занятия.
Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность, способствует выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью. Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.
Кинезиологические упражнения, целью которых, является активизация различных отделов коры больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, облегчается процесс чтения и письма
Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в
процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается
эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от
движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение
Пальчиковая гимнастика связана с тренировкой тонких движений пальцев рук, что оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.
Релаксация – специальный метод, который способствует снятию
мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных
техник.
При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:
- «Не навреди!»
- непрерывности, т. е. систематически, постоянно;
- индивидуальности – соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка с учётом сопутствующих заболеваний.
Выводы
Применение в логопедической работе здоровьесберегающих педагогических технологий способствует оптимизации процесса коррекции речи, поддержанию и укреплению здоровья детей, повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.
Эффективность достижения целей здоровьесбережения зависит от совместной работы медиков, педагогов и родителей.
Использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно
развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:
- повышению работоспособности, выносливости детей;
- развитию психических процессов;
- формированию, развитию двигательных умений и навыков;
- развитию общей и мелкой моторики;
- способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.
Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие и укрепление здоровья ребёнка
Литература
1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. Ростов-на-Дону., Феникс, 2009
2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на-Дону., Феникс, 2011
3. Современные педагогические технологии в ДОУ. С.-П., Детство-пресс, 2011
4. Кудинова М. А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи дошкольников. ж. Логопед №2, 2010
5. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ. М.,ТЦ Сфера, 2008
6. Мальгавко Н. В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР. ж. Логопед №1, 2012
7. Панфёрова И. В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. ж. Логопед №2, 2011г.
8. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. М., ТЦ Сфера, 2005
9. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С.-П. Детство-пресс, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект НОД в подготовительной группе для детей с заиканием "Сам себе я помогу - я здоровье сберегу" (использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе)
Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия), будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с дошкольниками 5 - 7 лет. Это итоговое занятие, где дети показывают ...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста
В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома....

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс , направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка...

Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».
В сентябре 2016 года в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда проведена диагностика речевого развития детей подготовительной к школе группы МБО...

Использование инновационных компьютерных технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ. (проект)
Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды. Основной задачей в коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развит...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта
Проблема сложной структуры дефекта становиться все более актуальной для современной науки – психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики....
