ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
статья

Назарова Светлана Вячеславовна

Статья посвящена актуальной проблеме использования здоровьесберегающих технологий в логопедической  работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ

                               Назарова С.В.

THE USE OF HEALTH TECHNOLOGIES IN SPEECH THERAPY WORK WITH CHILDREN WITH DISABILITIES

 Nazarova S.V.

           Аннотация. Доклад посвящен актуальной проблеме использование здоровьесберегающих технологий в логопедической  работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ  

Abstract. The report is devoted to the actual problem of the use of health-saving technologies in speech therapy work with children of preschool age with OVZ

Ключевые слова: здоровье сберегающие технологии,

дети с ОВЗ

         Keywords: health saving technologies, children with disabilities

В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу. Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому, сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных  задач развития страны.

         Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют нарушения центральной нервной системы различной степени, отклонения в психоэмоциональной сфере, характеризуются повышенной утомляемостью. Нарушения различных психических функций головного мозга затрудняет восприятие, замедляет процессы анализа и синтеза, ослабляет познавательную деятельность, снижает работоспособность, ориентацию в практической деятельности.

Такие дети нуждаются в охранительном щадящем режиме и таком же отношении к ним.

      При воспитании и обучении детей с ОВЗ требуется систематическая работа по сохранению и укреплению здоровья детей. Необходимость комплексного подхода к организации здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении  для детей с ОВЗ не вызывает ни у кого сомнения.

       В настоящее время,  педагогами в работе с детьми  с ОВЗ широко используются инновационные  педагогические  технологии, которые должны быть здоровьесберегающими.  

       Здоровьесберегающие образовательные технологии - это неотъемлемая часть педагогического процесса в дошкольном общеобразовательном учреждении, это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса (детей, педагогов и других участников)

       Работа педагога сегодня должна быть направлена на оздоровление ребенка с ОВЗ, на повышение здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования.

       Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного образования.  

       Используя технологию проектной деятельности в работе с детьми  с ОВЗ стремимся разрабатывать мероприятия в рамках проекта так, чтобы здоровье сберегающие технологии пронизывали весь воспитательно-образовательный процесс и проходили через все виды деятельности, включая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов  образовательной среды, направленных на сохранение  и укрепление здоровья ребёнка на всех этапах.   Понимая необходимость работы по формированию, укреплению и сохранению здоровья своих воспитанников, целенаправленно работаем над созданием благоприятного здоровьесберегающего пространства, используем методы и приемы, адекватные особенностям развития детей с ОВЗ.

    Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в свободное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д.  Поэтому логопеду, воспитателю коррекционной группы, музыкальному руководителю и другим педагогам, работающим, с такими детьми приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий.

      Особенности физического развития детей с речевыми недостатками:

- нарушение артикуляционных укладов, либо органов артикуляционного аппарата;

-  нарушение дыхания и голосообразования;

-  нарушение общей и мелкой моторики;

- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;

- повышенная утомляемость;

- заметное отставание в показателях основных физических качеств (силы, скорости, ловкости); - нарушение темпо-ритмической организации движений.

Важно отметить, что эффективность достижения целей здоровьесбережения зависит от совместной работы медиков, педагогов и родителей.

Вот некоторые современные здоровьесберегающие технологии, которые мы

используем в своей работе с детьми с ОВЗ:

Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания и направлена на решение следующих задач:
- насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;
- повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;
- нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;
- развитие силы, плавности и длительности выдоха.

    Гимнастика для глаз- снимает напряжение с глаз, способствует тренировке зрительно-моторной координации. Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие; развивают межполушарное взаимодействие и повышают насыщаемость организма энергией.

      Артикуляционная гимнастика необходима для:

 - улучшения подвижности органов артикуляции;

- увеличения объема и силы движений; выработки навыков использования точных позиций губ и языка для правильного произнесения того или иного звука.

Помимо того, что ребёнок учится правильно и чётко произносить звуки и слова, подобные занятия способствуют:

 - усилению кровообращения; -развитию гибкости органов речевого аппарата; - укреплению мышц лица.

