Болью сердца говорят. Урок литературы (10-11 классы). Дневник Анны Франк
план-конспект урока по литературе (10, 11 класс)

Гулимова Татьяна Олеговна

Урок можно провести в день памяти о Холокосте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dnevnik_anny_frank.docx25.65 КБ

Предварительный просмотр:

Болью сердца говорят…

Эпиграф: «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями». ( И.Бауэр, исследователь Холокоста)

«Увенчается ли наше стремление к новому мировому порядку успехом, зависит от того, выучим ли мы уроки Холокоста». (Я. Дж. Кадеган, член общественной еврейской организации в Канаде)

Мультфильм «Адажио» Гарри Бардина

- О чём мульфильм?

1 – 2 слайды

Шоа – катастрофа еврейского народа

Шоа (ивр. — бедствие, катастрофа) — термин, употребляемый евреями на иврите и реже на некоторых других языках для обозначения политики немецких нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса.

Преднамеренная попытка полного истребления целой нации, включая мужчин, женщин и детей,

приведшая к уничтожению 60 % евреев Европы и около трети еврейского населения мира.

Кроме того, были уничтожены также от четверти до трети цыганского народа, подвергались тотальному истреблению также чернокожие граждане Германии, душевнобольные и нетрудоспособные погибли около 3 миллионов советских военнопленных.

3 – 17 слайды

30 января 1933 года Гитлер стал рейхканцлером.  15 июня 1938 года около полутора тысяч евреев были         впервые заключены в концентрационные лагеря. По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года был создан концлагерь Освенцим. 14 июня 1940 г. сюда привезли первый транспорт — 728 поляков. На территории Польши, Чехии, Латвии и других восточноевропейских стран существовали также лагеря Майданек, Саласпилс и многие другие. Концентрационных лагерей было около 14 тысяч.

Второй этап холокоста — сентябрь 1939−го — июнь 1941 года. Он начинается с раздела Польши, создания на ее территории гетто и концлагерей и запрета эмиграции. Именно тогда на одежде евреев появились отличительные знаки. Не случайно в июле 1940 года МИД Германии отверг план переселения 4 млн евреев Европы на Мадагаскар — приближалось «окончательное решение еврейского вопроса». Менее чем за два года немцы захватили Данию, Норвегию, Нидерланды, Бельгию, Люксембург, Францию, Югославию и Грецию.

К началу войны число узников концлагерей составило 25 тыс. человек, к марту         1942 года оно выросло до 100 тыс., а в 1944 году, когда в Австрии были созданы         лагеря для венгерских евреев, достигло миллиона. Число охранников составляло 45 тыс. человек, в том числе 35 тыс. эсэсовцев из частей «Мертвая голова». Остальной контингент составляли служащие вспомогательных частей — украинцы, литовцы и др.

                Лагеря были крупным хозяйственным механизмом — прибыль от труда узников, исчислявшаяся сотнями миллионов рейхсмарок, была одним из главных источников дохода СС. Заключенные концлагерей формировали 40% рабочей силы концернов «И. Г. Фарбениндустри», «Крупп», «Тиссен», «Флик» и «Сименс». Содержание узника стоило 70 пфеннигов в день, прибыль составляла шесть марок. За девять месяцев, которые узник в среднем выживал в концлагерях (не считая лагерей смерти), он приносил СС 1631 рейхсмарку. И это без учета доходов от промышленного использования трупов и стоимости имущества, конфискованного до заключения!

Согласно данным переписи населения, 16 июля 1933 года на территории Германии проживало 503,9 тыс. евреев. К середине 1943 года Германия была объявлена «очищенной от евреев», «юденрайн», хотя на 1 сентября 1944 года в стране жили 14,574 тыс. евреев, не заключенных в лагеря. Число евреев, убитых в Германии и погибших там вследствие гонений, оценивается в 160–180 тысяч.

