культура родного края
календарно-тематическое планирование по краеведению (8 класс) по теме

Муссагалиева Айман Викторовна

Календарно - тематическое планирование по краеведению в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kraeved_8_kl.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа курса «Культура края» разработана на основе авторской программы  для 8 класса авторской программы   учебного пособия «Культура края» под редакцией Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В., Пушнова Ю.Б. для 8 класса общеобразовательных школи рекомендовано министерством образования Саратовской области для использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений области. Программа рассчитана на  изучении курса в течении 34 часов учебного времени за год, количество учебных часов 1 час в неделю.

    Главным объектом изучения является культура края. Через краеведение осуществляется связь школы с жизнью малой родины, с его художественной культурой, с людьми, созидающими художественные и эстетические ценности. В ходе изучения курса у учащихся развиваются познавательные интересы, любовь к историческим и художественным памятникам, нравственная и гражданственная ответственность за судьбу родного края и Родины.

    Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры. Задачи курса:изучить художественное наследие в аспекте общественной и культурной жизни края; расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;

выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни; на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края.

Огромные возможности в применении регионального компонента раскрываются в русле повышения эмоциональности предмета, образности раскрытия исторического прошлого, выхода на темы культуры повседневности, обращение к памятникам материальной и духовной культуры региона.

 Принципиальным отличием курса от других культурологических дисциплин является воспитательная, мировоззренческая направленность содержания. Она выражается прежде всего в том, чтобы увидеть «большое в малом», постичь высокий нравственный смысл национальных художественных традиций  в разных его проявлениях.

Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса изобразительное искусство, музыка и мировая художественная культура. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 8 класса.

 На территории Саратовской области располагаются уникальные культурные объекты, созданные поколениями проживающих народов. Памятниками архитектуры интересны города: Вольск, Хвалынск, Петровск, Аткарск, Красноармейск, Энгельс, Новоузенск, Балаково, Пугачев, Маркс. Саратовская область располагает огромным культурным потенциалом, который может служить основой возрождения и активизации культурной жизни всего региона.

Главным смысловым стержнем программы является связь искусства с жизнью человека. Вопросы культуры края решаются через ученическую исследовательскую деятельность, через метод учебных проектов. Формами работы являются заочные экскурсии в  музеи, создание презентаций, творческих практических работ.

Требования  к уровню подготовки учащихся по курсу «Культура края»:

1.Знать местные памятники истории и культуры, наиболее ценные в художественном отношении объекты каменной архитектуры, деревянного зодчества, монументальной скульптуры.

2. Знать имена художников и архитекторов, творческая деятельность которых связана с местным краем.

3. Знать мемориалы, связанные с жизнью и творческой деятельностью выдающихся художников и других деятелей культуры.

4. Иметь представление о культурно-просветительной и научно-исследовательской деятельности местных краеведческих и художественных музеев и их филиалов.

5. Уметь составлять краткую характеристику современного состояния художественной жизни города или отдельно взятого  района, поселка.  

Перечень учебно- методического обеспечения

1.Культура края. /Сост. Г.Н.Гаврилова, Е.В.Колесова, Ю.Б. Пушнова.- Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2012

2.Колесова Е.В., Гаврилова Г.Н. культура края:Рабочая тетрадь для 8 класса Саратов: КИЦ

«Саратовтелефильм» - «Добродея», 2012

3.Малинин Г.А. Памятники и памятные места Саратовской области (любое издание).          

4.Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.В. Калашниковой. М., 1999

5.С. Терёхин Века и камни.  Саратов 1990

6.Гусакова З.Е. Твои четыре века, город. Саратов 1990

7. М.В. Булычев История Саратовского края . Саратов 2000

Литература

Литература для учителя.

Арндт Е.А. Национальный костюм немцев Поволжья (Конец ХVIII - начало ХХ вв.) [Text] : Пособие с методическими рекомендациями / Арндт Е.А., 2000- 127 с.

Бикташев Е.М. Саратовский вальс. Саратов, 2005

Жилкина З., Маркушкина С. Два века классицизма// Памятники Отечества: Альманах. 1998. №3/4 (40). «Вольная губерния».

Максимов Е. Музейная площадь// Памятники Отечества: Альманах. 1998. №1/2 (39). «Сердце Поволжья».

