Рабочая программа для 6 класса по истории и культуре Башкортостана
рабочая программа по краеведению (6 класс) по теме

Фаршатова Әлфиә Әнүәр ҡыҙы

Рабочая программа по ИКБ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_ikb_6_klass.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                       основная общеобразовательная школа с. Вояды

           Администрации   муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено                                                     Согласовано:

на заседании ШМО                                            зам.директора по УВР

протокол №____ от                                           _______________ / Фаршатова А.А./

«__»_________20__г.

Утверждаю:

Директор

МБОУ ООШ с. Вояды

_____/ Миргалиев И.З. /                      

Приказ №_________

«__»__________20__г.

Рабочая программа

по истории и культуре Башкортостана

в 6  классе

на 2011-2012 учебный год

общее количество часов – 34

количество часов в неделю – 1

Составила: Фаршатова Альфия Анваровна

Составлена в соответствии с программой по истории и культуре Башкортостана для учащихся I – IX классов.

Составители :Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова

Учебник: «Родной  Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2008

                                                                                                       2011 год

Пояснительная записка

Программа составлена на основе учебных программ предметов «История Башкортостана» и «Культура Башкортостана»

При этом авторы стремились сохранить преемственность и принципиальные подходы составления предыдущих программ.

        Наряду с огромными трудностями современности (экономического, социального, общественного порядка), наблюдается понимание необходимости усиления гуманитарной направленности образования. Это настоятельная потребность времени, поэтому сохранение предмета «История и культура Башкортостана» - существенная лепта в деле воспитания духовно богатых, гармонично развитых граждан нового Башкортостана.

        Культурное наследие любого народа  - это та основа, на котором базируется формирование личности.

        Культура по своей природе национальна, поэтому уникальна и неповторима. Программа предусматривает раскрытие подобных фундаментальных взглядов, представление системных знаний, целостного восприятия истории и культуры малой Родины в контексте страны и мира в целом.

Программа составлена с учетом учебного плана, предусматривающего изучение предмета  в 6  классе по 1 часу в неделю, 34 часа в год.

Цели и задачи курса:

  1. Содействовать гуманизации образования и гармонизации межнациональных отношений;
  2. Формировать здоровые этико- эстетические представления школьников;
  3.  Привить любовь к Родине, к культурным ценностям народов РБ, стремление быть достойными продолжателями славных традиций, гордиться тем, что ты представитель именно той нации;
  4. Способствовать возрождению и развитию национальных культур
  5. Способствовать расширению кругозора учащихся, учить рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать исторический опыт;
  6. Формировать творческое мышление у школьников

Учащиеся 6 класса по предмету «История и культура Башкортостана» должны знать: 

  1. по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (легенды и предания, песни, особенно связанные с историей народа, баиты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей- сэсэнов;

по литературе : основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов (Г.Хусаинов,А.Бикчентаев, Н.Мусин, А.Карнай,  М.Карим, С.Агиш, К.Мэргэн, произведения поэтов Башкортостана о родном языке (Б. Бикбай, З. Биишева, Р. Гарипов, Р. Шакур, Р. Бикбаев и другие),татарского народного поэта Г.Тукая ,иметь общее представление об основных этапах башкирской литературы.

Учащиеся должны быть знакомы с творчеством некоторых писателей и поэтов, родившихся в Башкортостане, но живущих в других республиках, быть  осведомленными  о русско-башкирских литературных связях.

  1. по декоративно- прикладному и изобразительному искусству: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.)  декоративно-прикладного искусства и сферах его применения  (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.) ,о связи (общие моменты и различия) декоративно- прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других художников, скульпторов РБ;

Углубленное изучение истории Башкортостана призвано способствовать расширению кругозора учащихся, учит рассматривать явления прошлого и современности в их взаимосвязи, критически осмысливать  исторический опыт, воспитывать историзм мышления, формировать высокие нравственные качества, развивать творческое мышление у школьников:

  1. представления о религии в истории народов, о религии народов Башкортостана;
  2. о письменности башкир; о шэжэрэ
  3. о традициях и обычаях башкир
  4. о театрализованных обрядах  и театрах
  5. об орнаменте и декоративно-прикладном искусстве башкир
  6. о роле живописи
  7. о культуре местного населения

Главная задача курса– воспитание патриота, гражданина нового Башкортостана с активной жизненной позицией, гармонично развитую личность, знающую историю и культуру родного края, бережно относящуюся к его духовным ценностям.

