Урок краеведения "Река времни"
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме

Коренюгина Лариса Владимировна

В ходе учебной (познавательной) деятельности на  уроке  у  обучающихся формируются  представления о географическом положении Восточно-Зауральского края; об истории заселения древними людьми  нашего края  времен каменного века; об археологических памятниках Восточно-Зауральского края.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_no_reka_vremeni.docx21.43 КБ
Файл reka_vremeni.pptx934.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок №

Тема: Река времени

Задачи урока:

 Обучающие: способствовать формированию представлений о географическом положении Восточно-Зауральского края; формированию знаний об истории заселения древними людьми  нашего края  времен каменного века; формированию знаний об археологических памятниках Восточно-Зауральского края;

Развивающие: способствовать обучению учащихся находить необходимые сведения по тематическим картам, дополнительной литературе; составлять таблицы;  характеризовать объекты; устанавливать причинно-следственные связи изучаемых явлений;

Воспитательные: способствовать формированию познавательного интереса к истории развития родного края; самостоятельности и личной ответственности в учебной деятельности на уроке и при подготовке домашнего задания

Оборудование: «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области»  топонимический словарь Шувалова Н. И. презентация «Река времени», Атлас Челябинской области, коллекция минералов и горных пород (яшма, кварц, халцедон)

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты

Организация начала урока

Психологический настрой учащихся

Организация рабочего места

Готовность учителя и учащихся к уроку

Сообщение темы урока и его задач

Тема урока «Река времени»

Вопросы:

1.Почему территорию нашей области в комплексном районировании выделяем три края?

2.О каких реках идет речь?

3. Почему её можно назвать дорогой в прошлое- рекой времени?

Предлагают варианта ответов.

Отвечают на вопросы используя карты Челябинской области. Работают со слайдами № 1, 2, 3, 4,5, 6

Выяснить основные причины комплексного районирования:

 1. Особенности рельефа;

 2. Особенности климата;

 3. Особенности природных зон

Изучение новых знаний, необходимых  для формирования умений

Используя физическую карту Челябинской области определить исток, направление, устье река Миасс. Определить какому речному бассейну принадлежит река Миасс. Определить, в какой части Челябинской области располагается междуречье р. Миасс и р. Исеть. Объяснить топонимическое значение названию Миасс

Работа по физической карте Челябинской области и топонимическому словарю

Формирование представлений о географическом положении Восточно-Зауральского края; топонимическом толковании названия р. Миасс

Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях-по аналогии

Заполнение таблицы «Археологические памятники каменного века на территории Восточного-Зауралья »

Памят-

ники

Топоно-

мический конструктор

Муниц. район

находки

Знаменитые археологи

р. Багаряк

оз. Большие Аллаки

Формирование знаний об истории заселения древними людьми  нашего края  времен каменного века; формирование знаний об археологических памятниках Восточно-Зауральского края

Упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях

Памят-

ники

Топоно-

мический конструктор

Муниц. район

находки

Знаменитые археологи

Аргази

При  заполнении таблицы необходимые сведения об Аргазинском водохранилище учащиеся находят по дополнительной статье в  Приложении 1, а так же в топонимическом словаре Шувалова Н. «От Парижа до Берлина по карте Челябинской области»,  в Атласе Челябинской области

Способствовать обучению учащихся находить необходимые сведения по тематическим картам, дополнительной литературе; составлять таблицы;  характеризовать объекты; устанавливать причинно-следственные связи изучаемых явлений

Упражнения по отработке навыков

Инструкция по решению тестовых заданий.

