Программа внеурочной деятельности "Давайте Делать Добро"
рабочая программа (5 класс) по теме

Деменкова Татьяна Николаевна

Программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vd_starostin_298.docx42.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности

«Давайте Делать Добро»

направление социально-педагогическое

для обучающихся 5 класса

Автор-составитель:

Старостин Д.В., методист ГБУ «ИМЦ»

Фрунзенского района

Санкт-Петербург

2018

Пояснительная записка

Программа «Давайте Делать Добро» разработана в соответствии с пунктом 3 статьи 28 федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Уставом ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 298, учебным планом и планом внеурочной деятельности образовательной организации.

Программа «Давайте Делать Добро» является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы, конкретизирует методы формирования универсальных учебных действий обучающихся, способствует повышению мотивации к обучению.

        Программа направлена на развитие социальной активности у обучающихся посредством включения их в социально-значимую проектную деятельность в детском общественном объединении.

        В основе реализации Программы лежит системно-деятельностный подход, способствующий формированию у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативы, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе для достижения личностно значимой цели, представляющей для обучающихся познавательный и прикладной интерес.

Цель программы: создание условий для повышения социальной активностиобучающихся, посредством включения их в социально-значимую и проектную деятельность.

Задачи:

  • формирование позитивного отношения к базовым ценностям российского общества за счет расширения знаний об истории, культуре и традициях родного края, приобщенияобучающихся к системе духовных и культурных ценностей;
  • создание условий для развития лидерских задатков, организаторских способностей формирование позитивного отношения к трудовой деятельности;
  • формирование навыков ведения здорового образа жизни, посредством включения детей в здоровьесберегающие мероприятия;
  • способствовать участию детей в социально-значимой деятельности, пробудить желание делать это добровольно и бескорыстно;
  • организовать проектную деятельность обучающихся, позволяющую развить творческую активность, разрабатывать и осуществлять социально-значимые проекты

Концептуальные основы программы

Логика Программы базируется на идее формирования и развития социокультурной картины окружающего мира, воспитании у обучающегося активной гражданской позиции.

Данные идеи наиболее эффективно реализуются в детском общественном объединении. Создавая программу курса внеурочной деятельности, мы опирались на опыт организации, исторические факты, современные тенденции развития детского движения в России и Санкт-Петербурге: пионерское движение, «Союз юных петербуржцев» и другие.

Методологической основой разработки программы послужилиосновные положения:

  • концепции «Коллективной творческой деятельности» И.П. Иванова и Ф.Я. Шапиро. Методика КТД, которую авторы назвали «педагогика общей заботы», «педагогика социального творчества» - это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы;
  • концепции Н.Е. Щурковой «Формирование образа жизни достойной человека». Система целей, содержания, методов и форм предлагаемых в концепции направлены на формирование активной жизненной позиции у обучающихся, обучение их практическим навыкамвзаимодействия, руководствуясь принципами истины, добра и красоты.

Выделяют три составляющие концепции:разумное, духовное и творческое.

  1. Человек становится личностью, когда вменяет себе обязанности и отвечает за них, когда рефлектирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. Когда обретает способность реализовать свои природные задатки и силы. Это и есть та высота, на которой человек может называться существом разумным, обладающим интеллектуальными способностями.
  2. Человек есть существо моральное, обладающее способностью быть нравственным. По сути, это духовный стержень личности. Личность предстает как носитель блага, добра, к тому же преисполненная энергией творить добро.
  3. Человек – существо созидательное, обладающее способностью творить нечто, чего не создала природа.

Н.Е.Щуркова в своей концепции определяет принципы воспитательной деятельности, которые легли в основу построения и реализации программы:

  • принцип ориентации на социально-ценностные отношения;
  • принцип субъективности;
  • принцип принятия ребенка как данность.

И, как логическое дополнение к выше перечисленному, учитывая специфику деятельности детского объединения, необходимо добавить следующие педагогические принципы: природосообразность;детоцентризм;культуросообразность;принцип гуманизма; системно-деятельностный принцип;принцип целостности в подходе к ребенку.

