Разбалансированный ребенок
статья

Почему многим детям не хватает навыков самообслуживания, почему они становятся агрессивными или изолированными в группе, отказываются участвовать в  общих играх или соревнованиях, имеют проблемы в обучении и развитии речи?

Взрыв в области исследований мозга обеспечил понимание многих проблем, найденных у детей и подростков. Как оказалось,  проблемы обусловлены  нарушением процесса обработки сенсорной информации, полученной при помощи ощущений. Мозг таких детей дезорганизован, поэтому их поведение тоже дезорганизовано, т.к.  связь «мозг-поведение» очень сильная. Для разбалансированных детей выполнение обыденных задач и реакция на ежедневные события могут быть непосильным испытанием.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon razbalansirovannyy_rebyonok.ppt1.62 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разбалансированный ребенок. Учитель-логопед МБОУ «Школа-интернат №9» города Сарова Скрипник М.И. .

Слайд 2

Почему многим детям не хватает навыков самообслуживания, почему они становятся агрессивными или изолированными в группе, отказываются участвовать в общих играх или соревнованиях, имеют проблемы в обучении и развитии речи? Взрыв в области исследований мозга обеспечил понимание многих проблем, найденных у детей и подростков. Как оказалось, проблемы обусловлены нарушением процесса обработки сенсорной информации, полученной при помощи ощущений. Мозг таких детей дезорганизован, поэтому их поведение тоже дезорганизовано, т.к. связь «мозг-поведение» очень сильная. Для разбалансированных детей выполнение обыденных задач и реакция на ежедневные события могут быть непосильным испытанием. Разбалансированный ребенок не способен действовать нормально не потому, что он не хочет , а потому, что он не может!

Слайд 3

Нарушение процесса обработки сенсорной информации. Нарушение процесса обработки сенсорной информации - это отсутствие способности пользоваться информацией, получаемой через ощущения, для благополучного функционирования в повседневной жизни. Нарушение процесса обработки сенсорной информации не является одним определенным нарушением, таким как нарушение слуха или зрения, а скорее — это обобщающее определение, включающее разнообразные неврологические нарушения. Нарушение процесса обработки сенсорной информации часто называют нарушением сенсорной интеграции и дисфункцией в сенсорной интеграции .

Слайд 4

Что такое процесс обработки сенсорной информации? Процесс обработки сенсорной информации – это неврологический процесс организации той информации, которую мы воспринимаем от нашего тела и от мира вокруг нас, чтобы пользоваться ей в повседневной жизни. Процесс обработки сенсорной информации – это динамичное непрерывное явление, включающее в себя ряд процессов, происходящих одновременно.

Слайд 5

Процесс обработки сенсорной информации включает в себя: Восприятие и обнаружение. Интеграция. Модуляция. Распознавание. Моторные навыки (п остуральный ответ, праксис).

Слайд 6

Процесс сенсорного входа, организация моторного выхода, организация постоянной обратной связи.

Слайд 7

Пример ввода, организации и выхода хорошо работающего сенсорно-двигательного ответа. Гудок автомобиля. Сенсорный вход. Шагая на работу, вы подпеваете песне, звучащей в ваших наушниках. На перекрестке вы смотрите по сторонам и решаете, как безопаснее перейти улицу. Потом вы слышите гудок автомобиля. Ваше слуховое восприятие получает стимул от звука и посылает сообщение в ваш мозг. Неврологическая организация. Внезапно вы перестаете слышать музыку, ваш мозг получил более неотложную задачу — отфильтровать звуки, не относящиеся к делу, проанализировать новое сообщение, интерпретировать звук как сигнал опасности и организовать информацию по его использованию. Моторный выход. Ваш мозг сообщает, как отреагировать правильной двигательной реакцией. Вы делаете то, что необходимо сделать, и отскакиваете назад.

Слайд 8

Четыре уровня сенсорной интеграции по доктору Айрес.

