Методическая разработка туристко-краеведческой деятельности в учебном процессе и обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях
методическая разработка (краеведение) по теме

Балкова Елена Александровна

Предлагаемая методическая разработка – попытка представить оригинальную модель воспитания природой – создания творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческого потенциала школьника, удовлетворения его эстетических, познавательных и физических потребностей, снятия состояния психологической защиты и нервно-психического напряжения средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях туристко-краеведческой познавательно-игровой деятельности.

В данной методической разработке отражены общеизвестные принципы образования: междисциплинарность, интегративность, краеведческий подход к изучению и решению экологических проблем, единство интеллектуального восприятия окружающей среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polevoy_praktikum_metodich_razrabotka.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сусатская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

 туристко-краеведческой деятельности

 в учебном процессе

и обеспечение безопасности жизнедеятельности

 в природных условиях

Выполнила учитель биологии

МОУ Сусатская СОШ

Балкова Елена Александровна

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Традиционно биологическое образование, прежде всего, связывается с получением школьниками определенного объема соответствующих знаний. К сожалению, охватывая фундаментальные отделы биологии, экологии, охраны природы, оно не всегда дает представление о проблемах, которыми живет наука сегодня. Мало того, накопленные знания, как говорят психологи, чаще всего пассивны. Творческие возможности учащегося если и проявляются в этом случае, то развиваются «сами по себе», стихийно.

Для того чтобы биологическое образование стало развивающим, т.е. нацеленным на создание условий для развития творческих способностей школьника, необходимо показать ребятам удивительные возможности взаимодействия человека с природными объектами, включить их в такое взаимодействие.

Предлагаемая методическая разработка – попытка представить оригинальную модель воспитания природой – создания творческого пространства (образовательной среды) для самореализации внутреннего творческого потенциала школьника, удовлетворения его эстетических, познавательных и физических потребностей, снятия состояния психологической защиты и нервно-психического напряжения средствами общения и непосредственного контакта с природными объектами в условиях туристко-краеведческой познавательно-игровой деятельности.

В данной методической разработке отражены общеизвестные принципы образования: междисциплинарность, интегративность, краеведческий подход к изучению и решению экологических проблем, единство интеллектуального восприятия окружающей среды и обеспечение безопасности жизнедеятельности в природных условиях.

Разработка предполагает различные формы обучения:

  • Решение проблем – постановка перед детьми реальных жизненных ситуаций для последующего их разрешения.
  • Моделирование – введение ученика в ситуации реального опыта.
  • Экспертиза – изучение части материала, исследование.
  • Мониторинг – наблюдение за живыми объектами.
  • Работа с научно-популярной литературой или самостоятельное создание подобного материала для дальнейшей разработки собственного проекта.
  • Наставничество – работа учеников с профессионалами.
  • Практическая работа – использование знаний, умений и навыков учащихся.

При проведении полевого практикума мы вовлекаем детей в конкретную исследовательскую, здоровьесберегающую и природоохранную работу, используя краеведческий материал. Учебная работа ведется в группах по 15-20 человек под руководством специалистов. Здесь организуются спортивные и природоохранные мероприятия, проводятся занятия по ОБЖ, где особое внимание уделяется правилам поведения в лесу и действиям человека в экстремальных ситуациях.

Любой выход в природу сопровождается инструктажем о правилах безопасного поведения.

Пропаганда знаний об окружающей природной среде туристско-краеведческой направленности для каждого региона страны предполагает быть разной, но данную методическую разработку можно использовать в любом регионе, т.к. в этом есть необходимость и она познавательна для ребят. Ведь сколько раз подтверждалось, что именно ближайшего окружения учащиеся и не знают. От учителей это требует определенной перестройки и переориентации на новую образовательную культуру. Учителям приходится расставаться со своей уютной и безопасной территорией «у доски». Новое содержание образования требует и нового отношения, и новых навыков.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ

 ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА.

Растительное сообщество «Лес».

Цель работы:   изучить видовое разнообразие растительных сообществ родного края, развивать естественную потребность в общении с природными объектами, воспитывать ответственность за сохранность окружающей среды, отработать навыки безопасного поведения в природе и оказание первой медицинской помощи.

