Семинар – практикум по теме ««Коррекционная работа с использованием технологии Фишбоун: методика и опыт»
методическая разработка
Данный доклад рассчитан на целевую аудиторию: педагоги-предметники, дефектологи, психологи.
Формат: Практико-ориентированный доклад с элементами мастер-класса и интерактивным вовлечением аудитории.
Ключевая идея: Трудности в обучении носят комплексный характер (эмоциональный, когнитивный, поведенческий) и требуют системного подхода. Представленная технология «Фишбоун» (диаграмма Исикавы) является эффективным инструментом для структурирования проблем, развития критического мышления и формирования алгоритмических навыков у детей с задержкой психического развития (ЗПР).
Структура и содержание:
Пробуждение рефлексии: Доклад начинается с интерактивного упражнения «Ассоциации», в ходе которого педагоги совместно создают многогранный портрет учебных трудностей, что подчеркивает актуальность темы.
Теоретический модуль:
Раскрываются цель и задачи технологии «Фишбоун»: развитие причинно-следственного мышления, связной речи, структурирование материала и повышение мотивации.
Дается краткая историческая справка и пошаговый алгоритм реализации метода (подготовительный, основной, заключительный этапы).
Наглядно демонстрируется суть метода: построение схемы, где «голова» — проблема, «кости» — причины и факты, «хвост» — вывод.
Практический модуль (мастер-класс на 6 групп): Центральная часть доклада — отработка метода на примерах из разных учебных дисциплин с учетом дифференцированного подхода:
Математика: Алгоритм решения текстовых задач.
Русский язык: Правописание безударных гласных в корне.
Литература: Алгоритм осмысленного пересказа.
География: Причины образования ветра.
История: Причины возникновения древних речных цивилизаций.
Химия: Классификация физических и химических явлений.
Каждый пример сопровождается готовым шаблоном заполненной схемы «Фишбоун».
Результаты и перспективы: Представлена динамика развития ключевых компетенций (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) у обучающихся с ЗПР с 5 по 9 класс при системном использовании технологии. Делается вывод о позитивном влиянии метода на формирование целостной картины мира и учебной мотивации.
Рефлексия: Завершается доклад оценочной деятельностью участников через заполнение анкеты обратной связи.
Практическая значимость: Доклад предоставляет педагогам готовый методический инструмент, адаптированный для коррекционной работы, с детальными примерами внедрения в учебный процесс по основным школьным предметам. Акцент на дифференциации заданий позволяет применять технологию в условиях инклюзивных и коррекционных классов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.65 КБ | |
| 752.17 КБ | |
| 448.36 КБ | |
| 17.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум по теме ««Коррекционная работа с использованием технологии Фишбоун: методика и опыт»
Упражнение «Ассоциации»: ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ
Инструкция: Уважаемые коллеги! Давайте вместе составим ассоциативный портрет трудностей в обучении. Какие ассоциации, образы, ощущения у вас возникают, когда вы слышите это словосочетание?
Коллективное обсуждение (5 минут)
Возможные ассоциации педагогов (сгруппированные по категориям):
Эмоционально-психологические ассоциации:
- Тревога и беспомощность
- Слезы ребенка у доски
- Испуганные глаза
- Чувство бессилия (у учителя и ученика)
- Стена непонимания
- Выученная беспомощность
Когнитивные ассоциации:
- Пустая тетрадь
- Неусвоенные правила
- Постоянные ошибки
- Не вижу, не слышу, не понимаю
- Забывчивость
- Трудности концентрации
Поведенческие ассоциации:
- Уход от деятельности
- Я не могу, у меня не получится
- Двигательное беспокойство
- Отказ выполнять задание
- Низкая учебная мотивация
Организационные ассоциации:
- Гора непроверенных тетрадей
- Бессонные ночи над планами уроков
- Поиск новых подходов
- Как достучаться?
Визуальные образы:
- Гора, которую невозможно преодолеть
- Лабиринт без выхода
- Разбитая ваза (которую нужно собрать)
- Клубок ниток, который нужно распутать
Обсуждение с коллегами, вывод
Как мы видим, трудности многогранны. Это наша актуальность.
