методическая разработка "Славное имя - Кузбасс"
методическая разработка по краеведению по теме

Карасева Мария Васильевна

Разработка приуроченная к 70-леьнему юбилею Кемеровской области и юбилейным датам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_slavnoe_imya_-_kuzbass_1.doc469 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное    учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными                возможностями здоровья

 «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78» VIII вида    

Славное имя –  Кузбасс

внеклассное мероприятие,

посвященное юбилейным датам Кемеровской области,

для обучающихся с легкой умственной отсталостью 5-9 классов

                  Номинация – воспитательное мероприятие

Составитель: Попова Мария Васильевна

 

Новокузнецк, 2012

Содержание  

  1. Введение ……………………………………………………………………3
  2. Сценарий мероприятия ………………………………………………….4-8
  3. Методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного мероприятия для педагогов и детей…………………………....9
  4. Заключение…………………………………………………………….….10
  5. Список литературы……………………………………………………….10
  6. Приложения ………………………………………………………………11
  1. План-схема мероприятия……………………………………………..11
  2. Песня «Это мой город», формат mp3
  3. Гимн Новокузнецка, формат mp3
  4. Образцы  с заданиями……………………………………………..11-12
  5. Фотогаллерея

 

Введение

В настоящее время в образовательном процессе большое место отводится нравственному и патриотическому воспитанию школьников.  

Методическая разработка посвящена  юбилейным датам Кемеровской области, Новокузнецка и Новоильинского района г. Новокузнецка.

Внеклассное мероприятие «Славное имя –  Кузбасс» является первым мероприятием в цикле, посвященным созданию школьного музея.

Выбранная тема является актуальной, так как наша область готовится к большому событию, к своему юбилею. 26 января 2013 года ей исполнится 70 лет. Город Новокузнецк отпразднует 395 годовщину со дня основания.

Мероприятие направленно на расширение знаний обучающихся с легкой умственной отсталостью второй ступени образования о своем родном крае.

Данная работа направлена на повышения знаний обучающихся о своем родном крае.

В содержание данной работы отражены следующие моменты:

  • рассматривается Новоильинском районе г. Новокузнецка, районе в котором мы живем, его улица, которые названы в честь людей, которые внесли большой вклад в победу во Второй Мировой войне;
  • рассказывается кратко о исторических названиях города,  о символике города Новокузнецка, раскрывается значения флага и герба,  рассматриваются экспозиционные стенды, посвященные городу с фотографиями;
  • рассказывается о Кемеровской области, ее символике  и объясняется значения каждого элемента на флаге и гербе;
  • кратко повествуется о создание школьного музея, о его экспозициях и дальнейшей работе.


          Особенностью мероприятия является чередование информационного материала с практическими заданиями, которые не только способствуют закреплению знаний, но и способствуют коррекции нарушений высшей нервной деятельности.

Тема: Славное имя – Кузбасс.

Цель:  формирование уважительного отношения к истории родного края.

Задачи:

  • познакомить обучающихся с юбилейными датами года;
  • дать первоначальное представление о работе школьного музея, презентовать  выставочный стенд;
  • актуализировать знания о символах области и города.

Материально-техническая база: музыкальный центр, конверты с заданиями для каждого класса, клей-карандаш  (2 шт.), столы(3 шт.), стулья (по количеству обучающихся), магниты (10 шт.), магнитная доска, план-схема мероприятия (Приложение №1) .

Оформление:  стенды выставочной экспозиции школьного музея, воздушные шары, флаг РФ.

Место проведения: рекреация второго этажа (музей школы, S = 42 м2).

Ход  мероприятия:

(звучит песня о Новокузнецке «Это мой город» Приложение №2)

  1. Вступительная часть.

-Здравствуйте,  дорогие ребята, коллеги, мы рады приветствовать вас на мероприятии,  посвященном юбилейным датам нашей области и любимого города. Мы с вами в данный момент находимся в том месте, где будет располагаться наш школьный музей.  Ребята, а что такое «музей»? 

(ответы обучающихся).

- Правильно, музей -  учреждение, занимающееся собиранием, хранением и выставкой чего-либо. А что выставляется в музее?

(ответы обучающихся).

- В музее, ребята, выставляются экспонаты.

- Экспонаты нашего музея мы будем собирать все вместе и располагать их на экспозиционных  стендах, один из них уже готов, давайте  посмотрим на него.