18 - 20 слайды – праведники мира

21 – 22 слайды – Холокост в СССР

Бабий Яр - урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом евреев, цыган, киевских караимов, а также советских военнопленных, осуществлявшихся украинскими коллаборационистами и немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно, по одним источникам, до 100.000 человек по другим свыше 100.000,  о чем свидетельствует надпись на центральном памятнике. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек. Среди прочих, в 1941 - 1943 годах в Бабьем Яру были расстреляны 621 член Организации украинских националистов (сторонников А. Мельника).

23 слайд – Бабий Яр

24 слайд – памятник в Бабьем Яре

В пылающем гетто, за миг до конца,
у рва, что к возмездью взывает,
кудряш пятилетний спросил у отца:
А больно, когда убивают?
Угрюмый палач продолжает расстрел,
и сердце свинец пробивает…
И, падая, мальчик понять не успел:
А больно, когда убивают?
Лежит он, а темные очи глядят,
и в них облака проплывают,
как будто узнать у ребенка хотят:
А больно, когда убивают?
И ров забросали, травой он зарос,
и ветры над ним завывают…
В нем мальчик, оставивший миру вопрос:
А больно, когда убивают?
Ты ночью лежишь — не сомкнуть тебе век,
слова эти душу терзают…
Проснись, человек! Пробудись, человек!
Как больно, когда убивают…

Слайды  25 - 28
Яд ва-Ше́м (возможна форма Яд Вашем], ивр. ‏יד ושם‏‎; в переводе — память, памятник) — израильский национальный мемориал Катастрофы (Холокоста) и Героизма. Находится в Иерусалиме на Хар ха-Зикарон (Горе Памяти), на западном склоне горы Герцля, на высоте 804 м над уровнем моря, рядом с Иерусалимским лесом. Мемориал был основан в 1953 году по решению Кнессета с целью увековечить память о евреях — жертвах нацизм в 1933—1945 годах и о разрушенных еврейских общинах.

В Москве в 1992 году был создан научно-просветительский ценрт «Холокост».

Анна Франк, кто ты? (сообщение ученика) – слайды 29 - 55

Анна Франк родилась 12 июня 1929 года во Франкфурте-на-Майне, в ассимилированной еврейской семье. Отец Анны, Отто Франк, был фицером в отставке, мать, Эдит Холландер Франк, — домохозяйкой. Старшая сестра Анны, Марго Франк родилась 16 февраля 1926 года. Франки принадлежали к евреям-либералам и не соблюдали традиции и обычаи иудаизма. Они жили в ассимилируемой общине еврейских и нееврейских граждан, где их дети росли вместе с протестантами, католиками.

После прихода Гитлера к власти в стране и победы НСДАП на муниципальных выборах во Франкфурте в 1933 году, Отто Франк эмигрирует в Амстердам, где становится директором акционерного общества «Opekta». В сентябре того же года в Амстердам переезжает мать Анны. В декабре к ним присоединяется Марго, а в феврале 1934 года — и сама Анна.

До шести лет Анна Франк посещала детский сад при школе Монтессори, потом пошла в первый класс этой школы. Там она проучилась до шестого класса, после чего перешла в Еврейский лицей.

В мае 1940 года Германия оккупировала Нидерланды, и оккупационное правительство начало преследовать евреев.

В июне 1942 года, через несколько дней после тринадцатилетия Анны, Франкам приходит повестка в гестапо на имя Марго. 6 июля семья Анны Франк переселились в убежище, устроенное сотрудниками фирмы «Опекта», производящей джемовые примеси и добавки, в которой работал Отто Франк, по адресу Принсенграхт 263.

Как и другие здания Амстердама, стоящие вдоль каналов, дом номер 263 на набережной Принсенграхт состоит из парадной и задней части. Офис и помещение хранилища занимают переднюю часть строения. Задняя часть дома — нередко пустующее помещение. Вот его-то с помощью своих коллег Виктора Кюглера, Йоханнеса Клеймана, Мип Хиз и Элизабет (Беп) Фоскёйл и облюбовал Отто Франк под будущее убежище. Вход был замаскирован под шкаф с документами.

13 июля к ним присоединилась семья Ван Пельс из Оснабрюка в составе Германа ван Пельса, его жены Августы и сына Петера.