Слайды 7-14 

Решение тестовых заданий

Определить уровень усвоения знаний, умений и навыков. Коррекционная работа по теме Слайды 15-20

Домашнее задание

Контурная карта стр. 20 «Стоянки древних людей», конспект, сообщение археологические памятники бронзового века

Способствовать формированию познавательного интереса к истории развития родного края; самостоятельности и личной ответственности в учебной деятельности на уроке и при подготовке домашнего задания

Итоги урока с оценкой о проделанной работе

Оценка выполнения поставленных задач урока, деятельности учащихся, необходимость корректировки основных ЗУН по теме

Приложение 1

Неолит Южного Зауралья

Институт истории и археологии УрО РАН

В 70-е-80-е годы исследования памятников неолита в Южном Зауралье было продолжено коллективами Уральской археологической экспедиции и Урало-Казахстанской археологической экспедиции. Участником экспедиции был археолог А.Ф. Шорин. Работы Уральской археологической экспедиции были сосредоточены на памятниках Аргазинского водохранилища в 1975-1980 г. в связи с новым поднятием уровня воды в водохранилище. На береговой линии и на островах было

исследовано 16 памятников, содержавших остатки неолита и энеолита.

Самым распространенным материалом для изготовления орудий служила южно-уральская яшма различных цветов: сургучно-зеленая, сургучная, серая, черная.

Кроме этого, употреблялись различного цвета кремень, халцедон, кварц, горный хрусталь.

Неолитический этап характерен расширением ассортимента орудий, в том числе и орудий на пластинках. Одним из новых типов являются пластинчатые наконечники стрел.

Скребки, немногочисленные в мезолитических коллекциях, составляют значительные серии. Вообще, формы скребков очень разнообразны -

боковые, округлые и т.д.

Двусторонне обработанные наконечники стрел и дротиков типологически очень разнообразны, большинство из них представлены обломками.

Целые экземпляры и обломки представлены ножами, топорами, теслами, долотами.

  Источник: http://www.sati.archaeology.nsc.ru/index.html?mi=255


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Река времени Автор презентации Коренюгина Лариса Владимировна учитель географии и краеведения МОУ СОШ № 1. Варны 2013

Слайд 2

Комплексное районирование Челябинской области 1. Особенности рельефа изучаемой территории 2. Особенности климата изучаемой территории 3. Природные зоны изучаемой территории

Слайд 3

1. Особенности рельефа изучаемой территории горы пенеплен или равнина — практически ровная, местами слабовсхолмлённая поверхность н изменная равнина

Слайд 4

2. Особенности климата изучаемой территории К увл > 1 К увл ≥1 К увл < 1

Слайд 5

3. Природные зоны изучаемой территории Горно-лесная Лесостепная С тепная

Слайд 6

Восточно-Зауральский край

Слайд 7

Изделия из камня

Слайд 8

Проверь себя по теме «Река времени»

Слайд 9

1. Восточно-Зауральский край располагается на: А) северо-западе Челябинской области; Б) на северо-востоке Челябинской области

Слайд 10

2. Древние люди каменного века жили в: А) Пещерах; Б) Шалашах из бересты или шкур диких животных

Слайд 11

3. Аргази означает: А) Пестрое озеро; Б) Добрый хозяин

Слайд 12

4. Озеро Большие Аллаки располагается в: А) Кунашакском районе; Б) Аргаяшском районе

Слайд 13

5. Участником Уральской археологической экспедиции был археолог: А) В.Т. Петрин ; Б) А.Ф. Шорин

Слайд 14

6. В междуречье каких рек располагаются археологические памятники Восточно-Зауральского края?

Слайд 15

Ответы по теме «Река времени»

Слайд 16

1. Восточно-Зауральский край располагается на: А) северо-западе Челябинской области; Б) на северо-востоке Челябинской области

Слайд 17

2. Древние люди каменного века жили в: А) Пещерах; Б) Шалашах из бересты или шкур диких животных

Слайд 18

3. Аргази означает: А) Пестрое озеро; Б) Добрый хозяин

Слайд 19

4. Озеро Большие Аллаки располагается в: А) Кунашакском районе; Б) Аргаяшском районе

Слайд 20

5. Участником Уральской археологической экспедиции был археолог: А) В.Т. Петрин ; Б) А.Ф. Шорин

Слайд 21

6. В междуречье каких рек располагаются археологические памятники Восточно-Зауральского края? Исеть и Миасс

Слайд 22

Оценки «5» - 6 верных ответов «4» - 5 верных ответов «3» - 4 верных ответа

Слайд 23

Дома Контурная карта стр. 20 «Стоянки древних людей», конспект, сообщение археологические памятники бронзового века


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...