«Пучеж – мой городок».
план-конспект урока по краеведению (9 класс) по теме

Мартиросян Ольга Геннадьевна

 

Пояснительная записка.

Первое направление – гуманитарное. Урок краеведения.

Тема урока: «Пучеж – мой городок».

Цели:

Образовательные: углубление и расширение знаний, обогащение их новыми

                                представлениями и понятиями, отражающие различные стороны

                                жизни Пучежа в разные исторические эпохи. 

Коррекционно-развивающие: развитие умственных способностей и практических

                                                    умений, развивать навыки наблюдения, учить делать

                                                    обобщение, развивать умение работать с картой,

                                                    л/времени.

Воспитательные: воспитывать любовь к своей малой Родине, своему городу,

                               интересным людям, интерес к предмету – краеведение.

В классе – 9 человек из них 1 девочка, 8 мальчиков. Все ребята из малообеспеченных семей, 6 человек из неполных. Низкая работоспособность у Злодеева М., Вахромеева В., Вострецова С. Слабая память у Абдуллаева Ж., Вахромеева В., затруднена деятельсть у Купричева А., Вострецова С., Вахромеева В. Беден словарный запас у Вострецова С., Абдуллаева Ж. Внимание неустойчивое, быстро отвлекается Сергеев Р., Ешимов Р., Борисова О.

По уровню развития: 6 человек по первому уровню, 2 – по второму уровню. Основная масса справляется с программой. Особый интерес проявляют Шибко А., Ешимов Р., Борисова О. Программа по краеведению на тему «История и культура родного края», составлена мною, заверена Институтом развития образования. Количество часов в неделю – 1, в год - 32

Занятия с учащимися 9 класса клуба «Краевед» проводятся на базе Пучежского краеведческого музея в форме экскурсий с элементами школьных уроков, викторин, уроков-путешествий, уроков-встреч по изученным темам. В ходе изучения «Истории нашего края» учащиеся знакомятся с экспонатами музея, свидетельствующими о духовной и материальной культуре Пучежа и Пучежского района с периода первого упоминания слободки в документах XVI  века и до XX века, когда город был основан на новом месте после переноса его в связи со строительством Горьковской ГЭС. Экспозиция музея, построенная тематическими блоками, наглядно раскрывает яркие страницы города в контексте исторических событий, происходивших в мировой и отечественной истории. Теоретический материал иллюстрируется предметами прошлого, что позволяет более ярко представить атмосферу того или иного периода в развитии Пучежа.

Данный урок был проведен с целью повторить и обобщить знания учащиеся по изученной теме, полученных в музее. Отмечаются трудности проведения повторительно-обобщающих уроков в специальной (коррекционной) школе, связанные с ограниченными познавательными возможностями учащихся с нарушением интеллекта (слабая память, неумение выделять главное, следить за развитием явления, делать выводы). На повторительно-обобщающий урок выносятся самые главные вопросы пройденной темы. Урок был проведен в виде устного журнала в форме презентации старого и нового Пучежа, с целью активизировать познавательную деятельность учащихся. На уроке применяла разнообразные виды наглядности. Использование мультимедийного проектора, DVD, музыкальное прослушивание (песня о Пучеже), помогло учащимся образно представить знания об истории Пучежа, что позволило более точно воспроизвести изученный материал. Наглядность обогащает образное мышление, обеспечивает прочность знаний, развивает наблюдательность, воображение, речь, оказывает воздействие на учащихся, формирует их эстетические взгляды. Наглядные образы являются основой для формирования представлений и понятий (выставки книг, рисунков, изделий изо льна).

Работа с картой, атласом, контурной картой, составление герба, л/времени – схематические наглядные пособия, использовала для формирования пространственных представлений, что обеспечивает прочное запоминание хронологических дат, лучшей ориентировки во времени и пространстве.