  1. Беседа у стенда «Новоильинский район».

- Ребята,  посмотрите на стенд, попробуйте догадаться,  чему  же он посвящен?

(ответы обучающихся)

- Правильно, этот стенд посвящен Новоильинскому району, району, в котором мы с вами  мы живем. В прошлом году вы участвовали в проекте «Никто не забыт, ничто не забыто»,  посвященном улицам нашего  района.  На стенде вы видите свои работы, которые стали  первыми экспонатами нашего музея и для нас они очень ценны. Давайте посмотрим на них.

(поочередно рассматриваются плакаты «Улица К.К. Рокоссовского», «Улица 11-й Гвардейской Армии», «Улица А.Н. Косыгина») 

- Это работа ребят 6-го класса. На какой улице вы побывали? Кем был Константин Константинович Рокоссовский?  (маршалом нашей армии, командовал парадом Победы)

(ответы обучающихся)

- Следующая работа выполнена семиклассниками. Ребята, почему  одна из улиц носит имя 11-й Гвардейской Армии?

(ответы обучающихся) 

- В  этой армии воевало много наших земляков-новокузнечан.

- И,  наконец, работа, выполненная самыми старшими ребятами, посвященная Алексею Николаевичу Косыгину. Кем был этот человек?

(ответы обучающихся)

 - А.Н. Косыгин был государственным деятелем, во время  войны  занимался эвакуацией граждан, предприятий в безопасное место.

- Молодцы, вы многое узнали об улицах района и теперь сможете рассказать об этом ученикам начальной школы, то есть стать экскурсоводами.

- В этом году нашему району исполняется 13 лет.

(показ  таблицы с надписью «Нашему району 13 лет, 1999 – 2012 г.г.»).

         

  1. Беседа у стенда «Город Новокузнецк».

- Ребята, обратите внимание на правый стенд,  чему посвящен он?

- Конечно,  он посвящен  Новокузнецку. Наш город в разные годы своего существования имел разные названия Кузнецкий острог, Кунецк-Сибирский, Сталинск, а в 1961 году ему дали название Новокузнецк. На стенде вы видите фотографии нашего города. Рассмотрите их внимательно и послушайте песню о нашем любимом городе.

(звучит песня о городе «Гимн Новокузнецку» Приложение №3)

- Новокузнецк является одним из старейших городов Сибири.

- Мы живем в замечательном городе со славной историей. О Новокузнецке написано много песен, стихов.  Одно из стихотворений   мы сейчас услышим. Его прочитают Ваганов В., Семякин С. и Часовских Д.

 (обучающиеся 6 и 8-9 классов читают Л. Лукьянцева «Новокузнецк родной»)

На берегу Томи красуясь,

Стоишь, Новокузнецк родной,

 Горжусь размахом твоих улиц,

 Твоею славой трудовой.

 Смотрю, как вырастают горы

 Из недр добытого угля,

 В сиянье лампочек шахтеров,

 Добывших уголь для тебя.

Как сталь упругая сверкает,

 Растут могучие мосты.

 И парк зеленый подрастает,

 И молодеешь снова ты.

Так будь всегда светлей и краше,

 Любимый город мой, родной,

 Будь гордостью Отчизны нашей,

 Её защитой и бронёй.

- Молодцы ребята.

- А у меня для вас приготовлены конверты  с заданиями для каждого класса (Приложение№4). Вы внимательно все прочтите и выполняйте. На выполнение вам дается 3 минуты.

(5 класс – флаг склеивают; 6 класс – читает про флаг; 7 класс – склеивают герб; 8-9 – читает про герб)

- Закончили выполнение задания. Каждый город имеет свои символы. Как называются символы города?

(ответы обучающихся)

- Правильно, символы – это  герб и флаг. У Новокузнецка  тоже есть герб и  Флаг.

- Семиклассники сейчас покажут свою работу

(выходят обучающиеся 7-го класса и помещают склеенный герб на доску)

- Перед вами  герб нашего города. Конечно, вы его видели не один раз. А знаете, какое имеют значение его цвет, элементы? Об этом узнали ребята 8-9 класса и сейчас нам об этом расскажут  (желтый цвет – золото, богатство; зеленый  цвет – природные богатства, лошадь – просторы Сибири, кузница – ведущая роль металлургической промышленности в нашем городе).

