Колорит местного говора урок конференция
план-конспект урока по краеведению (6 класс) по теме

Хворикова Любовь Венидиктовна

Цель урока-конференции показать красоту народной речи, значение народного языка в художественной литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kolorit_mestnogo_govora.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - конференция

 русский язык в 6 классе

Тема: Колорит  местного говора

Цели:

1) Показать красоту народной речи, значение народного языка в художественной литературе;

познакомить учащихся с особенностями тютнярского диалекта;

2) Формировать умение находить и классифицировать диалектизмы в фольклорных жанрах, устной речи, в художественной литературе;

развивать творческие способности учащихся;

3) Воспитывать интерес к русскому языку, к устному народному творчеству

Оборудование; выставка творческих работ учащихся, костюмы для сценок, видеофильм, раздаточный материал с таблицами, брошюра Баскаковой Н.А., исследовательские работы учащихся по индивидуальному перспективному заданию, «сказы» П.П.Бажова

ПЛАН УРОКА

1.Введение

2.Споварно-помятийная работа

З.Объяснение нового материала

А) работа с таблицами

Б) выступления учащихся

В) практикум: комментированное письмо

4 .Фонетические особенности диалекта на примерах тютнярского фольклора

5.Отражение диалекта в литературных произведениях ( «Сказы» Бажова, произведения Власовой) 6.Фил&?д « Тютиярские посиделки»

1.Оргмомент.

- Язык- это богатство, которое дается нам от рождения. В нем все: и любовь матери, и родовые корни, и история нашей Родины, большой и малой. Малая наша Родина" это село Кузнецкое, или Тютняры

«Колорит местного говора» ~ тема нашего урока.

( Сообщение целей урока, оформление

тетрадей).

-г.Споварно-понятийная работа. Запись слов, соответствующих понятиям:

1) говор, на котором говорят люди, проживающие в одной местности;{Диалект)

2) устное народное творчество;                              (Фольклор)

3) словарный состав языка;                                  (Лексика)

4) (от лат. Колор-цвет). Совокупность особенностей, яркость звучания;(Колорит!

5) раздел науки о языке, изучающий образование слов;(Словообразование)

6) лексическое значение слова;                    (Семантика)

7) раздел науки о языке,изучаюший звуки речи-     (Фонетика)

З. Особенности тютнярского диалекта (объяснение нового материала)

-Работа с таблицами

-Как называется таблица?

-Сколько разделов в ней? Как называются?

-Что такое лексические диалектизмы? Лексико-семантические? Фонетические? Словообразовательные? Морфологические?

Выступление уч-ся с работами по индивидуальным заданиям

Комментированное  письмо (заполнение таблицы!):

 КАТЕТКА, БАСКАЯ,ДАИЧЕ, НАТАКАТЬСЯ, НА СТУЛЕ, УРЫЛЬНИК, СКАЗЫВАТ, ОШКАП, РЯДОМ ДОМА, ЕЁНЫЙ.

4.Тютнярский фольклор

-Частушки (Лезина Оля, Чуйкова Женя)

-Закличка (Динмухаметова Лиза}

-Рассказ ~ беседа, бабушек (Беспалова Даша, Динмухаметова Лиза)

- Какие особенности диалекта проявляются в этих примерах? ~ Фонетические. Запишем в таблицу.

5. Отражение уральского диалекта в художественной литературе

-Кто из писателей, авторов сказов и легенд, писал о нашем селе, об Урале? (П.П.Бзжов, С.К.Власова)

-Как называются эти их произведения?

