Программа по патриотическому воспитанию "Воспитание историей"
методическая разработка по краеведению по теме

Черникова Ирина Николаевна

Эта программа нацелена на воспитание патриотизма средствами краеведения.

В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, привлекательными и престижными становятся образцы "легкой культуры", освоение которых не требует от человека никаких умственных затрат, проявляется низкая культура чувств, пересматривается система ценностей и приоритетов, снижается интерес к истории, углубляются противоречия между старшими и молодежью.

Новый импульс духовному оздоровлению народа и становлению гражданского общества в нашей стране призвано дать патриотическое воспитание.

Сегодня понятие патриотизма неразрывно связано с такими понятиями, как любовь к своей Родине, чувство гордости за свое Отечество, готовность встать на его защиту, выполнить конституционный долг, общественно-значимые поведение и деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Автор программы:

учитель истории и обществознания

 МОУ СОШ №2г Усмани Липецкой области

 имени Героя Советского Союза

 М.П. Константинова, руководитель музея Черникова Ирина Николаевна.

                           Пояснительная записка.

Эта программа нацелена на воспитание патриотизма средствами краеведения.

В последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно-ориентированные, привлекательными и престижными становятся образцы "легкой культуры", освоение которых не требует от человека никаких умственных затрат, проявляется низкая культура чувств, пересматривается система ценностей и приоритетов, снижается интерес к истории, углубляются противоречия между старшими и молодежью.

Новый импульс духовному оздоровлению народа и становлению гражданского общества в нашей стране призвано дать патриотическое воспитание.

Сегодня понятие патриотизма неразрывно связано с такими понятиями, как любовь к своей Родине, чувство гордости за свое Отечество, готовность встать на его защиту, выполнить конституционный долг, общественно-значимые поведение и деятельность.

 Для растущего человека емким понятием "родина", в  сущности, исчерпывается все, что его окружает, все, чем он живет: его родной дом, школа, родители и друзья, родная природа и окружающие его материальные и духовные ценности. Патриотизм - самое  широкое и всеобъемлющее качество,  составляющие стержень личности.    

В законе РФ "ОБ образовании" одна из главных задач - воспитание патриотизма, " воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

( статья 2)

Весь учебный процесс в школе должен быть ориентирован на воспитание у каждого ученика чувства любви к своей Родине - России, на привитие общей культуры, расширение кругозора и интеллекта.

Под  воспитывающим понимается такое обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением учащимися знаний, умений, навыков, усвоением опыта творческой деятельности и формированием эмоционально - ценностного отношения к миру, к друг другу.

Исходя из вышесказанного, определяются цели и задачи патриотического воспитания:

Цели:

1. Героико-патриотическое  воспитание.

2. Военно-патриотическое воспитание.

3.Национально-патриотическое воспитание.

4. Воспитание чувства гражданского долга.

5. Расширение кругозора, социализация и воспитание творческой личности.

Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости  за

                                                                                                                                  1

 деяния наших легендарных предков. Это особенно актуально сейчас, когда молодые люди не считают престижным служить в армии и ищут различные лазейки, чтобы уклониться от службы.

Военно-патриотическое воспитание  ориентируется на формирование у школьников патриотического сознания , воспитание чувства гордости  за успехи русского оружия, уважения к славной истории нашей Родины, сохранению и приумножению наших традиций.

Национально - патриотическое воспитание включает в себя формирование чувства любви к своей малой родине, национальным традициям и культуре, пробуждение чувства гордости за свой народ.

Гражданское воспитание - это развитие уровня правовой культуры, четкой гражданской позиции.

Задачи патриотического воспитания:

1.Развитие национального самосознания, приобщение к ценностям культуры.

2.Формирование исторических представлений, вооружение учащихся знаниями о родном крае.

3.Ориентировать на уважительное отношение к памятникам прошлого.

4.Стимулировать интерес учащихся к краеведческой и поисковой деятельности.          

5.Воспитание патриотов России; граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений.

Как реализовать эти цели и задачи в сегодняшней школе?

" Театр начинается с вешалки"... Эти слова можно отнести не только к театру. Если мы хотим, чтобы из стен школы выходили  люди, для которых слово " Родина " не пустой звук, тогда необходимо, чтобы школа с первых шагов окутывала ученика особой воспитывающей атмосферой.

Чтобы на каждом метре школы все неназойливо напоминало: ты сын России , тебе есть чем гордиться и именно ты в ответе за настоящее и будущее нашей страны.  С первых уроков истории я стремлюсь сформировать у детей такие важные понятия, как " Родина ", " патриот ", " герой ".

