Осуществление личностного системно - деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС в основной школе.
статья на тему

Шагандина Анна Анатольевна

Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта, является системно – деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно–познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Осуществление личностного системно - деятельностного подхода в рамках реализации ФГОС в основной школе.

Каждый урок должен быть для наставника задачей,

которую он должен выполнять,

обдумывая это заранее:

на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть,

сделать шаг дальше

и заставить весь класс сделать этот шаг.

        К.Д.Ушинский

Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Государственного Образовательного Стандарта, является системно – деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно–познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 

Системно – деятельностный подход предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта (развитие личности); признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося. 

Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей, а также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки.

Каждый раз, составляя проект очередного урока, учитель задает себе одни и те же вопросы: 
а) как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; 
б) какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; 
в) какие методы и средства обучения выбрать; 
г) как организовать собственную деятельность и деятельность учеников. 
д) как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций. 

   Структура урока с позиций системно - деятельностного подхода состоит в следующем:

  • учитель создает проблемную ситуацию;
  • ученик принимает проблемную ситуацию;
  • вместе выявляют проблему;
  • учитель управляет поисковой деятельностью;
  • ученик осуществляет самостоятельный поиск;
  • обсуждение результатов.

Известная китайская мудрость «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю» очень наглядно иллюстрирует эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя и эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся:

Эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя

Словесные

10%-20%

(слышит)

Наглядные

50%

(видит)

Практические

90%

(делает сам)

Эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся

Технология системно - деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а преобразовывает ее, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Цель урока с использованием проблемно-диалогической технологии -  обучить самостоятельному решению проблем, а средством достижения цели является открытие знаний вместе с детьми.

Традиционный урок

Проблемно-диалогический урок

1.Проверка д/з учеников учителем

2.Объявление темы учителем

3.Объяснение темы учителем

4.Закрепление знаний учениками

1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование  проблемы учениками

2.Актуализация учениками своих знаний

3. Поиск решения проблемы учениками

4. Применение знаний учениками

5. Рефлексия деятельности

 В Кингисеппской гимназии в рамках реализации ФГОС второго поколения  на уроках математики в 5-х классах применяется системно - деятельностный метод обучения. Я предлагаю рассмотреть некоторые примеры практики применения данного метода.

  1. Тема «Сравнение дробей с одинаковыми числителями».

Учащимся предлагается выполнить следующее задание:

Сравнить дроби:

На момент изучения темы  учащиеся решают первые 4 примера, а в остальных испытывают затруднения. Формулируется проблема , и учащиеся предлагают способы её решения. Один из методов: иллюстративный.

Наглядность этого метода дает возможность учащимся сделать вывод правила сравнения дробей с одинаковыми числителями.

  1. Тема «Признак делимости на 9»

Зная признаки делимости на 2, 5, 10, мы задаем вопрос: «Можно ли по последней цифре числа узнать, делится ли оно на 9?». Рассматривая таблицу умножения на 9, учащиеся делают вывод, что все последние цифры результата умножения на 9 различные, поэтому по последней цифре числа нельзя узнать, делится ли число на 9. Предлагается решить следующую задачу: «В районе 9 школ. Их директора договорились распределить поровну все поступающие в район школьные учебники. Удастся ли разделить поровну между этими школами 837 новых учебников математики?». В процессе решения учащиеся приходят к выводу признака делимости на 9.

  1. Тема «Четырехугольник».

В разделе «Четырехугольники» рассматриваются следующие фигуры: параллелограмм, прямоугольник, ромб и квадрат. Первым рассматривается параллелограмм. Дается его определение и свойства. На основании этих свойств, учащиеся дают определения прямоугольнику и ромбу. А в заключении делают вывод, что квадрат имеет свойства всех трех фигур, поэтому можно сказать, что квадрат – это параллелограмм, квадрат – это прямоугольник и квадрат – это ромб.

Урок, основанный на принципах системно – деятельностного подхода, развивает следующие универсальные учебные действия:

  • организационные – умение решать проблемы
  • коммуникативные – умение вести диалог
  • интеллектуальные – умение  извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
  • оценочные – умение дать нравственную оценку ситуации.

           Так,        вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться. Этому во многом способствует системно -  деятельностный метод обучения.

        

Список литературы:

  1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2002, №2
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс. 1996
  3. Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000
  4. Концепция общего среднего образования (проект) ВНИК «Школа».- М., 1988
  5. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-ое изд. – М. 1977


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

В условиях перехода российского образования на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения происходит смена образовательной парадигмы, - от парадигмы знаний, умений и навык...

Из опыта работы: Разработка и описание ситуативного классного часа с использованием системно-деятельностного подхода в условиях реализации ФГОС СОО.

С введением ФГОС в некотором смысле изменилось содержание деятельности классного руководителя.  Планируя свою деятельность по организации работы с детским коллективом, педагог должен выбирать пра...

Доклад "Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования прикладного характера информатики в формировании и развитии ИКТ-компетенции учащихся и учителя"

Доклад был подготовлен в рамках диссеминации опыта учителя ИИКТ Коваленко Е.Г. в работе школьного МО естествено-математического цикла по проблеме "Методическая компетентность в условиях реализации ста...

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС

материал для проведения педагогического совета по теме "Системно-деятельностный подход в образовании как основа реализации ФГОС"...

Системно -деятельностный подход как основа реализации ФГОС ООО

Доклад "Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС ООО"...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...