Базовые понятия программы:

  • ценности – система нравственных устойчивых понятий, которые определяют цель, смысл жизни и способы достижения этих целей;
  • духовность – потребность в самосовершенствование и полный отказ от зла.
  • нравственность – внутренние законы человека, опирающиеся на духовные ценности;
  • социализация – умение жить по нравственным законам общества, умение применить все свои способности на благо себя и общества;
  • лидер – лицо в какой-либо группе, пользующееся признанным авторитетом, обладающее влиянием, способное на управляющие действия.
  • коллектив – группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально ценной совместной деятельности высокого уровня развития.
  • общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а так же в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Основные положения Н.Е. Щурковой, позволяющие грамотно и эффективно построить работу по воспитанию людей высоконравственных, духовных, творчески развитых, тесно переплетаются с педагогическими идеями и подходами ( И.П.Иванова и Ф.Я.Шапиро). Методика КТД И.П.Ивановаи Ф.Я.Шапиро позволяет растить людей организованных, целеустремленных, коммуникабельных, активных, самостоятельных, что и является стратегической целью данной программы.

Условия реализации программы.

  1. Наличие материально-технической базы: отдельный кабинет, технические средства обучения, мультимедийное оснащение.
  2. Учебные пособия: наглядный, дидактический, методический материал.

Социальным эффектом реализации программы будет:

  • пропаганда потенциала детского общественного объединения как эффективной средыдля социализации школьников;
  • развитие у обучающихся гражданского самосознания и правовой ответственности, чувства патриотизма и уважения к достижениям и героическому прошлому России.

Ожидаемые результаты

Участие обучающихсявреализации программы предполагает:

  • приобретение дополнительных знаний об истории, культуре и традициях родного края, приобщение детей к системе духовных и культурных ценностей;
  • приобретение умения взаимодействия со сверстниками, взрослыми, социальными институтами;
  • формирование навыковведения здорового образа жизни;
  • развитие чувства уважения, коллективизма, самостоятельности, трудолюбия,сострадания, справедливости
  • развитие лидерских качеств, приобретение организаторских знаний, умений, навыков коллективной и руководящей деятельности.
  • реализация прав детей на социальное творчество, приобретение навыков разработки и реализации социальных проектов.

Для оценки результативности процессаобучения и воспитания участников программы используются разработанные критерии и показатели: диагностические методики и анализ результатов, выраженные в практических делах детского объединения, результативность участия в мероприятиях школы, района, города (тест «Размышление о жизненном опыте» Н.Е.Щурковой, анкетирование «Что я знаю о вредных привычках», методика Р.В.Овчаровой на выявление коммуникативных склонностей обучающихся и т.д. – см. в разделе «Эффективность реализации программы»)

Программа курса внеурочной деятельности «ДавайтеДелать Добро», в соответствии с учебным планом и планом внеурочной деятельности ГБОУ № 298, рассчитана на 34 учебных часа (1 раз в неделю).

Планируемые результаты освоения курса.

Результаты первого уровня:

  • получение представлений о значении участия человека в социально-значимой деятельности;
  • приобретение начального опыта участия в различных видах социально-значимой деятельности;

Результаты второго уровня:

  • получение опыта позитивного отношения к социально-значимой деятельности;

Результаты третьего уровня:

  • потребность в участии в социально-значимой деятельностина благо других людей.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Всего

Практика

Теория

Форма организации

Раздел 1: Развитие детского движения в России и Санкт-Петербурге – 2 часа

1

Что такое детское движение?

1

1

Беседа, диспут

2

Разновидность детских движений и возможные направления работы

1

1

Работа в группах, проведение мини-слета ДОО «Мы родились»

Раздел 2: Основы организаторской деятельности –5 часов

3-4

Я – организатор. А как это?