Закрепление

ВИДЫ ДИАЛЕКТИЗМОВ

': ЛЕКСИЧЕСКИЕ

ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ

ФОНЕТИЧЕСКИЕ

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ

Слова, у потребляем ые и понятные только 1 местным жителям

Общеизвестные слова, получившие в данной местности особое значение

Общеизвестне слова, произносимые в данной местности по-особенному

Слова/ получившие в диалекте особенные (неверные) суффиксы

Не свойственные литературному языку формы словоизменения

;

——————————————„„———————

        Павел Петрович Бажов « Синюшкин колодец»

(Отрывок) Илюха/ видишь, не потаил, где богатство взял.Ну, рыться по тем местам стали, да и натакались по Зюзельке на богатимое золото. На моих еще памятях тут хорошо добывали. А колодца такого так и не нашли. Туман синий, - тот и посейчас на тех местах держится, богатство кажет.

Мы ведь что! Сверху поковыряли маленько, а копни-ко поглубже... Глубокий, сказывают, тот Синюшкин колодец. Страсть глубокий. Еще добытчиков ждет.

Словарно-понятийная работа работа

( «Сказы», «Тютиярская старина», к Герцогиня Акуля»)

—Прослушайте отрывок из «Синюшкиного колодца». Выпишите диалектизмы-

(Натакались, сказывают-лексические; кажет- словообразовательный; страсть-севдзмтико-лексич.)

6.Итоги.

-Что узнали о местном говоре? ( Он проявляется в устной речи старшего поколения коренных жителей, в фольклорных жанрах, отражается в художественной литературе, придавая ей особенный колорит. Диалектизмы бывают фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, лексико-семантические).

7. Видеофильм «Тютнярские посиделки»,

Тютнярский диалект

Расшифровка

ФИО

Сведения о сказителе

32.Чаво?Че?

Что? % Чаво он сказыват?»

БапдинзЗоя Николаевна

1928 г село Губернское

19.Назем

Навоз. «Вытащи назем на грядку»

12.3ыбка

Колыбель. «А середь избы—зыбка»

21.Натакаться

Найти что-нибудь. «За лесом натакались на тропинку».

5.Вихотка

Мочалка. «Возьми в баню вихотку»

13.Катетка (устар.)

Платок. «Ковровая катетка»

З Бопя, духаня

Мипый,любимый «С  духаней плясали»

2,Баская

Красивая. <Уж больно девка бастенька!»

20-Наут

Несогласие,

Шармонова Мария Матвеевна

1937г.р с.Губернское

И.Знамо

Как же. «Знамо, так все и было...»

25-Станушка

Нижняя юбка. «А станушка у ей вышита..»

9.3апон

Фартук. «Подай, внученька, запон ! «

Ершова Лидия Ивановна

19^г.р.с.Кузн ецкое

31-Цведать

Пробовать. « Процведай, сынок, моего пирога»

Кузнецова Раиса Васильевна

1917г.р.с.Кузн ецкое

4,Бпазнится

Кажется. «Тебе все блазнится, ровно дорога впереди»

16. Малахай

Широкая верхняя одежда. «.. Юбченки на вас шире малахая...»

17.Мантулить

Работать. <Всю жизнь на вас мантулила?»

27.Субаги

Сапоги, «Надел новые субаги...»

18.Матка

Поперечная балка в избе для крепления потолка. «В матку был  вбит крюк для зыбки»

10.Зарод

Стог сена.« На зароде стояла баба.»

22.На стуле

На стуле. «На стуле бородатый мужик.»

14,Кобениться

Воображать. «Перестань кобениться»»

ЗО.Уросить

Капризничать, «Всю ночь ребенок уросип.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках биологии (из опыта работы); урок-конференция "СПИД - это..."

презентация обобщение опыта работы, материалы конференции...

Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока

Данное проектное задание явялется  посвящено  проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности.  На примере проведения научно-практической конференции  среди у...

Методическая разработка современного урока с использованием инновационных средств обучения на тему «Актуальные вопросы современной энергетики» Тип урока: урок-конференция.

Профессиональное видение современного учителя не должно ограничиваться рамками учебного курса. Физика обладает большими возможностями по воспитанию информационной культуры учащихся развитию их коммуни...

Болью сердца говорят. Урок литературы (10-11 классы). Дневник Анны Франк

Урок можно провести в день памяти о Холокосте...