Экспериментальная программа по краеведению.
рабочая программа по краеведению (7 класс) по теме

Белоглазова Татьяна Алексеевна

Программа курса «Краеведение» ориентирована на развитие творческих способностей, инициативы учащихся, на формирование у них навыков научного исследования. Конечным результатом изучения курса станет самостоятельная практическая деятельность детей, направленная на изучение истории и природы родного края, национальной культуры, традиций народов нашей области. Программа явилась итогом семилетней деятельности музейного уголка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentalnaya_programma_beloglazovoy.docx119.29 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ООШ с. Потодеево

Наровчатского района

Пензенской области

Экспериментальная программа

«Краеведение»

(6,7,8 класс, 34 часа, 1 час в неделю)

 Составитель: Белоглазова Т.А.                                                        

учитель истории и обществознания                                                  

 

 

                                                                         2012г

Пояснительная записка

Программа курса «Краеведение» ориентирована на развитие творческих способностей, инициативы учащихся, на формирование у них навыков научного исследования. Конечным результатом изучения курса станет самостоятельная практическая деятельность детей, направленная на изучение истории и природы родного края, национальной культуры, традиций народов нашей области. Программа явилась итогом семилетней деятельности музейного уголка.   За данный период она претерпела ряд изменений, дополнений, пока не приобрела четкую систему деятельности по направлениям:

1) информирование;

2) обучение;

3) развитие творческих начал;

4) общение;

5) познавательный отдых.

Работая по данной программе, учащиеся получают:

- интересную жизнь, наполненную делами, с участием в них самих ребят;

- возможность проявить себя, показать свои способности и таланты;

- выполнение реальных дел, имеющих большое значение для окружающих;

- участие в планировании работы.

 Опираясь на запросы детей, учредители программы ставят

цель:

Формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитию вкуса к общению с музейными ценностями, создание условий для всестороннего развития личности ребенка. Итогом реализации данной цели является сформированность у детей готовности к выполнению разнообразных  функций в обществе.

Цель предусматривает задачи по программе, направленные на её достижение:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей, которые способствуют успешной самореализации ребенка,

- создание возможности выбора вида деятельности, способов и средств достижения результатов в рамках музея;

- приобщение детей и подростков к общечеловеческим ценностям, оказание помощи в духовном и интеллектуальном развитии, адаптации их к реальной жизни;

- возрождение традиций и обычаев края, изучение и сохранение их;

- распространение информации о деятельности музея, установление контакта с другими организациями и внешкольными учреждениями.

Программа рассчитана на детей в возрасте от 12 до 15 лет.

Содержание программы

Программа рассчитана на 34 часа, из расчета 1 час в неделю.

Программа включает в себя несколько этапов.

1. Краеведение «Путешествие к истокам».

Работа данного направления проходит под девизом: «Хранить память о других – значит оставлять добрую память о себе».

Увидеть себя в зеркале истории семьи, своей страны, формировать у учащихся понимание и осознание исторического прошлого и будущего и своей непосредственной роли в нем. Координирует работу данного направления совет школьного краеведческого музея. Совет музея ведет просветительскую работу среди учащихся об истории края и культуре.

2. Калейдоскоп народных традиций.

По данному направлению идет непрерывный процесс по сбору материала о традициях и обычаях народов нашего края. Для стимулирования творческого процесса создаются наиболее действенные из них: вхождение в систему лучших образцов, традиций, примеров культуры прошлого. Формы работы: традиционные экскурсии, музейный урок, фестиваль, викторина, народные игры и т.д. Работу координирует творческая группа музея. Итогом деятельности музея является оформление экспозиций, альбомов, экспонатов.

3. Школа музееведения.

Обучение методу музейного диалога с посетителями, воспитание музейной культуры. Переход от единичных, эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования. «Стажисты» обучают детей приемам изготовления поделок  из бумаги, природного материала, ведению учета экспонатов, умению провести беседу. Музей – это место культурно-исторического диалога, поэтому необходим поиск новых  форм общения посетителя с культурными ценностями, развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.

4. «Голос музея» - краеведческий информационный центр.

Создание ежемесячной газеты с выпуском стихов, рассказов, сочинений, поздравлений, советов, публикаций юбилейного календаря, организация выставок рисунков и поделок. Обучение приемам и умению брать интервью, писать репортаж, формирование навыков редактирования, развитие творческих начал. Отбор литературного материала, составление сценария праздника, вечера, экскурсии. Деятельность в этом направлении дает возможность раскрыть свои способности, талант, творчески подходить к проведению любого мероприятия.