2

1

1

Беседа, работа в группах над составлением портрета лидера

5-7

Игры и упражнения на развитие организаторских способностей

3

3

Игры в группах, составление картотеки игр лидера

Раздел 3: Мои права. Всемирный день прав ребенка – 2 часа

8

Международная Конвенция о правах ребенка

1

1

Работа в группах

Игра «Правовоймикс»

9

Права ребенка в России

1

1

Игра по станциям «Я и мои права»

Раздел 4: Государственная символика РФ. Символика детских общественных объединений – 3 часа.

10

Триединство государственных символов. Государственные символы России

1

1

Круглый стол

11-12

Символика детских объединений Санкт-Петербурга

2

2

Дискуссия, мозговой штурм

Раздел 5: Методика организации и проведения игр – 9 часов.

13

Игры как способ социальной адаптации

1

1

Лекция

14

Игры на сплочение коллектива

1

1

Практикум

15

Выявление лидерских качеств во время игр

1

1

Беседа, работа с источниками

16

Игры на выявление лидерских качеств

1

1

Практикум

17

Игра как способ занять аудиторию

1

1

Практикум

18-19

Практика игр для большой аудитории

2

2

Проведение игр для воспитанников ГПД, анализ

20-21

Составление игровой программы для социальных акций

2

2

Мозговой штурм, работа в группах

Раздел 6: Методика организации и проведения КТД – 5 часов.

22

Что такое КТД?

1

1

Беседа

23

КТД для детского объединения.

1

1

Работа с источниками в группах, представление полученных знаний

24

Практика КТД с коллективом

1

1

Работа в группах

25-26

Проектная деятельность «Мое коллективное творческое дело»

2

2

Работа в группах, презентация проектов

Раздел 7: Основы ораторского искусства – 3 часа

27

Риторика. История развития науки

1

1

Беседа, дискуссия

28

Основные принципы ораторского искусства

1

1

Практикум

29

Практикум «Я – оратор»

1

1

Практикум

Раздел 8: Правила этикета – 2 часа.

30

Этикет. История науки

1

1

Лекция

31

Этикет добровольца

1

1

Практикум

Раздел 9: Подготовка и проведение социально-значимых мероприятий – 3 часа

32

Социальная акция и доброе дело, что это?

1

1

Практическое занятие

33-34

Подготовка и проведение социально-значимых мероприятий

1

2

Практическое занятие

ИТОГО:

34

24

10

34 часа

Содержание занятий 1 года обучения

Раздел 1: Развитие детского движения в России и Петербурге.

Теория

Практика

Знакомство с детскими движениями в России и в Санкт-Петербурге(«СЮП» (Союз юных петербуржцев), ДСП «Важное дело» и т.д.). Пионерская организация.

Выбор названия ДОО, утверждение Устава, разработка значка, логотипа ДОО. Проведение сбора «Рождение ДОО»

Раздел 2: Основы организаторской деятельности.

Теория

Практика

Правила организаторской работы. Теория социального проектирования.

Решение проблемных ситуаций, связанных с деятельностью в коллективе.

Игры на сплочение коллектива.

Раздел 3: Мои права. Всемирный день прав ребёнка.

Теория

Практика

Изучение Конвенции о правах ребенка.

Викторина «Что я знаю о своих правах».

Раздел 4: Государственная символика РФ. Символика детских общественных объединений.

Теория

Практика

Понятие «символ». Государственная символика РФ. Символы и атрибуты детских общественных объединений.

Составление кроссвордов «Символы и атрибуты ДОО».

Раздел 5: Методика организации и проведения игр.

Теория

Практика

Понятие «игра» и виды игр с коллективом.

Игры на сплочение коллектива. Игры на выявление лидера. Игры с аудиторией.

Раздел 6: Методика организации и проведения коллективно-творческого дела.

Теория

Практика

Понятие, структура, виды, стадии проведения КТД.

Разработка КТД (работа в группах) на социально-значимую тему (по выбору обучающихся).

Тема: Основы ораторского искусства.

Теория

Практика

Правила ораторского искусства. Как готовиться к публичным выступлениям.

Подготовка к выступлениям. Репетиционный процесс.

Раздел 7: Правила этикета.