У ребёнка формируются пластичность, ощущение свободы, раскрепощённости, что активизирует естественное состояние организма, улучшается кровообращение

     Логоритмика - это форма активной терапии, в которой преодоление речевых нарушений идёт путем развития двигательной сферы ребёнка в сочетании со словом и музыкой. Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировке подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга; развивает внимание, его концентрацию, объём, устойчивость, память зрительную, слуховую, моторную; ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи. Проводится как часть занятия.

     Динамические паузы – использование физкультминуток во время проведения организованной образовательной деятельности способствует снижению утомляемости детей, а также активизируется мышление и повышается умственная работоспособность, способствует выработке четких координированных действий во взаимосвязи с речью.  Используется с элементами гимнастики для глаз и дыхательной гимнастики.

    Кинезиологические упражнения, целью которых, является  активизация различных отделов коры больших полушарий, развитие межполушарного взаимодействия, синхронизация работы полушарий головного мозга. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, облегчается процесс чтения и письма

   Общеукрепляющая гимнастика – это организованное общение детей в 
процессе двигательной деятельности. Во время гимнастики повышается 
эмоциональный тонус, который является результатом мышечной радости от 
движений в коллективе сверстников. Снимается напряжение от пробуждения после ночного сна, собирается внимание, дисциплинируется поведение

    Пальчиковая гимнастика связана с тренировкой тонких движений пальцев рук, что оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка. Воздействуя на тонус руки ребёнка, с помощью комплекса пальчиковой гимнастики, происходит прямое воздействие на тонус речевого аппарата.
  Релаксация – специальный метод, который способствует  снятию 
мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных 
техник.

       При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо соблюдать следующие принципы:

- «Не навреди!»

- непрерывности, т. е. систематически, постоянно;

- индивидуальности – соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка с учётом сопутствующих заболеваний.

    Выводы

      Применение в логопедической работе здоровьесберегающих педагогических технологий способствует оптимизации процесса коррекции речи, поддержанию и укреплению здоровья детей, повышает результативность образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья обучающихся, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку.

     Эффективность достижения целей здоровьесбережения зависит от совместной работы медиков, педагогов и родителей.

     Использование здоровьесберегающих технологий при проведении коррекционно
развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:
- повышению работоспособности, выносливости детей;
-  развитию психических процессов;
- формированию, развитию двигательных умений и навыков;
- развитию общей и мелкой моторики;
-   способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

     Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми  с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, происходит дальнейшее развитие и укрепление здоровья ребёнка

     

Литература

       1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. Ростов-на-Дону., Феникс, 2009    

            2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов-на-Дону., Феникс, 2011

       3. Современные педагогические технологии в ДОУ. С.-П., Детство-пресс, 2011

            4. Кудинова М. А. Здоровьесберегающие технологии в системе коррекции речи   дошкольников. ж. Логопед №2, 2010  

            5. Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ. М.,ТЦ Сфера, 2008

           6.  Мальгавко Н. В. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОНР. ж. Логопед №1, 2012  

           7. Панфёрова И. В. Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике. ж. Логопед №2, 2011г.

          8. Сократов Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. М., ТЦ Сфера, 2005    

          9. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. С.-П. Детство-пресс, 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД в подготовительной группе для детей с заиканием "Сам себе я помогу - я здоровье сберегу" (использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе)

Конспект непосредственно образовательной деятельности (занятия), будет интересен учителям-логопедам, воспитателям, работающим с дошкольниками 5 - 7 лет. Это итоговое занятие, где дети показывают ...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В материале рассматриваются здоровьесберегающие технологии коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома....

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.

Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога;  процесс , направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка...

Педагогический проект на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе с детьми дошкольного возраста».

В  сентябре 2016 года  в соответствии с годовым планом работы учителя-логопеда  проведена диагностика  речевого развития детей подготовительной к школе   группы МБО...

Использование инновационных компьютерных технологий в логопедической работе с детьми с ОВЗ. (проект)

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды. Основной задачей в коррекционно-развивающей работе является создание оптимальных условий для развит...

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта

Проблема сложной структуры дефекта становиться все более актуальной для современной науки – психопатологии детского возраста, патопсихологии и коррекционной педагогики....