5. Центр взаимодействия .

Основная цель – распространение информации о деятельности музея, установление контакта с другими организациями и внешкольными учреждениями. Проведение праздников, игр, конкурсов и т.д.  Проведение дня открытых дверей для других организаций.

6. Досуг

Найти место среди сверстников, сделать жизнь интересной, насыщенной. Учащиеся сами занимаются организацией и проведением мероприятий, посвященных отдыху. Форма: «посиделки», чаепитие, поездки по историческим и культурным местам нашего края.

Деятельность программы создает такие условия в детском коллективе, которые способствуют возникновению дружбы, традиций музея, сохранение и передача их из поколения в поколение. Взаимоотношение строятся на основе сотрудничества и равноправия через совместную деятельность в ней. Данная программа проходит апробацию с 2002года и имеет право на её дальнейшее развитие, так как очевидны перспективы:

- развитие творческой активности детей и подростков;

- наличие нравственного аспекта;

- ориентация на саморегуляцию и самоуправление;

- контакт с другими детскими учреждениями;

- наличие призовых мест, участие в городских и областных конкурсах.

           

Учебно-методический план

Тема

Кол-во часов

Дата

Форма проведения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

Вводное занятие. Задачи курса. Содержание. Что хотелось бы узнать и чему научиться.

«Путешествие к истокам»

Тема: История города. Процесс отбора, комплектование, изучение материалов о городе (объекте).

Составление сценария экскурсии «По улицам Наровчата ».

Составление модели будущего нашего города.

Экскурсия «Мой город – моя судьба».

История города в фотографиях и документах. Авторские чтения.

Технология выбора обрядов к определенным событиям в жизни разных народов нашего края, демонстрация перед зрителями.

Фестиваль «Мой Наровчат». Демонстрация лучших образцов обрядовой культуры.

Отбор и редактирование материалов к выпуску газеты «Продлёнка». Обсуждение авторских произведений: стихов, эссе и т.д.. Художественное изображение города.

«Булак» - это значит «родник». День открытых дверей для детей внешкольных учреждений.

Школа музееведения. Понятие музейная «коммуникация». 10 форм работы с музейной аудиторией.

Музейный урок. Методика проведения. Выбор тем музейного урока.

Конкурсы

1.Подготовить экспонат

2.Демонстрация приемов изготовления поделок из бумаги, природных  материалов.

3. Мини-рассказ о данном экспонате.

Исследовательская работа.

Поиск и сбор материала об истории края.

Экскурсия с целью сбора материала на заданную тему.  Обмен опытом

Экспозиционная работа «Хранить память о других – значить оставлять добрую память о себе». Итоги работы по теме «Архитектурный Наровчат».

Традиционный музейный праздник «Поступь нашего края»

- авторское чтение;

- инсценирование литературных произведений;

- устный журнал «Наш край – частица России»

Итоговое занятие «Наши маленькие победы», «Посиделки» - демонстрация умений, практических  навыков.

Работа с архивными материалами. По страницам газетных публикаций прошлых лет.

Экспозиционная работа «Литературная страничка Наровчата». Забытые публикации.

Творческая лаборатория. Интервью, репортаж, статья на краеведческую тему.

Экологическое краеведение. Особенности нашего края. Составление экологической программы «Редкие животные и птицы нашего края». Интегрированное занятие.

«Калейдоскоп народных традиций» «Мы протянем друг другу руки теплые наши, пустит крепкие корни дружба народов наших»

- эскиз русской печи;

- лавка, стол;

- бытовая утварь

«Посиделки». Вышивки, узоры, одежда, бытовые изделия русских, мордвы и татар.

Составление сценария «Фольклор народов наших» - обработка сказок на современный лад.

Комплексная экскурсия «Игра как отражение национального самосознания народа» Отбор мордовских, татарских  и русских игр.

Демонстрация казахских игр. Музейный диалог со зрителем, посетителем.

День открытых дверей. Концерт и викторина для детей внешкольных учреждений

 « Традиции народа Наровчатского края »

Принципы краеведческого исследования

- маршрут - объект - памятник;

- улица- дом - человек;

- расположение - историческая справка- литературные источники.