 Ученики должны увидеть взаимосвязь предметов и явлений, живые, реальные образы людей с их достоинствами и недостатками, повседневными заботами и героическими поступками.

Перед глазами ребят проходит тысячелетний путь русской истории. Он начинался на заре цивилизации разрозненными тропами славянского язычества, затем выходил на торную дорогу Киевской Руси, где остался звон мячей и свист стрел в бесконечных битвах с Великой степью. Ученики знакомятся с историей Московской Руси, узнают о царствовании Ивана

                                                                                                                             2

Грозного и Петра Великого, о других славных страницах русской истории.

 Вообще,  учебные курсы истории и обществознания таят в себе огромный воспитательный потенциал. В последнее время возрос интерес к краеведению, введен курс изучения краеведения в школе. Краеведческая работа ориентирована на воспитание у каждого ученика любви к своей Родине, привитие общей культуры, осознанию своего места в окружающем мире.

В нашем Усманском районе огромное внимание уделяется  прошлому нашего края. И усманцам есть чем гордиться: 16 Героев Советского Союза, 7 Героев Социалистического Труда, среди них Н.Г. Басов, академик, лауреат Нобелевской и Ленинской премий и многие другие прославили отчий край.

Во многих школах созданы школьные музеи.

                                                                                                                               

Есть свой музей и в школе №2 города Усмани   имени Героя Советского Союза М.П. Константинова.

Он состоит из двух залов: первый посвящен истории нашей школы, которой скоро исполниться 100 лет, второй - нашим землякам, которые являются гордостью Земли Усманской.

Значение музея в воспитательном процессе очень велико. Он обеспечивает условия для формирования мотивации личности к познанию истории родного края, развития творческих и интеллектуальных способностей в различных видах музейной деятельности.

Содержание учебной деятельности на базе музея:

1. Проведение тематических уроков.

" Великая Отечественная война в истории страны и родного края";

" Никто не забыт, ничто не забыто";

" О чем рассказал экспонат";

" Моя родословная".

" Писатели и поэты Липецкого края" и других.

2. Изучение документальных, вещественных источников.

3.Экскурсия по историческим местам. " Мемориальные доски  рассказывают..."

4. Исследовательско - поисковая работа.

5. Работа краеведческого кружка " История школы ".

 

Беспредельными возможностями для реализации задач патриотического воспитания  располагает внеклассная работа.

Она чрезвычайно разнообразна:

1. Работа кружков и секций;

2. Проведение военно-спортивных игр;

3.Уроки  мужества и патриотизма;

4. Организация экскурсий;

5.Просмотр фильмов;

6.Участие в поисковой работе;                                                                              3

7.Встречи с ветеранами и воинами Вооруженных Сил;

8.Выпуск стенгазет;

9.Оказание помощи ветеранам;

10.Участие в акции " Подарок - ветерану";

11.Смотр песни и строя;

12.Проведение торжественных мероприятий.                                                                                                                            13.Всречи со знатными земляками.

14.Участие в краеведческих конференциях.  


Программа и тематический план  работы музея "История школы" предполагают проведение как теоретических, так и практических занятий в течение 1 года в объеме 34 часов. Программа рассчитана на проведение занятий с учащимися 7, 11  классов.
Реализация программы предполагается по следующим направлениям

