Главные вкладки

    Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
    рабочая программа по краеведению (5 класс) по теме

    Ступак Галина Николаевна

    Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является организация музейного дела через патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: "Патриотизм - чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества". Таким образом, школьный музей в патриотическом воспитании актуален, своевременен и современен. По своему профилю музей МОУ Егорлыкской СОШ №1 является историко-краеведческим музеем. Он воссоздает страницы истории Малой Родины, школы, Великой Отечественной войны 1941-1945г.г. Девиз музея - "Никто не забыт, ничто не забыто"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx22.36 КБ
    Файл programma_kruzhka.docx25.69 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

      кружка  «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

    Рабочая программа дополнительного образования составлена в соответствии со ст.26 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1, Федерального компонента государственного стандарта  общего образования, письма Минобразования России от 18.06.2003 №28-02-484/16, областного закона «Об образовании в Ростовской области» № 184-ЗС от 22.10.2004.

    Программа групповых занятий «Музейное дело» составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.

    Автор  программы: Г.А. Кудрина.- М.: Просвещение, 2006г. «Положения о школьном музее», принятом на заседании педагогического совета

    Протокол №1 от 27.80.2008г.,                                                   Закона «Об охране и использовании памятников истории и культуры»,

    «Федеральной программы развития образования»,

    «Программы развития МОУ ЕСОШ №1»,                            «Устава МОУ ЕСОШ №1».

    Программа рассчитана на 1 года,   возраст учащихся от 13 до 18 лет.                             Занятия проводятся из расчета 1 час в неделю,                                                                                                                                                                       35 часов в год.

    Великий поэт всех времен и народов А. С. Пушкин сказал: «Вначале жизни школу помню я». Этим самым он определил фундаментальное значение школы в развитии человека. Сознательная жизнь каждого из нас начинается здесь, здесь же формируется и наше сознание. Именно школа призвана помочь осознать каждому ребенку свое «Я» и как его «Я» связано с окружающим миром, помочь ощутить себя частицей человечества, сыном своего Отечества.

    Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеологию воспитательной деятельности, важнейшим направлением которой является организация музейного дела через патриотическое воспитание. Л. Н. Толстой писал: «Патриотизм – чувство самое стыдливое. Береги святые слова и дорожи ими. Не кричи о любви к Родине, а трудись во имя ее блага, счастья, могущества». Таким образом, школьный музей в патриотическом воспитании актуален, своевременен и современен.

    Целью моей программы является обобщение собственного опыта работы по патриотическому воспитанию учащихся через музейную деятельность в условиях сельской Егорлыкской средней общеобразовательной школы.

       Музей является центром патриотического воспитания школьников. Еще он является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, обработки, оформления и пропаганды материалов-источников по истории природы и общества, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.

    Основные задачи

    Школьный музей призван способствовать формированию убеждённости у учащихся, русского патриотизма, расширению кругозора, воспитанию познавательных интересов и способностей, содействовать развитию общественно-политической, исследовательской работы, служить целями совершенствования учебно-воспитательного процесса.

    Жизнь идет вперед, явления окружающей нас действительности находятся в постоянном развитии и изменении, эти изменения являются неиссякаемым источником пополнения экспозиции новыми материалами. К этому следует добавить, что, когда уже музей создан, становятся видны «белые пятна», которые требуют к себе внимания, дополнительного поиска.

    У поисково-исследовательской работы предела нет, как нет его в совершенствовании экспозиций. Здесь надо иметь в виду главное: поиск материала должен вестись планомерно и целенаправленно.

    Обоснование программы:

      

    Музей – одно из эффективных средств воспитания учащихся, он является хранителем истории родного края. Школа имеет определенный опыт работы по воспитанию детей, собран материал для школьного музея.

    Работа в музее помогает активно поддерживать связь с общественностью.

     

    Ожидаемые результаты:

     

     

    1.     Расширение диапазона мероприятий для школьников.

    2.     Сохранение и пополнение фондов музея.