Краеведческая олимпиада о крае, о городе, улице, доме.

1 этап – история;

2 этап – география;

3 этап – литература;

Музейный всеобуч. Новые формы

общения посетителя с культурными ценностями. Язык музейной экспозиции.

«Наш край – свидетель тех кровавых лет». Памяти репрессированных и невинно осужденных. Сбор и оформление монтажа с музыкальным оформлением.

«По праву памяти». Встреча с ветеранами войны, сбор материала о героических подвигах наших земляков.

Экскурсия в краеведческий музей .

Цель: обмен опытом, фотомонтаж и т.д.

Музейный всеобуч. Процесс отбора, комплектования, изучения, хранения музейных экспонатов в летний период.

Составление и обсуждение программы на будущий год.

Творческий отчет. Защита творческих работ по темам. Рецензия на работы  

           

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Лекция с элементами беседы, анкетирование.

Творческая лаборатория.

Практикум по составлению мини-проекта.

Экскурсия, выразительное чтение.

Практическое занятие, сопоставление.

Групповая работа:

- русские обычаи

- мордовские традиции

- казахские

- татарские,

 

Работа в группах, выбор темы, форм произведения.

Знакомство с композициями музея.

Работа лекторов-экскурсоводов.

Лекции+практическое занятие, выбор форм  и демонстрация одной из форм работы с музейной аудиторией

Работа в группах.

Творческий конкурс (индивидуальный показ).

Методы исследования объекта, сбор информации из газет, журналов, опрос свидетелей.

Фотомонтаж, фотокопии, беседа, опрос, интервью.

Фотоэскизы, худ. оформители и др.группы.

Чтение стихов, театральное представление, выразительное чтение, рассказ с показом объектов.

Посиделки.

Мини-работа

-язык газет тех лет

-поэзия тех лет

Сопоставительный анализ

Индивидуальные формы

Исследовательская работа, мини-проект, помощь биолога и географа

Разработка эскизов

Посиделки

Редактирование.

Работа с историческими, художественными, документальными источниками.

Викторина как форма общения.

Творческие конкурсы.

Теоретический материал, обобщение, работа в группах по темам.

Составление краеведческой олимпиады, работа в группах по этапам.

Решение ситуативных задач.

Творческая лаборатория

Поиск, организация встречи, оформление рассказов очевидцев

Поездка

Практическое занятие

Работа в группах

Индивидуальная форма. Групповая форма.

 

Результаты  деятельности.

В ходе работы дети узнают о своей школе, городе, крае, истории и культуре  народов, принимают участие в выставках, пишут сценарии экскурсий и проводят их, готовят экспонаты, подбирают материал к мини-проектам, пишут свои произведения и выпускают свою газету. Деятельность программы  создает такие условия в детском  разновозрастном коллективе, которые способствуют возникновению дружбы, традиций музейного уголка, сохранению их и передачи опыта из поколения в поколение. Дети совместно издают  рукописный журнал, газету, помещают в них свои собственные стихи, рассказы, рисунки, поздравления, участвуют в конкурсах поделок, рисунков, фотоснимков и т.д. Дети приобретают исследовательские, коммуникативные  навыки  в процессе краеведческой работы. Благодаря музейному всеобучу  они приобретают профессиональные навыки музееведов, экскурсоводов, исследователей. Они умеют подготовить экспонат, вести учет музейных ценностей, обучают других детей.

 Программа нацелена на формирование и развитие социально-коммуникативной, научно-исследовательской, профессионально-деловой компетенций:

1)публичное выступление с познавательной информацией;

2)умение выбрать, обработать, сохранить и распространить краеведческую информацию;

3)организовать тот или иной вид деятельности.

Программа  учитывает профессионально-деловые, научно-практические, социально-культурные потребности будущих специалистов разных профилей:

-художников, дизайнеров;

-корреспондентов;

-экскурсоводов;

-ведущих;

-организаторов-затейников.

Итоги деятельности кружка.

1.Газета «Продлёнка» (1 раз в месяц).

2.Сборник авторских произведений.

3.Сценарии экскурсий (4 темы).

4.Выполнение композиции «Быт, домашняя утварь и одежда Руси».

5.Фотоальбом «Наш город в фотографиях, документах, газетных публикациях».

6.Экспонаты, эскизы, рисунки тематические.

Список литературы для учителя и учащихся.

