Деятельностный подход в рамках курса кубановедения
статья по краеведению на тему

«Деятельностный подход  в рамках курса кубановедения»

учитель кубановедения МБОУ СОШ № 2

 ст. Медведовская Тимашевский район

 Заречная Евгения Аркадьевна

      Одной из актуальных проблем образовательной системы на современном этапе является повышение качества образования.

     Решение этой проблемы связано с изменением содержания образования, переосмыслением его цели и результата. Одним из направлений трансформации образовательных результатов, формирующим новые цели является компетентностный поход.

     По моему мнению успешное введение компетентностного подхода («ключевые компетентности – универсальные умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни и достигать поставленных целей») в рамках предмета «Кубановедение» и во внеурочной деятельности должно реализовываться с помощью деятельности учащихся в различных направлениях, таких как: экскурсии, слеты, военно-спортивные соревнования (слайды №2-7).

     Традиции – это то, чем сильна наша школа, то, что делает ее родной и неповторимой. В феврале в рамках месячника по военно-патриотическому воспитанию проходят традиционные общестаничные соревнования «Отчизны верные сыны». Юноши военно-патриотического объединения «Русичи» МБОУ СОШ №2 восьмой раз занимают I место, дважды команда занимала II место. Такие соревнования помогают подготовить социально адаптированных выпускников, владеющих навыками конкретных жизненных ситуаций (трое участников команды «Русичи» в 2012 году выбрали профессию военного). (Слайд №8).

     Еще одна общешкольная традиция – смотр строя и песни среди учащихся 1-4 классов. Данное мероприятие уже на ранней ступени обучения позволяет вырабатывать общекультурные компетенции: активную гражданскую позицию, соблюдение правил и норм общества. (Слайд №12).

     К общекультурным компетенциям  можно отнести и посещение станичного краеведческого музея, которым долгое время заведует медведовский краевед В.Я. Еланкина. Здесь каждый учащийся овладевает познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры. (Слайд №13).    

А посещение передвижной выставки Тимашевского музея  «Слава и боль семьи Степановых» раскрывает детям духовно-нравственные основы жизни человека. (Слайд №14).

     Знакомство с выставкой Краснодарского историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Фелицына «Праздники и обряды казаков», позволяют овладеть культурологическими основами семейных, социальных, общественных явлений и традиций кубанского казачества (слайд №15).

     Встреча с ветеранами ВОВ Маковым М.В., капитаном ранга Некрасовым В.Г., полковником запаса Полонским Б.М., полковником запаса Алексеевым В.С. способствуют усвоению учащимися системы знаний об общечеловеческих, духовных ценностях, помогают научиться воспринимать защиту Родины как важнейший жизненный критерий. (Слайды №16, 17.) Создание альбомов по военно-патриотическому воспитанию. (Слайды №18, 19).

     Соблюдение традиций казачества, знакомство с культурой уже в начальной школе формирует у учащихся  нравственные качества и закладывает понимание духовной культуры родного народа (слайд №20).

     Постоянными гостями нашей школы стали замечательные фольклорные коллективы: «Эхо», «Кубанцы», «Берегиня». Такие праздники народной культуры помогают обучить детей способности интерпретации различных видов искусств, пониманию произведений подлинно народного искусства на основе их целостного восприятия.  Дети проникаются живым, зажигательным либо задушевным исполнением народных песен, получают первые исполнительские навыки, участвуя в концерте с народным коллективом (учащиеся 3 «Г» класса подготовили концерт  с хоровым коллективом «Берегиня»). (Слайды №21-13).

     С 2003 года в нашей станице существует еще один бесценный  островок культуры – объединение поэтов «Золотой ключ». В своем творчестве юные и взрослые самодеятельные поэты воспевают родную Медведовскую, Кубанский казачий край, прославленный трудовыми успехами хлеборобов и героической семьей Степановых, наш Тимашевский район. На протяжении многих лет медведовские поэты сотрудничают с учителями и учениками школы, откликаются на приглашения: посещают праздники, проводят беседы с детьми, дают советы начинающим школьным  поэтам, оценивают мастерство и выразительность художественного слова на конкурсах чтецов. (Слайды   № 24 – 28). Можно наглядно проследить переход от учебной деятельности ученика, осуществляемой совместного с учителем (изучение запланированной темы «Становление литературы Кубани») к выявлению способности ребенка самостоятельно формировать учебные задачи (подготовиться к конкурсу чтецов:  выбрать произведение полюбившегося поэта) и выполнять действия по их решению (верно выучить стихотворение, выразительно передать чувства  произведения, подобрать музыкальное сопровождение).