(сообщение обучающихся 8-9 класс)

- А сейчас свою работу покажут пятиклассники

(выходят обучающиеся и помещают свою работу на доске)

- Пятиклассники  собрали для нас флаг Новокузнецка, посмотрите на него внимательно. Какие цвета присутствуют на флаге нашего города?

(ответы обучающихся).

- А что обозначает каждый цвет, расскажут ребята 6-го класса.

(сообщение шестиклассников)

- Наш город готовится к большому событию. В 2013 году Новокузнецку исполнится  395 лет. Это очень много. Новокузнецк является одним из старейших городов Сибири.

(показ  таблицы с надписью «2013 год, Новокузнецку  - 395 лет» )

                                                         

  1. Беседа у стенда «Кемеровская область».

- Центральное место  экспозиции занимает   стенд о Кемеровскую область. В центре стенда помещена карта области, на ней  обозначены все города, села, реки. Кто знает, как называется главный город Кемеровской области?

(ответы обучающихся)

- А какие еще города  нашей области вы знаете?

(ответы обучающихся)

- А сможете показать их на карте? Давайте попробуем. Кто будет первым?

(выходит один обучающийся, остальные по очереди называет города, обучающийся находит их на карте)

- В эту игру можно играть на перемене, даже устроить соревнование.

- Ребята, Кемеровская область тоже имеет свои символы – флаг и герб.

- Посмотрите на флаг  нашей области. Какие цвета на нем присутствуют?

(ответы обучающихся)

- А на каком флаге вы еще видели эти  цвета? (на флаге России). В верхней части флага  помещен герб Кемеровской области. Давайте рассмотрим его.

(показываются герб)

- Что вы видите на гербе области?

(ответы обучающихся)

  • дубовые ветви и корона  – символ власти, государственности;
  • зеленый цвет, колосья – символизирует сельское хозяйство, природные богатства;
  • черный треугольник – угольная промышленность;
  • красные треугольники – металлургическая промышленность;
  • кирка и молот – символизируют добывающую промышленность.

- На территории нашей области есть много замечательных мест:  Кузнецкая крепость, липовая роща, город-музей  Мариинск. Об этих  и других местах мы с вами будем узнавать вместе, помещать фотографии и рассказывать об этом другим ребятам, родителям. Для размещения материала на стенде есть специальные карманы.

- Рыбак А. подготовила стихотворение  о нашей области, давайте послушаем.

(обучающаяся  читает стихотворение О.Жилиной «Кузнецкая наша земля»)

Богата родная Россия,
Но прямо скажу без прикрас, 
Что края любого красивей
Наш юный, могучий Кузбасс.
Люблю его твердую поступь,
Дыханье заводов и шахт,
Огней яркозвёздную россыпь
В его молодых городах.
И сталью и углём богата
Родная сторонка моя.
Любимая, как хороша ты,
Кузнецкая наша земля!

- Ребята, а какая дата написана на ленте герба?

(ответы обучающихся)

- 1943 год – год основания нашей области.

- Нашей области исполняется 26 января 2013 года 70 лет.

(показ  таблицы с надписью «Кемеровской области 26 января 2013 г. 70 лет»).

        

  1. Заключительная часть.

(звучит  песня «Гимн Новокузнецку» Приложение №3)

- Начинается новый учебный год, который несет нам много открытий и интересных дел. Одно из  них – создание  школьного музея, нам всем вместе предстоит серьезно подготовиться к его открытию.  До новых встреч!

Методические рекомендации по подготовке и проведению воспитательного мероприятия для педагогов и детей

Данное мероприятие должно носит доступную форму изложения материала, так как разработано для обучающихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. По ходу мероприятия нужно обратить  большое внимание наглядному обеспечению. Оно должно быть оптимальным по размеру для восприятия обучающимися, соответствовать санитарно-гигиеническим нормам, предъявляемым к наглядно-дидактическому материалу.

Для воздействия на эмоциональную сферу обучающихся следует включить в мероприятие музыкальные произведения в начале мероприятия, в тот момент, когда идет повествование о городе и на заключительном этапе мероприятия.