Слайд 9

Сравнение типичного процесса обработки сенсорной информации с нарушенным процессом обработки сенсорной информации Типичный процесс обработки сенсорной информации Нарушение процесса обработки сенсорной информации Что? Способность воспринимать сенсорную информацию, идущую от тела и из окружающей среды. Организовывать ее и пользоваться ею в своей ежедневной деятельности. Проблемы в восприятии сенсорной информации. Неэффективный процесс обработки сенсорной информации. Где? Происходит в ЦНС. Хорошо сбалансированный обоюдный процесс восприятия и обработки информации. Происходит в ЦНС, где нарушен поток между сенсорным вводом и моторным выходом. Зачем? Чтобы позволять человеку выживать, осмысливать мир и взаимодействовать с окружающим миром осмысленно. Неэффективная работа нейронных соединений в ЦНС снижает качество жизни человека. Как? Происходит автоматически, как только человек воспримет ощущения через свои сенсорные рецепторы тела. Нейроны неэффективно посылают сигналы в ЦНС и/или моторные нейроны не посылают эффективные послания к телу для адаптивного поведенческого ответа. Когда? Начинает формироваться в утробе матери и продолжает развиваться на протяжении всего детского периода, функции устанавливаются к подростковому периоду. Происходит до рождения, во время рождения и недолго после рождения.

Слайд 10

Нарушение процесса обработки сенсорной информации: категории и подтипы.

Слайд 11

Проблемы модуляции ощущений.

Слайд 12

Проблемы с умение различать ощущения.

Слайд 13

Постуральные нарушения

Слайд 14

Диспраксии

Слайд 15

Как помочь разбалансированному ребенку ?

Слайд 16

Мозжечковая стимуляция. Мозжечковая стимуляция – это комплекс лечебно-профилактических и реабилитационных методик, направленный на совершенствование функций мозжечка и базальных ганглиев – структур мозга, активно участвующих в формировании речи и поведения ребёнка. Цель : научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств. Результаты: повышает эффективность работы нейронов головного мозга человека; увеличивает общее количество нейронов; увеличивает количество нейронных связей между различными структурами мозга, улучшая интеграцию между ними.

Слайд 17

Виды мозжечковой стимуляции. Существует несколько видов мозжечковой стимуляции: медикаментозные методы, физиотерапевтические, электростимуляционные, методики вестибулярной тренировки, компьютеризированные техники. Исключая медицинский подход, можно выделить три основных вида мозжечковой стимуляции с использованием технического оборудования: программа упражнений с применением различных стабилоплатформ, созданных для оценки и тре­нировки равновесия, координации движений, мы­шечного чувства; игры с применением интерактивных платформ; программа упражнений с применением оборудования «Learning Breakthrough Kit» (Balametrics).

Слайд 18

Показания: Дефицит внимания с гиперактивностью /СДВГ Диспраксия Дисграфия Дискалькулия Центральное нарушение слухового анализа Расстройства аутистического спектра Поведенческие расстройства Задержка речевого и психического развития Расстройства сенсорной обработки Нарушения походки, осанки, координации движений Нарушения работы вестибулярного аппарата ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ НЕТ!

Слайд 19

Оборудование «Learning Breakthrough Kit» (Balametrics). В комплект оборудования LBK входит: балансировочная доска доктора Ф. Белгау («Belgau Balance Board»); комплект сенсорных мешочков; мяч-маятник; цветная планка; мяч-попрыгунчик на веревке и без нее; доска с цифрами и ножками; стенд с кубиками.

Слайд 20

Результаты: Выполнение упражнений на балансировочной доске улучшает взаимодействие и синхронизацию работы обоих полушарий, а также взаимодействие следующих систем: вестибулярной, зрительной, кинестетической и тактильной. В результате более эффективной работы мозга исчезают проблемы, связанные с процессом анализа и обучения. Использование данных приспособлений помогает развить чувство пространства, визуализировать движение в пространстве и отслеживать объекты. Это улучшает способность мозга обрабатывать информацию, полученную от разных органов чувств и использовать эту информацию для планирования и выполнения моторных действий. Результаты достаточно быстро проявляются в улучшении поведения, внимания, памяти, речи ребёнка, навыков социальной адаптации, успехов в учёбе. Мозжечковая стимуляция значительно повышает эффективность иных коррекционных программ, в том числе занятий с логопедами, дефектологами, психологами . Коррекционные педагоги могут использовать данную методику или её отдельные элементы в собственной практике.