Сочетание коллективной, групповой, индивидуальной работы позволило ребятам переживать друг за друга, за свою группу, совместное решение помогало им не только мобилизировать собственные силы, но и ощутить помощь и поддержку своих товарищей. Встреча с интересными людьми (Е.А. Рыжова – пучежский поэт, С.В. Смирнов – научный сотрудник Пучежского краеведческого музея). Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников коррекционной школы.

Развитие и коррекция внимания.

Внимание является обязательным компонентом учебно-познавательной деятельности. Формирование интереса к предмету, создание на уроке атмосферы доброжелательности и вместе с тем требовательности к выполнению заданий способствовали поддержанию внимания учащихся на уроке. Для развития таких качеств произвольного внимания, как устойчивость, распределение, переключение, старалась разнообразить источники знаний и приемы учебной работы (презентация, работа в мини группах, в больших группах, индивидуальное сообщение, просмотр слайдов, работа по карточкам, коллективно-творческая работа). Развитие и коррекция воображения, восприятия путешествие в глубь веков (старый Пучеж, современный город, сохранившиеся знания, увиденные учащимися во время экскурсий, слайды. Развитие и коррекционное мышление с этой целью старалась ставить познавательные задачи, для этого чтобы понимать происшедшие изменения в городе, объяснить причины перемен. Предлагались ребятам и такие задания. Как вставить в текст пропущенные слова, найти выборочно и подчеркнуть описание герба, заполнить таблицу, вычислить год основания старого и нового Пучежа, вычислить сколько лет старому и новому городу, штурм версий (это не только развивало мышление, но и прослеживалась связь с математикой). Ребятам коррекционной школы трудно бывает выразить свою мысль, связно передать содержание какого-либо текста, для этого использовала внешние опоры, облегчающие ученику рассказ (опорные слова, таблицу, схему). При развитии и коррекции эмоционально-волевой сферы, дети старались проявить желание узнать больше. При изучении деятельности П.А.Зарубина, дети проявили свое отношение к результатам человеческого труда, гордость за великие достижения, любовь к Родине, городу, это они показали, выразив свои чувства с помощью цветовой гаммы. Эстетическое воспитание – это воспитание видеть красивое, выражать свои чувства, при помощи цветов дети украсили свой город и выразили свои пожелания городу.

При подведении итогов оценивала самостоятельность, активность, интерес учащихся к предмету, умение высказывать свои мысли, суждение. При планировании урока учитывались психологические особенности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл scenariy_uroka.docx40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Коррекционная работа

Содержание урока/деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Оргмомент

II Сообщении темы и целей урока

III Повторение и обобщение пройденного материала

Коррекция зрительного и слухового восприятия эмоционально-волевой сферы.

Встреча с интересными людьми способствует развитию кругозора, познавательных интересов учащихся

Коррекция мышления, воспитание коллективизма, активизация

1 слайд «Устный журнал

2 слайд «Современный «Пучеж»

3 слайд «План проекта»

Поисково-исследовательный метод, способствует развитию самостоятельности, творческих способностей, активизации, коррекции мышления

Коррекция пространственной ориентировки, мышления, творческих способностей.

Коррекция речи, мышления, развитие познавательной активности

Воспитание любви к родному краю, коррекция речи, памяти, эстетическое воспитание.

4 слайд «Старый Пучеж»

5 слайд «Основание города»

Коррекция мышления, активизация познавательной деятельности

Ориентировка во времени и пространстве, формирование пространственных представлений.

Коррекция мыслительных операций, активизация.

Коррекция образного восприятия

6 слайд. Развитие кругозора памяти, речи, активизации.

7 слайд. Встреча с интересными людьми формирует интерес к изучаемому предмету

8 слайд.

9 слайд

Коррекция мыслительной деятельности, памяти, творческих способностей

Коррекция эмоционально-волевой сферы, эстетическое воспитание, личностные ориентировки.

10 слайд

Урок наш необычный. И начнем его необычно.

Звучит песня Е.Рыжовой «Пучеж – мой городок»

Приложение 1.