Манжора Б.Г. Саратовский государственный театр оперы и балета. Саратов.1996

  5. Минх А. Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии [Text] : Собраны 1861- 1888   годах / Минх А. Н.,  1994. - 153 с.

6 Памятники Отечества. Иллюстрированный альманах ВООПИК. М., 1988. № 40 (3-4/1998).

7.  По залам Радищевского музея:Альбом [Text] : Рассказ о коллекции Саратовского государственного художественного музея им.А.Н.Радищева, 1985. - 192 с.

8. По музейным залам Саратова. Очерк-путеводитель. Саратов, 1977

     9.Саратовской губернии черты. Саратов, 1997                                                                                                                                                               10. Хвалынск.Портрет города [Text] : Краеведческие очерки, 2001. - 288 с.

Литература для обучающихся.

1.        Булычев М.В., Воронежцев А.В.,  Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. История Саратовского края.  Саратов, 2000

2.Твои четыре века, город. Саратов, 1990.

3.Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах и именах. Саратов, 2002

4 Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах и именах. Саратов, 2002

5 Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.В. Калашниковой. М., 1999

6 Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.

Интернет-ресурсы:                                  

http://www.humanities.edu.ru/    -  портал «Гуманитарное образование»

   http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm    - полная электронная версия курса    

«Саратовтелефильм» - «Добродея», 2010                                                                                                                                                                                            Главным условием реализации программы является наличие большого качества краеведческой, библиографической литературы. Для решения познавательных и  воспитательных задач  необходимо научить правильному отбору материала, самостоятельному творческому отношение к делу.

Основными методическими приемами являются:

Исследовательская деятельность.

Поисковая деятельность.

Организационная деятельность. (Организация и проведение экскурсий, тематических лекций, праздников, конкурсов).

        .

Содержание тем учебного курса

Тема

Кол-во ч.

1.

Каменная летопись края

5

2.

Художественная культура края

7

3.

Мир  музея.

5

4.

История создания саратовских театров

4

5.

Музыкальная культура Саратова

6

6.

Костюмы народов Поволжья

6

Урок контроля знаний

1

Итого:

34


Учебно-тематическое планирование

по  культуре края

     

Класс 8

Учитель Муссагалиева А.В.

Количество часов

Всего  34 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков -  , тестов  2 ч.;

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе авторской программы   учебного пособия «Культура края»под редакцией Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В., Пушнова Ю.Б. для 8 класса общеобразовательных школи рекомендовано министерством образования Саратовской области для использования в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений области

      Учебное пособие Культура края Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В., Пушнова Ю.Б. КИЦ «Саратовтелефильм»- «Добродея» 2012

Дополнительная литература

       1.Рабочая тетрадь. Культура края Гаврилова Г.Н., Колесова Е.В. КИЦ «Саратовтелефильм»- «Добродея» 2012

Тематическое планирование «Культура края» 8 класс

Тема урока

Коли-чество часов

Дата проведения

Наглядные пособия ТСО, ИКТ

Примечание

план

факт.

1

Каменная летопись края

1

08.09

2

Саратовская архитектура середины 19 века. Распространение стиля модерн и эклектика

1

15.09

3

Архитектурные здания Саратова 19  века

1

22.09

4

Православные храмы Саратова

1

29.09

5

Храмы иных конфессий

1

06.10

6

Художественная культура края

1

13.10

7

Мастера живописи  края. Петров – Водкин К.С.

1

20.10

8

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова.

1

27.10

9

Творчество Савинова А. Е. Карева, П. С.  Уткина

1

10.11

10

Скульптор Матвеев А.Т

1

17.11

11

Основные направления живописи местных художников. Реализм. П.В. Кузнецова

1

24.11

12

Основные этапы развития саратовской школы и её влияние на отечественную культуру.

1

01.12

13

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

1

08.12

14

Особенности художественных музеев города Саратова и Саратовской области

1

15.12

15

Саратовский областной музей краеведения        Саратовский этнографический музей

1

22.12

16

Музей боевой славы на Соколовой горе

1

29.12

17

Жизнь музеев в наши дни. Краеведческий музей и музей В.И.Чапаева в городе Пугачеве.

