"Освение Кубани русскими переселенцами в конце 17 века"
методическая разработка по краеведению (7 класс) по теме

Куба Ирина Анатольевна

Урок кубановедения в 7 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon osvoen_kubani_rus_peres.zip608.58 КБ
Файл urok_-7_kl.docx28.6 КБ

Подписи к слайдам:

Полное закрепощение крестьян к середине
XVII
Соборное
уложе́ние
1649 года
 — свод законов Московского государства,
регулирующих различные области жизни, памятник российского права XVII века.
Алексей Михайлович (Тишайший) (19 марта 1629 — 26 января 1676) — второй русский царь (14 июля 1645 — 26 января 1676) из династии Романовых, сын Михаила Фёдоровича
.
Начало заселения
Кубани русскими переселенцами

(вторая половина XVII века)

1649
год
принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича
1653
год
церковно-обрядовая реформа патриарха Никона.
1688
год
переселение части казаков – раскольников под предводительством Льва
Манацкого
и Петра
Мурзенко
на Северо-Восточный Кавказ. Часть из них
осела
на реке Кума (приток Кубани)
1692
год

переселенцы именуются
кубанскми
казаками

Освоение Кубани русскими переселенцами в конце
XVII


века
Учитель
кубановедения
МОУ ООШ № 99
имени Героя России Д.Д.
Тормахова
Куба Ирина Анатольевна
Церковно-обрядовая реформа –

изменение обрядов в православной церкви России в конце
XII
века
Церковный раскол-
нарушение мира и единения с Церковью из-за различий, не связанных с искажением истинного учения о догматах и таинствах. Основатели и последователи движения раскола именуются раскольниками.

Начало заселения
Кубани русскими переселенцами

(вторая половина XVII века)

1649
год
1653
год
1688
год
1692
год

Знание РОДНОГО КРАЯ –

НАША СИЛА И ВЕЛИЧИЕ родины

Ф.А. Щербина
Патриа́рх

Ни́кон
(мирское имя
Ники́та

Ми́нин
(
Минов
); 7 мая 1605 — 17 (27) августа 1681 — шестой московский патриарх, имевший официальный титул
Божиею

милостию
великий господин и государь...
Церковный Собор 1654 года

(Патриарх Никон представляет новые богослужебные тексты) А. Д. 
Кившенко
, 1880 г.
Домашнее задание
&15
, стр. 76-78
Составить рассказ от имени русского старообрядца о причинах его переселения на Кубань
Составить 5 вопросов по данной теме
Цель урока:
Рассмотреть причины заселения русскими территории Кубани
Задачи:
Показать отношение царской власти к переселенцам
Познакомиться с новыми терминами
«…
1688 год был роковым для многих раскольников Донского края, они старались уйти за пределы российских границ, чтобы избегнуть казней и разорения. Убегавшие со своей родины казаки староверы делились на партии и шли туда, куда их вели
партионные
представители. Одна из таких партий в этом году вышла на Кубань
».
Кубанский историк П.П. Короленко
Кубань до заселения русскими переселенцами
Фрагмент карты Российской империи XVII века из современного школьного российского атласа
Действия властей:
Условия получения прав казаками:
1)право
на владение землёй
Несение пограничной службы: охрана южных границ от татаро-турецких
набегов
2
)
получение жалования от
правительства
Подавление крестьянских и казачьих выступлений( беднейших казаков
)
3
)
право не платить подати и
повинности
Требования правительства о выдаче беглых крестьян и сторонников
раскола
4)право
без оброка ловить
рыбу
5
)
право беспошлинной торговли
Применение на Дону кодекса сыска беглых
крестьян
6)

право
носить одежду старого покроя и бороды.
Действия властей по закреплению за казаками привилегий,
отличавших их от других категорий населения
:
Причины переселения русских поселенцев на Кубань

Принятие «Соборного уложения»
царём Алексеем Михайловичем 1649 год


Осуществление церковно-обрядовой
реформы Никона 1653 год


Предварительный просмотр:

Раздел 3. История Кубани XVII-XVIII веков

Тема: «Освоение Кубани русскими переселенцами в конце XVII века»

Цель урока: Познакомить учащихся с причинами переселения  русских    на  Кубань.

Задачи:

  1. Показать  отношение царской власти к переселенцам.
  2. Познакомиться с новыми терминами.

Тип урока: урок-лекция с элементами беседы (вводный).