Инструктивная карточка.

  1. Определите ярусность в сообществе, назовите растения, слагающие каждый ярус:
  • Начертите схему расположения каждого яруса;
  • Определите формы жизни растений.
  1. Морфологическая характеристика травянистых растений:
  • Выберите 5 растений на участке;
  • Дайте описание внешнего строения данных растений по плану:
  1. стебель (ползучий, цепляющийся, вьющийся, прямостоячий, приподнимающийся);
  2. характеристики листа (форма, край листа, сложный или простой, жилкование, листорасположение);
  3. цветок, если есть с простым или двойным околоцветником, есть ли соцветие и к какому типу оно относится.
  1. Видовое разнообразие:
  1. обозначьте участок в 1м2;
  2. подсчитайте на нем количество видов растений и особей, определите, какие из них многолетники, двулетники, однолетники.
  1. Определите степень повреждения травянистого покрова.
  2. Дайте рекомендации по улучшению состояния участка.

(По такому же принципу можно составить инструктивные карточки для изучения других растительных сообществ, которые имеются в регионе: «Поле», «Луг» и т.д.)

Игра – тренинг

«БОТАНИЧЕСКИЙ БАДМИНТОН»

Правила и техника игры в бадминтон известны всем. Включим в нее необычный элемент. Первый игрок делает подачу второму и при этом называет растительное сообщество: лес, луг, поле, болото и т.д. Игрок , которому подали, в зависимости от названного сообщества должен назвать вид растения, произрастающего в нем. Затем игроки меняются местами, но игра усложняется. Подающий игрок обозначает континенты, определенный климатический пояс Земли (пустыни, тропики ит.д.), конкретные природные ландшафты (река Сал, Дон, степь за левым берегом Сусата и т.д.), и т.п. со все большей конкретизацией.

Игра прекращается, когда у игроков заканчиваются теоретические варианты или… физические силы. По окончании игры участники делятся впечатлениями.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим

В природе часто случаются у детей обмороки, тепловой (солнечный) удар, зимой – обморожения. Поэтому необходимо младших школьников познакомить с правилами оказания первой помощи пострадавшим.

ОБМОРОК. В предобморочном состоянии пострадавший жалуется на внезапное головокружение, тошноту, ощущение нехватки кислорода, потемнение в глазах. Уложите его так, чтобы голова находилась немного ниже туловища, поскольку при обмороке ограничен приток крови к мозгу. Расстегните на пострадавшем воротник, брючный ремень, обеспечьте приток свежего воздуха. Лицо и грудь обрызгайте водой, дайте нюхать нашатырный спирт (собираясь в поход, на экскурсию в природу обязательно захватите с собой аптечку). Также следует действовать, если обморок уже наступил. Он длится от нескольких секунд до нескольких минут, затем сознание восстанавливается. При длительной потере сознания необходимо оказать реанимационную помощь.

ТЕПЛОВОЙ (СОЛНЕЧНЫЙ УДАР). Происходит прилив крови к мозгу. Пострадавший чувствует слабость, разбитость, головную боль, тошноту. Температура тела повышается до 40-410С. Возможны потеря сознания, судороги, бред, возбуждение. Поместите пострадавшего в прохладное место. Уложите так, чтобы голова была выше туловища. Снимите верхнюю одежду, обливайте холодной водой. На голову можно положить холод. Напоите холодным чаем или подсоленной водой.

ОБМОРОЖЕНИЕ. Симптомы 1 степени: кожа бледная, потеря чувствительности. 2 степени: омертвение поверхностных слоев кожи, пузыри наполненные прозрачной жидкостью. 3 степени: омертвение всех слоев кожи и мягких тканей на различную глубину, пузыри наполненные темно-красной или бурой жидкостью. 4 степени: омертвение всех тканей и кости, пузыри с черной жидкостью. Растирать обмороженное место чем-либо, особенно снегом, погружать пораженную конечность в теплую воду, а также смазывать жиром и мазями НЕЛЬЗЯ! Разрешается только отогревать обмороженное место теплом рук или делать легкий массаж от периферии к туловищу. Массировать можно руками или куском мягкой ткани до появления розовой окраски кожи. На обмороженный участок тела наложить стерильную повязку или спиртовой компресс. Укрыть пораженное место теплоизолирующей повязкой с большим количеством ваты или одеялом, теплой одеждой. Следует дать пострадавшему 1-2 таблетки аспирина или анальгина, а также горячий чай, кофе.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА.