Сегодня мы познакомимся с методом, который помогает систематизировать работу с этими трудностями - технологией Фишбоун.
Цель данной методики заключается в развитии критического мышления, познавательной активности и формировании учебных компетенций у обучающихся начальной школы с ЗПР. Основные задачи включают:
– Формирование причинно-следственного мышления.
– Развитие связной речи и коммуникативных способностей.
– Структурированное освоение сложного материала.
– Повышение мотивации к учебной деятельности.
Историческая справка:
Метод создан на основе схемы, которую создал химик и экономист Каору Исикава в начале 1950-х годов для визуализации причинно-следственных связей. Эту схему сначала использовали в менеджменте, а затем её адаптировали для обучения.
Этапы реализации технологии «Фишбоун»:
Методика предполагает последовательное выполнение следующих этапов:
1. Этап подготовки
– Определение темы урока и целей изучения материала.
– Подбор вопросов, направляющих мыслительную деятельность ребенка («Почему произошло событие Х?»). Подбор направляющих вопросов: «Почему возникла ошибка?», «Как найти решение?».
– Организация пространства класса для работы.
2. Основной этап
– Обсуждение вопроса вместе с учениками, выявление возможных причин события.
– Запись выявленных причин на костях схемы рыбы («Фишбоуна»).
– Формулировка вывода (хвост рыбьего скелета), отражающего итоговое понимание ситуации.
3. Заключительный этап
– Совместная рефлексия проведенной работы.
– Оценивание степени понимания учениками предложенного материала.
– Фиксация выводов в тетрадях или на индивидуальных карточках для повторения.
В чем суть:
Педагог формулирует проблему или вопрос и рисует «рыбий скелет» на доске. Можно располагать «скелет» горизонтально и вертикально.
Горизонтальная – проблема слева, вывод справа (наиболее удобна для детей с ЗПР).
Вертикальная – проблема вверху, вывод внизу
Схема:
«Голова» – проблема или вопрос по теме.
Верхние «косточки» – основные понятия темы, причины проблемы.
Нижние «косточки» – факты, подтверждение причин или суть понятий, указанных выше.
«Хвост» – ответ на поставленный вопрос.
Задача учеников – пройтись по каждому аспекту и найти решение.
Правила заполнения схемы:
– Формулировки должны быть лаконичными и точными – в два-четыре слова.
– Причины по возможности располагаются по степени значимости (от главной к второстепенной, либо от простого к сложному).
– Заполнять «скелет» можно в парах или индивидуально.
– Можно использовать картинки, карточки, цветные маркеры.
– Итог – презентация результатов.
Мастер-класс на 6 команд.
1 группа Математика
Тема: «Алгоритм решения задач»
Упражнение «Собери алгоритм»:
- Раздать карточки с этапами решения задачи:
- Внимательное чтение
- Выделение условия и вопроса
- Составление плана решения
- Выполнение действий
- Проверка результата
Работа в группе:
- Расположить этапы в правильной последовательности
- Обсудить, почему важен каждый этап
Коллективная работа
Задача: Один альбом для рисования стоит 267 рублей, второй на 38 рублей меньше, а третий на 41 рубль больше, чем второй. Сколько стоят три альбома вместе?
Заполнение фишбоуна на листе:
Проблема (голова): «Алгоритм решения задач»
Верхние «кости» (алгоритм):
- Правильное смысловое чтение
- Ищем главное в задаче
- Наглядность
- Вычислительные действия. Можем ли решить в одно действие или их будет больше?
- Проверка и оформление задачи.
Нижние «кости» (конкретные примеры):
- Читать не спеша, с соблюдением знаков препинания
- О чем задача? – о альбомах
Что известно? – один альбом для рисования стоит 267 рублей, второй на 38 рублей меньше, а третий на 41 рубль больше, чем второй.
На какой вопрос нужно ответить? – Сколько стоят три альбома вместе?
- Нарисуй, начерти, слепи из пластилина, поиграй, запиши краткую запись. Визуализация: схема или таблица, чтобы увидеть связи.
№ | Что находим? | Действие | Решение | Ответ |
1 | Стоимость второго альбома | 267 - 38 | 229 рублей | |
2 | Стоимость третьего альбома | 229 + 41 | 270 рублей | |
3 | Общая стоимость | 267 + 229 + 270 | 766 рублей | 766 рублей |
- Решение задачи в 3 действия: первое –вычитание 267-38=229 руб.
