Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС
методическая разработка на тему

Тимошенко Людмила Робертовна

материал для проведения педагогического совета по теме "Системно-деятельностный подход в образовании как основа реализации ФГОС"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС

Слайд 2

Современное образование развивается в контексте перехода от знаниевой парадигмы к компетентностной

Слайд 3

Умения и качества, необходимые человеку 21 века

Слайд 4

Реализация деятельностного подхода (Леонтьев А.Н.) мотив цель д ействия, операции средства предмет результат

Слайд 5

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности Меня учат! Я учусь!

Слайд 6

принцип деятельности непрерывности целостного представления о мире минимакса психологической комфортности вариативности творчества Дидактические принципы системно- деятельностного подхода

Слайд 7

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель сам говорит учащимся, чему они должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Урок

Слайд 8

Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Осуществление контроля Учитель сам осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются разные формы контроля: самоконтроль, взаимоконтрольпо предложенному эталону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке деятельности поеё результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Слайд 9

Мотивация к учебной деятельности Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения Реализация построенного проекта Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Структура урока в технологии деятельностного метода

Слайд 10

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Включение в систему знаний и повторение Рефлексия учебной деятельности на уроке

Слайд 11

Урок «открытия» нового знания Урок рефлексии Урок общеметодологической направленности Урок развивающего контроля Типология уроков в системе деятельностного подхода

Слайд 12

Информационно-коммуникационная технология Технология развития критического мышления Проектная технология Здоровьесберегающие технологии Технология проблемного обучения Игровые технологии Модульная технология Педагогические технологии в системе деятельностного подхода

Слайд 13

Технология мастерских Кейс-технология Технология интегрированного обучения Технология сотрудничества Технологии уровневой дифференциации Групповые технологии

Слайд 14

Рефлексия Я это знаю Я это знаю и использую в работе Это была новая информация для меня Это мне непонятно, нужны разъяснения Понятие «системно-деятельностный подход» Дидактические принципы системно-деятельностного подхода Структура урока в технологии деятельностного метода Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода

Слайд 15

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС

Слайд 1

Новый государственный образовательный стандарт вошёл во все образовательные организации России с 2011-2012 учебного года. Поэтому каждый из нас должен знать требования, предъявляемые стандартом к организации учебной и внеучебной деятельности школьников и реализовывать их в своей педагогической практике.

Чтобы процесс реализации ФГОС проходил успешно, все педагоги нашей школы, работающие в 1-6 классах, прошли обучение работе в новых условиях, в том числе и в своей образовательной организации. На курсах и школьных семинарах мы обучались разным аспектам организации работы по новым стандартам, а сегодня тема нашего педсовета «Системно-деятельностный подход в образовании как основа реализации ФГОС». Этой темы так или иначе, частично мы касались уже на курсах, решая другие важные педагогические и методические проблемы в рамках нового подхода к обучению, сегодня же наш педсовет мы посвятим полностью этой теме. Педсовет мы разделили на две части: теоретическую (она пройдёт сегодня) и практическую (в следующий понедельник).

Немного истории.

Мы - практически все педагоги с большим стажем работы в школе и хорошо знаем, что традиционной целью школьного образования было на протяжении многих десятилетий овладение учащимися системой знаний, составляющих основу наук.

Слайд 2

Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований показали, что в выполнении заданий на применение этих знаний в практических жизненных ситуациях, наши ученики ориентируются хуже.

Слайд 3

Иными словами, знания получили, а что с ними делать – не знаем!

Наши школьники уступают сверстникам во многих странах мира в умении:

  • работать с информацией;
  • решать практические, социально- и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
  • «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой опыт.

Слайд 4

Данные факты (слайд) явились определяющими в изменении парадигмы российского образования со «знаниевой» на системно-деятельностную, которая определяет перенос акцента в образовании с изучения основ наук на развитие универсальных учебных действий на их материале.  Эти изменения зафиксированы в стандартах нового поколения. С предметной направленности, так называемых ЗУНов(знаний, умений, навыков), акцент переносится на личностный результат и комплексный подход к его отслеживанию.

Слайд 5

Методологической основой реализации ФГОС является концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. А процесс учения понимается в новых условиях как процесс развития личности, в котором сама личность выступает как активное творческое начало. Взаимодействуя с миром, ребёнок строит себя сам. Активно действуя в мире, он таким путём самоопределяется в системе жизненных отношений, происходит его саморазвитие и самоактуализация его личности.

Слайд 6

Инструментом для реализации новой образовательной концепции является системно-деятельностный подход, который как раз и обеспечивает возможность через деятельность и в процессе деятельности стать ребёнку самим собой.

Слайд 7

Насколько актуально звучат сегодня слова великого русского писателя и мыслителя Льва Толстого, сказанные им ещё в 19 веке. «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать».

Слайд 8

В системно-деятельностном подходе категория «деятельности» занимает одно из ключевых мест. Она включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат. Иными словами, деятельность рассматривается как своего рода система, то есть относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.

