Урок кубановедения в 7 классе "Освоение кубанских степей"
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме
Урок кубановедения представлен с игровыми методами обучения, групповой, индивидуальной, фронтальной формой работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.2 КБ |
![]() | 1.76 МБ |
Предварительный просмотр:
7 класс
Тема урока «Хозяйственное освоение кубанских степей»
Ход урока
Цели:
- Раскрыть отрицательные стороны влияния хозяйственной деятельности человека на природу степи
- Обозначить экологические проблемы своей местности и возможные пути их решения
- Воспитывать бережное отношение к природе
- Орг. момент
- Проверка домашнего задания
- Какую часть территории Краснодарского края занимает степная зона?
- На какие три крупные территории можно разделить степную зону?
- Соотнесите фотографии с названием территории.
- Продолжи фразу
- Лето в степи… жаркое, сухое
- Зима сравнительно…тёплая
- Весна на Кубани…ранняя
- Реки в степной части…мелководные
- Река Кубань самая…длинная, многоводная
- Чернозёмы самые… плодородные
- Кто лишний и почему? (рысь обитает в горной местности, называют других животных)
- Ответь на вопрос, выполни задание:
- Почему Таманский полуостров часто называли островом?
- Чем интересны озера Голубицкое и Солёное?
- Покажи на карте Закубанские реки.
- Покажи на карте Степные реки.
- Почему степная зона наиболее интенсивно осваиваются человеком?
- Изучение нового материала.
Тема урока :
«Освоение человеком степной зоны»
На слайде
- Рассказ учителя о воздействии человека на природный комплекс Азово-Кубанской равнины, работа со словарём.
- Из-за уничтожения растительности почва подвергается ветровой эрозии
- Применение сельскохозяйственной техники разрушается структура почвы
Мероприятия с целью сохранения плодородия кубанских чернозёмов
- Правильная вспашка
- Соблюдение севооборота
- Проведение мелиоративных работ
На слайде Редкие и исчезающие виды животных на территории района.
- Опережающее задание учащихся об исчезающих видах : Дрофа, Розовый пеликан ( приложение №1,2)
- Учитель разбивает на группы, работа с учебником.
1 гр. Назовите экологические проблемы степных рек, предложите мероприятия для решения этих проблем.
2 гр. Расскажите о влиянии человека на природу Таманского полуострова.
3 гр. Расскажите об освоении человеком территории Закубанья.
- Рефлексия
- Что послужило причиной изменения естественного облика кубанской степи?
- Воздействие человека
РЕШЕНИЕ ТЕСТОВ (приложение №3)
Подведение итогов
Домашнее задание : параграф 2, сообщения об исчезающих видах животных степи
Приложение №1
Розовый пеликан
Отряд Веслоногие Семейство Пеликановые
- Статус. Вид находится под угрозой исчезновения.
- Краткое описание. Крупная птица с размахом крыла до 3 м и массой 8 – 11 кг. Оперение бледно - розовое. Маховые крылья чёрные с белыми стержнями. Вокруг глаз жёлтое кольцо. На голове хохолок из перьев. Все пальцы на коротких и сильных ногах жёлтого цвета соединены перепонками. Длина клюва до 60 см. Питается рыбой. Гнездится небольшими колониями в труднодоступных местах среди камыша. Гнездо сооружает из веток, сучьев, палок, травы и стеблей камыша. Откладывает яйца в мае. В кладке не более 3 белого цвета яиц с толстым известковым налётом. Насиживание 33 дня. Птенцы находятся с родителями 14 месяцев. Зимуют пеликаны в Индии, Иране, Египте, Турции, Болгарии.
- Распространение и среда обитания. В Краснодарском крае – в дельте Кубани, в Ахтарско – Гривенской системе лиманов.
- Численность и тенденция её изменения. В 1987 - 1988 гг. на о.Голеньком в колонии с кудрявым пеликаном, большим бакланом и другими птицами гнездилось 4 пары.
- Лимитирующие факторы и меры охраны. Освоение р. Кубани под рисосеяние, применение ядохимикатов, выжигание тростника, беспокойство со стороны охотников и рыболовов, браконьерство. В местах гнездования пеликанов следует организовать заказники, а в дельте р. Кубани необходимо организовать заповедник.
Приложение №2
Дрофа
Отряд Журавлеобразные Семейство Дрофиные
- Статус. Вид находится под угрозой исчезновения.
- Краткое описание. Крупная птица, масса до 11 – 12 кг. Оперение самца охристо – рыжее с поперечными чёрными полосами. Голова и пучки перьев – усы по бокам головы – пепельные. Самка меньше самца, у неё отсутствуют усы. Перелётная птица. Гнездится на открытых участках. В кладке 2 – 3 яйца. Насиживание около месяца. Воспитанием потомства занимаются самки. Самцы держатся отдельно, собравшись в небольшие табуны. Легко переносит низкую температуру, может доставать корм даже из – под снега, пока он не глубок. В суровые зимы улетает на южный берег Чёрного моря. Питается мелкими грызунам, ящерицами, насекомыми и их личинками, плодами, семенами, почками и другими съедобными частями травянистых и кустарниковых растений. В последнее время гнездится на посевах злаков, но из – за ранних сельскохозяйственных работ не успевает вывести потомство и воспитать птенцов.