Общая характеристика учебного процесса:

 В ходе изложения учебного материала используются активные методы обучения:

  1. Урок, сочетающий урок с объяснением;
  2. Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
  3. Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
  4. Лекция с элементами беседы;
  5. Работа с документами;
  6. Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;
  7. Раскрывать содержание иллюстраций.
  8. Просмотр видеофильмов
  9. Подготовка сообщений на данную тему
  10. Подготовка реферата
  11. Работа над исследовательской работой

УМК:

         Программы общеобразовательных учреждений «История и культура Башкортостана» 1-9 классы. Под общей редакцией С.А.Галина, Г.С.Галиной, М.Х.Идельбаева, Ф.Т.Кузбекова, Р.А.Кузбековой, Л.Н.Поповой, А.М.Сулейманова

 Учебник «Родной  Башкортостан» Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2008 5 класс.

Межпредметные связи:

Башкирский язык и литература, география, история

Электронные пособия:

  1. Электронный учебник «Культура Башкортостана»(составитель Хусаинова Р.Х.)

                                               2.Баш7орт 262би2те

                                               3.  Рус м2кт2бенд2 баш7орт теле (составитель Усманова М.Г., Габитова З.М.)

                 

Требования к уровню усвоения предмета

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.

                                                                                   Литература для ученика

Учебник «Родной  Башкортостан»автор Азнагулов Р.Г.,Аминева Ф.Х., Галлямов А.А., Шагманов Т.Г. –Уфа : Китап,2008, 6 класс.

«Рассказы по истории Башкортостана»

                                                                                 Дополнительная литература

  1. Башкирские богатырские сказки.Уфа,Китап,1988г.
  2. Башкирские музыкальные инструменты.Уфа,Китап,1989г.
  3. Башкирские народные сказки.Уфа,Китап, 1980.
  4. Песня о родной Уфе: Уфа,Китап,1997
  5. (ки2т –хыял ас7ысы,йома7- зи3ен ас7ысы -)ф0: Китап,2007.

Календарно-тематическое планирование уроков

1ч в неделю

Всего - 34ч

Содержание темы

Количество часов

Сроки проведения уроков в начале учебного года

Корректировка

Практическая работа

Оснащение урока

Примечания

1

Повторение пройденного. Духовная и материальная культуры

1

06.09

Просмотр видеопособия

«Дружная семья»

Учебник, магнитофон

Картинки к теме

2

Башкиры в составе Золотой Орды.

1

13.09

Выполнение тестовых заданий

Учебник, книга А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы»

Статья из журнала

«Панорама Башкортостана»

3

Переселение русских крестьян и народов среднего Поволжья на земли Башкортостана

1

20.09

Беседа на тему: «Добровольное вхождение Башкортостана в состав Русского государства. Условия и этапы присоединения, его историческое значение»

Учебник,статья Р.Асылгужина «Расселение народов Исторического Башкортостана» из журнала «Ватандаш»

Статья из журнала «Ватандаш»№2 2010г.,стр.48-70

4

Феодальное башкирское общество, его структура

1

27.09

Беседа на тему: «Повинности башкир государству. Территория и административное устройство края»

Учебник, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы»

Тест

5

Основание г. Уфы. Колонизация края.

1

04.10

Сообщение уч-ся на тему: «Колонизация края. Рост налогов и повинностей башкир, попытка их христианизации. Строительство заводов на Урале»

Учебник «История Башкортостана» 8кл. стр.75-90, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы»

Набор фотографий «Уфа с высоты птичьего полёта»

6

Участие башкир в военных походах России

1

10.10

Учебник, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы»

Статьи из журнала

«Панорама Башкортостана»

7

Башкирские восстания в XVII – XVIII веках. Известные предводители  народных движений

1

18.10

Беседа на тему: «Известные предводители  народных движений: Алдар Исянгильдин, Кусюм Тюлекеев, Карасакал, Батырша»

Учебник, А.Асфандиярова «Олатай6ар6ы8 бар тарихы»

Статьи из журнала

«Панорама Башкортостана»

8

Башкирские сэсэны – духовные вожди в борьбе за национальную независимость.