1

19.01

18

Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области

1

26.01

19

Детские театры («Теремок», ТЮЗ). Цирк Никитиных

1

02.02

20

Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер, драматург, художник, композитор-создатель сценического действия, знаменитые имена).  

1

09.02

21

Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. «Золотые голоса оперной сцены»: Сметанников Л., Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность.

1

16.02

22

История становления музыкального образования в Саратове

1

23.02

23

Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В.

1

02.03

24

Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва

1

09.03

25

Музыканты музыкальные коллективы Известные коллективы: ансамбль старинной музыки «Трио- соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристалл-балалайка».

1

16.03

26

Фестиваль оперного искусства им. Собинова, Фестиваль оперного искусства Л.В. Собинова, фестиваль джазовой музыки Заволжье».

Фестиваль бардовской песни в Марксе.

23.03

27

Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города

1

05.04

28

Костюмы народов Поволжья. Русские

1

12. 04

29

Костюмы народов Поволжья.        Украинцы.Немцы

1

19.04

30

Костюмы народов Поволжья. Мордва. Чуваши

1

26.04

31

Костюмы народов Поволжья. Казахи. Татары.

1

03.05

32

Обобщение. Взаимопроникновение культур народов Поволжья

1

10.05

33

Толерантность в современном обществе

1

17.05

34

Урок контроля знаний.

1

24.05


Тема урока

.

тип
урока

элементы
содержания

требования
к уровню
подготовки
обучающихся

виды
контроля, измерители

Домаш

задан.

Дата пров.

п  л  а  н

ф               а                       к                   т

1

Что изучает курс «Культура края»

Введение

Знакомство с курсом.  Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника

Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета

Диагностическое тестирование на знание памятников культуры родного края.

Мини –сочинение « Визитная карточка Саратова»

РАЗДЕЛ  I. Каменная летопись края- 5 часов

2

Каменная летопись края

Лекция с элементами игры.

Памятники градостроительного искусства: архитектурные комплексы и ансамбли.др.) Памятники жилой архитектуры: городские и сельские жилые дома, усадьбы, особняки.

Объяснять значения терминов архитектура, тектоника, реконструкция.

Составить словарь темы

Учебник:С.3-4, р /т  № 1-2, сообще

ния по теме

3

Ода классике

Комбинирован ный

.Памятники гражданской общественной архитектуры: театры, музеи, библиотеки, вокзалы и т.д.

Памятники культовой архитектуры- монастыри, соборы, часовни и т.д.

Умение по описанию определять архитектурный стиль

Характеристика памятни ков архитекту

ры

Учебник:С.4-12, сообще ния, по теме

4

Культовые сооружения Саратова

Комбинирован ный

В.П. Стасов Александро- Невский собор на Соборной площади, арх. Г.В. Петров – церкви Нерукотворно- Спасская, Вознесенско-Горянская, арх. П.М. Зыбин – церковь «Утоли моя печали»

Уметь использовать языковые средства для создания образа.

Задания в  р /т 7-13

Учебник:С.13-18 сообще ния, по теме, презен тация

5

Русский классицизм в архитектуре

Урок -практикум

Русский классицизм в архитектуре. Дворянские и купеческие особняки, культовые здания, Архитекторы ( арх., С.А. Каллистратов, В.А. Люкшин, К.С. Мельников, А.М. Салько, Ф.О. Шехтель

Умение работать со справочной литературой.

Задания в  р /т 13-18

Учебник:С.18-20

 Р/ т: задания сообще ния, по теме

6

Архитектура г. Маркса.

Архитектурный стиль нашего поселка.

Изучение нового материала

Русский классицизм в архитектуре.

Развитие умений логического построения рассказа

Описание архитектурных стилей

Мини –сочине       ние»На этой улице стоит мой дом»

Художественная культура края  -6 часов

Знать принципы и правила составления родословной.

7

Мастера живописи  края. Петров – Водкин К.С.

Изучение нового материала

Саратовская школа живописи, направления в живописи в начале ХХ века Влияние символизма и модерна на творчество художника. Последователь                   ность художника в обращении к образам древнерусского искусства.

Уметь работать с различными источниками информации

Работа с историческими источниками: картина как отражение реальных событий.

