Урок кубановедения в 7 классе "Освоение кубанских степей"
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме

Урок кубановедения представлен  с  игровыми  методами обучения, групповой, индивидуальной, фронтальной  формой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvoenie_stepey.docx22.2 КБ
Файл 7_klass_osvoenie_stepey.pptx1.76 МБ

Предварительный просмотр:

7 класс

Тема урока «Хозяйственное освоение кубанских степей»

Ход урока

Цели:

- Раскрыть отрицательные стороны влияния хозяйственной деятельности человека на природу степи

- Обозначить экологические проблемы  своей местности и возможные пути их  решения

- Воспитывать бережное отношение к природе

  1. Орг. момент
  2. Проверка домашнего задания

- Какую часть территории Краснодарского края занимает степная зона?

- На какие три крупные территории можно разделить степную зону?

- Соотнесите  фотографии с названием территории.

- Продолжи фразу

  1. Лето в степи… жаркое, сухое
  2. Зима  сравнительно…тёплая
  3. Весна на Кубани…ранняя
  4. Реки  в степной части…мелководные
  5. Река Кубань самая…длинная, многоводная
  6. Чернозёмы самые… плодородные

- Кто лишний и почему? (рысь обитает в горной местности, называют других животных)

- Ответь на вопрос, выполни задание:

  1. Почему Таманский полуостров часто называли островом?
  2. Чем интересны озера Голубицкое и Солёное?
  3. Покажи на карте Закубанские реки.
  4. Покажи на карте Степные реки.
  5. Почему степная зона наиболее интенсивно осваиваются человеком?

  1. Изучение нового материала.

Тема урока :
«Освоение человеком степной зоны»

На слайде 

  1. Рассказ учителя о воздействии человека на природный комплекс Азово-Кубанской равнины, работа со словарём.
  1. Из-за уничтожения растительности почва подвергается ветровой эрозии
  2. Применение сельскохозяйственной техники разрушается структура почвы

Мероприятия с целью сохранения плодородия кубанских чернозёмов

  1. Правильная вспашка
  2. Соблюдение севооборота
  3. Проведение мелиоративных работ

На слайде  Редкие и исчезающие виды  животных на территории района.

  1. Опережающее задание учащихся об исчезающих видах : Дрофа, Розовый пеликан ( приложение №1,2)
  2. Учитель разбивает на группы, работа с учебником.

1 гр. Назовите экологические проблемы степных рек, предложите мероприятия для решения этих проблем.

2 гр. Расскажите о влиянии человека на природу Таманского полуострова.

3 гр. Расскажите об освоении человеком территории Закубанья.

  1. Рефлексия

- Что послужило причиной изменения естественного облика кубанской степи?

- Воздействие человека

РЕШЕНИЕ ТЕСТОВ (приложение №3)

Подведение итогов

Домашнее задание : параграф 2,  сообщения об исчезающих видах животных степи

Приложение №1

Розовый пеликан
Отряд Веслоногие  
Семейство Пеликановые

  1. Статус. Вид находится под угрозой исчезновения.
  2. Краткое описание. Крупная птица с размахом крыла до 3 м и массой 8 – 11 кг. Оперение бледно - розовое. Маховые крылья чёрные с белыми стержнями. Вокруг глаз жёлтое кольцо. На голове хохолок из перьев. Все пальцы на коротких и сильных ногах жёлтого цвета соединены перепонками. Длина клюва до 60 см. Питается рыбой. Гнездится небольшими колониями в труднодоступных местах среди камыша. Гнездо сооружает из веток, сучьев, палок, травы и стеблей камыша. Откладывает яйца в мае. В кладке не более 3 белого цвета яиц с толстым известковым налётом. Насиживание 33 дня. Птенцы находятся с родителями 14 месяцев. Зимуют пеликаны в Индии, Иране, Египте, Турции, Болгарии.  
  3. Распространение и среда обитания. В Краснодарском крае – в дельте Кубани, в Ахтарско – Гривенской системе лиманов.
  4. Численность и тенденция её изменения. В 1987 - 1988 гг. на о.Голеньком в колонии с кудрявым пеликаном, большим бакланом и другими птицами гнездилось 4 пары.
  5. Лимитирующие факторы и меры охраны. Освоение р. Кубани под рисосеяние, применение ядохимикатов, выжигание тростника, беспокойство со стороны охотников и рыболовов, браконьерство. В местах гнездования пеликанов следует организовать заказники, а в дельте р. Кубани необходимо организовать заповедник.

