Рабочая программа по культуре родного края
календарно-тематическое планирование по краеведению (5 класс) по теме

 

    Курс « Культура родного края» является существенным дополнением к кругу учебных предме­тов мировоззренческого направления. Для реализации рабочей программы выбрано учебное пособие « Родной край» для 5-х классов. Оно полностью отвечает требованиям времени, обеспечивает формирование личностных, метапредметных и предметных компетенций.

    

Изучение культуры родного края направлено на достижение следующих целей:

  • Сохранение  чувашской  культуры во всем ее многообразии.
  • Возрождение, сохранение и развитие прикладных видов народного искусства.
  • Развитие в учащихся творчества, высокого художественного вкуса.
  • Воспитание экономичности, трудолюбия, осуждение праздности, лени.

Сроки реализации программы – 2013-2014 учебный год.

 

Общая характеристика учебного предмета, курса

             Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.В.Александровой (Енькка) "Культура родного края".  - Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2004. Этот курс — вводный не только для КРК, но и для предметов культурологического цикла. Большинство тем проецируются во все темы последующих курсов КРК и находят там дальнейшее развитие. Темы материальной и духовной культуры рассматриваются здесь большей частью в искусствоведческом плане, а в последующих курсах — в этнографическом плане.

Формы и методы, технологии обучения

Словесные методы: при формировании теоретических и фактических знаний и решении всех других задач обучения.

Наглядные методы: для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемым вопросам.

Практические методы: для развития практических умений и навыков.

Репродуктивные методы: для формирования знаний, умений и навыков.

Проблемно-поисковые: для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу.

Индуктивный метод: для развития умения обобщать, осуществлять индуктивные

умозаключения (от частного к общему).

Дедуктивные методы: для развития умения осуществлять дедуктивные умозаключения (от общего к частному) и развития умения анализировать явления.

Основные  технологии: личностно-ориентированная, здоровьесберегающая, проблемная, технология продуктивного чтения, информационно-коммуникационные, телекоммуникационные технологии.

Основные подходы при реализации минимума содержания образования предмета «Культура родного края»:

  • краеведческий подход – выявление историко – культурных связей, знакомство с социальным и культурным пространством региона для развития самосознания школьников;
  • содержательно – деятельностный подход – включает учащихся в активную творческую проектно – исследовательскую деятельность;
  • личностно – ориентированный подход – создание условий для формирования готовности и потребности личности к самообразованию.

Основные типы и формы занятий: урок усвоения новых знаний, урок систематизации знаний, комбинированные уроки.

Формы деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная, самостоятельная, творческая.

Межпредметные связи:

  • С изобразительным искусством;
  • С математикой;
  • С музыкой;
  • С окружающим миром;
  • С чувашским языком.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

 

       Учебный план для образовательных учреждений отводит 16 часов для обязательного изучения учебного предмета «Культура родного края», из расчёта 0,5 учебных часа в неделю.

        В соответствии с базисным учебным планом Культура родного края входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени неполного среднего общего образования.

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

Знать/понимать

  • Важнейшие достижения культуры ЧР, чувашского народа.
  • Основные этапы становления и развития чувашского народа, ЧР.
  • Место и значение культуры Чувашии в контексте мировой культуры.
  • Отражение представ­лений о мироустройстве в элементах материальной культуры

Уметь

  • Соотносить достижения культуры и события истории Чувашии с мировыми и российскими явлениями культуры и истории.
  • Определять историческую и этнографическую значимость предметов и явлений материальной и духовной культуры.
  • Рассказывать о важнейших явлениях культуры и истории Чувашии.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для:

  • Понимания культурно-исторических причин событий и явлений современной жизни.
  • Адаптации в поликультурном, многоконфессиональном обществе.
  • Самостоятельной творческой и предпринимательской деятельности.
  • Адекватной оценки культурных событий и явлений современного общества.
  • Комфортной реализации межличностных отношений, в том числе между поколениями

 

 

 

Содержание тем учебного курса

Перечень и название раздела и тем курса

Необходимое количество часов для изучения раздела, темы

 

Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий,

используемые при обучении;

 Формы и вопросы контроля

 

Возможные виды самостоятельной работы учащихся

 

1. Введение

1

Выполнение заданий в рабочей тетради

 

рассказ на основе информации учебника, умение извлекать информацию из источника, Составление вопросов к тексту, ответы на них

2. Чувашское музыкальное искусство

 

4

Выполнение заданий в рабочей тетради

Тестирование

понимать и осознавать место и роль искусства в жизни человека и общества.

3. Чувашское изобразительное искусство

3

Выполнение заданий в рабочей тетради

 

Комментированное чтение текста

4. Театральное искусство Чувашии

2

Виртуальная экскурсия  в    театры горда, выполнение заданий в рабочей тетради

анализировать, сопоставлять, приводить примеры, работать с литературой.

Составление простого и сложного плана работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы. Выявлять общность жизненных истоков и искусств.

