Интеллектуальная игра "Эрудит"
методическая разработка по краеведению по теме

Марченко Светлана Васильевна

Игра посвящена Великой Отечественной войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rabota_erudit.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

  «Для нашей страны всегда будет светлым день 9 мая 1945 года, и всегда люди мысленно будут возвращаться к маю 45-го года. В те весенние дни был закончен великий путь, отмеченный многими жертвами. И наш героический долг, поздравляя друг друга с праздником, всегда помнить о тех,  кого нет с нами, кто пал на войне. Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству». Эти слова Г.К. Жукова всегда будут актуальными для русского народа, победившего в Великой Отечественной войне, поэтому данная методическая разработка посвящена 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

   Историко-краеведческая игра «Эрудит» включает в себя не только общие вопросы по истории Великой Отечественной войны, но и рассматривает материалы по истории родного края, о воинах - коченевцах, вписавших свою героическую страницу в историю Победы. Новизна игры  в том, что  в ходе  ее  происходит  многократное повторение основных  событий,  фактов Великой  Отечественной  войны в  различных  формах  и это позволяет  детям  ориентироваться в масштабных,  противоречивых событиях той  эпохи. Эта интеллектуальная  игра интересна тем, что в ее ход можно вставить вопросы краеведческого плана любого региона. Она предполагает поиск и  использование  логически-ассоциативных  связей. Данная игра является продолжением серии игр «Эрудит», проводимых историко-краеведческим объединением «Неизвестное рядом»: «Уголок Сибири», «Магический квадрат» и других.

 

1

 Игра может быть использована учителями гуманитарного цикла, руководителями музеев, завучами по воспитательной работе, старшими вожатыми, классными руководителями, педагогами дополнительного образования. Игра рассчитана на старших школьников 9-11 классов.

   Цель игры: воспитание чувства ответственности за судьбу России, уважения к боевым и трудовым подвигам советского народа, любви к Отечеству, его историческому прошлому, родному краю.

   Задачи:  

  • Активизировать интерес к истории своей Отчизны, своей малой Родины;
  • Закрепить и осмыслить понятия, определения, термины, события, факты Великой Отечественной войны;
  • Создать  условия  для  сознательного выбора  толерантных  отношений, умения общаться  друг с другом, оценивать себя и других адекватно.

   В ходе игры ребята должны показать: знания основных событий Великой Отечественной войны, их даты; понятия, раскрывающие эти события; личности, сыгравшие выдающуюся роль на пути к Победе; умения логически мыслить.

   Для проведения игры используются:

-  технические средства (компьютер, магнитофон, мультимедиапроектор);

- наглядное оформление (игровое табло, выставка плакатов, поделок, книг, посвященных Великой Отечественной войне);  

-  ассистенты для контроля и оценки команд;

- денежные знаки с названием городов-героев;

- концертная афиша, игрушка – паровозик, мишень, лыжи, карта   Новосибирской области.    

Литература:

1. Великая Отечественная война 1941г. – 1945г.

Словарь – справочник. Н.Г. Андроников. А.С.Голицан и др.;

М.; Политизд, 1985 г.

2. История второй мировой войны 1939-1945гг.

- том 1-8.-М., 1976

  3. Советский Союз в годы Великой Отечественной войны. Под редакцией А.М.    Самсонова

- М., 1985.

4. Звёзды доблести ратной

Е.Д. Головин. Л.М. Живоглядова.

Н.Новосибирское книжное изд-во. 1986 г.

2


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (игровое табло)


1941

(хронология)

      1

2    

3

4



5

6

7

8

9

10

Портрет

(личность)

1



2

3

4



5

6

7

8

9

10

(логически-ассоциативная связь)

1



2

 П

О

Б

Е

Д

А

3

4



Событие

      1

2    

3

4



5

6

7

8

9

10

«Ост»

(основные         понятиия)

      1

2    

3

4



5

6

7

8

9

10


Правила игры:

Игровое табло заполняется следующим образом:

А. Каждая команда по очереди добавляет по одной букве в свободную клетку. Так, что бы при прочтении по вертикали, по горизонтали, читалось новое слово (в именительном падеже, единственном числе, нарицательное).

Б. В зависимости от количества букв в слове (при верном ответе), команда получает такое же количество баллов. (4 буквы = 4 баллам…).

В. Команда дает ответ ассистенту, и получает сегменты по количеству букв при правильном ответе, кроме 3 области знаний (логически-ассоциативной связи), здесь при правильном ответе и рассуждении команда удваивает количество сегментов.

Г. Вопросы задаются из той области знаний по горизонтали, в которой ставиться буква.

Д. Области знаний: 1. Хронология

                                     2. Личности

                                     3. Развитие логически-ассоциативной связи

                                     4. События

                                     5. Понятия

Каждая область знаний имеет свой цвет на табло, по цвету сегментов, полученных за правильный ответ.