Второе – сложение 229+41=270 руб., третье действие – сложение всех сумм 267+229+270=766 руб.
- Проверка: Действие: 766 - 267 - 229 = 270 (руб.). Получили исходную стоимость третьего альбома. Значит, сложение было верным. (верно)
Запиши в тетрадь.
Инструкция для групп:
- Решить задачу самостоятельно
- Проанализировать возможные ошибки
- Заполнить фишбоун
- Подготовить презентацию результата
Молодцы! С целью формирования устойчивого навыка применения алгоритма решения текстовых задач с использованием технологии «Фишбоун», вы справились.
Для учащихся с низкими возможностями:
- Упрощенные задачи
- Готовые шаблоны фишбоуна
- Работа в паре с учителем
Для учащихся с высокими возможностями:
- Усложненные задачи
- Самостоятельное составление фишбоуна
- Роль консультанта в группе
2 группа Русский язык 5 класс
«Безударная гласная в корне слова»
Коллеги, сегодня мы станем орфографическими детективами! Будем раскрывать тайны безударных гласных и научимся находить и исправлять ошибки с помощью нашей волшебной схемы.
Упражнение «Собери правило»:
- Раздать карточки
- Слова из базового уровеня:
Слова: «л...сной», «с...сновый», «д...ждевой»
Задание: найти проверочные слова и заполнить схему - фишбоун
Работа в группе:
- Расположить этапы в правильной последовательности
- Обсудить, почему важен каждый этап
Основная часть
Коллективная работа
Заполнение фишбоуна:
Проблема (голова): «Безударная гласная в корне слова»
Верхние «кости» (алгоритм):
- Найди корень слова
- Определи безударный гласный
- Подбери проверочное слово
- Напиши правильную букву
- Проверь себя
Нижние «кости» (конкретные примеры):
- Лесной –лес, сосновый – сосн, дождевой – дожд.
- Лесной – Е, сосновый – О, дождевой – О.
- Лесной – лес, сосновый – сосны, дождевой – дождь.
- Лесной, сосновый, дождевой
- Проверка по словарю.
Вывод (хвост):«Чтобы не ошибаться, нужно: находить корень, подбирать проверочное слово, где гласная под ударением, и проверять написание»
Дифференциация:
Для учащихся с низкими возможностями:
- Упрощенные слова для анализа
- Готовые шаблоны фишбоуна с подсказками
- Работа в паре с учителем
Для учащихся с высокими возможностями:
- Сложные слова с чередующимися гласными
- Самостоятельное составление фишбоуна
- Анализ исключений из правила
Памятка «Алгоритм проверки безударной гласной»:
- Найди корень слова
- Определи безударный звук
- Подбери проверочное слово
- Напиши правильную букву
- Проверь себя
2 команда тоже справилась с целью формирования навыка правописания безударных гласных в корне слова через алгоритм с использованием технологии «Фишбоун».
3 группа Литература 6 класс
Пересказ произведения «Уроки французского» Валентина Григорьевича Распутина.
Упражнение «Собери алгоритм пересказа»
- Раздать карточки с этапами пересказа:
- Внимательное чтение и выделение ключевых событий.
- Определение главных героев и их характеристик.
- Составление плана пересказа.
- Последовательное изложение событий.
- Проверка: сохранена ли основная мысль?
- Работа в группе:
- Расположить этапы в правильной последовательности.
- Обсудить, почему каждый этап важен (например, без плана пересказ становится бессвязным).
Коллективная работа
- Текст для работы: Рассказ «Уроки французского».
Заполнение фишбоуна на листе
- Тема (голова): «Пересказ текста».
- Верхние «кости»
- Вступление.
- Основная часть.
- Кульминация.
- Развязка.
- Нижние «кости»:
- Рассказчик и его ситуация: голод и одиночество мальчика. Мальчик играл на деньги из-за голода. Сталкивается с несправедливостью.
- Игра на деньги, знакомство с Лидией Михайловной, ее попытки помочь. Лидия Михайловна помогала тайно, чтобы не унижать ученика. Упорные уроки французского.