Учебник:С.21-22, 25-28,              Р/ т: задания 1-2, сообще ния по теме

8

Творчество В.Э. Борисова-Мусатова.

Урок -  вернисаж

Смешанная техника Живописная манера художника; изысканная гармония приглушённого колорита, роль пейзажа в произведениях художника. Влияние живописи художника на становление символизма в живописи начала 20 века.

Умения подбирать материал  по теме из разных источников

Предание, сказание, легенда, миф по  сюжету картины.

Учебник:С.22 -25 Р/ т: задания 3-4 сообще ния, презента

ции  по теме

9

Творчество Савинова А. Е. Карева, П. С.  Уткина П.В. Кузнецова.

Урок -  вернисаж

Ксилография, пленэр, линогравюра офорт символизм

Умение работать с различными источниками информации. Умение анализировать  источник.

Творческая работа «О чём рассказыва ют картины?»

Учебник:С.29-32, Р/ т: задания 5-6, сообще ния по теме

10

Скульптор Матвеев А.Т Советская скульптура

Урок -  вернисаж

Монументальная скульптура

Знать понятие нравственный идеал, уметь определять близость нравственных идеалов в различных

Творческая работа. «История в скульптуре»

Учебник:С33 Р/ т: задания 7- 13,сооб щения, по теме

11

Живопись в г. Марксе.

Изучение нового материала

Основные направления в живописи местных художников.

Умение выделять отличительные черты живописи

Литературно-изобразительный проект "Мы на карте области"
оформление мини-карты в сопровожде нии с цитатами о художниках

Р/ т: задания 14-17 сообще ния по теме

12

Основные этапы развития саратовской школы и её влияние на отечественную культуру.

Защита проекта

Основные понятия раздела

Умение самостоятельно планировать работу, выстраивать доказательства..

Литературно-изобразитель ный проект "Мы на карте области"
оформление мини-карты в сопровожде      нии с цитатами о художниках

Р/ т: задания 18 -22,сообще ния, презента

ции  по теме

Мир музея-         5 часов

Умение классифицировать и паспортизировать записи.

Подготовить иллюстрацию по выбору обучающегося

13

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева

Урок –заочная экскурсия.

Профиль музея

Умение составлять библиографическое описание

Сочинение-коллаж : какой бывает музей?

Учебник:С34-36 Р/ т: задания     1-3,  сообще ния по теме

14

Филиалы: музей П.В. Кузнецова, музей В.Э. Борисова- Мусатова.        

Изучение нового материала

Художественные музеи Саратова и области. Их особенности

Живопись как средство познания и эстетического восприятия мира. Уметь излагать представления об окружающем мире на основе иллюстраций

Составление коллажа « Какой бывет музей?»

Учебник:С36, Р/ т: задания 4- 5, рефераты по теме

15

Саратовский областной музей краеведения                Саратовский этнографический музей        

Комбинирован ный урок

Роль музеев в сохранении и развитии традиций

Уметь находить средства художественной выразительности.

Составление опросника и запись со слов рассказчика для этнографического музея

Учебник:С.37-38. Р/ т: задания 6-8 сообще ния по теме

16

Музей боевой славы на Соколовой горе

Мемориальный комплекс «Журавли

Изучение нового материала

Военные музеи как центр патрио тического воспитания.

Умение составления коллективного рассказа,  составление заметки для газеты

Составление описания памятника..

Учебник:С.39-41  Р/ т: задания 9,сообще ния   по теме

17

Жизнь музеев в наши дни. Музей г. Маркса

Изучение нового материала

Музей как основная форма общения с произведениями искусства

Умение анализировать выступление, умение вести полемику

Дискуссия.»Нужен ли домашний архив?»

Учебник:С41-42, Р/ т: задания рефераты, презента

ции  по теме

Из истории саратовских театров -4

Умение анализировать ответ одноклассника

Информационный бюллетень «Волга в мордовском фольклоре»

18

Развитие театрального искусства в Саратовском крае. История создания и оформления театрального движения в Саратовском крае. Первый общедоступный театр. Театры Саратова и области

Изучение нового материала

История развития театрального искусства..

Знать историю возникновения театра

Работа с энциклопе диическими словарями.