1

25.10

Просмотр презентации

« С2с2нд2р»

Учебник, книги «С2с2н аманаты», «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

«Йырау6ар с И.». Шарапов

2с2нд2р м24риф2тсел2р»

М.Буран4олов «С2с2н аманаты»,

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

9

Понятие о башкирских легендах и преданиях, их многообразие

1

08.11

Слушание их фонохрестоматии легенд и преданий:  «Происхождение башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», «Табынцы»

Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 205-223 –с0 бит, «Происхождение башкир» (с вариантами), «Род потомков шурале», «Гайнинцы», «Племя Юрматы», «Табынцы».

10

Предания о борьбе башкир против монголо-татарского нашествия

1

15.11

Слушание их фонохрестоматии легенд и преданий: «Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов»

Учебник, книга «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 214-223 –с0 бит, «Бурзяне во время ханов», «Биксура», «Конец владычества ногайских ханов».

11

Песни и предания о добровольном вхождении башкир в состав Русского государства

1

22.11

Слушание их фонохрестоматии песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал».

Учебник, книга «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады 214-223 –с0 бит, Песня «Семирод» ее эволюция. Песня «Урал».

12

Предания о колонизации края под видом купли-продажи земель

1

29.11

Слушание их фонохрестоматии легенды

Слушание из фонохрестоматии «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен «Шарлы урман», «Ямаликай гора»

Учебник, книга «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 214-223 –с0 бит, «Продажа земли», «Как боярин землю покупал» и другие. Прослушивание песен «Шарлы урман», «Ямаликай гора».

13

Песни и предания о башкирских восстаниях XVIII века

1

06.12

Беседа на тему: «Мотивы прославления батыров (марш «Карасакал») и проклинания палачей-карателей. Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев»

Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»,

С. Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 308-339–сы бит, Сеянтусская трагедия в песне «Тевкелев».

14

Легенды о небесных светилах и явлениях природы

1

13.12

Слушание из электронного учебника(тема № 29) легенды

«Етег2н йондо6»

Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 205-210 –сы бит, «Млечный путь», «Девушка и месяц», «Большая медведица».

15

Топонимические легенды

1

20.12

Слушание их фонохрестоматии легенды:«Млечный путь», «Девушка и месяц», «Большая медведица»

Учебник, книга«Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады»

С.Галин «Баш7орт хал7ыны8 ауы6 – тел ижады» 209-211 –се бит

16

Г. Хусаинов «Семь родов».

1

27.12

Беседа на тему: «Роль Совета старейшин в обустройстве жизни башкир в составе Русского государства»

Учебник, книга

Легенда «Ете ырыу»

17

А. Бикчентаев. Жизнь и творчество. Отрывки из повести «Орел умирает на лету».

1

17.01

Сообщение на тему: «Героизм  башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны»

Учебник,книга А.Бикчантаева

«Б0рк0т 3ауала 1л2», памятник А.Матросову в г.Уфе

Сообщение на тему:»Героизм  башкирских воинов в годы Великой Отечественной войны»Исследования Рауфа Насырова о Ш. Мухаметьянове (А. Матросове).

18

Произведения поэтов Башкортостана о родном языке

1

24.01

Слушание их фонохрестоматии легенды

Учебник,стихи Б. Бикбая, З. Биишевой, Р. Гарипова, Р. Шакура, Р. Бикбаева

«Баш7ортостан»,

Статьи из журнала

«Панорама Башкортостана»

19

Н. Мусин. Жизнь и творчество. Тема башкирских лесов в его произведениях.

1

31.01

Просмотр электронной книги «Баш7орт 262би2те»

Учебник, статья из книги А.Хабирова «Й2нле шишм2л2р»

статья из книги А.Хабирова «Й2нле шишм2л2р» стр.104-115, Цикл рассказов «Сказания Голубой речки».

20

А. Карнай. Жизнь и творчество. Природа и человек в рассказе «Жаворонок».

1

07.02

Слушание их фонохрестоматии легенды

Учебник, рассказ «Жаворонок»

Тест по творчеству А.Карная

21

С. Агиш. Жизнь и творчество. Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко».

1

14.02

Слушание из фонохрестоматии , сообщение на тему : «Чувства ответственности и долга вожака табуна в рассказе «Гнедко».

Учебник,рассказ «Гнедко»

Рисунки учащихся

22

К. Мэргэн, Жизнь и творчество. Рассказ «Высота тридцати батыров».

1

21.02

Беседа на тему: «Героизм защитников Родины»

Учебник, рассказ «Высота тридцати батыров».