Е. Команда, пропустившая написание буквы в табло не получает сегменты.

Ж. Победитель определяется большим количеством набранных сегментов.

4

ХОД ИГРЫ:

1.Звучит музыкальное вступление на фоне, которого говорит ведущий:

 «Опять война, опять блокада…

   А может, нам о них забыть!

   Я слышу иногда:

  «Не надо, не надо раны бередить».

   Ведь это правда, что устали

   Мы от рассказов о войне

   И о блокаде пролистали стихов достаточно вполне.

   И может показаться:

   Правы

   И убедительны слова.

   Но даже если это правда,

   Такая правда – не права!

   Чтоб снова на земной планете,

   Не повторилось той зимы,

   Нам нужно, что наши дети

   Об этом помнили как мы!

   Я не напрасно беспокоюсь,

   Чтоб не забылась та война.

   Ведь эта память - наша совесть,

   Она как сила нам нужна…!»

Войну забывать нельзя. Когда войну забывают, говорили древние, начинается новая. Поэтому цель нашей игры, повторить и закрепить у себя в памяти страницы истории Великой Отечественной войны. В игре у нас принимают участие команды (представление команд - название, эмблема, девиз, соответствующие теме игры). Побеждает команда, набравшая большее количество сегментов. Оценивать игру и следить за ходом предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, воинам Российской армии (члены жюри приглашаются заранее, оговариваются условия игры).

 

5

1. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: ХРОНОЛОГИЯ.

1. 125 блокадных грамм

    С огнем и кровью пополам.

    О, мы познали в декабре:

    Не зря  «священным даром» назван

    Обычный хлеб, и тяжкий грех

    Хотя бы крошку бросить наземь.

                      О. Бергольц

  ( 8 сентября 1941 года- 27 января 1944 года, 900 блокадных дней)

2.Войска союзников, форсировав Рейн, также продвигались вглубь Германии, навстречу наступавшим советским войскам. Их первая встреча

 состоялась…

 ( 25 апреля 1945 года на реке Эльбе у города Торгау)

3. Илья Эренбург писал: «Чувствуешь горячее дыхание истории. Повесят преступников. Того требует совесть. Но осудят не тольк4о фашистов- осудят и фашизм. Осудят тех кто его породил, и тех, кто его хочет воскресить,- его предтеч и его наследников». Где и когда это произошло?

( 20 ноября 1945 года по первое октября 1946 года в Нюрнберге. -Германия)

(смотреть приложение I)

6

II. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: ЛИЧНОСТИ.

1. В первых числах декабря 1941 года в Петрищеве близ города Верии, гитлеровцы казнили 18-летнюю девушку партизанку…

( Зоя Анатольевна Космодемьянская - 1923-1941. В 1942 году посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза)

        

2. Имя героя живет в сердцах литовского народа, где в городе Утены он похоронен, а  на его могиле установлен обелиск. Свято чтут память героя  его земляки - новосибирцы, коченевцы, где он родился в 1922 году.

( Николай Михайлович Плахотный 1922 - 1944.  24 марта 1945 года за подвиг совершенный в районе Литовского селения Сервиджай посмертно присвоено звание Героя Советского Союза)

3. «Он возвратился на полевой аэродром в изрешеченной машине, испытывая гордое чувство безраздельного хозяина неба. Таким хозяином он и остался до конца войны. Трижды Герой Советского Союза гвардии полковник, гордо пронесший по Красной площади овеянное пороховым дымом и боевой славы фронтовое знамя».

 ( Александр Иванович Покрышкин)

(смотреть приложение II)

7

III. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКИ- АССОЦИАТИВНОЙ СВЯЗИ.

В этой горизонтали вам предлагается не вопрос, а подсказка. Команда должна назвать события и дату при этом, объясняя ход мыслей, то есть объясняет логически ассоциативную связь подсказки с заданным событием. При правильном ответе и рассуждении команда удваивает количество баллов за ответ на этот вопрос.

Подсказки:

1. Денежные знаки с названием городов.

 ( Перечислить города-герои. Москва. Ленинград. Тула. Киев. Брест и другие)

2. Звучит мелодия песни « Бухенвальдский набат».

   ( Концлагерь в годы второй мировой войны близ города Веймар)

3. Концертная афиша, игрушка паровозик.

  ( Операция партизан в годы ВОВ)

8

IV. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: СОБЫТИЯ.

  1. С правого берега привезли группу раненых. Кто-то поинтересовался: «Что там в городе делается?»

- Да сам чёрт не разберёт. Видишь? – раненый хмуро показал рукой в сторону Волги – Весь город в огне. Немец забрался на Мамаев курган, туго нашим приходится. Все горит: дома, заводы, земля, металл плавится.

- А люди?

- Люди? … Стоят!...

     Из воспоминаний члена Военного совета Сталинградского фронта  А.Чулкова.

(Сталинградская битва – 17 июля 1942 год по февраль 1943 год)

 (22 сентября 1943 года – форсирование Днепра).

2.   На Украине и в Белоруссии, в Крыму и на Кавказе, в Карелии и Прибалтике, Молдавии гитлеровские орды оставляли после себя руины сёл и городов, могилы с трупами замученных женщин и детей, стариков. Назовите, какой план осуществляли фашисты на захваченных территориях.

(«Ост» - генеральный план истребления и закабаления народов Восточной Европы)

3.  Главным центром военной экономики мощной индустриальной базой, снабжавшей на протяжении всей войны армию танками, самолётами, орудиями, боеприпасами, снаряжением, а также хлебом, стал глубокий тыл – Урал, Сибирь, Дальний Восток, Средняя Азия и Казахстан. С какими процессами связаны эти регионы в годы войны?

(Эвакуация и перестройка работы на военный лад)

(смотреть приложение IV)

9

V. ОБЛАСТЬ ЗНАНИЙ: ПОНЯТИЯ.

1. _________- идея молниеносной войны.

  (Блицкриг)

2. Вывоз населения, предприятий, материальных ценностей из местностей, находящихся под угрозой.

  ( Эвакуация)

3. Военно - политический союз государств и народов, борющихся в годы второй мировой войны против Германии и ее сателлитов.

 («Антигитлеровская коалиция»)

Для подведения итогов слово предоставляется ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, воинам Российской армии.

(смотреть приложении V)

10

                                                                                                                         Пиложение I

Область знаний: Хронология

1. В Вашингтоне была подписана «Декларация 26 государств» формально завершившая образование антигитлеровской коалиции.

 ( 1 января 1942 года)

2. Войска перешли в наступление там, где их не ждали немцы,- через болота строя переправы и гати. И хотя огромное количество советской техники и солдат бесследно сгинуло в этих болотах, основная цель была достигнута.

Белоруссию освободили быстро и при больших потерях немецкой армии, многие части которой попали в окружение.

 ( 23 июня 1944 года - операция «Багратион» по освобождению   Белоруссии)

3. Советские войска перешли в контрнаступление, овладели Белгородом, взяли Орел. Москва салютовала доблестным войскам 12 артиллерийскими залпами из 120 орудий. Это был первый за годы войны победный салют.

 ( 5 августа 1943 года)

5. Ударом танковой армии генерала Гудериана в направлении Орел- Тула- Москва началось наступление немецких войск.

 ( 30 сентября 1941 года - начало операции «Тайфун»)

 

6. Гитлер заявил: «Скорее Днепр потечет обратно, нежели русские преодолеют его», когда был захвачен советскими войсками днепровский плацдарм?

( сентябрь 1943 года)

7. Солдаты прыгали в воду, вставали друг другу не плечи, взбирались наверх и бежали вперед. Один тяжело раненый боец из последних сил 200 метров полз… Своей кровью он написал на стене: «Дошли!». Когда и куда?

( 29 апреля - 2 мая 1945 года бои за Рейхстаг. Берлин. Германия)

8. Вторая мировая война закончилась подписанием акта безоговорочной капитуляции Японии.

( 2 сентября 1945 года)

                                                                                                        Приложение II

Область знаний: Личности

1. Единственный лидер побеждавший на президентских выборах 4 раза подряд. Демократ, юрист по образованию, политик по призванию. Выдвинул термин «Объединенные нации».

( Франклин Делано Рузвельт 1882-1945)

2. «Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!» Кому принадлежал этот девиз из защитников столицы?

( Василий Георгиевич Клочков - Киев.  Герой Советского Союза посмертно 1942 год)

3. В те жуткие дни девочка вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принес фашизм ленинградским семьям.

( Таня Савичева)

4. Эти два имени вошли в историю второй мировой войны, что зафиксировано документально. Их звали Полюс и Кумир. Чьи это клички?

( Так звали коней Г.К.Жукова и К.К.Рокоссовского, принимавших Парад Победы)

5. 1943 году знаменитый машинист Новосибирска отвез в освобожденный Ленинград эшелон угля, купленный на свои деньги. Кто это был?

( Николай Александрович Лунин)

6. В марте 1942 года в воздушном бою его самолет был подбит. Тяжело раненый  18 суток ползком пробирался к фронту. После ампутации ступней ног, освоив протезы, вернулся в строй, сражался в небе над Курском, сбив три самолета противника.

( Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев)

7. Самый противоречивый советский полководец родился 1 декабря 1896 года в деревне Стрелковке около Калуге в крестьянской семье. Был хорошим солдатом в годы первой мировой войны - имел награды. Вторую мировую окончил трижды Героем Советского Союза.

( Георгий Константинович Жуков)

                                                                                                    Приложение III

Область знаний: События

  1. Это звание за боевые подвиги, за стойкость в обороне, мужество и отвагу в наступлении, дисциплину и организованность получали бойцы и дивизии в ходе Великой Отечественной войны. Но где и когда оно родилось?

 (июль 1941 год – смоленское сражение, рождение советской гвардии)

 2.  В 1962 году американский писатель Г.  Солстери в газете «Нью-Йорк         таймс бук ревю» писал следующее: «Это была величайшая и самая длительная осада, какую когда-либо переживал современный город. Это был период тяжелейших испытаний, страданий и героизма, доходившего до высот трагизма и  мужества, почти недоступных нашему пониманию».

(Блокада Ленинграда. 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года)

  1. Когда советские танки покинули свои укрытия и устремились вперёд, наблюдатель обнаружил, что столь же грозная немецкая бронированная армада также перешла в наступление и движется навстречу советским танкам.

(Танковое сражение близ Прохоровки – 12 июля 1943 год).

5.    На ней впервые встретились главы правительств трёх великих держав   антигитлеровской коалиции И.В.Сталин, Ф.Д.Рузвельт и У.Черчилль.

(Тегеранская конференция – ноябрь/декабрь 1943 год)

6.   Младший сержант Анцупов располагался со своим отделением в ракитнике близ реки. Когда поступила команда на формирование сибиряки бесшумно подошли к воде, погрузились в лодку и поплыли к противоположному берегу. Александр шёл на встречу боевому крещению. Где и когда оно произошло?

(22 сентября 1943 года - форсирование Днепра)

10.  2 сентября 1945 года на борту американского линкора «Миссури», в присутствии представителей стран состоялась …

(Церемония подписания акта о безоговорочной капитуляции в Японии)

8.  «Чёрные комиссары», «чёрная туча», «чёрные дьяволы» - так прозвали краснофлотцев, бойцов морских полков пригнанные на нашу землю румынские солдаты. Моряки пошли с кораблей в окопы, как были – в чёрных брюках и бушлатах, в чёрных бескозырках, - такими они и запомнились врагу при первых встречах, когда сказались все качества моряков: боевое упорство, смелость, сплочённость и пренебрежение к смерти. С какими событиями связаны эти легендарные матросы?

(Защитники Одессы)

                                                                                                    Приложении IV

Область знаний: Понятия

1. Район развертывания войск.

   (Плацдарм)

2. ___________- основная форма борьбы советских патриотов в тылу врага.

 (Партизанское движение)

3. __________- перехват стратегической инициативы, переход от обороны к стратегическому наступлению, изменение соотношения сил.

  ( Коренной перелом)

4. Передача вооружений и военных материалов взаймы или в аренду тем странам, оборона которых против агрессии имела жизненное значение для США.

 (Закон о ленд-лизе)

 

5. ___________- террористический режим, опиравшийся на военную силу захватчиков.

 (« Новый порядок»)

6. Вывоз населения, предприятий, материальных ценностей из местностей, находящихся под угрозой.

  ( Эвакуация)

7. __________- нападение одной страны на другую.

  (Агрессия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

Вебинар: Формирование личностных результатов образования по ФГОС: интеллектуально-познавательные и интеллектуально-подвижные игры во внеурочной деятельности

Цель вебинара: представление опыта формирования личностных результатов через игру посредством организации интеллектуально-познавательных и интеллектуально-подвижных игр во внеурочной деятельности. ...

Конспект интеллектуальной олимпиады "По дороге знаний" для подготовительных к школе групп. Задания интеллектуальной олимпиады по блокам.

Интеллектуальная олимпиада для старших дошкольников.Подготовила: учитель-дефектолог Пименова Т.Н. Цели: 1. Обобщать и систематизировать знания, умения и навыки детей в области элементар...

Презентация "Применение интеллектуальных карт в обучении и воспитании: интеллект-карты как способ активизации интеллектуальной активности посредством визуальной информации" к мастер-классу для молодых педагогов школы

Данная презентация раскрывает использование в работе педагогов методики интеллектуальных карт. Многие учащиеся сегодня неотрывны и даже в какой-то степени зависимы от различных гаджетов, они не ...

Программа обще интеллектуального направления для старших классов "Интеллектуальные игры"

Интеллектуальная игра - индивидуальное или (чаще) коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени и соревнования. Интеллектуальные игры об...

Формирование учебной мотивации у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения и реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

      В современной школе одной из основных проблем является отсутствие мотивации к обучению у ребят, причём ребят разного школьного возраста и разного уровня подготовки. Даже в ...

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории) или Выявление и развитие способностей обучающихся к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спор

Критерий 1: Выявление и развитие у обучающихся способностей к интеллектуальной, творческой, физкультурно-спортивной деятельности* (для первой категории)   илиВыявление и развитие  спосо...