    3.      Создание условий для развития творческих способностей у учащихся

    4.     Написание учащимися исследовательских работ

    5.     Укрепление деятельности музея с учебным процессом в школе и военно – патриотическим воспитанием.

     

     

    Формы организации работы

    • лекции
    • экскурсии
    • консультации
    • литературные и исторические гостиные
    • киносеансы
    • встречи с интересными людьми
    • исторические игры, викторины
    • проектная и исследовательская деятельность
    • использование интернет – технологий
    • создание видеопрезентаций
    • посещение школьных музеев и музеев города и области
    • оформление выставок, обновление экспозиций
    • встречи с ветеранами войны

    • поисковая деятельность и работа отряда «ПОИСК»

    Прогнозируемые результаты:

    1.  В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории нашей Малой Родины, Ростовской области и страны, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
    2.  В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, строившими наш город, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
    3.  В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея – выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.



    Предварительный просмотр:

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    кружка «МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО»

                                                                            «Благородство  школьного  музея,

                                  Как  всегда  ни  фонда  и  ни  смет.

                                                                Пишут  дети,  ищут  чей – то  след,

                                 Чтобы  не  ушло  ничто  в  забвенье»

     

       Цель  программы:

    Создание оптимальных условий  для  учителей  и  учащихся  в  использовании  краеведения  при  обучении  и  воспитании  подрастающего  поколения 

       Задачи  программы:

     Формировать  у  школьников  исследовательские  навыки,  научное  мышление, организовывать  объединения  учащихся  на  принципах :  

      Чувство  гражданственности  и  патриотизма,  гордости  за  принадлежность  к  своей  нации,  гордости  за  свою  Родину;

      Чувство  личной ответственности  за  все  происходящее  в  окружающем мире,  потребность  быть деятельным  соучастником  во всех сферах жизни;

      Высокий нравственный и культурный потенциал, способность корректировать свое общение с окружающими в соответствии с ситуацией, умение строить свою жизнь гармонично и нравственно;

      Способность  к  творчеству,  потребность  в углубленном  изучении  какой-либо  науки,  умение  самостоятельно  добывать  новые  знания;

      Физическое  совершенство;  умение избегать  всего,  что  может  вредить  здоровью,  адаптироваться  и  самостоятельно  выбирать  здоровый  образ  жизни. 

     

    Описание  программы

            Центром  воспитательной работы является поисковая деятельность и школьный музей.  Школьный музей – это творческое сотрудничество учителей и учеников, он соединяет воедино многие поколения учителей и выпускников  разных лет. Музей воспитывает у учащихся уважение к прошлому не  только своей школы, но и Родины, т.к. судьба России, как в капле воды, отражается в истории школы. Связывая в ходе поисковой работы разные поколения,  музей пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим,  ветеранам войны и труда.

     

    В рамках программы  музей выполняет следующие функции:

     

    •  Поисковая и исследовательская работа  с учащимися;
    •  Проведение Вахт Памяти;
    •  Координаторская работа с общественными организациями;
    •  Организационное проведение общешкольных мероприятий,   объединяющих усилия учащихся и учителей;
    •  Встречи с ветеранами ВОВ, бывшими учителями и выпускниками школы;

             

            

    Работа в музее

    «История создания школы»

    Цели:  Воспитывать у учащихся уважение к прошлому своей школы; создавать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведения при обучении  и воспитания подрастающего поколения.

    Задачи:

    •       Воспитывать у школьников чувство патриотизма, гордости за свою школу, за её прошлое, стремление участвовать в созидательной деятельности по улучшению своей школы;
    •      Формировать у школьников исследовательские навыки, научное мышление, организовывать объединение учащихся на принципах самоуправления.
    •      Набор детей в клуб «Поиск»
    •      Распределение обязанностей
    •      Знакомство учащихся с историей создания школы
    •      Подготовка материалов для оформления музейного уголка
    •     Встречи и беседы учащихся с первыми учителями школы
    •      Выпуск материалов по результатам бесед с учителями
    •      Оформление материалов об учителях школы, находящихся на заслуженном отдыхе
    •     Оформление материалов о работающих учителях школы
    •    Оформление материалов о бывших выпускниках.
    •      Оформление уголка «Наши мамы – ученицы нашей школы»
    •      Встреча  с мамами – выпускницами нашей школы в музейном уголке, оформление выставки «Это могут наши мамы»
    •      Выпуск папок о выпускниках  «Ими гордится школа»
    •      Встречи с ветеранами войны
    •      Посещение районного музея
    •      Оформление материалов по итогам празднования Дня Победы