Оборудование: мультимедийный проектор

Термины: «Соборное Уложение1649года », церковно-обрядовая реформа, церковный раскол.

Ход урока:

  1. Организационный момент
  2. Сообщение нового материала
  3. Домашнее задание
  4. Закрепление

2. Изучение нового материала:

План

  1. Причины переселения русских людей на Кубани.
  2. Отношение  царской власти к переселенцам

Сегодня, ребята, мы начинаем изучение нового раздела предмета Кубановедения История Кубани 17-18 веков.  В этом разделе вы познакомитесь с историей заселения Кубани. Войнами, которые проходили в это время, об образовании Черноморского казачьего войска, знаменитыми людьми того времени и, конечно, об основании столицы Краснодарского края города Екатеринодара.

Слайд 1

         Эпиграфом к сегодняшнему уроку  являются слова известного земского статиста Федора Андреевича Щербины «Знание родного края – сила и величие России». Кто пояснит эти слова?.......

Верно, историю страны невозможно изучить, не зная истории отдельных регионов, как и наоборот история отдельного региона тесно переплетается с историей нашей замечательной страны.

Слайд 2

Итак, тема сегодняшнего урока: «Начало освоения Кубани русскими переселенцами в конце 17 века».

 Посмотрите на слайд, что  вы  можете сказать о территории края? (не освоенная, находилась вне пределов государственной территории России)

         Что же, какие силы заставили народ покидать родные места? Что заставляет народ осваивать новые земли?   (либо гонения, либо исследования п.и. и пр.)

Слайд 3

Вот мы и подошли к цели нашего урока, выяснить причину заселения русскими территории края. История нашей Малой Родины неразрывно связана с историей Великой России. Именно в ее истории нам нужно искать причину переселения русских на территорию Краснодарского края.

Задачи:

Показать  отношение царской власти к переселенцам.

Слайд 4-8

Итак, заглянем в прошлое.  Появление русских на Кубани относится к концу 17 века и связано с церковной реформой патриарха Никона.

Патриарх - Высшее духовное лицо, глава православной церкви N1.

Ещё до принятия патриаршества Никон обращал внимание на ошибки, допущенные в богослужебных книгах. И ещё до него пытались эти ошибки исправить; но исправления велись всё по тем же славянским книгам, правда, более древним, но тоже с ошибками, допущенными при переписывании греческих (византийских) оригиналов. С греческих книг не брались исправлять просто за незнанием греческого языка. Но, тем не менее «исправленные» книги печатались и вводились в обращение, а печатное слово уже считалось «неприкосновенным»

В 1654 году, через два года после вступления на патриарший престол, Никон созвал русских архипастырей на собор, и они признали необходимость исправления богослужебных книг и обрядов, что было закреплено соответствующим соборным актом. Содержание сводилось к приведению русских религиозных текстов и обрядов в соответствие с греческими образцами. Например, двуперстное   крестное знамение было заменено троеперстным, имя Спасителя, ранее писавшееся «Исус», было переделано на «Иисус» и др.

Реакция населения на преобразования Никона была неоднозначной. Православные, не согласные с нововведениями, стали считать самого патриарха и его единомышленников еретиками и отступниками. Особенно много было недовольных среди крестьян и посадских людей. Дело в том, что церковно-обрядовая реформа церкви проводилась почти одновременно с реализацией норм «Соборного уложения» Александра Михайловича (1649г) предусматривавших полное закрепощение крестьян.

Государство выступило на стороне церковных реформаторов.  Царь издал указ, по которому велено было сжигать тех верующих и священнослужителей, которые после расспросов и пыток не отказывались от старой веры, были названы раскольниками.        Народные массы, становясь на защиту «старой веры» (староверы), тем самым выражали свой протест против феодального гнета.

Опасаясь от преследований, староверы уходили на окраины России. (Север, Урал, Сибирь) Одним из таких мест стал и Донской край, где жил народ вольных казаков. В то время донские земли административно не подчинялись Московскому государству и являлись прибежищем для людей, в силу разных причин скрывшихся от царского правительства (беглые крепостные, преступники и пр.) Донские казаки принимали их у себя, причем существовало правило: «С Дону выдачи нет»

Тем не менее, в течение 70-80 годов 17 века царское правительство неоднократно обращалось к Войску Донскому с требованием о выдаче инакомыслящих, и в 1688 году эти требования были удовлетворены, донской войсковой  атаман Денисов получил царский приказ разорить пристанища раскольников на Дону, а их самих казнить. Опасаясь расправы, свободолюбивые казаки и старообрядцы обратили свои взоры на берега Кубани и Кумы, где по бескрайним степям были разбросаны лишь редкие кочевья татар.