Тест по творчеству К.Мэргэна

23

Г.Тукай. Жизнь и творчество. Произведения поэта для детей

1

28.02

Просмотр презентации

«;. Ту7ай»

Учебник, произведения  «Шурале», «Водяная», «Сказка об овце и козе».

Презентация

« Г.Тукай»

24

Скотоводство – основное занятие древних башкир

1

06.03

Сообщение на тему :  «Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира”,слушание мелодии “Азамат” («?урай» дискы, №39)  

Учебник, сказания “Акбузат”, “Кара юрга”, “Акхак кола”, песни “Ерен кашка”, “Азамат”, “Лети, мой гнедой”. Лечебные свойства конины и кумыса.

Рисунки:Башкирская порода лошадей. Конь – боевой спутник башкира.

Фотографии из интернета “Кумысолечебницы Башкортостана»

25

Обработка кожи. Домашняя утварь из кожи

1

13.03

Просмотр видеопособия «Искусство башкирских ремесел»

Учебник, набор открыток, диск «Искусство башкирских ремесел»

Видеопособие «Башкирские ремесла»

26

Земледелие. Орудия труда.

1

20.03

Учебник

Выращиваемые культуры: ячмень, просо, рожь.

27

Бортничество. Орудия труда.

1

03.04

Просмотр видеофильма «Башкирский мёд»

Учебник,выставка орудий труда музга, кирем, дымник

Видеопособие «Башкирский мёд», В.Власов «Баш7орт балы»

28

Лесные промыслы. Обработка дерева

1

10.04

Беседа на тему : «Резьба по дереву»

Учебник, Выставка посуды: тэпэн, батман, табак, ялгаш, ижау и бересты, коры и лыка.

Атлас РБ

29

Понятие о религии. Роль религии в истории народов.

1

17.04

Сообщение учащихся на тему : «Коран – священная книга мусульман»

Учебник, Мавзолей (кэшэнэ) Хусейнбека – памятник мусульманской архитектуры XIV века.

Статьи из газеты «Киске )ф0», Религии народов Республики Башкортостан: христианство, ислам.

30

Архитектура ислама. Мечети

1

24.04

Беседа «Мечети»

Учебник,фотографии мечети, книга «Башкортостан»

Народные приметы и поверья башкир, татар, русских и других народов Башкортостана, связанные с временами года и погодой.

31

Письменность башкир

1

30.04

Беседа о творчестве поэта XIII в. Кул Гали

Учебник,диск «Государственная символика Башкортостана : от тамги до герба»

Религиозно-нравоучительные поэмы «Тагир и Зухра», «Бузъегет», Дастан «Кысса и Йусуф».

32

Башкирские родословные – шежере как историко-литературный памятник

1

08.05

Просмотр видеопособия

«Шежере- генеалогическое древо»

Учебник, компьютер

Видеопособие

«Шежере -генеалогическое древо»

33

Театрализованные обряды и театр

1

15.05

Инсценировка обряда “Кэкук сейэ

Учебник, обряды“Карга Буткахы” (“Воронья каша”), “Кэкук сейэ” (“Кукушкин чай”), “Нардуган”. Сабантуй как театрализованный народный праздник

Отрывки из поэмы А.Филиппова “Сабантуй”, стихотворения Мустая Карима “Сабантуй”.

34

Орнамент и декоративно-прикладное искусство. Живопись

1

22.05

Просмотр видеопособия «Башкирские ремесла»

Учебник, Башкирская юрта

Видеопособие «Башкирские ремесла», Башкирская юрта. Убранство юрты: ковры, кошмы, занавески, полотенца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу Природа, история и культура Ленинградской земли 8-9 класс

Рабочая программа по курсу Природа,история и культура Лениинградской земли 8-9 класс (8 класс-17 часов,9 класс-34 часа,всего-51 ч.)Региональный компонент...

Рабочая программа 7 класс по Истории

Учебники: Захарова Е.Н. Новая история. Мир с конца XV XVIII век. 7 класс. – М.: Мнемозина, 2007; Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. -М.: Просвещение, 2012....

Рабочие программы 6 класс Всеобщая история и История России с древнейших времён до конца 16 века

Рабочая программа содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовки, формы и средства контроля, содержание курса, тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности по истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 классов

Рабочая программа внеурочной деятельностипо истории и культуре Санкт-Петербурга дя учащихся 5 классов основана на авторской программе  Л.К. Ермолаевой "Система краеведческого образования  в ...

рабочая программа 6 класс по истории

рабочая пограмма содержание...