Для проведения мероприятия была проделана следующая подготовительная работа:

  • жесткий отбор информации, изложение его в доступной форме;
  • изготовление конвертов с заданиями для каждого класса;
  • отбор стихотворений  и их разучивание с обучающимися;
  • в ходе проведения мероприятия были использованы раннее изготовленные обучающимися экспозиционные материалы (плакаты), которые они сделали  в рамках школьного проекта «Ничто не забыто, никто не забыт», посвященным улицам нашего района, названным в честь героев Второй Мировой войны.

         В данном мероприятие должно быть чередование видов деятельности обучающихся, чтобы было воздействие на все анализаторы:

  • слуховой  (через музыкальное сопровождение);
  • зрительный (через экспозиционные стенды);
  •  тактильный (чрез выполнение заданий из конвертов).

Поскольку мероприятие рассчитано на обучающихся с легкой умственной отсталостью, оно должно решать и коррекционные задачи, поэтому в мероприятие включены : упражнения с разрезными картинками, аппликация из частей герба, флага.


Заключение

Внеклассное мероприятие было успешно проведено 1 сентября 2012 года с обучающимися 5-9 классов «Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное    учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными                возможностями здоровья  «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78» VIII вида». В ходе мероприятия были решены задачи и выполнены цели, которые были поставлены на начальном этапе его разработки.

В ходе данного мероприятия обучающиеся узнали много нового о юбилейных датах Кемеровской области и города Новокузнецка. Повысили уровень знаний о каждом элементе флага и герба, как области, так и города.

По итогам мероприятия получены положительные отзывы от педагогов и обучающихся. Некоторые из обучающихся выразили желание стать экскурсоводами в школьном музее.

В течение учебного года работа по данному направлению будет продолжена  в следующих формах:

  • октябрь-ноябрь – реализация внеурочного проекта «Имя на карте области»;
  • декабрь – экскурсия в Кузнецкую крепость;
  • февраль – экскурсия в Томскую писаницу;
  • март-апрель – экскурсии в школьном музее (по результатам проекта «Имя на карте области»).

Список  литературы

  1. Герасимова, А. География Кузбасса [Текст]/ А. Герасимова, А. Мытарев, Л. Савельева, С. Тивяков. – Кемеровское книжное издательство, 1974. – 234 с.
  2. Кацюба, Д. В. История Кузбасса [Текст]: краеведческое пособие / Д. В. Кацюба. – Кемерово, 1975. – 104с.
  3. Стихотворения о Кемеровской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lik-kuzbassa.narod.ru/stihi-o-kuzbasse.htm
  4. Википедия Кемеровская область [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%E5%EC%E5%F0%EE%E2%F1%EA%E0%FF_%EE%E1%EB%E0%F1%F2%FC

Приложение №1

План-схема размещения обучающихся и оборудования

Приложение №4

Образцы  с заданиями

Задание  для 8-9 класса

  • Прочтите ниже приведенный текст о гербе города Новокузнецка. Выберите одного представителя для  рассказа  о флаге  ребятам других классов.

Задание для 5 класса

        

Задание для 6  класса

  • Прочтите ниже приведенный текст о флаге города Новокузнецка. Выберите одного представителя для  рассказа  о флаге  ребятам других классов.

        

Задание для 7 класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по краеведению "ГОРОДА КУЗБАССА"

Дает полное  описание географического  положения городов Кузбасса....

Статья в научно-методическом журнале Учитель кузбасса, июль-сентябрь 2016

В статье рассматриваются наиболе приоритетные направления формирования мотивации учащихся основной школы к изучению математики, как на уроках, так и во внеурочной деятельности...

Методическая разработка урока по английскому языку "Кузбасс"

Методическая разработка включает в себя новую лексику, упражнения и текст на английском языке "Kuzbass"...

Литературная гостиная "Кузбасс - земля особенного рода", посвящённая 300-летию образования Кузбасса

Мероприятие проведено в связи с празднованием 300-летия образования Кузбасса. В рамках мероприятия школьники поняли, что Кузбасс – это не только металлургический и шахтёрский край, но и край пис...

«Кузбасс – наш дом!» методическая разработка интеллектуальной игры

В данной работе представлена методическая разработка интеллектуальной игры, посвященной 300-летию Кузбасса.Методическая разработка предназначена для педагогов-организаторов, педагогов дополнительного ...

Методическая разработка Кузбассу 300 лет

Методическая разработка "Кузбассу 300 лет"...