Урок по рассказу С.Никитина "Чудесный рожок" 7 класс
материал по краеведению (7 класс) по теме

Урок по краеведению (  о создании хора владимирских рожечников)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon o_sozdanii_hora_vladimirskih_rozhechnikov.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

   

УРОКИ КРАЕВЕДЕНИЯ.

         

          О создании хора владимирских рожечников

                       

                    (по рассказу С. Никитина «Чудесный рожок»)

                                  (урок для 6-7 классов)

        

                                                          учитель русского языка и      

                                              литературы МОУ-СОШ№2

                          Томилиной А.С.

           о. Муром 2012 г.

         

           

ЦЕЛИ.

Обучающие:  продолжить знакомство с творчеством С.Никитина, расширить знания о  народном творчестве Владимирского края, в частности о создании первого владимирского хора рожечников.

Развивающие: продолжить развитие выразительности речи, самостоятельность, творческую активность учащихся, научить видеть в произведении  автора и авторское отношение к героям и событиям.

Воспитательные: вызвать чувство гордости за своих талантливых земляков, чувство сопричастности к ним, желание  продолжить знакомство с культурой и искусством родного края.

Ход урока.

  1. Ребята, дома вы прочитали  рассказ Сергея Никитина «Чудесный рожок». Что нового о своей малой родине вы  узнали из этого рассказа?

( Мы узнали о том, как было положено начало  первому хору владимирских рожечников, как они выступали в разных губерниях и даже побывали за границей.)

  1. Сколько повествователей в этом рассказе?

(Повествователь один, но сначала он рассказывает о себе, а затем передает историю слепого рожечника Матвея как бы  с его слов).

-Найдите в рассказе описание звука рожка, когда  автор впервые его услышал.

(« В той стороне, где по отдаленному лаю собак угадывалась деревня, заиграл пастуший рожок.  Тоскливая, протяжная песня без слов, полная скорби о чем-то несбывшемся или навсегда потерянном, становилась все слышнее и явственней по мере нашего приближения. Это был напев знакомой русской песни  о человеке, не нашедшем своей доли».    И еще… «Рожок надрывался, плакал, повторял все ту же  жалобу, все тот же вопрос или упрек кому-то:

                        Доля, моя доля, где ж ты?

Быть может, эта тоскливая песня была в слишком резком контрасте с умиротворением и тихой грустью, навеянными осенней охотой, но только мне показалось, что ее поет убогий духом, озлобленный человек, не сумевший превозмочь свое, пусть огромное, горе, понять доступную всем радость бытия и теперь в эгоистическом порыве мстящий людям, не зная сам за что». )

  1. Кто играл на рожке?

( Слепой  рожечник Матвей)

  1. Как действовала эта музыка на товарища автора, Федора?

( Федор говорил: « От Матвеевых погудок я враз напьюсь. Так что не неволь, иди сам его слушай»)

  1. Найдите в тексте описание внешности Матвея.

( «Я нарочно стал раскуривать папиросу, чтобы лучше разглядеть Матвея. Оранжевый свет спички, отражаясь в неподвижный, стеклянных глазах слепого, ненадолго выхватил из темноты его лицо, в крупных чертах которого залегли глубокие тени, но я все же успел рассмотреть его.  Это было корявое от старости лицо, вырубленное грубо и небрежно, как заготовка, с выражением настороженности и какого-то напряженного выжидания»)

-Что сказал Матвей о том, как надо играть на рожке?

(Играть надо с душой! Против души не сыграешь.)

  1. Из чего делали рожки?

(«На рожки у нас шло дерево разное – и береза, и липа, а покойный Кондратьев Николай Васильевич, умел работать их из можжевела…Дерево это прочное, грубое, звук в нем не вязнет, исходит чистым, неизмятым.»)

-А что он рассказал о самой игре на рожке? Какие тайны раскрыл?

( « Сам-то Николай Василич ох как ловко играл! Другой покраснеет, надуется, а этот свободно, легко выводит, точно своим голосом поет. Да и голос у него редкостный. Теперь везде гармонь, а раньше-то  на свадьбах, на гулянках и на похоронах – все мы…Да. Умелыми-то рожечниками одна деревня перед другой хвасталась.  Не всякий тебе сыграет. Тут, кроме умения, полагается силу в груди иметь, а на губе нужно мужур набить, мазоль эдакую, а то губа к рожку прикипает – с кровью рвешь…»)

  1. Сумел автор передать дословно рассказ Матвея? Почему Что сказано о речи Матвея?

(Я долго еще слышал  это невнятное бормотанье, но постепенно речь его прояснилась, и он заговорил словами вескими, запоминающимися, точно брал каждое из них в щепоть и споро вкладывал  его слушателю в ухо. Чувствуя себя бессильным передать живой колорит этой речи, через  которую  впервые столь осязательно удалось мне прикоснуться к прошлому, я расскажу о нем так, как оно представлялось мне в рассказе Матвея»)

  1. Из какой деревни родом Матвей?