 работы актива музея:
комплектование и учет фондов, их хранение
экспозиционная деятельность
поисковая работа
экскурсионно - массовая работа
научно-просветительная деятельность
Большое внимание программа уделяет экскурсионной подготовке актива школьного музея, так как экскурсоводы составляют наиболее значительную группу и их деятельность тесно связана с экспозициями музея, поисковой работой и другими видами деятельности.
Настоящая программа включает в себя материал, освоение которого способствует расширению общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формированию у них научных интересов и профессиональных способностей, навыков общественно полезной деятельности.
Содержание программы :
Набор в актив школьного музея. Вводный инструктаж. Знакомство с музеем. Обзорная экскурсия.
Дополнительный ежегодный набор учащихся в актив музея. Вводный инструктаж по технике безопасности работы в музее: поведение во время работы, правила поведения на улице и при переходе через дорогу, правила поведения в общественных местах и транспорте.
Задачи и содержание работы музееведов, его особенности. Организация занятий.
Разделы и значения музея, его фонд. Обзорная экскурсия по экспозициям музея.
Практические занятия : 
1. Знакомство через литературу, киноматериалы и в ходе экскурсий с музеями разного профиля; экскурсия в Усманский краеведческий музей,  беседа с сотрудниками  музея об истории музея, формировании его коллекций.                                                                                                             4
2.  Памятниковая основа, предметность и наглядность в музее. Принцип тематичности в экспозиционной, собирательской и массовой работе. Единство и взаимосвязь всех видов музейной деятельности. Тип и профиль музея.
3
. Сущность и специфические особенности школьного музея 
Школьный музей - центр обучения и воспитания в школе. Соответствие содержания работы школьного музея программным требованиям и краеведческому принципу обучения. Особенности музейных форм работы. Предметность и наглядность в школьном музее. Разнотемность и мобильность экспозиции. Профили школьных музеев.
4.
Фонды музея. Научная организация фондовой работы. 
Изучение фондов как основа всех направлений музейной деятельности. Организация фондовой работы в школьном музее.
5.  Изучение документов о музейном деле и фонде, о порядке сбора, учета и хранения музейных предметов; знакомство с составом и структурой фондов школьного музея; знакомство с приемами определения, классификации и систематизации музейных предметов.
6.
Учет и хранение фондов 
Инвентарная книга, шифровка, прием и выдача предметов. Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к особенностям обеспечения сохранности предметов в экспозициях.
7.
Поисковая работа 
Задачи поисковой работы, связь с профилем и тематикой музея, с содержанием
туристско -краеведческой работы. Основные формы: походы, экспедиции, переписка, текущее комплектование.

8. Экспозиционная работа 
Идейный замысел и тематическая структура экспозиции
: анализ содержания, приемов построения, оформления экспозиции по отдельным разделам; разработка и построение выставки по теме проведенного поиска; создание параллельно выставки - передвижки.
9.
Коллекции школьных музеев 
Характеристика музеев школ города, их направление и тематика работы, место расположения и возникновения.
Экскурсии по музеям школ города, записи.
10.
Памятные даты воинской славы России 
Изучение исторических событий, связанных с каждой датой. Подробная
характеристика каждой даты.
11.
Подготовка музейной экскурсии 
Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно - просветительной работы.
Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии.
Принципы экскурсионной методики: целенаправленность, тематичность,   5
научность, логическая и хронологическая последовательность, доступность,
наглядность, конкретность. Типы и виды экскурсий. Разработка тематики
экскурсий в соответствии со структурой экспозиции. Пути использования
экскурсий в учебной и культурно - просветительной работе в школе. Порядок
подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.
Прослушивание тем экскурсий разных типов; изучение тематики экскурсий в школьном музее; прослушивание экскурсий по разным темам; составление своего стандарта экскурсии.
Тема и цель экскурсии
Тема и структура содержания, план экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции целеустановки, ее определяющая роль в разработке экскурсии.
Работа на экспозиции по овладению маршрутом, содержанием и методикой проведения экскурсий. Определение и применение определенных приемов. Запись экскурсий.
Индивидуальная и коллективная отработка маршрута, содержания, методов и приемов проведения экскурсий; составление текстов экскурсий; прослушивание и обсуждение экскурсий.
12
. Памятные места города Усмани.
История города и поселка как предмет музейного изучения, объекты городской экскурсии (памятные места), их классификация. Памятники истории и культуры. Особенности методики проведения городской и поселковой экскурсии. Требования к маршруту. Приемы показа и методики проведения экскурсии.
 Прослушивание 1 - 2-х городских экскурсий, обсуждение и разбор; подготовка и проведение экскурсии по городу и поселку.
13. Работа с активом 
Без широкого участия актива нельзя ни создать музея, ни развернуть в нем работу. Процесс деятельности актива включает разнообразные формы самостоятельной работы: исследование, организация и проведение походов, установление комплектов с общественными организациями, изготовление оборудования, оформление собранного материала. Заседание актива музея проводить один раз в четверть. На них планируется новая и обсуждается проделанная работа.

Знания и умения учащихся. 
В ходе реализации программы учащиеся получают знания и приобретают определенные умения.
Учащиеся должны знать:
• историю музейного дела;
• сущность и особенности школьного музея;
• научную организацию фондовой работы;
• проведение учета и хранения фондов;
• проведение поисковой работы;
• коллекции школьных музеев города;                                                          6
• памятные даты воинской славы России;
• как подготовить музейную экскурсию;
• как провести музейную и городскую экскурсию.
Учащиеся должны уметь:
• работать с литературой, киноматериалами, источниками;
• проводить беседу, брать интервью;
• провести классификацию фондов;
• правильно вести учет и хранение фондов;
• работать с инвентарной книгой;
• правильно проводить поиск;
• создавать небольшие экспозиции;
• проводить экскурсию, лекцию.

