Рабочая программа по курсу "ИсториияБашкортостана"
рабочая программа (краеведение) по теме

Рабочая программа составлена для изученя факультативного курса "История Башкортостана" как основной школе, так в учреждениях среднего образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_rb.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сибайский педагогический колледж

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Дисциплина        История Башкортостана

Для специальности

050305- «Дошкольное воспитание»

Сибай - 2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Знание истории и культуры родного края – один из важнейших источников воспитания патриотических чувств, осознанного отношения к истории своей родины, формирования у учащихся широкого взгляда на прошлое Башкортостана и его народов.

Знания по истории Башкортостана способствуют гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Поэтому необходимость изучения курса «История Башкортостана» очевидна.

В программе рассматриваются  хронологический период с древнейших времен до настоящего времени, затрагиваются основные события, повлиявшие на формирование Башкортостана, а также его социально-экономическое развитие, в результате чего учащиеся получают целостную картину истории родного края.

При изучении необходимо использовать межпредметные связи с Историей Отечества.

Целями курса являются:

  1. создать целостную картину жизни Башкортостана с глубокой древности до наших дней.
  1.    показать основные хронологические события истории и особенности разных периодов развития Башкортостана.
  1.  способствовать развитию умений самостоятельной работы с краеведческими источниками.
  1. способствовать патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся.

В результате изучения учебной дисциплины

студент должен знать:

—        основные этапы истории Башкортостана, факты, даты, события и имена исторических деятелей;

—        достижения нашей республике в экономике, культуре, науке и т.д.;

—        место и роль в РБ в России и мире;

—        особенности республики, его населения, культуры.

Студент должен уметь:

1 определить отличительные черты каждого исторического периода в жизни Башкортостана;

  1. уметь использовать исторические источники, краеведческие справочники, использовать для самостоятельной работы над историей Башкортостана;
  2. уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам отношения к истории родины.

Программа курса рассчитана на объем  36 учебных часов.

В программе планируются самостоятельные  работы, определены требования к знаниям и умениям учащихся по каждой теме

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наименование разделов и тем

Количество аудиторных часов

всего

самост. и

практич.

работы

Введение

Раздел I: История Башкортостана с древнейших времен до конца XIX в.

Тема 1.1 Первобытно-общинный строй и его разложение на территории Южного Урала.

Тема 1.2. Древние башкиры

Тема 1.3. Башкортостан в составе Золотой Орды

Тема1.4.Присоединение Башкортостана к Русскому государству

Тема 1.5. Социально-экономическое развитие Башкортостана в середине XVII-XVIII вв.

Тема 1.6. Народы Башкортостана в Крестьянской войне 1773-1775 гг.

Тема 1.7. Участие народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 г.

Тема 1.8. Кантонная система управления

Тема 1.9. Крестьянская реформа в Башкортостане и его пореформенное развитие.

Раздел II: Башкортостан в XX веке

Тема 2.1. Башкортостан в начале XX в.

Тема 2.2. Участие Башкортостана в Великой Отечественной войне

Тема 2.3. РБ в период перестройки и демократизации общества

Тема 2.4. Современный Башкортостан

1

2

4

2

2

2

4

2

2

2

4

4

4

4

1

1

1

1

1

1

1

Итого

39

7

Примерное содержание учебной дисциплины

Введение

Значение изучения истории РБ, содержание курса

РАЗДЕЛ I: ИСТОРИЯ БАШКОРТОСТАНА С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX В.

Тема 1.1 Первобытно-общинный строй и его разложение на территории Южного Урала

Древнейшее заселение Южного Урала. Каменный век. Начало распада первобытно-общинного строя. Бронзовый век. Железный век. Древнейшие государства на Южном Урале. Оседлые скотоводческо-земледельческие племена.

Студент должен знать:

-типы археологических культур, которые были на Южном Урале;

-основные археологические памятники на территории Урала (Шульганташ, Филипповский курган);

-протогорода древней цивилизации на Южном Урале (Аркаим);

-какие скотоводческо-земледельческие племена заселили территорию Южного Урала.

Студент должен уметь:

  1. работать с картой;
  2. находить на карте археологически памятники на Южном Урале;
  3. проследить эволюцию человека и первобытного общества на территории Южного Урала.

Тема 1.2. Древние башкиры

Происхождение башкир. Этногенез башкир. Ранние башкиры. Этноним «башкорт». Башкирские племена. Территория расселения. Культура. хозяйство и общественный строй башкир IX-XII вв.

Студент должен знать:

  1. заселение Урала тюркскими племенами;
  2. этногенез башкир;
  3. происхождение этнонима «башкорт»;
  4. хозяйство древних башкир.