Цель занятия: научить учащихся работать в полевых условиях с измерительными приборами, изучить экологическое состояние местной реки, пробудить у воспитанников  эстетические чувства прекрасного к природе родного края, отработать навыки безопасного поведения в природе и оказание первой медицинской помощи.

Инструктивная карточка.

Оборудование: термометр, нивелир, поплавки, рулетка, часы, бечевка, банка, блокнот.

Ход занятия.

  1. Название реки.
  2. Притоком какой реки является?
  3. Определить ширину реки, ее глубину (приблизительно).
  4. Сколько метров проплывет брошенный в реку поплавок за одну минуту?
  5. Температура воды в реке (на поверхности и в глубине).
  6. Прозрачность воды. Она определяется белым диском, подвешенным на размеченной бечевке. Глубина, на которой диск становится невидимым и является показателем прозрачности воды.
  7. Характер правого и левого берегов реки. Определите высоту склона реки.
  8. Широко ли разливается вода весной? Собрать коллекцию речных галек и ракушек.
  9. Как используется река? Составить гербарий приречной растительности.
  10. Отметить следы деятельности человека.
  11. Ваши предложения по улучшению состояния и использования реки.
  12. Сделать рисунок природного ландшафта реки.

Отдых на реке может оказаться трагическим, если не соблюдать правила безопасности, купаться на необорудованных пляжах, неправильно вести себя в воде.

Оказание первой помощи утопающему.

(Лекция с отработкой навыков оказания первой помощи пострадавшему)

После того как утопавшего извлекли из воды, прежде всего надо освободить его дыхательные пути из воды. С этой целью пострадавшего кладут животом на колено и резкими движениями сдавливают живот и грудную клетку или резко встряхивают пострадавшего.

После удаления воды в случаях, когда самостоятельное дыхание пострадавшего невозможно и он потерял сознание, применяют искусственное дыхание. Наиболее эффективно искусственное дыхание изо рта в рот или изо рта в нос.

После прекращения дыхания  и остановки сердца смерть наступает не сразу. Пока жив мозг, можно восстановить угасающие функции организма.

Пострадавшего укладывают лицом вверх на твердую поверхность. Под голову подводят руку и слегка запрокидывают голову назад. При этом дыхательные пути, заложенные языком, открываются. Оказывающий помощь делает глубокий вдох и, закрыв пальцами пострадавшему нос, выдыхает весь воздух ему в рот. Если грудная клетка последнего расширилась – все сделано верно. После этого надавливают на грудную клетку пострадавшего и вызывают выдох. Оба действия повторяют ритмично, 16-20 раз в минуту. Проводить искусственное дыхание можно только после того, как дыхательные пути (рот и глотка) очищены.

При остановке сердечной деятельности искусственное дыхание приходится сочетать с непрямым массажем сердца. Принцип его состоит в том, что при сильном толчкообразном сдавливании грудной клетки кровь, наполняющая желудочки сердца, выталкивается в аорту и легочную артерию. При отведении рук оказывающего помощь грудная клетка пострадавшего вновь расширяется, и кровь поступает из вен в предсердия, а из предсердий в желудочки сердца.

Оказывающий помощь располагается сбоку и ладонями, наложенными одна на другую, с силой надавливает на нижнюю часть грудной клетки, стараясь прогнуть ее по направлению к позвоночнику на 4-5 см. При этом он наваливается всем корпусом, чтобы создать нужное давление, затем откидывается назад и снова повторяет толчкообразный нажим. Частота сжатий 50-70 раз в минуту. Руки должны располагаться примерно на 2 пальца выше мечевидного отростка грудины.

Реанимация двумя спасателями.

Соотношение искусственных вдохов с массажными толчками должно составлять 2:5, т.е. после 2-х вдохов следуют 15 массажных толчков.