(Из деревни Мишнево)

-Рядом с каким городом эта деревня находилась? Как вы узнали об этом?

(Рядом с Суздалем. Матвей, будучи пастухом,  по воскресенья, оставив стадо на подпаска, любил уходить на большие базары в Суздале, толкаться там среди разного люда, приценяться к товарам.)

  1. Кто первым выдвинул идею создать хор рожечников?

( Тот самый односельчанин Матвея, Кондратьев Николай Васильевич, который слыл на деревне лучшим рожечником)

  1. Найдите в рассказе описание его внешнего вида.

(«…по красивому, опушенному мягкой  подстриженной бородкой лицу Кондратьева прошла улыбка»)    

  1. Из каких деревень приглашал Кондратьев рожечников?

(Из Мишнева, Суслова, Коверина, Горок, Машкова…)

-Кто такой Антон Картавов и какую роль он сыграл в судьбе становления хора?

(Антон Картавов и его жена Мотя пригласили  рожечников в Москву, в Петербург и другие города на гастроли , оплатив им поездку и став их  продюсерами.  И уже летом 1889 года  музыканты выступали в ресторанах и летних садах Петербурга.)

-Расскажите о встрече хора с императором Александром 111.

(Их привезли в карете, обитой внутри красным бархатом. Император слушал их на свежем воздухе, под липами Петергофского парка со всей своей семьей. Играли недолго. Потом император сам попробовал поиграть на рожке, но у него, конечно, ничего не получилось. Заплатил император за игру 150 рублей ассигнациями. По этому поводу Кондратьев сказал: «Иной купец в ресторане больше отвалит»)

  1. Что происходило с участниками хора за границей?

( Картавов пропил деньги и уехал, а им еле  удалось заработать деньги на обратный путь, так как они не знали, где выступать и  перед кем.)

-Из-за чего некоторые участники хора заболели черной меланхолией?

(Из-за тоски по родине).

-Опишите выступление хора в 1896 году на знаменитой Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.

(Там им приходилось очень много выступать, так как было полно народа, было жарко, они уставали, работали в пыли, в духоте, почти без отдыха.

  1. Кого они там встретили?

(Максима Горького. Но тогда он был еще мастеровым красильного цеха Алексеем Пешковым)

  1. В скольких губерниях выступили рожечники?

( « Мы сорок шесть губерний объехали, всего нагляделись. Что и баять?»)

  1. Уже в начале рассказа нам стало известно, что Матвей, после того как ослеп, стал играть на рожке тоскливые мелодии. А когда рожок ожил и неожиданно пропел веселую, озорную песню?

(Когда его жена Мария родила долгожданного сына)

  1. Всегда ли Матвей жил в тоске?

(Нет.  «Всегда он был за работой – в страдную пору даже косил, а зимой кустарничал – строгал ложки, гнул дуги, плел корзины, мастерил ульи. Чистоплотный, трудолюбивый и непоколебимо спокойный, он заставлял простить ему редкие приступы болезненной тоски, когда стонал и жаловался  неразлучный с ним рожок, а он заводил излюбленный разговор страждущего русского человека о «душе».)

  1. Как повлияла  на автора встреча с Матвеем?

(« С тех пор как я узнал Матвея, у меня появилась потребность

пожить иногда день - два  у старика и вдохнуть тот «русский дух», который исходил от его рассказов, от песен его рожка, от всего его облика, какой, должно быть,  принимали былинные богатыри в дни своей старости.»

«Может быть, встреча с Матвеем прибавила несколько живых , сообщающих аромат достоверности, подробностей к моим энциклопедическим сведениям о кондратьевском хоре владимирских рожечников, или дала материал для рассказа, который в ту пору я пытался писать, а может быть, заставила испытать чувство гордости за свой неиссякаемо талантливый народ?»)

  1. И мы с вами можем гордиться тем, что живем на старинной русской земле, богатой традициями  и талантливыми людьми.

Домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к любому эпизоду этого рассказа. Найти материал  о представителе Владимирской области, обладающем каким-либо мастерством,  об

умельце какого-либо народного промысла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мир, в котором нам предстоит жить". Урок по рассказу Р.Бредбери. 8 класс

Урок внеклассного чтения по фантастическому рассказу Рэя Бредбери ""Время, вот твой полет". Основные приемы -  прием предположений, «Инсерт», составление кластера...

Урок-исследование по литературе в 6 классе "Уроки доброты и нравственности в рассказе В. П. Астафьева "Конь с розовой гривой".

Разные виды исследовательской работы на уроке: групповое исследование, коллективное исследование, индивидуальное исследование - подводят учащихся  к осмыслению нравственных уроков произведения: б...

Урок-исследование по литературе в 11 классе. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».

К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постин...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...