- Игра в «замеряшки» как последняя попытка помочь. Вмешательство директора.
- Отъезд учительницы и прощальная посылка с макаронами и яблоками.
«Хвост»
Главная мысль: «Уроки доброты важнее уроков французского».
Инструкция для группы:
- Прочитать и обсудить рассказ.
- Проанализировать, какие ошибки возможны при пересказе.
- Заполнить фишбоун, используя примеры из текста.
- Подготовить краткий пересказ, опираясь на схему.
Молодцы! С целью формирования навыка осмысленного пересказа через анализ произведения с использованием технологии «Фишбоун» вы справились.
Дифференцированный подход:
- Для учащихся с низкими возможностями:
- Готовый план пересказа с опорными словами.
- Упрощенный фишбоун с 3-4 «костями».
- Работа в паре с учителем.
- Для учащихся с высокими возможностями:
- Самостоятельное составление фишбоуна.
- Анализ поступков героев и их мотивов.
- Роль консультанта в группе.
4 группа География 6 класс
Тема: «Причины образования ветра»
Упражнение «Собери алгоритм»
- Раздать карточки с этапами анализа природного явления:
- Наблюдение за явлением
- Выделение главных характеристик
- Поиск причин и следствий
- Систематизация факторов
- Формулировка вывода
- Работа в группе:
- Расположить этапы в правильной последовательности.
- Обсудить, почему важен каждый этап (например, без систематизацииFactors связей будет хаос).
Коллективная работа
- Проблемный вопрос: «Почему дует ветер?»
Заполнение фишбоуна на листе
- Проблема (голова): «Причины образования ветра»
- Верхние «кости» (основные группы причин):
- Разное атмосферное давление
- Неравномерное нагревание земной поверхности
- Вращение Земли
- Особенности рельефа
- Нижние «кости» (конкретные примеры и объяснения):
- Воздух движется из области высокого давления в область низкого.
- Солнце нагревает сушу быстрее, чем воду / над сушей воздух теплее, давление ниже / возникает бриз.
- Сила Кориолиса отклоняет движущийся воздух (в Северном полушарии – вправо).
- Горы и холмы могут изменять направление и силу ветра.
Верхние «кости» | Нижние «кости» |
Разное атмосферное давление | Воздух движется из области высокого давления в область низкого. Чем больше разница, тем сильнее ветер. |
Неравномерное нагревание поверхности | Дневной бриз: днем ветер дует с моря на сушу. Ночной бриз: ночью – с суши на море. |
Вращение Земли | Сила Кориолиса отклоняет ветра. В умеренных широтах формируются западные ветра. |
Особенности рельефа | Горные долины могут направлять и усиливать ветер (фён, бора). |
Вывод (хвост рыбы): Ветер образуется из-за сложного взаимодействия разных факторов, главный из которых – разница в атмосферном давлении, возникающая из-за неравномерного нагрева Земли.
Инструкция для групп:
- Изучить материал учебника и предложенные ресурсы (видео, карты) о ветре.
- Проанализировать, какие факторы влияют на его образование.
- Заполнить фишбоун, распределив причины по категориям.
- Подготовить презентацию своего «скелета».
Дифференцированный подход:
- Для учащихся с низкими возможностями:
- Упрощенная схема фишбоуна с 3 основными «костями».
- Готовые карточки с определениями и примерами для распределения.
- Работа в паре с учителем или более сильным учеником.
- Для учащихся с высокими возможностями:
- Самостоятельное составление фишбоуна по более сложной теме (например, «Причины образования муссонов»).
- Задание: предложить способы визуализации каждой «кости» (схемы, рисунки).
- Роль консультанта в группе.
Молодцы! С целью формирования понимания причинно-следственных связей в природных явлениях с использованием технологии «Фишбоун» вы справились.
Группа 5 История 5 класс
Тема: «Причины возникновения древних цивилизаций в долинах рек»
Упражнение «Собери алгоритм анализа исторического явления»
- Раздать карточки с этапами анализа:
- Изучение исторического источника (текст, карта, иллюстрация).
- Выделение ключевых фактов и проблем.
- Поиск причин и следствий.