Таким образом, соединение этих двух подходов (системного и деятельностного) и составляют основу ФГОС.

Слайд 9

Главная идея системно-деятельностного подхода заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами, в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учёными, делающими своё собственное открытие. Задача учителя при введении нового

материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Системно-деятельностный подход –  это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.

Слайд 10

Вспомним дидактические принципы системно-деятельностного подхода:

  • Первый принцип устанавливает требования к целям обучения и заключается в том, что ученик осознанно и активно выстраивает свою учебную деятельность. (принцип деятельности)

Слайд 11

  • Второй принцип означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа, сохраняя преемственность между всеми ступенями обучения в части содержания и методики. (принцип непрерывности)

Слайд 12

  • Третий принцип устанавливает требования к средствам обучения с целью формирования у ребёнка целостного представления о мире. (принцип целостного представления о мире)

Слайд 13

  • Четвёртый принцип регламентирует процедуру контроля достижения целей обучения и заключается в том, что школа предлагает каждому обучающемуся содержание образования на максимальном уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально-безопасного минимума (государственного стандарта). (принцип минимакса)

Слайд 14

  • Пятый принцип предполагает снятие стрессообразующих факторов учебного процесса и создание в школе и на уроке доброжелательной атмосферы. (принцип психологической комфортности)

Слайд 15

  • Шестой принцип предполагает развитие у учащихся вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы. (принцип вариативности)

Слайд 16

  • Седьмой принцип определяет границы  уровня подготовки по предмету и предполагает ориентацию на творческое начало в учебной деятельности школьников. (принцип творчества)

Слайд 17-24

Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо поговорить о принципах построения урока в технологии деятельностного метода.

Сравним урок в режиме деятельностного подхода с традиционным уроком по ряду элементов:

Элементы

сравнения

Традиционный урок

Урок в режиме

деятельностного подхода

Формулирование

 темы урока

Учитель сообщает

учащимся

Формулируют сами

учащиеся

Постановка

целей и задач

Учитель сам говорит учащимся, чему  они должны научиться  

Формулируют сами

учащиеся, определив

границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает

учащимся, какую работу

они должны выполнить,

чтобы достичь цели

Планирование учащимися

способов достижения

намеченной цели

Практическая

деятельность

учащихся

Под руководством учителя

учащиеся выполняют ряд

практических задач (чаще

применяется фронтальная

форма организации

деятельности)

Учащиеся осуществляют

учебные действия по

намеченному плану

(применяются групповая и

 индивидуальная форма

организации деятельности)

Осуществление

контроля

Учитель сам осуществляет

контроль за выполнением

учащимися практической

работы

Учащиеся осуществляют

контроль (применяются разные

формы контроля: самоконтроль,

взаимоконтрольпо

предложенному эталону)

Осуществление

коррекции

Учитель в ходе выполнения

и по итогам выполненной

работы учащимися

осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют

затруднения и

осуществляют коррекцию

самостоятельно

Оценивание

Учитель оценивает работу

на уроке

Учащиеся участвуют в

 оценке деятельности поеё

результатам (самооценивание,

оценивание результатов

деятельности товарищей)

Итог урока  

Учитель выясняет у

учащихся, что они

запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее

задание

Учитель объявляет и

комментирует (чаще  –

задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать

задание из предложенных

учителем с учётом

индивидуальных

возможностей

Слайд 25

Структура урока в технологии деятельностного метода предполагает наличие последовательных этапов:

  1. Мотивация  к учебной деятельности

Цель: достижение учащимся адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающее осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

На данном этапе:

  • актуализируются требования к  учащемуся со стороны учебной деятельности (надо);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);
  • устанавливаются тематические рамки (могу).
  1. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цель его: выявление индивидуального затруднения учащимся при самостоятельном выполнении пробного учебного действия.

Задачи данного этапа:

  • актуализировать изученные способы действий, достаточных для построения нового знания;
  • актуализировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы;
  • мотивировать к пробному действию и к его самостоятельному осуществлению (на данном этапе возможно формулирование темы урока);
  • зафиксировать индивидуальные затруднения в выполнении пробного учебного действия.
  1. Выявление места и причины затруднения.

Его задачи:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, шаг, операцию, где возникло затруднение;
  • соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения и способности, которых не достает для решения исходной задачи.
  1. Построение проекта выхода из затруднения

Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели.

Роль учителя: управление процессом с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов

  1. Реализация построенного проекта

Цель этапа: решение индивидуального затруднения в пробном учебном действии

На данном этапе обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися и выбор оптимального варианта, который фиксируется в языке вербально и знаково;

выстраивается способ действия для решения  исходной задачи, вызвавшей затруднение;

уточняется характер нового знания и фиксируетсяспособ преодоления возникшего ранее затруднения.

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Слайд 26

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: осознание учащимися уровня готовности самостоятельно выполнять построенный проект учебных действий

Учащиеся:

  • самостоятельно и индивидуально выполняют задания нового типа и осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном;
  • рефлексируют ход реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур;
  • выражают эмоциональное отношение к результату своей деятельности.
  1. Включение в систему знаний и повторение

Цель: автоматизация умственных действий по изученной норме и подготовка к введению новой нормы в будущем.