16 ноября 1942 года в убежище принимается восьмой житель — дантист Фриц Пфеффер.

В убежище Анна вела дневник в письмах.

В 1944 году власти получили донос на группу скрывавшихся евреев, и 4 августа дом, где пряталась семья Франк, был захвачен полицией. Семья Франк была помещена в транзитный концентрационный лагерь Вестерборк, откуда 3 сентября они были депортированы в Освенцим. 28 октября Анна и Марго, а в ноябре и госпожа ван Пелс, были перевезены в Берген-Бельзен. Там Анна на какое-то время встретила двух своих друзей — Ханну Гослар и Наннетт Блитц (обе упоминаются в начале дневника Анны). Поскольку обе содержались в другой секции лагеря, то Анна общалась с ними через забор. Позже Блитц описала Анну, как , изнурённую, облысевшую и дрожащую, а Гослар вспоминала, что их встречи приходились либо на конец января, либо на начало февраля 1945. Марго они ни разу не видели, потому что та была очень больна и не могла слезть с нар. Госпожу ван Пелс Ханна видела лишь один раз, потому что всё остальное время та заботилась о Марго. Анна сказала своим друзьям, что считает, что её родители мертвы, и поэтому она не чувствует в себе желания жить. Позже Ханна Гослар пришла к выводу, что если бы Анна знала о том, что Отто- её любимый папа  жив, она бы сумела продержаться до освобождения. Сёстры Ленни и Дженни Бриллеслейпер, которые подружились с сёстрами Франк, вспоминали, что в последние дни жизни Марго упала с нар на цементный пол и лежала там, в забытье, однако ни у кого не было сил её поднять. У Анны же была высокая температура и она  была в  бреду. У обеих были явные признаки сыпного тифа. В начале марта 1945 года умерла Марго, после чего у Анны окончательно пропало желание сопротивляться и спустя несколько дней Ленни и Дженни обнаружили, что место Анны на нарах пустует. Саму Анну они нашли снаружи и с трудом оттащили к братской могиле, куда раньше отнесли Марго. Точные даты их смерти неизвестны. 15 апреля 1945 года англичане освободили Берген-Бельзен.

Единственным членом семьи, выжившим в нацистских лагерях, был отец Анны Отто Франк. После войны он вернулся в Амстердам, а в 1953 году переехал в Базель (Швейцария). Он умер в 1980 году.

Вопросы по книге «Дневник Анны Франк»

Какова дата первой записи? Что происходит в это время в мире?

Чем похожа и чем отличается довоенная жизнь Анны от вашей?

Что было запрещено евреям в 1940-х годах?

Сделайте перечень того, что было разрешено.

Запись от 9 января 1942 года. Описание жилища семьи Франк.

Почему Анна начала вести дневник?

Подберите цитаты, характеризующие Анну.

Как Анна оценивает себя?

Поменялась ли Анна за время изоляции?

Какие занятия для себя нашла Анна в изоляции?

Как Анна говорит о своей любви?

Д.з.

эссе «О чём вы спросили бы Анну?»

«Почему современные люди должны знать дневник Анны Франк?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе. «И сдержанный говор печален». (Н.М.Рубцов) Сопоставительный анализ двух стихотворений С.Есенина и Н.Рубцова о родине. Автор: учитель русского языка и литературы высшей категории Богданова Татьяна Валерьевна. (hotnegi@mail.ru)

Цели урока. 1.Научить элементам литературоведческого анализа поэтического текста (обучающая цель).2. Развивать умение сравнивать, видеть аналогии и различия, проводить параллели, сопоставлять.3. Воспи...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография Анны Ахматовой"

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Биография Анны Ахматовой"...

Внеклассное мероприятие по истории "Дневник Анны Франк"

формироввание толерантности, гуманного отношения к народам мира...

Мастер-класс по творчеству Н.А. Заболоцкого "И пытается сердцем понять..." (Урок литературы в 11 классе)

На предложенном мастер-классе учитель показывает приёмы работы с поэтическим текстом на основе анализа произведений Н.А. Заболоцкого. Участники мастер-класса знакомятся более детально с судьбой и твор...