- Систематизация факторов.
- Формулировка вывода.
- Работа в группе:
- Расположить этапы в правильной последовательности.
- Обсудить, почему важен каждый этап (например, без систематизации нельзя увидеть полную картину).
Коллективная работа
- Проблемный вопрос: «Почему первые цивилизации возникли в долинах крупных рек?»
Заполнение фишбоуна на листе
- Проблема (голова): «Причины возникновения цивилизаций в речных долинах»
- Верхние «кости» (категории причин):
- Географические условия
- Хозяйственные потребности
- Социальные факторы
- Культурное развитие
- Нижние «кости» (конкретные примеры из истории Древнего Египта и Междуречья):
- Плодородная почва после разливов Нила и Тигра с Евфратом.
- Необходимость орошения полей / строительство каналов.
- Объединение людей для строительства ирригационных систем / создание государств.
- Развитие письменности (иероглифы, клинопись) для учета урожая.
- Защита от кочевников / строительство городов-крепостей.
Инструкция для групп:
- Изучить материалы учебника и карты Древнего Египта и Междуречья.
- Проанализировать, какие причины способствовали развитию цивилизаций.
- Заполнить фишбоун, распределив причины по категориям.
- Подготовить презентацию своей схемы.
Дифференцированный подход:
- Для учащихся с низкими возможностями:
- Готовый шаблон фишбоуна с заполненными примерами для анализа.
- Работа в паре с учителем или консультантом.
- Упрощённый текст с выделенными ключевыми словами.
- Для учащихся с высокими возможностями:
- Самостоятельное составление фишбоуна по дополнительным материалам (например, о цивилизации Инда).
- Задание: сравнить причины возникновения цивилизаций в разных регионах.
- Роль консультанта в группе.
Верхние «кости» | Нижние «кости» |
Географические условия | Разливы рек (Нил, Тигр, Евфрат) удобряли почву илом. |
Хозяйственные потребности | Строительство каналов для орошения полей. Выращивание пшеницы и ячменя |
Социальные факторы | Объединение людей под властью фараона для контроля над водными ресурсами. |
Культурное развитие | Изобретение календаря для предсказания разливов, создание письменности. |
Вывод (хвост рыбы): Благоприятные географические условия, хозяйственные нужды и социальная организация позволили древним цивилизациям достичь расцвета в долинах рек.
Молодцы! С целью формирования умения анализировать исторические процессы через выявление причинно-следственных связей с использованием технологии «Фишбоун» вы справились.
Группа 6 Химия 7 класс
Тема: «Классификация явлений, происходящих с веществами» с использованием технологии «Фишбоун»
Упражнение «Собери алгоритм»
- Раздать карточки с этапами анализа явлений:
- Наблюдение за явлением
- Фиксация признаков изменения
- Анализ характера изменения вещества
- Сопоставление с критериями классификации
- Формулировка вывода
- Работа в группе:
- Расположить этапы в правильной последовательности
- Обсудить, почему важен каждый этап
Коллективная работа
- Проблемная ситуация: «Как определить, является ли явление физическим или химическим?»
Заполнение фишбоуна на листе
- Проблема (голова): «Определение физического и химического явления»
- Верхние «кости» (критерии анализа):
- Изменение агрегатного состояния
- Изменение формы и размеров
- Изменение состава вещества
- Выделение или поглощение энергии
- Обратимость процесса
- Нижние «кости» (конкретные примеры):
- Плавление льда / агрегатное состояние меняется, состав тот же / физическое явление
- Разрывание бумаги / меняется форма, состав неизменен / физическое явление
- Горение дров / образуются зола и газ, состав меняется / химическое явление
- Ржавление железа / появляется новое вещество / химическое явление
- Растворение сахара / состав сохраняется, процесс обратим / физическое явление
Инструкция для групп:
- Проанализировать предложенные явления
- Определить тип каждого явления
- Заполнить фишбоун
- Подготовить презентацию результата
Примеры явлений для самостоятельного анализа:
- Плавление свечи
- Горение свечи
- Растворение соли
- Гашение соды уксусом.