5. Древние научные знания и наука Чувашии

 

 

 

4

Выполнение заданий в рабочей тетради

 

Составление кластера

Составление сравнительных, хронологических таблиц

 

 

6.Религия. Физкультура и спорт.

2

 

Тестирование

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся

№п/п

Тема

Кол-во уроков

       Дата

5а             5б

Виды деятельности учащихся

Формы и методы контроля

Примечания, коррективы

I

Введение.

1

04.09

07.09

работать с текстом, сопоставлять, выбирать главное.

Задания путешественнику

II

Чувашское музыкальное искусство

1. Музыка в жизни древних чувашей

1

11.09

14.09

логически обосновывать и аргументировать суждения, давать общие утверждения.

Задания путешественнику

2. Чувашские народные песни и танцы. Певцы земли чувашской

1

18.09

21.09

работать с источниками знаний, развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Задания путешественнику

3. Композиторы земли чувашской. Современное музыкальное искусство Чувашии

1

25.09

28.09

записать сведения о первых профессиональных чувашских композиторах.

Задания путешественнику

4. Повторение.

1

02.10

05.10

Индивидуальная

Тестирование

III

Чувашское изобразительное искусство

1. Изобразительное искусство в жизни древних чувашей. Вышивка.  Ткачество

1

09.10

12.10

Определить утилитарные и эстетические детали. Раскрасить основные цвета чувашской вышивки

Задания путешественнику

2. Изделия из древесины и глины, металлов и других материалов.  Стили народного искусства

1

16.10

19.10

Различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, батик и Дорисовать навершие ковша, узоры на столбовых воротах.

Задания путешественнику

3. Первые чувашские профессиональные художники. Современное изобразительное искусство Чувашии

1

23.10

26.10

называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта

Задания путешественнику самоконтроль

IV

Театральное искусство Чувашии

1. Элементы театральных действий в жизни древних чувашей

1

30.10

02.11

выбрать события, в которых есть элементы театрального искусства.

тестирование

2. Чувашское профессиональное театральное и киноискусство

Современное театральное искусство Чувашии

1

13.11

16.11

Найти  в тексте нужную информацию.

Задания путешественнику

V

Древние научные знания и наука Чувашии

1. Чувашский язык. Николай Ашмарин.  

1

20.11

23.11

Найти связь чувашского языка с другими языками. Найти в словаре Ашмарина значение слов.

Задания путешественнику

2.  Древняя чувашская письменность и цифры. Древние единицы измерения.

1

27.11

30.11

Нарисовать тамгу своей семьи, написать письмо

Задания путешественнику

3. Чувашский народный календарь. Элементы экологии и приметы о погоде.

1

04.12

07.12

Сравнить календари древних алтайцев и чуваш . Найти в сказке «Комино» элементы экологии.

Заполнить таблицу

4. Первые чувашские учёные. Наука в современной Чувашии.

1

11.12

14.12

Тестирование

V I

Религия. Физкультура и спорт.

2

18.12

25.12

21.12

28.12

 Заполнить в хронологическом порядке события спортивной жизни Чувашии

Заполнить таблицу

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса

Учебные пособия для учащихся:

  1. Елена Енькка .«Родной край». Учебное пособие для 5 класса. –Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2005.
  2. «Родной край». Рабочая тетрадь  для 5 класса

Электронные пособия и ресурсы интернета в организации учебной деятельности учащихся и учителя

1. Видео-приложения к учебному пособию «Родной край. 6-7 класс» для 6 класса.

2. Видео-приложения к учебному пособию «Родной край. 6-7 класс» для 7 класса.

3. Звенящее серебро тухьи (видеофильм).

4.  На земле чувашской.

5. Чебоксары – чистый и благоустроенный город (видеофильм).

6. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

7. Иллюстрированный энциклопедический словарь.

8.Большая энциклопедия языков мира.

9.История искусства

10. Энциклопедия: этнография России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по искусству родного края

Рабочая программа по искусству родного края (Новосибирская область) ...

Рабочая программа кружка "Топонимы родного края"

Методическая разработка кружка по краеведению. Топонимы - различные географические названия. Программа расчитана на 1 год обучения для средних классов....

рабочая программа курса "Природа родного края"

Данная рабочая программа создана для ведения курса «Природа родного края» в 5 классе (региональный компонент , о природе Новосибирской области)...

Рабочая программа кружка "Летопись родного края"

В рабочей программе рассматривается процесс привлечения учащихся к декоративно-прикладному искусству Кубани, рассказывает обыте и жизни казаков....

Рабочая программа курса "Искусство родного края" на английском языке для 8 класса школ с углубленным изучением английского языка

Пояснительная записка, тематическое планирование одногодичного курса на английском языке "Искусство родного края" в рамках регионального компонента....

рабочая программа кружка "История родного края"

Изучение края - важный элемент обучения и воспитания подрастающего поколения. Прошлое нашей Родины состоит из прошлого ее малых городов и сел. В настоящее время остро ощущается необходимость возр...