поурочное планирование
план-конспект урока по краеведению (6 класс) на тему

Разработки к урокам кубановедения 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6-1_k.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

6 «А»

03.09

Урок № 1

Тема:

Кубань – перекресток цивилизаций

Цель:

Познакомить учащихся  с историей  малой родины, являющейся частичкой всеобщей и российской истории

Задачи:

  1. Формирование целостного и в тоже время территориально-дефференцированного представления о населении Кубани в древности; возникновении новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов.
  2. Диагностика развития общих учебных умений и навыков: работа с учебником, картой, справочным материалом и т.п.
  3. Формирование интереса и мотивации обучения, уважительного  отношения  и сопричастности к истории своей малой родины.

Оборудование:

Мультимедиа /презентация «Кубань – перекресток цивилизаций»/

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. инициация:  знакомство с классом; требования к учащимся;
  2. вхождение в тему: постановка целей и задач урока;
  3. формирование ожиданий учеников
  1. Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу

Беседа с классом.

  1. Что представляет собой кубановедение как наука?
  2. Вспомните наиболее  интересные  и важные исторические  факты, события  из  курса: "Кубановедение: археология, мифология, культура" в 5 классе.
  3. Как вы понимаете утверждение выдающегося исследователя Кубани Ф. А. Щербины: "В знании истории  родного края сила и величие народа"?
  1. Изучение нового материала

Интерактивная беседа /рассказ с использованием презентации/

      Учитель. Чтобы полнее представить весь колорит народностей, населявших наш край на протяжении многих веков, обратимся к истории его возникновения, к его истокам.

Конечно, основу современного Краснодарского края, включающего в себя более 120 национальностей, составляют русские, но более 2-х столетий назад, кубанский край заселили черноморские казаки, бывшие запорожцы, выходцы с Украины, и донские линейные казаки - потомки беглых русских крестьян. А ещё раньше, как и в последующие годы, здесь оседали «служилые» русские солдаты, женившиеся на дочерях и сестрах кунаков-горцев, армян, греков, на пленённых турчанках. А тысячу лет назад тут стояли древние русские поселения Тмутараканского княжества, и чуткий музыкальный слух ещё и теперь может уловить тяжеловесный, тмутараканский камень, древнерусский речевой оборот…

В шестом классе нам всем вместе предстоит пройти долгим  историческим путем наших предков, охватывающий значительный промежуток времени, познакомиться с историей, культурой, образом жизни кочевых и осёдлых племён Прикубанья в раннем железном веке. Определить роль великой древнегреческой колонизации в этнополитическом и культурном сближении народов Кубани, взаимовлияния и взаимопроникновения греческой, меото-сарматской, скифской культур.

 Чтобы путешествие по данному курсу было познавательным и интересным на каждом уроке вашим помощником станет учебник.

Проработка содержания темы

1. Знакомство с учебником.

 Задание: выяснить фамилии авторов, название учебника, оглавление (сделать акцент на заключение).

Игра «Навигатор»:

- обратить внимание школьников на одного из авторов учебника, кубанского историковеда Бориса Алексеевича Трехбратова (просмотр фрагмента видеофильма «История Кубани – обращение Б.А. Трехбратова к учащимся).

- организовать работу с текстом «Введения» (ученикам предлагается прочитать стр. 5-6 учебника).  

2. Работа с терминами, датами и понятиями.

 Используя хронологическую таблицу, словарь учебника (вопросы и задания учитель корректирует самостоятельно в ходе изучения содержания и структуры учебника. Особый акцент сделать на терминах: национальность и народность).

Народность.  Одна из форм этнических общностей людей, объединённая происхождением, имеющая единый язык, территорию и культуру.

Национальность.

Устойчивая общность людей, исторически складывающаяся из различных племён и народностей в процессе формирования общности их территории, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера.

Знакомство с атласом «История Кубани».

Информация для учителя (памятка  для работы с  атласом и исторической картой):

- при работе с исторической картой предложить учащимся опираться на знания по картографии, приобретенные на уроках природоведения в начальной школе; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики исторических объектов;

4. Закрепление изученного материала

Задание № 1

Решить тест

 Оценить утверждения и поставить  в соответствующем квадрате значок  «+»   или   «-»:

Кубань – многонациональный край:

      ВЕРНО                                                   НЕВЕРНО

        Племена Прикубанья в раннем железном веке вели оседлый образ жизни:

   

     ВЕРНО                                                   НЕВЕРНО

Огромную роль в культурном сближении народов Кубани в V в до н. э. сыграла греческая колонизация:

   

   ВЕРНО                                                   НЕВЕРНО

Задание № 2

Ответить на вопросы.

- Какая наука изучает историческое прошлое людей по предметам быта? ___________(археология)

- Назовите эпохи истории первобытности?____________________________________ (каменный, бронзовый и железный века)

- Перечислить  племена и народности, проживавшие  на территории Кубани в древности____________________(скифы, сарматы, меоты, греки).

Задание № 3

Выполнить Синквейн

Из предложенного набора  выбрать слова, характеризующие понятие   1. КУБАНЬ на сегодняшнем учебном занятии:

2 Широкая, многонациональная, историческая, богатая, степная.

3.Кормит, процветает, воспитывает, оберегает, обогащает.

4. Житница России. Перекрёсток цивилизаций.

5. Родина. Отчизна.

КУБАНЬ

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Материал для учителя. Порядок написания синквейна:

Первая строка - одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка - два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока - три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка - короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка - одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Рефлексия/саморефлексия учащихся (заполнить таблицу)

Понравилось

Не понравилось

Было интересно, хотелось бы ещё

5. Домашнее задание

Творческое задание:

  1. Рисунок «Любимый уголок родного края»
  2. Открытка «С днем рождения, мой край родной»
  3. Сообщение «Мой край в цифрах и датах»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование по алгебре 8класс

Рабочая программа с поурочным планированием по алгебре для 8 класса . Авторы Макарычев Ю.Н., Миндюк, под редакцией Теляковского.....

Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.

Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой  «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...

Тематическое поурочное планирование математики в 5 классе

Поурочное тематическое планирование по математике в 5 классе к УМК Виленкина...

Поурочное планирование уроков математики в 8 классе

Всего 6 часов в неделю: алгебра - 4 часа, геометрия - 2 часа.УМК: алгебра - Макарычев Ю.Н.           геометрия - Атанасян Л.С....

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса: Рабочая программа по модулю, Календарно-тематическое планирование, Поурочное планирование.

Учебно-методический комплекс по курсу "Основы мировых религиозных культур" для 5 класса:Рабочая программа по модулю "Основы мировых религиозных культур",Календарно-тематическое планирование с поясните...