- Замерзание воды
Верхние «кости» | Нижние «кости» |
Изменение агрегатного состояния | Замерзание воды. Состав не меняется. Кристаллизация. Физическое явление. |
Изменение формы и размеров | Плавление свечи. Меняется форма, состав неизменен. Физическое явление. |
Изменение состава вещества | Гашение соды уксусом. Появляется новое вещество. Исходные вещества: пищевая сода (NaHCO3) и уксус (CH3COOH) Образуются новые вещества: углекислый газ (CO2), вода (H2O) и ацетат натрия (CH3COONa). Химическое явление. |
Выделение или поглощение энергии | Горение свечи. Выделяется тепло, образуется СО2. Химическое явление |
Обратимость процесса | Растворение соли. Исчезает в воде, но сохраняется. Физическое явление. |
Вывод (хвост рыбы): Классификация явлений основана на анализе изменения состава вещества: если состав сохраняется – явление физическое, если образуются новые вещества – химическое.
Дифференцированный подход:
• Для учащихся с низкими возможностями:
- Готовые карточки с описанием явлений
- Шаблон фишбоуна с частично заполненными «костями»
- Работа в паре с учителем
• Для учащихся с высокими возможностями:
- Самостоятельный подбор примеров явлений
- Анализ сложных явлений (диффузия, электролиз)
- Создание памятки «Определитель явлений»
- Роль консультанта в группе
Молодцы! С целью формирования умения классифицировать явления природы на основе анализа характерных признаков с использованием технологии «Фишбоун» вы успешно справились.
Преимущества, трудности, итоги и перспективы вы видите на экране.
Технология «Фишбоун» представляет собой эффективный инструмент коррекции задержки психического развития, способствующий улучшению качества образовательных результатов среди обучающихся с ЗПР. Регулярное использование данной методики помогает формировать целостную картину мира, повышать уровень осознания причинно-следственных отношений и положительно влияет на развитие личности ребенка.
Динамику развития мы видим так…
Таблица: Динамика развития по классам | |||
Сфера развития | 5-6 класс (Адаптационный этап – шаблонные действия) | 7-8 класс (Интеграционный этап – гибкое использование) | 9 класс (Этап автоматизации – уровень самостоятельного применения) |
Познавательная | Понимание простых причинно-следственных связей (2-3 причины). Умение выделить очевидную проблему | Анализ многоуровневых связей. Самостоятельное определение категорий для анализа. | Перенос метода на новые, сложные темы и жизненные ситуации. Проведение комплексного анализа. |
Регулятивная | Работа по готовому шаблону с помощью учителя. Формирование последовательности действий. | Самостоятельное заполнение схемы. Начало планирования своей деятельности на основе анализа | Использование метода для самооценки и проектирования собственного образовательного маршрута |
Коммуникативная | Краткие ответы по наводящим вопросам в паре | Активное участие в групповом обсуждении, умение аргументировать свою точку зрения | Умение не только участвовать, но и организовывать обсуждение в группе, находить компромиссы |
Личностная | Снижение тревожности за счет понятного алгоритма. Ситуативный успех повышает мотивацию | Устойчивая учебная мотивация. Появление «академической устойчивости» – не бросает задачу при затруднении | Формирование «образа компетентного ученика». Осознание своих сильных и слабых сторон. |
Благодарю всех за внимание и работу.
Рефлексия (оценочный лист):
• Начальная точка: «Что знал до семинара?»
• Ключевые открытия: «Что узнал нового?»
• Точки роста: «Что буду развивать?»
• Перспективы: «Как буду применять?»
Раздать оценочные листы.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Категории трудностей в обучении Эмоционально-психологические Когнитивные Поведенческие Организационные Тревога Неусвоение правил Отказ от заданий Гора непроверенных тетрадей Испуганные глаза Забывчивость Двигательное беспокойство Бессонные ночи над планами Чувство бессилия Постоянные ошибки Низкая мотивация Поиск новых подходов Стена непонимания Трудности концентрации Уход от деятельности Как достучаться? Выученная беспомощность Пустая тетрадь Я не могу Слезы ребенка Не вижу, не слышу Нарушение самоконтроля Таблица отражает разнообразие эмоциональных, когнитивных, поведенческих и организационных проблем, требующих комплексного подхода. Комплексность трудностей требует интегрированного и системного подхода к коррекции.