     Около десяти лет назад зародилась еще одна замечательная традиция – проведение внутришкольных конкурсов чтецов произведений кубанских поэтов «Литературное созвездие Кубани» (слайды №28 – 30).

     Способность самостоятельно формировать учебные задачи, решать поставленные задачи, приводит к самореализации творческих потребностей: ученики  5-9-х  классов с большим удовольствием участвуют в проектной деятельности – создании рукописной книги стихов «Венок земли Кубанской» (слайды № 31-32). Хочется отметить, что иллюстрации для книги готовят сами дети (слайд № 33).

     В конце 2010-2011 учебного года для того, чтобы усилить интерес к изучаемым темам «Основание г. Екатеринодара», «Переселение казаков- черноморцев»  у учащихся 7-х классов я предложила им принять участие в конкурсе рисунков «Мой собеседник из прошлого». Так появился образ  Захария – доброго и веселого казачка. Впоследствии он стал главным героем наших стенгазет, который в своем общении с ребятами находит место и искреннему проявлению восторга от прекрасного, и  сочувствию трагическому, грусти и юмору. Захарий в непосредственной, манере рассказывает ребятам о символике Краснодарского края, о начале заселения Кубани казаками-черноморцами, о кордонной линии и главной задаче Кубанского казачьего войска – охране южных границ России. В конце каждого выпуска газеты ребята знакомятся с новыми диалектными словами – «Словариком казака Захария». Дети  помогают в выпуске газеты, именно они придумали образ казака, дали оценку его характера, выбирают темы новых бесед с другом из прошлого…

       Не только поэтами славится наша станица. Замечательная кубанская певица, народная артистка России Вероника Ивановна Журавлева родилась в Медведовской и окончила нашу школу. Недавно Вероника Ивановна побывала  у нас в гостях, посетила школьный музей, вспомнила школьные годы и свой класс. (Слайд № 34).

     Вместе с мужем - всенародно любимым  кубанским композитором Григорием Федоровичем Пономаренко, Вероника Ивановна часто гостила в Медведовской. Эта творческая семья навсегда осталась в памяти и в сердцах медведовцев, ведь приезжая в гости прославленные земляки не отдыхали: они участвовали в концертах в Доме Культуры, приходили на «Вечер встречи выпускников» в нашу школу. Григорий Федорович поражал своим композиторским и поэтическим талантами. Ему принадлежит полюбившаяся станичникам песня «Медведовский вальс», написанная к 200-летию станицы.  (Слайд № 35).   Об истории создания этой замечательной песни  учащиеся      7 «А» класса написали исследовательскую работу «Две судьбы – две песни…».

     Подводя промежуточный итог, я прихожу к выводу, что деятельностный подход во внеурочной деятельности по кубановедению позволяет расширить предметные компетенции, помогает развивать способности самостоятельного решения проблем в различных сферах деятельности на основе социального опыта учащихся. (Слайды № 36-38).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kubanovedenie_chast_1.pptx2.73 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Деятельностный подход в рамках курса кубановедения Учитель кубановедения МБОУ СОШ №2 Заречная Е.А. 2013 г.

Слайд 2

Экскурсии по родному краю, в музеи и по памятным местам г. Краснодара способствуют развитию устойчивого интереса к предмету.

Слайд 3

Музей Лермонтова (Тамань). Музей семьи Степановых (г. Тимашевск). Михайло - Афонская Пустынь. Представление творческого объединения «Премьера».

Слайд 4

В сентябре 2011 года в г. Горячий Ключ проходил VII Всекубанский слет православной молодежи Кубани. Тимашевский район представляла команда МБОУ СОШ № 2 « Русичи ». Ребята достойно выступили и вошли в число победителей в литературно-музыкальном конкурсе. В сентябре 2012 года команда нашей школы заняла почетное второе место в военно-спортивной части соревнований.

Слайд 6

Посещение Свято-Никольского Храма станицы Медведовской ( 3 «Г» казачий класс)

Слайд 7

Нравственность, патриотизм, духовность Команда военно-патриотического объединения « Русичи » дважды: в 2011 и 2012 гг. заняла I место в военно-спортивных соревнованиях по военно-прикладным видам спорта «К защите Родины готов» среди ВПК муниципального образования Тимашевский район на приз героя России Е.Д. Шендрик .