 Механизм оценки полученных результатов
В конце каждой учебной четверти, а также в начале и конце учебного года проводятся заседания актива и совета музея, где не только планируется работа, но и подводятся итоги работы за определенный период.

 В конце учебного года проводится музейный конкурс «Лучший экскурсовод музея».
Лучший экскурсовод музея принимает участие в городском конкурсе экскурсоводов.
Ребята оформляют вновь собранный материал в альбомах «История школы», «Выпускники школы-ученые», «Они учились в нашей школе и славят Родину трудом», пишут рефераты по выбранным темам на районные, городские, областные и всероссийские конкурсы.

Прогноз результатов деятельности.

Именно в процессе такой деятельности у учащихся формируются  такие

знания и умения как:                                                                                          

- знание истории своей Родины и родного края;

- знание истории государственных символов РФ;

-уважение к законам страны, Конституции;                

навыки участия в  играх, конкурсах, конференциях, в работе школьного                                                                                                                

музея;

- умение работать с различными  источниками.

Вышеизложенная программа позволит сформировать патриотические чувства и сознание учащихся на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранить и развить чувство гордости за свою страну.

Воспитать личность учащихся-патриотов Родины, способных к дальнейшему развитию своих навыков и умений по защите государственных интересов.

Возрастет процент поступления выпускников в вузы военного профиля.

Этапы реализации программы:

Реализация программы осуществляется в два этапа:                                       7  

На первом предусматривается:

- проработка организационных основ реализации программы;

- создание и совершенствование нормативно-правовой базы патриотического воспитания;

- проведение классных и школьных мероприятий, а также активное участие в городских, областных и Всероссийских мероприятиях.

На втором этапе предполагается реализация основных мероприятий: проведение краеведческой, лекционной работы, сбор материалов об участниках Великой Отечественной войны.

Перспективы дальнейшего развития.

Совершенствование работы по патриотическому воспитанию.

Активация внешкольной деятельности.

Работа в школьном музее " История школы "

Организация походов, экскурсий.

                                                                                                                           

В заключение добавлю, что патриотическое воспитание в школе должно осуществляться в системе единства и совокупности целей и задач, содержания, принципов, методов и средств, активного воздействия всего учебно-воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников. Каждый учитель школы может внести свой посильный вклад в общее дело - воспитание достойных граждан России:

                                                 

                                                                                                                                                                                                                           

                                                                                                         

                                                                                       8

Используемая литература:

1.  И.А. Агапова. Патриотическое воспитание в школе. М  2002 г.

2. А.А. Аронов Воспитывать патриотов. М. 1989 г.

3. А.К. Быков. А.Н. Вырщиков. Патриотически ориентированное образование: методология, теория, практика. М. Росвоенцентр 2005 г.

4 Т.С. Буторина,  Н.П. Овчинников. Воспитание патриотизма средствами  образования. СПб  2004.

5. Н.В Ипполитова. Патриотическое воспитание в современных условиях: Особенности, подходы, подготовка будущих учителей. Челябинск, 1997 г.

6.Библиотека пионерского вожатого. Воспитать человека. М. 1989 г.

7. Александров Ю. Н. Подготовка и проведение экскурсий: Метод, рекомендации - М., Турист, 1974
8. Музееведение. Учебное пособие для вузов. Высшая школа, 1988
9. Дуяльский Д. Ю. «Музейные коллекции и предметный мир культуры» - М., 1987

                                                                                                                          9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа гражданско-патриотического воспитания "Мы - юность России"

Программа гражданско -патриотического воспитания "Мы - юность России!" разработана для работы классного руководителя и расчитана на 3 года. Программа стала призёром городского конкурса "Самый классный...

Пояснительная записка к программе по патриотическому воспитанию.

В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили...

Программа гражданско-патриотического воспитания обучающихся с ОВЗ. Презентация

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения - сегодня одна из актуальных задач государства, общества и образовательных учреждений нашей страны. В на...

Программа военно-патриотического воспитания обучающихся МБОУ"СОШ№5"

Программа военно-патриотическое воспитание обучающихся Программа «Военно-патриотическое воспитание учащихся муниципальной средней общеобразовательной школы №5 г.Губкинский на 2011–2015 годы» разр...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...