    Работа в музее

    «История создания станицы»

    Цели: Привить любовь к своей малой Родине. Собрать материал о станице Егорлыкской

     Задачи:

    •      Воспитать патриотическое качество;
    •      Привить интерес к историческому прошлому своей станицы

     

         Создание краеведческой группы;

         Знакомство с темой и планом работы.

         Сбор материала о станице Егорлыкской

         Печатание текста;

         Закупка материала для оформления стенда.

         Оформление стендов;

         Поиск фотографий;

         Связь с районным музеем

         Сбор фотографий

         Встреча с жителями станицы  

         Связь со старожилами

         История открытия мемориальных  памятников

         Подведение итогов работы группы;

         Анализ работы.

     

    Работа в музее

    «Защитники отечества»

     

    Цель: Продолжать знакомство с ветеранами ВОВ; знать их и помнить их     подвиги.

     

    Задачи:

    • Увековечить память погибших солдат

         Необходимо с каждым ветераном индивидуально провести встречу, беседу;

         Попросить у каждого фото и интервью для музейного уголка;

         Воспитывать у себя такие качества характера, как доблесть и мужество.

    • Подготовка и проведение Вахты Памяти – октябрь, май

         Ознакомление учащихся с ветеранами ВОВ;

         Закупка материала для оформления уголка.

         Посещение на дому.

         Оформление уголка, работа с архивом

         Встреча с воинами ВОВ – участниками битвы под Москвой.

         История боевых наград.

         Оформление стенда

         Оформление альбома о воинах ВОВ.

         Проведение операции «Поздравь защитника»

         Тимуровский десант.

         Операция «Памятник»

         Акция «Поздравь ветерана»

    Литература для учителя

    1. Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2. – М., Советская энциклопедия, 1965, с. 518-520.
    2. Элькин Г. Ю., Огризко 3. А. Школьные музеи. Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1972.
    3. Креин А. 3. Рождение музея. – М., Изд-во Советская Россия, 1969.
    4. “Школьные краеведческие викторины”. (В помощь учителю.)  - Тамбов, 1963.
    5. Богоявленский Г., Смирнова Н., Юньев И. Идут любознательные. Советы юным туристам-краеведам. – М., “Молодая гвардия”, 1965.
    6. 3аруцкий Б. А., Следников А. А., Солдатов И. М Олимпиады по краеведению (из опыта работы). – М., “Просвещение”, 1965.
    7. С.Н.Корсаков. Краеведение – комплексное воспитание человека.  (Из Интернета).
    8. Вопросы экскурсионной работы под ред. М.А. Казарина.- М., 1973.
    9. Шолохов В.Н. Организация и проведение экскурсии. – М., Профиздат, 1965.

    Литература для детей

    1. Бушланов М.М «Сказание о Ленском» Ленск,1986
    2. Камкин А.В. «Истоки» М.,2002
    3. Новосёлов А.И. «Здесь начиналась Сибирь». Екатеринбург
    4. Архивные материалы  газеты «Известия – Тур».
    5. «Русская старина».Екатеринбург, 1997


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"

    Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

    Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

    Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

    Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаем...

    Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 5 класс. "Столярное дело. Часть-1"

    Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Основы столярного дела» для 5 -х классов,  количество учебных часов- 68, (2 часа в неделю) разработана на основе  учебного издан...

    Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 6 класс. "Столярное дело. Творческое проектирование. Часть-2"

    Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Творческое проектирование. ( Столярное дело-2 часть)» для 6-х классов,  количество учебных часов- 68, разработана на основе  уче...

    Программа внеурочной деятельности "Давайте Делать Добро"

    Программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности...

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

    Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело" 5 класс...