Учебник:С.43 -44 сообще ния по теме

19

Детские театры («Теремок», ТЮЗ).

Цирк Никитиных

Изучение нового материала

Специфика детских театров

Знать жанры театрального искусства.

Сочинение о цирковых артистах.

Учебник:С.48-51, Р/ т: задания1-2

20

Академический театр оперы и балета. (Актер, режиссер, драматург, художник, композитор-создатель сценического действия, знаменитые имена).  

Урок – конкурс творческих  профессий

Роль театра в культурно –нравственном становлении личности

Выделять общие и отличительные черты театра и детского театра

Синквейн «Театр»

Учебник:С25-46., 51 Р/ т: задания 3-5 сообще ния по теме

21

Мастера саратовской сцены. Роль режиссера в развитии и становлении театральной труппы. Творчество режиссёров Киселёва Ю.П., Дзекуна А.И. и др. «Золотые голоса оперной сцены»: Сметанников Л., Брятко Н.А., Бардина О.В. и др. Музыка и театр: история и современность.

Урок- конференция.

Роль театра в развитии музыкальной культуры города и края

Умение анализировать ответ одноклассника

Составление плана выступления на конференции

Учебник с.52-53,  Р/ т: задания 8 рефераты, презента

ции  по теме

Музыкальная культура Саратова-6 часов

Рассказ о развитии колоний на Волге

22

История становления музыкального образования в Саратове.

Уроки-практикумы

Выделять общие и отличительные черты  становления отдельных жанров культуры

Творческая работа. Как музыка в Саратов пришла (жанр выбирают обучаю щиеся).

Учебник:С.55-58  Р/ т: задания 1,сообще ния по теме

Знать виды сказок: волшебные, бытовые, о животных

23

Знаменитые имена: Паницкий И.Я., Русланова Л.А., Селянин В.В.

Защита творческих проектов

Умение представления творческого портрета

Записать беседу с

Учебник: С62-63 Р/ т: задания 2-4 сообще ния  по теме

24

Творчество композиторов: А.Г. Шнитке, Е.В. Гохман, Е.М. Бикташева, В.В. Ковалёва

Изучение нового материала

Умение составления презентаций

Волжские просторы в музыке (жанр выбирают учащиеся, обосновывая свой выбор).

Учебник:С.63-65. Р/ т: задания 5-7 сообще ния

25

Музыканты музыкальные коллективы Известные коллективы: ансамбль старинной музыки «Трио- соната», фольклорные коллективы «Лель», «Кристалл-балалайка».

Изучение нового материала

Место популярной музыки в жизни современного человека

Умение составления синквейна

Подобрать.

Учебник:С59-60 Р/ т: задания 8 сообще ния

  по теме

26

Фестиваль оперного искусства им. Собинова, Фестиваль оперного искусства Л.В. Собинова, фестиваль джазовой музыки Заволжье».

Фестиваль бардовской песни в Марксе.

Изучение нового материала

Знать музыкальные направления

Умение различать музыкальные направления Представлять результаты индивидуальной работы в форме тезисного

плана

Подготовить рассказ о фестивале

Учебник:С.61 Р/ т: задания 9сообще ния

  по теме

27

Саратовская государственная консерватория. Музыкальные традиции города

Изучение нового материала

Соотношение новаторства и традиций в музыке

Уметь определять влияние  личности на развитие культуры. Умение вести дискуссию

Составление буклета «Пригла                                               шаем в музыкальный Саратов»

Р/ т: с.38-39, рефераты, презента

ции  по теме

Исторический костюм 4 часа

Составление буклета «Приглашаем в Калмыкию»

28

Костюмы народов Поволжья. Русские.

Урок -практикум

Одежда народов Саратовского Поволжья.

Уметь описывать детали праздничного и будничного костюма

Групповая работа Работа с иллюстра

циями. Практическая деятель

ность

Учебник:С Р/ т: задания сообще ния, презента

ции  по теме

29

Костюмы народов Поволжья        

Украинцы.        Немцы

Урок -практикум

Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма.

знать формы и украшения народного праздничного костюма. Уметь определять общее и различное в колорите, декоре.