Какая картина возникла в вашем воображении?

Эту песню Е.Рыжова посвятила нашему городу Пучежу. Ее слова написаны простым искренним языком. Елизавета Александровна является автором многих стихов. Ее произведения печатаются в книгах «Узоры», «Миражи» - сборниках пучежских поэтов, в районной газете «Пучежские вести». Она является членом клуба «Волжский ветер». Елизавета Александровна у нас в гостях. Представляем ей слово. Задайте вопросы нашему гостю.

Я приглашаю вас продолжить прогулку по нашему городу Пучежу для того, чтобы еще раз почувствовать красоту и неповторимость любимых мест, чтоб став взрослыми, вы могли сделать наш город еще прекраснее.

Задание: /групповая работа/

-сформулируйте тему урока, используя шифрограмму:

г

П

м

к

е

й

-

ч

о

ж

у

о

р

о

д

о

10

1

7

16

4

9

6

3

11

5

2

15

12

8

14

13

 «Пучеж – мой городок»

Мы проведем наш урок в форме устного журнала , в форме презентации, с целью закрепить знания об истории старого и нового города Пучежа.

Открываем первую страницу журнала «Современный «Пучеж».

Приложение 2.

1 группа

Задание:

На контурной карте (крупного размера) обводят маркером:

  1. Границу Ивановской области
  2. Областной центр – г.Иваново
  3. Границу Пучежского района.
  4. Районный центр – г.Пучеж
  5. Реку Волгу

2 группа

Пучеж на карте Ивановской области

Задание: вставить в текст пропущенные слова. Приложение 3

3 группа – герб Пучежа

 при затруднении используют образец

4 группа – описание герба Пучежа. Приложение 4

Защита презентации

Индивидуальное сообщение на тему:

«Главное богатство Пучежского района – лен»

Приложение №5

Приложение 6

План проекта «Старый Пучеж»

2 страница «Основание города».

У Пучежа необычная судьба. Наш город в связи со строительством каскада волжских водохранилищ был полностью перенесен на новое место. Поэтому существует две истории одного города. Одна из них уходит в глубь веков, когда во второй половине XVI века появилась небольшая Пучецкая слобода. До 1918 г. Пучеж не был городом, а посадом Юрьевецкого уезда Костромской губернии.

Словарная работа  

слобо’дка

 

поса’д

Задание:

Узнайте, в каком году основан наш старый и новый город?

/Неизвестные числа получают из разности сумм чисел на ногах и руках человечков/

Приложение 7.

Работа с л/времени.

1 группа: старый город основан  в 1594 году. Какой это век? (XVI в.)

Начало или конец?

2 группа: новый город основа в 1952 году. Какой это век? (XX в)

Познавательная задача.

Известно, что год основания нового города 1952 г., а год основания старого города 1594г.

Вопрос: Сколько лет новому и старому городу?

Приложение 8

Есть ли свидетели данных периодов? Докажите.

Наша пучежская поэтесса Елизавета Александровна является очевидцем того времени, когда был затоплен старый город и перенесен на новое место, а так же видела своими глазами, как строился новый город. Предоставим ей слово.

3 страница «Почему Пучеж Пучежем называют?»

Штурм версий. Как вы думаете, какая из них более достоверная? Почему?

Приложение 9

4 страница «Старый Пучеж»

Мы совершим путешествие в глубь веков и посмотрим каким был наш город Пучеж много лет назад и поможет нам в этом научный сотрудник С.В.Смирнов.

Рассказ сопровождается просмотром д/фильма «Старый Пучеж»

5 страница «Воскрешая забытые имена»

Культурный уровень большинства населения того времени был низок. И тем неменее и среди простого народа выходило много одаренных людей, умельцев, талантливых самоучек-изобретателей. Среди них наш земляк П.А.Зарубин. дом, где родился П.А.Зарубин.