Задачи:

  • выявить границы применимости нового знания и выполнение заданий, в которых новый способ действий рассматривается как промежуточный шаг;
  • выполнить задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий.  
  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: выявление  соответствия цели результатам урока

Задачи:

  • фиксировать новое содержание, изученное на уроке;
  • организовать рефлексию и самооценку учащимися собственной учебной деятельности, выявить соответствие индивидуальной цели и результата.

Слайд 27

Какие же типы уроков приемлемы в системе деятельностного подхода:

  • Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

  • Урок рефлексии

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий – понятий, алгоритмов и т.д.

  • Урок общеметодологической направленности

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изученного предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательных линий темы.

  • Урок развивающего контроля

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

 Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Механизм деятельности по контролю предполагает:

  • предъявление контролируемого варианта;
  • наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
  • сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;
  • критериальную оценку результата сопоставления.

Чтобы реализовать на практике идею системно-деятельностного подхода, учитель должен,прежде всего, принять саму идею, знать её суть и конечно же владеть инструментарием её реализации.

Слайд 28

Более подробно мы будем говорить о педагогических технологиях, реализующих системно-деятельностный подход, в практической (следующей) части педсовета. Сегодня представим спектр этих технологий и дадим им лишь краткую характеристику.

Компьютерные (информационные) технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информации с помощью компьютера.

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, необходимых детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

В проектной технологии деятельность учащихся организуется по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических, творческих задач по любому направлению содержания образования.

Здоровьесберегающие технологии предполагают создание комфортных условий обучения ребёнка в школе в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, рационально организованный двигательный режим.

Сущность проблемного обучения состоит в организации учителем проблемных ситуаций в учебно-познавательной работе учащихся и управление их поисковой деятельностью по усвоению новых знаний и способов действий путем решения этих задач.

Игровые технологии позволяют активизировать учебный процесс. Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).

Модульная технологиябазируется на блочном (модульном) построении материала, который усваивается последовательно и оценивается путем накопления рейтинговых баллов за занятия и самостоятельную работу.

Педагогическая мастерская - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности учителя и учащихся. Учитель не должен сообщать готовую информацию, он  обучает способам работы для освоения данной информации.

Кейс-технология - это интерактивная технология обучения на основе реальных или смоделированных вымышленных ситуаций, в которых учащиеся должны применить свои знания и практические навыки.

Интегрированный урок – особый тип урока, на котором изучается взаимосвязанный материал двух или нескольких предметов. Такие уроки используются в тех случаях, когда знание материала одних предметов необходимо для понимания сущности вопросов, задач при изучении другого предмета.

Педагогика сотрудничества предполагает личностный подход к ребенку вместо индивидуального. Это проявляется в учете личностных качеств ученика, который на каждом уроке получает оценку своего труда за инициативу, любознательность, способности, творчество, выбирает задачи по своим способностям, убеждается, что он уважаем.

Цель технологии уровневой дифференциации: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.

Суть групповых технологий:временное разделение класса на группы для совместного решения определенных задач.

Слайд 43

Все технологии системно-деятельностного подхода взаимосочетаемы и могут применяться учителем во взаимосвязи, что усиливает педагогический эффект их использования. В их основе лежит ориентация на личность ребёнка, на его интеллектуальное и творческое развитие в спокойной, доброжелательной обстановке.

Слайд 44

Для рефлексии нашей деятельности на педсовете воспользуемся приёмом одной из представленных педтехнологий. Заполните, пожалуйста, таблицу. Поставьте крестик.

Раздать листочки сразу с двумя таблицами!

Слайд 45

А эта таблица поможет нам в организации и проведении практической части педсовета. Просьба подписать листочки (второй).

Слайд 46

Проект решений:

  1. Продолжить методическое просвещение педагогического коллектива по теории и практике системно-деятельностного подхода в обучении через группы профмастерства, заседания МО учителей-предметников, семинары.
  2. Организовать неделю открытых уроков с целью обмена педагогическим опытом по вопросу реализации  системно-деятельностного подхода на конкретных уроках.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС для средней и старшей школы. Методика использования прикладного характера информатики в формировании и развитии ИКТ-компетенции учащихся и учителя"

Доклад был подготовлен в рамках диссеминации опыта учителя ИИКТ Коваленко Е.Г. в работе школьного МО естествено-математического цикла по проблеме "Методическая компетентность в условиях реализации ста...

Компетентностный подход как основа реализации ФГОС

Современная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. В образовательной деятельности нашли свое отражение вс...

Системно -деятельностный подход как основа реализации ФГОС ООО

Доклад "Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС ООО"...

Системно -деятельностный подход как основа реализации ФГОС ООО

Доклад "Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС ООО"...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода, как основа реализации ФГОС ghtptynfwbz

Применение инновационных технологий на уроках изобразительного искусства в рамках системно - деятельностного подхода,   как основа реализации ФГОС...