Групповая работа Работа с иллюстра

циями. Практическая деятель

ность

Учебник:С Р/ т: задания презента

ции сообще ния по теме

30

Костюмы народов Поволжья. Мордва..Чуваши

Урок -практикум

Северорусский и южнорусский комплекс. Общее и различное в колорите, декоре. Форма и декор женских головных уборов.

Знать предназначение Форма и декора женских головных уборов..

Групповая работа Работа с иллюстра

циями. Практическая деятель

ность

Учебник:С Р/ т: задания сообще ния, презента

ции  по теме

31

Костюмы народов Поволжья. Казахи.Татары.

Урок -практикум

Костюм как модель вселенной

Уметь описывать назначение костюма по деталям

Групповая работа Работа с иллюстра

циями. Практическая деятель

ность

Учебник:С Р/ т: задания рефераты, презента

ции  по теме

32

Урок контроля знаний.

Контрольная работа.

Знать основные понятия курса

Уметь распределять рабочее время

Тестирова ние,  индивиду альные задания

Не задано

33

Обобщение Взаимопроникновение культур народов Поволжья

Защита проектов

Основные понятия курса

Умение аргументировать свою точку зрения. Умение оппонировать

Защита проектов

Не задано

34

Толерантность в современном обществе

Защита проектов

Основные понятия курса

Умение аргументировать свою точку зрения. Умение оппонировать

Защита проектов

Не задано


Литература для учителя.

Арндт Е.А. Национальный костюм немцев Поволжья (Конец ХVIII - начало ХХ вв.) [Text] : Пособие с методическими рекомендациями / Арндт Е.А., 2000- 127 с.

Бикташев Е.М. Саратовский вальс. Саратов, 2005

Жилкина З., Маркушкина С. Два века классицизма// Памятники Отечества: Альманах. 1998. №3/4 (40). «Вольная губерния».

Максимов Е. Музейная площадь// Памятники Отечества: Альманах. 1998. №1/2 (39). «Сердце Поволжья».

Манжора Б.Г. Саратовский государственный театр оперы и балета. Саратов.1996

  5. Минх А. Н. Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии [Text] : Собраны 1861- 1888   годах / Минх А. Н.,  1994. - 153 с.

6 Памятники Отечества. Иллюстрированный альманах ВООПИК. М., 1988. № 40 (3-4/1998).

7.  По залам Радищевского музея:Альбом [Text] : Рассказ о коллекции Саратовского государственного художественного музея им.А.Н.Радищева, 1985. - 192 с.

8. По музейным залам Саратова. Очерк-путеводитель. Саратов, 1977

     9.Саратовской губернии черты. Саратов, 1997                                                                                                                                                               10. Хвалынск.Портрет города [Text] : Краеведческие очерки, 2001. - 288 с.

Литература для обучающихся.

1.        Булычев М.В., Воронежцев А.В.,  Максимов Е.К., Тотфалушин В.П. История Саратовского края.  Саратов, 1996

2.Твои четыре века, город. Саратов, 1990.

3.Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах и именах. Саратов, 2002

4 Энциклопедия Саратовского края в очерках, событиях, фактах и именах. Саратов, 2002

5 Энциклопедия русской живописи / Под ред. Т.В. Калашниковой. М., 1999

6 Энциклопедия Саратовской области. - Саратов. Приволжское издательство, 2002.

Resource id #2198

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Культура родного края"

Программа  курса предлагается учащимся 9 классов общеобразовательной школы. Она направлена на   развитие жизненных навыков старшеклассников, связанных с  нормами человеческого обще...

Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики

Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками  в  школьном комплексно-краеведческом музее....

Компилятивная программа по истории и культуре родного края для 11 класса профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы

Пояснительная записка  по курсу «История и культура родного края»  для 11  классов профессиональной подготовки специальной (коррекционной) школы.Данная компилятивная  програм...

Рабочая программа по культуре родного края

Курс « Культура родного края» является существенным дополнением к кругу учебных предме­тов мировоззренческого направления. Для реализации рабочей программы выбрано учебное пос...

Воспитание любви и интереса к родному краю в процессе приобщения дошкольников к традиционной культуре Родного края.

Татарстан – это особый культурный регион России: со своими традициями, промыслами, своими героями прошлого и настоящего. Многонациональность Татарстана – его достижение, его богатство. Может быть, в о...