Классификация и коррекция дисграфии у младших школьников
статья

Яковлева Екатерина Михайловна

Классификация типов дисграфии у детей младшего школьного возраста охватывает несколько разновидностей, каждая из которых характеризуется специфическими особенностями проявления. Среди наиболее распространенных форм выделяют следующие:

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Классификация и коррекция дисграфии у младших школьников

Классификация типов дисграфии у детей младшего школьного возраста охватывает несколько разновидностей, каждая из которых характеризуется специфическими особенностями проявления. Среди наиболее распространенных форм выделяют следующие:

- Артикуляторно-акустическая дисграфия представляет собой особый тип нарушения письма, при котором ребенок пишет слова так, как они звучат в произношении. Это связано с недостатками звукопроизношения и сложностями восприятия звуков ушами, что мешает точному их различению. - Дисграфия фонематической, или акустической природы, возникает в случае затруднений в распознавании близких по звучанию фонем даже при корректном произношении. Она проявляется в замене одних букв на другие при письме.

- Дисграфия, вызванная нарушениями языкового анализа и синтеза, характеризуется проблемами с установлением последовательности звуков или слогов в слове, а также трудностями в определении границ слов внутри предложения. Это чаще всего выражено в пропускании букв и слогов, слитном написании слов либо их необоснованном разделении. - Аграмматическая дисграфия обнаруживается в форме устойчивых грамматических ошибок, которые связаны с недоразвитием грамматического строя речи и затруднениями в морфологической упорядоченности. Такие ошибки становятся особенно заметными в письменной речи ребенка. - Оптическая форма дисграфии зачастую обусловлена ненормированным функционированием зрительного восприятия, ухудшенной зрительной памяти и нарушениями пространственных представлений. Это приводит к путанице между схожими по начертанию буквами, отличающимися деталями или ориентацией. Коррекционная работа, направленная на преодоление проблем с письмом, требует индивидуального подхода и проводится квалифицированным логопедом с учетом уникальных особенностей конкретного типа дисграфии. Основные направления коррекции охватывают следующие методы:

 - Упражнения для развития фонематического слуха и способности правильно воспринимать звуки. Акцент делается на обучение различию звуков, определению их позиции внутри слова, анализу и составлению слоговых структур.

 - Для коррекции оптической дисграфии используются методы укрепления зрительного гнозиса и навыков пространственного ориентирования. Включаются задания на опознавание рельефных букв, тактильное взаимодействие, поиск нужной буквы среди похожих по начертанию вариантов, дополнение недостающих элементов в образе буквы и работа с предлогами для изучения пространственных отношений.

 - Упражнения с целью улучшения мелкой моторики включают работы с пальцами рук через лепку, шнуровку или игры с небольшими предметами. Занятия положительно отражаются на координации движений и способствуют улучшению почерка.

- При аграмматической дисграфии акцент ставится на развитие лексико-грамматической структуры речи. Используются такие задания как согласование слов друг с другом, работа над правильным составлением предложений, исправление деформированных конструкций и увеличение объема словарного запаса. - Процесс письма разбивается на несколько простых этапов для пошагового освоения навыков. Такой подход позволяет ребенку усвоить основы письма постепенно и уверенно.

- В случая артикуляторно-акустической дисграфии первоначально коррекции подвергается произношение отдельных звуков. После этого еще на начальном уровне осуществляется перенос отточенных навыков на процесс письма. Общая эффективность мероприятий по коррекции дисграфии напрямую зависит от своевременной диагностики нарушений и грамотного подхода к работе. Комплексная методика позволяет получить более успешные результаты в избавлении от трудностей письма у младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы, средства, методы и приемы коррекции дисграфии у младших школьников

Особый интерес к изучению дисграфии связан с тем, что она является специфическим расстройством речевой деятельности у детей и, одновременно, нарушением усвоения и функционирования одного из важнейших ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:«Предупреждение и коррекция дисграфии у младших школьников"

Нарушения чтения и письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у детей младшего школьного возраста. Основная задача логопеда в школе состоит в том, чтобы своевременно выявить и ...

Лого - квест "Нескучная коррекция дисграфии у младших школьников"

Лого-квест - как эффективная игровая форма коррекции дисграфии...

Использование различных приёмов работы в коррекции дисграфии у младших школьников

У детей младшего школьного возраста часто наблюдаются нарушения письменной речи - дисграфия. Основным симптомом дисграфии является наличие стойких специфических ошибок.Коррекция недостатков письма и ч...

СОВРЕМЕННЫЕ СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация: Статья посвящена вопросам использования технических средств обучения в логопедической практике по коррекции дисграфии. Представлено, какую роль играют компьютерные технологии в современном ...

Наставничество молодых педагогов при организации работы по коррекции дисграфии у младших школьников с ОВЗ, обучающихся инклюзивно в общеобразовательных учреждениях, во внеурочной деятельности

Организация работы педагогов-наставников позволяет молодым специалистам легко адаптироваться в педагогическом коллективе и создает условия для профессионального роста и развития....

Методическая разработка "Кинезиология, как метод коррекции дисграфии у младших школьников c ОВЗ."

Трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной у школьников с ограниченными возможностями здоровья.        Среди них на первом месте стоят нар...