Студент должен уметь:

  1. выделить признаки развития башкирских племен;
  2. проследить за этногенезом башкир;
  3. объяснить происхождение этнонима «башкорт».

Тема 1.3. Башкортостан в составе Золотой Орды

Завоевание Башкортостана татаро-монголами. Последствия татаро-монгольского завоевания. Культура, социальная структура, налоги, повинности. Борьба за освобождение.

Студент должен знать:

  1. причины и этапы завоевания Башкортостана Золотой Ордой;
  2. последствия завоевания: изменения в этническом составе, условия быта, поборы и повинности башкир;
  3. в период завоевания.

Студент должен уметь:

  1. раскрыть истоки и знание борьбы с иноземными захватчиками;
  2. соотносить исторические события, происходящие в Башкортостане с теми же процессами на Руси;
  3. выделить причины признания башкирских ханов.

Самостоятельная работа: сообщение «Утверждение ислама среди башкир»

Тема 1.4.Присоединение Башкортостана к Русскому государству.

Причины и ход присоединения. Условия принятия подданства и историческое значение присоединения.

Студент должен знать:

  1. причины присоединения Башкортостана к Русскому государству, особенности присоединения;
  2. основные условия присоединения;
  3. переход зауральских башкир под власть русского царя после завоевания Западной Сибири;
  4. значение присоединения.

Студенты должны уметь:

  1. выделять причины, особенности, основные условия и значение присоединения Башкортостана к Русскому государству;
  2. работать с исторической картой, как с источником знаний.

Тема 1.5. Социально-экономическое развитие Башкортостана в середине XVII-XVIII вв.

Территория. Население. Хозяйство. Общественный строй. Административное управление.

Студент должен знать:

1 территорию Башкортостана, население;

  1. административное устройство;
  2. хозяйство башкир, основные занятия, общественный строй, башкирские феодалы

Студент должен уметь:

знать карту, отмечать на ней территорию Башкортостана.

Самостоятельная работа: составить  таблицу « Башкирские восстания в XVII-XVIII вв.»

Тема 1.6. Народы Башкортостана в Крестьянской войне 1773-1775 гг.

Причины массового участия народов Башкортостана в Крестьянской войне. Начало. Первый этап. Поражение главных повстанческих сил весной 1774 года. Второй этап (апрель – июль1774 г.). Третий этап (июль 1774-1775 гг.). Подавление восстания. Значение. Итоги.

Студент должен знать:

1 причины массового участия народов Башкортостана в Крестьянской войне 1773-1775 гг.

  1. народных героев  - Салавата Юлаева, К. Арсланова, И.Баиметова;
  2. подавление восстания;
  3. значение участия народов Башкортостана в Крестьянской войне.

Студент должен уметь:

  1. раскрыть значение крестьянской войны;
  2. составлять развернутые характеристики героям крестьянской войны из Башкортостана.

Тема 1.7. Участие народов Башкортостана в Отечественной войне 1812 г.

Участие башкирских, мещарских, тептярских и казачьих полков в военных действиях русской армии. Боевые действия башкирских полков в заграничных походах.

Студент должен знать:

  1. какие башкирские полки действовали в Отечественной войне 1812 г.;
  2. в каких военных действиях участвовали башкирские полки;
  3. значение участия Башкортостана в Отечественной войне 1812 г.

Студент должен уметь:

  1. работать с картой;
  2. показать роль и значение башкирского народа в разгроме армии Наполеона.

Тема 1.8. Кантонная система управления

Структура кантонной системы управления в Башкортостане. Чиновничья иерархия. Военная служба и другие повинности.

Студент должен знать:

  1. структуру кантонной системы;
  2. повинности, которые несли башкиры в пользу Русского государства.

Студент должен уметь:

  1. объяснить суть кантонной системы;
  2. рассказать административный строй в Башкортостане.

Тема 1.9. Крестьянская реформа в Башкортостане и его пореформенное развитие.

Подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права. Расхищение башкирских земель. Башкирская деревня в пореформенный период. Помещичьи и крестьянские хозяйства. Развитие промышленности. Рост городов. Изменение социального состава населения.

Студент должен знать:

  1. подготовку крестьянской реформы в Башкортостане;
  2. отмену крепостного права в Башкортостане;
  3. развитие промышленности в пореформенном Башкортостане;
  4. изменение социального состава населения;
  5. итоги реформы.

Студент должен уметь:

  1. самостоятельно ориентироваться в исторических сведениях;
  2. сравнивать, как протекли реформы 60-80-х гг. в Башкортостане с Россией.