Слайд 9

Известный кубанский историк П.П. Короленко писал: «…1688 год был роковым для многих раскольников Донского края, они старались уйти за пределы российских границ, чтобы избегнуть казней и разорения. Убегавшие со своей родины казаки староверы делились на партии и шли туда, куда их вели партионные представители. Одна из таких партий в этом году вышла на Кубань». Численность прибывших неизвестна, а привел их сюда атаман – предводитель Петр Мурзенко. Крымский хан указал место для поселения при слиянии  реки Лабенчик (Лаба) и Кубани.На высоком берегу Лабы, на месте древнего городища казаки построили каменный городок, в последствии получивший название Некрасовка.

Другая партия в 2000 семей под предводительством Левка (Льва) Манацкого в том же году ушла на реку Куму. Здесь в «пустынном месте среди лесов рек Кумы и Домузлы,вблизи руин древних Маджар», переселенцы построили земляной городок.

В 1692 году с Дона на Кубань отправилась еще одна партия их сторонников. Они приняли покровительство крымского хана и получили дозволение поселиться между Кубанью и Лабой. Переселенцы стали именоваться кубанскими казаками.

В 1695 году один из предводителей- Лев Манацкий прибыл в Черкасск повинной. Однако ему не  поверили в искренность и казнили. Впоследствии кубанские казаки из-за Кубани переселились на Таманский полуостров. Он стал своеобразным плацдармом, откуда они совершали совместные с крымскими ханами походы в русские земли.

Так закончился первый этап заселения Кубани.

3. Домашнее задание:

  1. &15, стр. 76-78
  2. Составить рассказ от имени русского старообрядца о причинах его переселения на Кубань ( по желанию)
  3. Составить 5 вопросов по данной теме

4. Закрепление.

Слайд 11-13.

Ребята, я вам предлагаю  заполнить таблицу на основе учебника:

Начало заселения Кубани  русскими переселенцами  (вторая половина XVII века)

1649 год –

принятие Соборного уложения царя Алексея Михайловича

1653 год-

церковно-обрядовая реформа патриарха Никона

1688 год –

переселение части казаков – раскольников под предводительством Льва Манацкого на Северо-Восточный Кавказ. Часть из них осела на реке Кума (приток Кубани).

1689 год-

переселение трёхсот казачьих семей на реку Кума.

1692год

Переселенцы именуются кубанскими казаками

Ребята заполняют таблицу. Делают выводы о причинах переселения, выводы записывают в тетрадь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русско-турецкие войны конца XVIII века. Кубань в Русско-турецких войнах

Подробный конспект урока.(размещается только в папке с конкурсным материалом) Организационная информацияТема урока Русско - турецкие войны конца XVIII века.Кубань в русско-турецких войнахПре...

Активная лекция "Современная русская литература (литература конца 20 века - начала 21 века)"

Представлены направления современной русской литературы, их временные рамки,  "опознавательные знаки" и представители. Указаны ведущие темы  современной литературы....

Методическая разработка урока истории России "Русская культура XIV-XVI"веков (по учебнику "История России с древнейших времен до конца XVI века" под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной).

Представлена методическая разработка урока "Русская культура XIV-XVI веков" для 6 класса . Тема рассчитана на 2 часа и состоит из двух частей "Просвещение, устное народное творчество, литература XIV-X...

ПРОГРАММА элективного курса по литературе «Специфика воплощения авторского идеала в русской прозе Мордовии конца ХХ − начала XXI веков» для учащихся 9-11 классов

Актуальность. Особый интерес  в непрерывном образовании приобретают вопросы о воспитании высоконравственной личности.  В связи с этим важное значение приобрела проблема идеала и идеального н...

Разработка урока по теме: Русское государство в конце IX начале XVII века"

Разработка обобщающе - повторительного урока по истории России 6 класс в форме игры "Звездный час". Игровая технология позволяет повторить важные факты из курса истории России за 6 классна эмоциональн...

Начало заселения Кубани русскими переселенцами

Начало заселения Кубани русскими переселенцами...

Конкурс открытых занятий. Тема "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М.Горького и И.Бунина").

Открытое занятие на тему: "Русская литература в конце XX века и начале XXI века. Какой он, человек в эпоху социальных потрясений? (На примере биографии и творчества М. Горького и И.Бунина )"...