Актуальность проблемы трудностей в обучении Трудности в обучении выражаются в тревоге, забывчивости и снижении мотивации, влияют на развитие и успех детей с задержкой психического развития.
Цели и задачи применения технологии Фишбоун Развить у обучающихся с ЗПР критическое мышление и умение видеть причинно-следственные связи. Структурировать и осваивать сложный материал с помощью визуальных схем и диалогов. Сформировать навыки связной речи и эффективной коммуникации в учебном процессе. Повысить мотивацию и познавательную активность через системный анализ учебных задач.
История и суть технологии Фишбоун Происхождение диаграммы Каору Исикавы В 1950-х химик Каору Исикава разработал схему для анализа причин проблем в производстве. Эта визуальная модель позволяет систематизировать причины и выявлять корни трудностей. Адаптация для образовательной практики Методика перенята педагогами для коррекции учебных трудностей у детей с ЗПР. Визуализация связей помогает структурировать информацию и формировать критическое мышление. Схема «рыбий скелет» в действии Графическое представление напоминает скелет рыбы: голова — проблема; косточки — причины, факты; хвост — вывод. Такая форма стимулирует анализ и последовательный разбор сложных вопросов.
Этапы реализации метода Фишбоун Подготовительный этап Основной этап Заключительный этап Педагог выбирает тему, формулирует вопросы для обсуждения и организует пространство для работы со схемой. Совместное обсуждение причин трудностей, их фиксация на «косточках» схемы, формулирование выводов в «хвосте». Проводится рефлексия, оценка понимания и фиксация полученных результатов для закрепления материала.
Структура и правила заполнения схемы Фишбоун «Голова» обозначает проблему, «косточки» – причины и факты, «хвост» – итоговые выводы и решения. Формулировки должны быть краткими, четкими и упорядоченными по важности для ясности восприятия. Заполнение схемы возможно индивидуально или в парах с использованием цветных маркеров и карточек для наглядности.
ССЫЛКА НА ВИДЕО:
Преимущества и трудности метода Фишбоун в работе с детьми с ЗПР Трудности: Требует от педагогов желания, специальных навыков и подготовки для эффективного внедрения. Нуждается в адаптации под индивидуальные особенности и эмоциональное состояние каждого ребенка. Когнитивное развитие Эмоционально-волевая сфера Учебные навыки и мотивация Коммуникативные навыки Развитие причинно-следственных связей и аналити- ческого мышления Умение выделять главное и структу- рировать информа- цию Снижение тревож- ности за счет четкого алгоритма Повышение уверен- ности в своих силах Формирование универ- сального алгоритма работы с задачей Повышение учебной мотивации и самосто- ятельности Развитие речи через обсуждение Умение работать в команде и аргументи-ровать позицию
Перспективы применения технологии Фишбоун Метод Фишбоун показывает эффективность в коррекции учебных трудностей и стимулировании критического мышления у детей с ЗПР. В дальнейшем планируется расширение использования и повышение компетенции педагогов. Динамика развития по классам Сфера развития 5-6 класс (Адаптационный этап – шаблонные действия) 7-8 класс (Интеграционный этап – гибкое использование) 9 класс (Этап автоматизации – уровень самостоятельного применения) Познавательная Понимание простых причинно-следственных связей (2-3 причины). Умение выделить очевидную проблему. Анализ многоуровневых связей. Самостоятельное определение категорий для анализа. Перенос метода на новые, сложные темы и жизненные ситуации. Проведение комплексного анализа. Регулятивная Работа по готовому шаблону с помощью учителя. Формирование последовательности действий. Самостоятельное заполнение схемы. Начало планирования своей деятельности на основе анализа. Использование метода для самооценки и проектирования собственного образовательного маршрута. Коммуникативная Краткие ответы по наводящим вопросам в паре. Активное участие в групповом обсуждении, умение аргументировать свою точку зрения. Умение не только участвовать, но и организовывать обсуждение в группе, находить компромиссы. Личностная Снижение тревожности за счет понятного алгоритма. Ситуативный успех повышает мотивацию. Устойчивая учебная мотивация. Появление «академической устойчивости» – не бросает задачу при затруднении. Формирование «образа компетентного ученика». Осознание своих сильных и слабых сторон.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ! «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня, Научи меня ловить рыбу – и я буду сыт до конца жизни» Японская пословица
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анкета обратной связи
Уважаемые участники
семинара «Эффективные методики инклюзивного образования детей с ОВЗ:
практика работы педагогов и специалистов на уровне основного общего образования»
Ваш опыт и мнение важны для дальнейшего совершенствования образовательной среды и повышения качества предоставляемых образовательных услуг. Просим Вас уделить немного времени заполнению анкеты обратной связи.