РАЗДЕЛ II: БАШКОРТОСТАН В XX ВЕКЕ

Тема 2.1. Башкортостан в начале XX в.

Социально-экономическое развитие Башкортостана в начале XX в. Революция 1905-1907 гг. Башкортостан в годы Февральской и Октябрьской революций. Установление советской власти, преобразования большевиков в Башкортостане. Образование Башкирской АССР.

Студент должен знать:

  1. социально-экономическое развитие Башкортостана в начале XX в.;
  2. последствие революции 1905-1907 гг., ее особенности в Башкортостане;
  3. прохождение Февральской и Октябрьской революций в Башкортостане, установление советской власти;
  4. Образование Башкирской АССР;
  5. О личности Заки Валиди.

Студент должен уметь:

  1. раскрывать социально-экономическую обстановку накануне революций;
  2. называть причины революций и их последствия в Башкортостане;
  3. сравнивать события в России и Башкортостане.

Тема 2.2. Участие Башкортостана в Великой Отечественной войне

Участие воинов Башкортостана  в ВОВ. 116 Кавалерийская дивизия. Герой Советского Союза – Башкирского Зауралья. Перестройка экономики Башкортостана на военный лад. Наука, здравоохранение, культура, образование для фронта.

Студент должен знать:

  1. участие воинов Башкортостана в основных событиях ВОВ;
  2. помощь тыла Башкортостана фронту;
  3. путь 116 Кавалерийской дивизии;
  4. героев Советского Союза Башкортостану;

Студент должен уметь:

  1. раскрыть значение участия башкирского народа в войне;
  2. пользоваться справочной литературой, периодической печатью для получения информации;
  3. составлять доклад об участниках войны.

Самостоятельная работа: реферат  «Участник ВОВ из моего района»

Тема 2.3. РБ в период перестройки и демократизации общества

Нарастание кризисных явлений в экономике и социальной сфере республики. Переход в 1985 г. к политике перестройки. Движение за изменение правового статуса Башкортостана. Принятие Декларации о государственном суверенитете РБ. Подписание договора между Башкортостаном и Российской Федерацией «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий». Принятие Конституции РБ и выборы Президента и нового Парламента.

Студент должен знать:

  1. договорной характер отношений Республики Башкортостан и Российской Федерацией;
  2. декларацию о суверенитете;
  3. принятие Конституции РБ.

Студент должен уметь:

  1. выделять причины принятия суверенитета в Башкортостане;
  2. значение суверенитета для народов, проживающих на территории республики

Тема 2.4. Современный Башкортостан

Современное положение экономики Башкортостана. Правовой статус республики. Социальное развитие. Управление государством.

Студент должен знать:

  1. современное развитие Башкортостана;
  2. структуру управления республикой;
  3. экономическое развитие РБ.

Студент должен уметь:

  1. оценивать современное развитие республики;
  2. находить информацию из периодической печати.

Самостоятельная работа: найти политинформацию о современном Башкортостане из периодической печати.

Список использованной литературы

  1. Кульшарипов М.М. История Башкортостана. XX век. Учебник для 9 кл. Уфа: Китап, 2001 – 178 с.
  1. Мубинова З.Ф. История и культура Башкортостана с древнейших времен  до XIX в. Методическое пособие для учителей. – Уфа: НМЦ «Эдвис», 2004 – 149 с.
  1. Мубинова З.Ф. История и культура Башкортостана  XX век. Методическое пособие для учителей. – Уфа: НМЦ «Эдвис», 2003 – 180 с.
  1. Зарипов А.Б. Юго – восточный Башкортостан. 1917-1922 гг. – Уфа: Изд-е БГУ, 2001 – 213 с.
  1. Хисаметдинова Ф.Г., Ураксин З.Г.: История и культура Башкортостана: Учебное пособие для учащихся среднего профессионального образования. – Уфа, 2000. – 380 с.
  1. Кульшарипов М.М. У истоков суверенной республики (к 80-летию объявления автономии Башкортостана). – Уфа, Изд-е БГУ, 1997 – 64 с.
  1. Советская Башкирия. Исторические очерки / Под ред. Р.Г. Кузеев, А.И. Харисова, отв. ред. Б.Х. Юлдашбаев. – Уфа: Китап, 1957 – 371 с.
  1. История Башкортостана с древнейших времен  до 60- х гг. XIX в. / Под ред. Х.Ф. Усманов. - Уфа: Китап, 1996 – 520 с.
  1. Хрестоматия по истории Башкортостана. Ч. II. 1917 -2000 гг. Учебное пособие / Сост. Ф.Х. Гумеров. – Уфа: Китап, 2001 – 608 с.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...