Приложение №2

Дрофа
Отряд Журавлеобразные  Семейство Дрофиные

  1. Статус. Вид находится под угрозой исчезновения.
  2. Краткое описание. Крупная птица, масса до 11 – 12 кг. Оперение самца охристо – рыжее с поперечными чёрными полосами. Голова и пучки перьев – усы по бокам головы – пепельные. Самка меньше самца, у неё отсутствуют усы. Перелётная птица. Гнездится на открытых участках. В кладке 2 – 3 яйца. Насиживание около месяца. Воспитанием потомства занимаются самки. Самцы держатся отдельно, собравшись в небольшие табуны. Легко переносит низкую температуру, может доставать корм даже из – под снега, пока он не глубок. В суровые зимы улетает на южный берег Чёрного моря. Питается мелкими грызунам, ящерицами, насекомыми и их личинками, плодами, семенами, почками и другими съедобными частями травянистых и кустарниковых растений. В последнее время гнездится на посевах злаков, но из – за ранних сельскохозяйственных работ не успевает вывести потомство и воспитать птенцов.  
  3. Распространение и среда обитания. В Краснодарском крае – в районах Азово – Кубанской низменности.
  4. Численность и тенденция её изменения. Заметно сокращается. По ориентировочным данным, в крае ежегодно регистрируется не более 400 птиц, гнёзда и выводки встречаются крайне редко.
  5. Лимитирующие факторы и меры охраны. Распашка земель, механизация и химизация сельского хозяйства, раннее сенокошение, частая обработка полей, вытаптывание гнёзд скотом,браконьерство с применением автотранспорта. Целесообразно в местах гнездования организовать заказники и степной заповедник, ограничить применение ядохимикатов и удобрений, ужесточить борьбу с браконьерством.

Приложение №3

Выбери правильный ответ

  1. В настоящее время естественная  степная растительность сохранилась

А) По берегам рек;  Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

  1. Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

  1. Песок, глина, гравий, мергель, гипс – это

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

  1. На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

  1. Каналы и водохранилища построены

А) На Азово-Кубанской равнине,  Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.

Выбери правильный ответ

  1. В настоящее время естественная  степная растительность сохранилась

А) По берегам рек;  Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

  1. Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

  1. Песок, глина, гравий, мергель, гипс – это

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

  1. На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

  1. Каналы и водохранилища построены

А) На Азово-Кубанской равнине,  Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.

Выбери правильный ответ

  1. В настоящее время естественная  степная растительность сохранилась

А) По берегам рек;  Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

  1. Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

  1. Песок, глина, гравий, мергель, гипс – это

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

  1. На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

  1. Каналы и водохранилища построены

А) На Азово-Кубанской равнине,  Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.

Выбери правильный ответ

  1. В настоящее время естественная  степная растительность сохранилась

А) По берегам рек;  Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа

  1. Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-

А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение

  1. Песок, глина, гравий, мергель, гипс – это

А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные

  1. На Тамани благоприятные условия для разведения

А) пшеницы; Б) винограда; В) риса

  1. Каналы и водохранилища построены

А) На Азово-Кубанской равнине,  Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Природно-хозяйственные комплексы степи Урок кубановедения в 7 классе

Слайд 2

Таманский полуостров Азово-Кубанская равнина Закубанская равнина

Слайд 3

Продолжи фразу Лето в степи… Зима сравнительно… Весна на К убани… Реки в степной части… Река Кубань самая… Чернозёмы самые…

Слайд 4

Кто лишний?

Слайд 5

Выполни задание: Почему Таманский полуостров часто называли островом? Чем интересны озера Голубицкое и Солёное? Покажи на карте З акубанские реки. Покажи на карте Степные реки. Почему степная зона наиболее интенсивно осваиваются человеком?

Слайд 6

Тема урока : «Освоение человеком степной зоны» Воздействие человека на природный комплекс Азово-Кубанской равнины Из-за уничтожения растительности почва подвергается ветровой эрозии Применение сельскохозяйственной техники разрушается структура почвы Мероприятия с целью сохранения плодородия кубанских чернозёмов Правильная вспашка Соблюдение севооборота Проведение Мелиоративных работ

Слайд 7

Редкие и исчезающие виды животных на территории района: Фазаны, Дрофы, Колницы , Каравайки , Лебеди, Орлы степные Енотовидная собака

Слайд 8

Розовый пеликан Отряд Веслоногие Семейство Пеликановые Дрофа Отряд Журавлеобразные Семейство Дрофиные

Слайд 9

Задание группам 1 гр. Назовите экологические проблемы степных рек, предложите мероприятия для решения этих проблем. (стр.15) 2 гр. Расскажите о влиянии человека на природу Таманского полуострова. (стр. 16) 3 гр. Расскажите об освоении человеком территории Закубанья . (стр. 16)

Слайд 10

Река Челбас 1998 год Свалки мусора в водоохранной зоне реки Челбас Что послужило причиной изменения естественного облика кубанской степи?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока кубановедения в 5а классе по теме: "Кубанские пословицы, поговорки, местная фразеология".

Пословицы и поговорки играют роль неписаного закона человеческого бытия....

Урок кубановедения по теме "Художественная культура Кубани. Кубанский казачий хор"

Урок позволяет изучить развитие народной культуры Кубани на примере деятельности Кубанского казачьего хора...

Презентация к урокам кубановедения "Традиционная одежда кубанских казаков", 8 класс

этапы  формирования  традиционного  мужкого  костюма  кубанских  казаков,  женский  казачий   костюм...

Урок кубановедения в 7 классе (конспект, презентация) "Кубанская тематика в исторических документах, трудах путешественников и ученых".

Урок кубановедения в 7 классе. Учащиеся на уроке знакомятся с с историческими документами, отражающие кубанскую тематику XVIII века. Так же  к уроку прилагаются презентация, дополнительный матери...