I. Общие впечатления
1. Какова была Ваша цель участия в семинаре?
- Получить новые знания и практические рекомендации
- Поделиться своим опытом и обсудить проблемы
- Установить контакты с коллегами и специалистами
- Другое (укажите)_________________________________________
2. Насколько семинар соответствовал Вашим ожиданиям?
- Полностью удовлетворил мои ожидания
- Частично удовлетворил мои ожидания
- Совсем не удовлетворил мои ожидания
3. Оцените организацию мероприятия (регистрация, размещение и т.п.):
- Отлично
- Хорошо
- Удовлетворительно
- Плохо
4. Какие были наиболее полезные моменты семинара?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
5. Что Вам показалось наименее полезным или интересным?
___________________________________________________________
___________________________________________________________
II. Практическое применение полученных знаний
6. Будете ли Вы применять полученные знания и методики в своей педагогической практике?
- Да, обязательно буду применять
- Возможно, применю некоторые методы
- Нет, не планирую применять
7. Есть ли необходимость в дальнейшем обучении по данному направлению?
- Очень важно продолжить обучение
- Желательно дополнительное обучение
- Достаточно полученной информации
8. Как бы Вы оценили уровень подготовки лекторов и докладчиков?
- Высокий профессиональный уровень
- Средний уровень
- Низкий уровень
9. Предложите возможные темы будущих мероприятий, которые могли бы быть полезны для Вашей профессиональной деятельности.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
III. Рекомендации и пожелания
10. Какие изменения или дополнения Вы хотели бы видеть в следующем подобном мероприятии?
____________________________________________________________
____________________________________________________________
11. Ваши общие пожелания организаторам и участникам семинара.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
Спасибо за ваше участие и вклад в развитие инклюзивной образовательной среды!
Подпись* __________________________ Дата заполнения _______
*Анкетирование анонимное
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по теме «Современные образовательные технологии в дополнительном образовании».
Выступление методиста МКОУДОД ЭБЦ Горлановой Н.А.Уважаемые коллеги, на протяжении двух лет мы знакомились с вами с современными образовательными технологиями, учились проектировать учебные занятия, пр...

Семинар-практикум на тему: «Практические работы по химии в свете современных тенденций развития образования»
Изучение свойств металлов и их соединений и генетическая связь между ними....

Выступление на районном семинаре-практикуме " Изографы как одно из направлений использования мнемотехники в работе с дошкольниками"
Старший дошкольный возраст - это возраст образных форм сознания, и основными средствами, которыми овладевает ребёнок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы, ...

Семинар-практикум на тему: «Использование творческих методик и технологий в развитии связной речи дошкольников»
ЦЕЛЬ: обобщение материала по применению различных методов и приёмов в работе педагогов по формированию связной речи у дошкольников. Задачи семинара: Систематизировать знания педагогов ...

2022 г. Урок-практикум по подготовке к написанию сочинения-рассуждения с использованием технологии «Фишбоун»
подготовка к написанию сочинения-рассуждения ОГЭ по 9.2...

Семинар-практикум по теме "Коррекционно-развивающее сопровождение обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)"
Тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) – это врожденные или приобретенные в раннем возрасте различные сочетания с разной степенью выраженности сенсорных, двигательных и интеллектуа...

Семинар-практикум на тему «Интерпретация и обобщение информации при работе с текстом», способствующий развитию и совершенствованию методов и приемов работы по формированию читательской грамотности»
Практический семинар дает возможность педагогическим работникам МБОУ «Ингалинская СОШ им. В. А. Колбунова» изучить и освоить эффективные приемы обобщения и интерпретации информации при раб...