Теория

Практика

Этикет. Правила этикета. Этикет добровольца. Уважение к другим людям.

Турнир знатоков этикета.

Эффективность реализации программы определяется следующими

инструментами и показателями

Задача

Показатели

Методика диагностирования

Организовать деятельность для духовно-нравственного воспитания, гражданского становления личности ребенка

Законопослушание,

Справедливость,

Трудолюбие,

Добродетельность,

Благочестие

Тест Н.Е.Щурковой «Размышление о жизненном опыте», беседы, наблюдения за детьми

Обеспечить возможность участия детей в социально-значимой деятельности, пробудить желание делать это добровольно и бескорыстно

Сострадательность, добродетельность, уважение,

Опрос, анализ участие детей в социально-значимой деятельности, сочинение «Мир без равнодушия»

Привлечь внимание детей к проблеме здорового образа жизни

Состояние здоровья, развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости, отсутствие вредных привычек.

Статистический медицинский анализ состояния здоровья.

Анализ участия воспитанников в мероприятиях спортивной направленности.

Анкетирование «Что я знаю о вредных привычках»

Предоставить детям возможность проявить и развить навыки лидерского поведения, организаторские знания и умения, способность применять их на практике

Самостоятельность, коллективизм, справедливость,

коммуникабельность, общительность, организованность

Методика Р.В.Овчаровой на выявление коммуникативных склонностей учащихся

Помочь детям развить социальную восприимчивость, социальное воображение, доверие, умения выслушать другого человека, способности к сочувствию, сопереживанию

Добро, любовь, вера, благочестие

Методика П.В.Степановой, Д.В.Григорьева для исследования процесса формирования ценностных отношений личности

Пробудить интерес к родному краю и его природе

Трудолюбие, экологическая грамотность, любовь к родному краю

Тест «Закончи предложение «Моя малая Родина…», «Мой край, Санкт-Петербург…»

анализ участия воспитанников в мероприятиях экологической  направленности

Мотивировать необходимость интеллектуального развития, и самосовершенствования

Повышение уровня ЗУН

Методики изучения познавательных процессов личности,

анализ участия воспитанников в мероприятиях естественнонаучной направленности

Организовать сферы деятельности, позволяющие развить творческую активность у воспитанников объединения

Творчество, креативность, самостоятельность, целеустремленность

Организация и проведение мероприятий

Список используемой литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании», от 26.12.2012г.
  2. Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82-ФЗ, 19 мая 1995.
  3. Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», 28 июня 1995.
  4. Конституция Российской Федерации, 2009 г.
  5. Газманов О.С. Неклассическое воспитание. От авторитарной педагогики к педагогике свободы. – Москва: изд-во МИРОС, 2002 г.
  6. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2004 г.
  7. Маленкова Л.И. Как вести за собой: Большая книга вожатого. Москва: Педагогическое общество России, 2004 г.
  8. Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками. Взрослые игры для детей. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004.
  9. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: Творческий центр СФЕРА, 2003 г.
  10. Шаламова Л. Ф., Ховрин А. Ю. Вожатый – старт в профессию. М.: Педагогическое общество России, 2005.
  11. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии. – М., 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеоло...

Программа внеурочной деятельности "Этика: азбука добра"

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и ...

Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаем...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музейное дело" 5 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело

Происхождение музея.  Первые национальные музеи. Профили музеев. Типы музеев. Специфика школьного музея как центра музейно-воспитательной и краеведческой работы в школе....

Программа внеурочной занятости "Спешите делать добро" для обучающихся 6-11 классов

Программа  "Спешите делать добро" разработана для учащихся 6-11 классов общеобразовательной школы. Рассчитана на 68 часов в год. Занятия проводится один раз в неделю. Делится на теорети...

Методический материал по программе внеурочной деятельности "Давайте общаться или развиваем эмоциональный интеллект"

Поурочные разработки на английском языке по программе "Давайте общаться или развиваем эмоциональный интеллект" явлются дополнительным языковым материалом при организации внеур...