Слайд 8

В традиционных ежегодных общестаничных соревнованиях «Отчизны верные сыны» команда МБОУ СОШ № 2 « Русичи » занимает I место в восьмой раз, дважды ребята были вторыми.

Слайд 9

Юноши военно-патриотического объединения « Русичи » проводят мастер-классы, готовят уроки-презентации для учеников нашей школы.

Слайд 10

Команда юношей военно-патриотического объединения « Русичи » заняла I место в районных соревнованиях ВПК «Солдатами не рождаются»

Слайд 11

16 марта 2012 года команда нашей школы представляла Тимашевский район на зональном этапе молодежной приключенческой игры «Здоровая Кубань! Успешная молодежь!», посвященной Всемирному Дню здоровья. Команда школы заняла I место. На краевом этапе ребята заняли почетное III место.

Слайд 12

Традиционный смотр строя и песни (1-4 классы)

Слайд 13

Краевед В.Я. Еланкина проводит экскурсии в станичном музее. Ребята приглашают Валентину Яковлевну на школьные мероприятия.

Слайд 14

Передвижная выставка музея семьи Степановых (г. Тимашевск) «Слава и боль семьи Степановых»

Слайд 15

Выставка историко – археологического музея им. Е.Д. Фелицына «Праздники и обряды казаков»

Слайд 16

В рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в школе состоялись встречи с ветераном ВОВ Маковым М.В., капитаном II ранга Некрасовым В.Г., полковником запаса Полонским Б.М.

Слайд 17

Учащиеся школы приглашали ветеранов, готовились к встречам: разучивали стихи, песни , создавали презентации о ВОВ

Слайд 18

Альбом по месячнику оборонно-массовой и военно-патриотической работы «Кубань – край ратной и воинской славы!»

Слайд 19

Альбом, созданный в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы в школах по казачьему воспитанию

Слайд 20

Классный час «Нам есть, чем гордиться! Нам есть, что беречь!» в 3 «Г» классе посетил атаман Дмитриев М.В., медведовский краевед Еланкина В.Я., наставник класса подъесаул Тарабрин Е.И., корреспондент районной газеты «Знамя труда» Силуянова В.В.

Слайд 21

Постоянным гостем нашей школы является фольклорный коллектив «Эхо». Звучит песня «Генерал».

Слайд 22

Концерт фольклорного коллектива «Кубанцы» «Детство, опаленное войной», «Святки на Кубани»

Слайд 23

Фольклорный праздник «О Кубани поем». Учащиеся 3 «Г» класса подготовили совместно с фольклорным коллективом « Берегиня »

Слайд 24

Литературно – творческая мастерская «Золотой ключ» ст. Медведовская Жанна Цикало Нина Ткаченко Адам Онищук Елена Яркова Нина Агошкова Марина Гореная – Пономаренко Людмила Мацола Валентина Брегадзе Василий Гончаренко Николай Мумжиев Алексей Журавлёв

Слайд 25

Встреча с медведовской поэтессой Жанной Евгеньевной Цикало М

Слайд 26

Книги Жанны Цикало

Слайд 27

Знакомство с творчеством медведовской поэтессы Татьяны Григорьевны Лубяновой МБОУ СОШ №2

Слайд 28

Конкурс чтецов среди учащихся 3-х классов

Слайд 29

Традиционный конкурс чтецов «Литературное созвездие Кубани» В жюри медведовские поэты: Ж.Е. Цикало , А.И.Онищук , Т.Г.Лубянова , Н.С. Агошкова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода в рамках внеурочной деятельности

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение станд...

Осуществление личностного системно - деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС в основной школе.

Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта, является системно – деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвити...

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Презентация рассказывает о работе учителя в рамках системно-деятельностного подхода. ...

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «Игровые технологии на уроках английского языка как одно из средств реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС.»

Выступление на методическом объединении учителей иностранных языков. Тема: «ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА  КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В РАМКА...

Групповые технологии как способ осуществления системно - деятельностного подхода в рамках ФГОС

Методологической основой ФГОС ООО, так же как и стандартов других ступеней обучения, является системно-деятельностный подход, учитывающий возрастные особенности подростко...

реализация системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС

выступление на Интернет-он-лайн конференции...

«Компетентностно-ориентированные задания как средство реализации системно-деятельностного подхода в рамках ФГОС на уроках английского языка»

Одним из условий развития информационно-коммуникативной образовательной среды обучающихся являются использование на уроке английского языка компетентностно-ориентированных заданий наряду с современным...