Самостоятельная работа

Задание: заполнить таблицу(используют буклет при затруднении

Приложение 10

Проверка (пересказ о нашем земляке изобретателе), используя таблицу.

Какие чувства вы испытываете к нашему земляку П.А.Зарубину? Дайте  ответ, используя цветовую гамму и таблицу чувств (восторг, гордость)

Приложение 11

Что связано с этим именем у нас в городе? (название улицы, экспонаты музея, постамент)

Мы с вами вернулись в наш современный город

Коллективно-творческая работа

6 страница «Пожелания любимому городу»

Задание: напишите пожелание городу (включаю музыку)

Приложение 12

Приветствие. Рапорт дежурного о готовности к уроку.

Ученики слушают песню

Смотрят слайды о современном Пучеже

Высказывают свои мнения

Слушают учителя, обращают внимание на выставку книг.

Задают вопросы

Слушают учителя

Расшифровывают тему урока на карточках

Сообщают тему урока.

Слушают, смотрят слайды.

Знакомятся с планом

Работают в малых группах, используют атлас Ивановской области, карту, маркер.

Работают с текстом, используют атлас Ивановской области, дополнительную литературу.

Учащиеся собирают пазлы и наклеивают их на карты.

Учащиеся читают текст и поддерживают только описание герба.

Каждая группа отчитывается о проделанной работе (участвуют все).

1 ученик рассказывает, используя стенд с изделиями изо льна, сделанная руками учащихся нашей школы, остальные слушают.

Учащиеся знакомятся с планом.

Слушают учителя.

Работа со словарем

Дети выходя группами, выполняют работу на индивидуальных досках.

Работают с л/времени

Высчитывают группами

Отвечат доказывают

Учащиеся слушают, задают вопросы

Учащиеся поочередно называют версии происхождение названия города.

Слушают

Смотрят фрагменты фильма, слушают

Слушают, смотрят слайды о П.А. Зарубине и его изобретениях.

Задания выполняют индивидуально – письменно на карточках.

Один ученик рассказывает остальные проверяют, дополняют, оценивают.

Учащиеся поднимают карточки из цветной бумаги и доказывают, используя таблицу чувств.

Дают комментирование ответов

IV Подведение итогов

Какую тему изучали?

Что узнали на уроке?

Дают полные ответы

V Оценки

Оцените свою работу, используя цветовую гамму.

Учащиеся оценивают себя сами

Красная карточка – 5

Зеленая карточка – 4

Синяя карточка - 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Городок друзей"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте по теме "Городок друзей" рассчитан на детей дошкольного возраста 6-7 лет. Рекомендуется для использования на занятиях по обучению грамоте в детских садах...

Проект "Снежный городок" (объемное конструирование)

План-конспект урока изоискусства в 7 классе "Проект "Снежный городок" (объемное конструирование).Углубление знаний учащихся об архитектуре и проба сил в качестве архитекторов....

Проект сооружения хоккейной площадки "Зимний городок"

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: повышение социальной стабильности поселения через создание условий для формирования здорового образа жизни детей и молодежи поселения, укрепления физического, психического, нравственного...

люблю мой славный городок...

заочная экскурсия по святым местам г.Арзамаса (Нижегородская область)...

Урок внеклассного чтения в 5 классе по сказкам русских писателей. С.Т.Аксаков "Аленький цветочек". М.Ю.Лермонтов "Ашик-Кериб". В.Ф. Одоевский "Городок в табакерке"

Урок в форме командной игры помогает вызвать интерес учащихся к  внеклассному чтению и позволяет учителю проконтролировать  изучаемый материал...

строим городок

Повторительно- обобщающий урок по теме "Атмосфера"....

Городок металлургов- городок для детей

Программа по воспитанию культуры межнациональных отношений ПЛАНЕТА ДРУЗЕЙ реализуется в школе 2 на протяжении 10 лет. В рамках программы проводятся различные мероприятия- конкурсы рисунков. выставки л...