- Распространение и среда обитания. В Краснодарском крае – в районах Азово – Кубанской низменности.
- Численность и тенденция её изменения. Заметно сокращается. По ориентировочным данным, в крае ежегодно регистрируется не более 400 птиц, гнёзда и выводки встречаются крайне редко.
- Лимитирующие факторы и меры охраны. Распашка земель, механизация и химизация сельского хозяйства, раннее сенокошение, частая обработка полей, вытаптывание гнёзд скотом,браконьерство с применением автотранспорта. Целесообразно в местах гнездования организовать заказники и степной заповедник, ограничить применение ядохимикатов и удобрений, ужесточить борьбу с браконьерством.
Приложение №3
Выбери правильный ответ
- В настоящее время естественная степная растительность сохранилась
А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа
- Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-
А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение
- Песок, глина, гравий, мергель, гипс – это
А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные
- На Тамани благоприятные условия для разведения
А) пшеницы; Б) винограда; В) риса
- Каналы и водохранилища построены
А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.
Выбери правильный ответ
- В настоящее время естественная степная растительность сохранилась
А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа
- Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-
А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение
- Песок, глина, гравий, мергель, гипс – это
А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные
- На Тамани благоприятные условия для разведения
А) пшеницы; Б) винограда; В) риса
- Каналы и водохранилища построены
А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.
Выбери правильный ответ
- В настоящее время естественная степная растительность сохранилась
А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа
- Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-
А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение
- Песок, глина, гравий, мергель, гипс – это
А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные
- На Тамани благоприятные условия для разведения
А) пшеницы; Б) винограда; В) риса
- Каналы и водохранилища построены
А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.
Выбери правильный ответ
- В настоящее время естественная степная растительность сохранилась
А) По берегам рек; Б) В местах, непригодных для сельскохозяйственного освоения; Г) Верны оба ответа
- Последовательная смена сельскохозяйственных культур это-
А) Эрозия почв; б) Севооборот; В ) Орошение
- Песок, глина, гравий, мергель, гипс – это
А) горючие полезные ископаемые, Б) целебные; В) строительные
- На Тамани благоприятные условия для разведения
А) пшеницы; Б) винограда; В) риса
- Каналы и водохранилища построены
А) На Азово-Кубанской равнине, Б) На Таманском полуострове, В) На территории Закубанской равнины.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Таманский полуостров Азово-Кубанская равнина Закубанская равнина
Продолжи фразу Лето в степи… Зима сравнительно… Весна на К убани… Реки в степной части… Река Кубань самая… Чернозёмы самые…
Кто лишний?
Выполни задание: Почему Таманский полуостров часто называли островом? Чем интересны озера Голубицкое и Солёное? Покажи на карте З акубанские реки. Покажи на карте Степные реки. Почему степная зона наиболее интенсивно осваиваются человеком?
Тема урока : «Освоение человеком степной зоны» Воздействие человека на природный комплекс Азово-Кубанской равнины Из-за уничтожения растительности почва подвергается ветровой эрозии Применение сельскохозяйственной техники разрушается структура почвы Мероприятия с целью сохранения плодородия кубанских чернозёмов Правильная вспашка Соблюдение севооборота Проведение Мелиоративных работ
Редкие и исчезающие виды животных на территории района: Фазаны, Дрофы, Колницы , Каравайки , Лебеди, Орлы степные Енотовидная собака
Розовый пеликан Отряд Веслоногие Семейство Пеликановые Дрофа Отряд Журавлеобразные Семейство Дрофиные
Задание группам 1 гр. Назовите экологические проблемы степных рек, предложите мероприятия для решения этих проблем. (стр.15) 2 гр. Расскажите о влиянии человека на природу Таманского полуострова. (стр. 16) 3 гр. Расскажите об освоении человеком территории Закубанья . (стр. 16)
Река Челбас 1998 год Свалки мусора в водоохранной зоне реки Челбас Что послужило причиной изменения естественного облика кубанской степи?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/13/picture-59033.jpg)
Конспект урока кубановедения в 5а классе по теме: "Кубанские пословицы, поговорки, местная фразеология".
Пословицы и поговорки играют роль неписаного закона человеческого бытия....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/09/picture-200068-1360430057.jpg)
Урок кубановедения по теме "Художественная культура Кубани. Кубанский казачий хор"
Урок позволяет изучить развитие народной культуры Кубани на примере деятельности Кубанского казачьего хора...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/21/picture-208883-1361442409.jpg)
Презентация к урокам кубановедения "Традиционная одежда кубанских казаков", 8 класс
этапы формирования традиционного мужкого костюма кубанских казаков, женский казачий костюм...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/21/picture-60803-1416596472.jpg)
Урок кубановедения в 7 классе (конспект, презентация) "Кубанская тематика в исторических документах, трудах путешественников и ученых".
Урок кубановедения в 7 классе. Учащиеся на уроке знакомятся с с историческими документами, отражающие кубанскую тематику XVIII века. Так же к уроку прилагаются презентация, дополнительный матери...
Урок кубановедения в 6 классе по теме: « Главное событие христианства. Пасха в кубанской семье».
Интересный урок кубановедения в 6 классе...
Урок кубановедения 5 класс по теме Работа с текстом "Курган в степи"
Технологическая карта...