При эффективном массаже пульс становится заметным на сонных артериях, происходит сужение зрачков, они начинают реагировать на свет, синюшная окраска кожи исчезает, восстанавливается самостоятельное дыхание.

После восстановления жизнедеятельности пострадавшего надо из положения лежа на спине повернуть на правый бок. Иначе западает язык и наступает самоудушение. Поворот делают быстро и в строгой последовательности:

  • Правую ногу согнуть в колене
  • Подтянуть стопу к колену другой ноги
  • Левую руку согнуть в локте и положить на живот
  • Правую руку выпрямить и прижать к туловищу
  • Левую кисть подтянуть к голове
  • Взять пострадавшего одной рукой за левое плечо, а другой за таз и перекатить на правый бок в положение полулежа на животе
  • Голову запрокинуть, а левую кисть поудобнее расположить под ней
  • Правую руку положить сзади вплотную к туловищу немного согнув в локте

За пострадавшим продолжают наблюдать, периодически контролируют пульс и состояние зрачков.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ПО ЭНТОМОЛОГИИ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА.

Цель: научить учащихся проводить наблюдение за живыми объектами, изучить видовое разнообразие членистоногих нашей местности, выяснить значение насекомых в природе и жизни человека, помочь детям в приобретении опыта эмоционального общения с животными, научить безопасному поведению в природе.

Оборудование: дневник наблюдения, карандаш, линейка, лупа, банки по 0,25 л с марлей, энтомологический сачок.

Инструктивная карточка.

  1. Выберите участок. Нарисуйте его план-схему. Проведите экологическую экспертизу данного участка: внешний вид деревьев, поврежденность травянистого покрова, степень загрязненности и затененности участка.
  2. Обследуйте территорию, подберите участок для сбора и наблюдения насекомых, паукообразных.
  3. Проведите наблюдения за поведением представителей типа членистоногих (кузнечики, жуки, бабочки, клопы, пауки и др.). Отметьте их передвижение, способы добычи пищи, особенности приспособления к условиям обитания.
  4. Отловите некоторых представителей данного типа животных, опишите их внешнее строение:
  • отделы тела, назовите их;
  • длина тела;
  • строение конечностей, их количество;
  • количество крыльев;
  • покровы тела;
  • окраска.
  1. Сделайте рисунок с натуры и обозначьте части тела.

Вопросы: Почему тип, в который объединяют жуков, бабочек, кузнечиков, пауков и раков, получил название «Членистоногие»? Чем образована у этих животных система опоры и движения? Каковы их функции?

Дайте характеристику видового разнообразия на выбранном участке.

Какие Членистоногие являются переносчиками опасных заболеваний?

Это должен знать каждый. (Лекция с элементами беседы)

Клещи!

 Маленький, тихий и невзрачный, но иногда клещ, сам того не подозревая, становится переносчиком опасного человеческого заболевания – клещевого энцефалита. И платит за то жизнью своей и своих потомков. На войне как на войне: места обитания клещей с вертолетов обрабатывают химикатами. Активны клещи с самой ранней весны и до первых неустойчивых заморозков, менее активны в жаркий период лета. Возбудителя заболеваний клещи получают от грызунов, диких животных и птиц, кровью  которых они питаются.

Выезжая отдыхать, необходимо помнить, что среди кустарников, деревьев и сухостоя, прошлогодних листьев обитают кровососущие членистоногие – клещи. Попадая на животное или человека, клещи довольно долго, иногда часами ищут место присасывания. Сам укус безболезнен.

Следует знать некоторые правила безопасного посещения природы:

- подбирая места кратковременного отдыха хорошо осмотрите его;

- проводя само- и взаимоосмотр вы обезопасите себя и своих близких от контакта с клещами;

- по возвращении домой необходимо сменить одежду и осмотреть вещи;

- следует знать, что клещей в дом можно занести с одеждой, цветами, ветками;

- клещи могут быть занесены в помещение и в частные подворья собаками и кошками;

- контакт с клещом может произойти и при уходе за домашними животными.