1.Краеведение в средней школе: Сб. статей об опыте школьно-краеведческой работы / Под ред. проф. А.А.Яковлева.-Изд-во Академии пед. наук, 1990.

2.Муханов Б.В.,Рукавишников Г.М.,Рутковский О.О.Изучение родного края в школе:Методическое пособие.- ,1991.

3.В том краю,где ты живешь:/Опыт работы библиотек Наровчатского края/Библиотекарь.-1993.-№6.

4. Колеватов Н.А.Изучайте свой край: Методические рекомендации по поисково-краеведческой работе// Преподавание истории в школе.-1991.-№3.

 5. Учебник «История Пензенского края» 8 класс; Автор Г.Н. Белорыбкин

6. Учебник «История Пензенского края» 9 класс; Автор Г.Н. Белорыбкин

7. Районная газета «Родной край»№1,№5, №12 2009 год.

8.Районная газета «Наровчатские новости»  №2, №3, №8, №11 2008 год.

9. Наровчатская энциклопедия.под ред. А.Г. Сохрякова.

10. Устное –народное творчество Наровчатского края под ред. А.Г.Сохрякова.

Приложение

Примерный перечень тем и заданий для творческой, исследовательской работы детей:

1. Олимпиада «Изучай свой край»

- История нашего города

- Экономико-географическое развитие

- Литература и культура нашего края

- Будущее нашего края

2. Темы материалов для экскурсий

- Наровчат –исторический памятник архитектуры.

- По улицам Наровчата.

- Первый дом, первая улица, первые жители

- О чем рассказал памятник, фотография, газета, письмо…

- Игры нашего края

- Животные и птицы нашего края (редкие экземпляры и виды)

3. Темы творческих работ, эссе

- Мира не узнаешь, не зная края своего

- Твой дом

- Этюды о растениях

- Они были первыми

- Насекомые вокруг нас

- Этюды о красоте

- Одна, но пламенная страсть (о природе края, проблемах экологии)

- Летопись 20 века

- О чем рассказал камень?

- И тут степи, и там степи, да тут не такие…

- Наш край – свидетель тех кровавых лет (о репрессированных)

4. Темы исследовательских работ:

- Выдающие люди города

- Памятные места нашего города

- Национальные традиции  вчера и сегодня

- Почему исчезают слова?

- Местный фольклор

- Художественные произведения о крае

- Стихи местных авторов

- О чем рассказали документы (архивные материалы и документы о городе)

- Край в произведениях искусства

- Языковой облик города

- Язык газеты прошлых лет  

Моделирование эскизов, экспонатов:

- Модель парка отдыха

- Модель будущего города.

- Модель будущего жителя

- Экспонаты «одежда Руси», «половички», бытовая посуда

- Эскиз печи

 

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная программа по математике 5-6 класс

Экспериментальная программа по математике для 5-6 класса разрабатывалась с учетом системно-деятельностного подхода к преподаванию, реализует принципы развивающего обучения. При изучении нового материа...

Экспериментальная программа "ПРИГОТОВИШКИ"

Муниципальное учреждение дополнительного образования детейДом детского творчества Театр – студия «СТУПЕНИ»       ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА...

Экспериментальная программа "Комбинаторика и ИКТ", авторы: Деревцова Е.В, Бормотова Н.В

Данная программа создана для  7-8 классов  с расширенным преподаванием предметов Естественно-научного направления.  Авторы : Деревцова Е.В, Бормотова Н.В...

Экспериментальная программа "Здоровье педагога"

Цель программы: Обеспечение механизмов защиты безопасности психологического здоровья педагогов   на рабочем месте.Задачи:Разработка  мероприятий для сохранения и улучшения психологичес...

экспериментальная программа "ШВЕЙНОЕ ДЕЛО (для школ с сельскохозяйственным профилем обучения) "

Задача обучения учащихся швейному делу заключается в эле­ментарном ознакомлении школьников с тканями и другими швей­ными материалами, в привитии навыков выполнения ручных и машинных работ на примере и...

Экспериментальная программа по русскому языку для учащихся 8-11 кл.

Языковые средства оформления письменного текста...

Здоровьесберегающие технологии в контексте модели психологического сопровождения в реализации экспериментальной программы ШНП

Здоровьесберегающие технологии психологического сопровождения пятиклассников класса ШНП.Охрану здоровья можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоров...