Рабочая программа по краеведению "История Тверского края" в 9 классе
рабочая программа по краеведению (9 класс) по теме

Рабочая программа содержит пояснительную записку, задачи курса, планируемые результаты обучения,основное содержание и список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_kraevedeniyu.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

           Рабочая программа по краеведению

             «История Тверского края» в 9 классе

                       учителя Татаренко Е.А.

                                                                                                                                  

                         Пояснительная записка.

      Рабочая программа по краеведению  составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, программы В.М. Воробьёва «История Тверского Края».

Курс «Краеведение» вводится за счет учебного времени из регионального (национально-регионального) компонента (не менее 34 ч). Предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть, ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. «История родного края» изучается в качестве краеведческого модуля в курсе истории 9 класса и рассчитана на один год обучения.

       Курс  ставит своей целью  формирование представления о политической, экономической, социальной и культурной истории  Тверского края, знакомство с некоторыми событиями, происходившими на его территории   на протяжении нескольких веков, с жизнью и деятельностью земляков – известных людей, которые оставили свой след в нашей истории. На протяжении школьных лет учащиеся обобщенно изучали историю нашей страны без проведения каких бы то ни было параллелей с историей своего края. Данный курс позволяет учащимся, опираясь на знание курса истории, ближе и конкретнее познакомиться с историей своего региона, города и тд.

Другой целью курса является воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре региона и страны, народов их населяющих, ценностного отношения уч-ся к родному краю не только на эмоциональном, но и рациональном уровне.

Краеведение нацеливает на бережное отношение к природным ресурсам, историческим и культурным памятникам Тверского края. Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некой целостности, представленной во всём многообразии составляющих её процессов и явлений.

        Программа курса предполагает различные формы и методы работы: лекционная система обучения; работа с учебником; анализ документов и  воспоминаний земляков – очевидцев событий; работа над понятиями и  терминами; выявление различных подходов и суждений; опережающие задания; реферативная работа; семинары; написание  сочинения- эссе и тд.

Основными задачами данного курса являются:

1. Оказать помощь учащимся на примере истории  своего края лучше  разобраться и усвоить историю страны.

 2. Формирование у учащихся целостного   представления об историческом пути России и судьбе отдельных её   регионов и граждан в рамках основных этапов  развития страны. При этом отбор фактологического материала осуществляется таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своего края и страны, стимулировал  желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своего народа.

 3. Развить навыки самостоятельной  исследовательской, реферативной и др.   видов деятельности.

4. Сформировать у учащихся способность к коммуникативным функциям,   оценочным суждениям.

5. Развивать у учащихся способность сопоставлять, сравнивать, воспитывать  чувство толерантности и уважения к другим мнениям, взглядам.

6. Учить работать с документами, архивными материалами, Интернет-ресурсами, с людьми.

    Планируемые результаты обучения.

1.Знать:

  • местоположение, особенности географического положения, главные природные объекты;
  • этапы формирования и исторического развития региона;
  • основные исторические события;
  • знаменитых земляков;
  • основные понятия

2.Объяснять:

  • влияние природных факторов на особенности  хозяйственной  жизни населения в разные исторические периоды;
  • особенности заселения и формирования территории;
  • причины и последствия событий;

3.Уметь:

  • составлять сравнительные таблицы, схемы; опорные конспекты,
  • готовить доклады;
  • работать с документальной базой.

                                   Основное содержание.

                                               34 часа.

Введение. Тверская область – Великий водораздел трёх морей.

I. От первобытности к государственности.

Первоначальное заселение Тверского края. Тверской край в эпоху неолита.

Тверской край в бронзовом и  раннем железном веке. Славянское освоение Великого водораздела. Формирование государственной территории.

II. Великое княжество

Образование Тверского княжества. Княжение Михаила Ярославича.

Тверские земли при преемниках Михаила Ярославича. Тверское княжество во 2 половине 13 – 14 вв. Культура Тверского края в 13 – н. 16 вв.

Последний век самостоятельности. Историческая география тверских земель в удельный период. Путешествие А. Никитина в Индию.

III. В составе Московского государства.

Тверские земли в 1 пол. 16 в. Старицкий удел и его судьба. Тверской край в годы Ливонской войны. «Лихолетье». Расселение карел на Верхней Волге.

Хозяйственное развитие Тверского края в 17 вв. Культура Тверского края в конце 16 – 17 вв.

IY. Меж двух столиц.

Тверские земли при Петре – 1. Вышневолоцкая водная система. Развитие Тверского края в 1730 – 1780 гг. Образование Тверского наместничества и губернии. Культура Тверского края в 18 в. – 1  пол. 19 века.

Тверские земли на рубеже 18 – 19 вв. Тверская губерния в Отечественной войне 1812 года. Хозяйство Тверского края в 1820 – 1850 гг.

Y. Реформы и революции.

Проведение крестьянской реформы в Тверской губернии. Тверская деревня после реформы.  Развитие капиталистической промышленности в губернии.

Земская реформа. Культура Тверского края во 2 пол. 19 – нач. 20 в.

Экономика губернии на рубеже веков. Рабочее движение. События 1905 – 1907 гг. в губернии. Тверская губерния между революциями.

Тверская губерния в 1917 г.

YI. В современную эпоху.

Тверская губерния в годы гражданской войны. Экономика и социальная жизнь в 1920 – 1930 гг. Культура Тверского края в 1920 – 1930 гг.

Калининская область в годы В.О.войны. Калининская область в

послевоенный период.  Культура в послевоенный период. Тверская область на рубеже тысячелетий.

Литература:

1. История Тверского края: учебное пособие/ под общ. ред. В.М. Воробьёва. Тверь: «Созвездие», 2005.

2.География Тверской области. Книга для учителя./ под ред. А.А. Ткаченко, Тверь, 1992.

3.Краеведение. Пособие для учителя./ под ред. Даринского А.В., М. , «Просвещение», 1987.

4. Клюг Э. Княжество Тверское (1247 – 1485). – Тверь: 1994

5. Майстровский М.Я.  На правом фланге Московской битвы. – Тверь: 1991

6. Долгов И.А. Золотые звёзды калининцев. – Московский рабочий: 1969

7. Тверская область.Энциклопедия

8. DVD:

- «Памяти верны. Военная история Тверского края»

- «Жемчужины России. Тверская область: Тверь – Торжок – Старица –      

  Осташков – оз. Селигер»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности в 5 классе "Изучаем родной край"

В курсе изучения программ по биологии, географии и краеведении в 5 классе введены разделы по изучению экологии. На основе этих разделов разработана программа по экологии и изучению родного края при вн...

Рабочая программа по истории Донского края 5-6 класс

Данная программа разработана на основе авторской программы О. Веряскиной, только без экскурсий и расчитанной на 34 часа...

Рабочая программа курса "Искусство родного края" на английском языке для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка

Пояснительная записка, тематическое планирование одногодичного курса на английском языке "Искусство родного края" в рамках регионального компонента....

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...

рабочая программа по истории Донского края в 5 -9 классах

В рамках преподавания регионального компонента мною была разработана рабочая программа по изучению истории Донского края в 5-9 классах. За основу были взяты  учебники, а так же методические пособ...