Если вас укусил клещ, его нельзя срывать с места укуса, т.к. в месте укуса может остаться хоботок и произойдет нагноение. Клеща необходимо снимать в медицинских перчатках, захватив его большим и указательным пальцем как можно ближе к коже, или следует обратиться в поликлинику, травмпункт по месту жительства для снятия и дальнейшего наблюдения. Ранку после удаления клеща следует обработать йодом. Необходимо проводить термометрию в течение 5 дней, а в случае повышения – немедленно обращайтесь к врачу. Клеща помещают в небольшую емкость и доставляют в ближайший филиал ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» для определения его видовой принадлежности.

С целью защиты от нападения клещей необходимо применять специальные репелленты, отпугивающие клещей, имеющиеся в торговой сети (Антиклещ, Дэта, Акреп и др.).

в 2006 г. в Ростовской области зарегистрировано 55 случаев заболевания Конго-крымской геморрагической лихорадкой (один с летальным исходом), что в 3,5 раза больше, чем в 2005 г. Увеличение случаев заболевания свидетельствует об активизации природных очагов на территории области, поэтому нужно быть внимательными и осторожными.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ ПО ПОЧВОВЕДЕНИЮ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА

Цель: расширение чувственного опыта общения с природой, развитие познавательного интереса к  родному краю, проверка эрудиции в области знаний

Оборудование: лопаты, метр, нож (не менее 15 см длины лезвия), вода, дощечка 20Х20 для определения механического состава почвы.

Инструктивная карточка.

А. Сделать почвенный разрез. Зачистить стенку, которая будет лучше всего освещена солнцем.

Б. Укрепить на этой стенке метр – ноль вверху.

В. Описать разрез по плану.

План описания почвы.

  1. Осмотреть разрез, выделить почвенные горизонты (по цвету), измерить их мощность, отметить полученные результаты.
  2. Рисунок. Из каждого горизонта взять небольшое количество почвы и сделать «примазку».
  3. Окраска. Записать цвет.
  4. Механический состав. Из каждого горизонта взять образец, смочить небольшим количеством воды, скатать «колбаску»;
  • «колбаска» легко, без трещин сворачивается в кольцо, следовательно, образец состоит из глины;
  • трещины образуются незначительно – тяжелый суглинок;
  • «колбаска» скатывается, но в кольцо не сворачивается –легкий суглинок;
  • «колбаска» практически не скатывается – супесь;
  • «колбаска» не скатывается – песок.
  1. Структура (комковатая, зернистая) определяется визуально.
  2. Плотность (плотная, рыхлая). В каждый горизонт воткнуть нож, по легкости вхождения ножа определяется плотность.
  3. Включения. Определить наличие обломков горных пород.
  4. Влажность.
  5. Корни, деятельность животных (наличие, отсутствие)

Г. Сделать вывод о плодородии почвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Использование информационных технологий в учебном процессе" - Электронная библиотека сайтов учащихся - дидактическое средство образовательной программы «От странички к Web-сайту»

«Электронная библиотека сайтов учащихся» представляет собой электронный сборник проектов учащихся, выполненных за последние пять лет. Этот электронно-образовательный ресурс (далее ЭОР) может быть испо...

методическая разработка раздела программы формирования здорового образа жизни "Здоровье и безопасность жизнедеятельности"

разработка включает в себя задачи программы, актуальность, направления программы, ожидаемые результаты, обоснования формы работы, список литературы...

Методическая разработка «Подготовка лыжных трасс для учебного процесса по разделу «Лыжная подготовка»»

Трудно переоценить то значении, которое имеет для качественного обучения лыжной подготовке в школе решение проблемы с хорошими трасами. Как мы знаем лыжные трассы включают в себя учебные, тренировочны...

Повышение роли учебно-методического кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности» в создании условий для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся.

Повышение роли учебно-методического кабинета «Основ безопасности жизнедеятельности»  в создании условий для формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся....

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Игра- викторина «Как я знаю основы безопасности жизнедеятельности»

Игра-викторина «Как я знаю ОБЖ»Актуальность и новизнаФормирование у обучающихся культуры безопасного поведения в учебе и в различных жизненных ситуациях является главной задачей курса ОБЖ....

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном процессе, как механизм повышения качества образования в условиях реализации ФГОС.

Одно из ключевых направлений развития отечественной образовательной системы, обозначенной в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», – переход на новые образовател...