Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"
рабочая программа (5 класс) на тему

Толстихина Алла Леонидовна

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.

Уникальная   среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников,  развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.

Программа внеурочной деятельности "Музейное дело" разработана для учащихся 5-9 классов ФГОС, рассчитана на 5 лет.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos_muzey_programma.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа основного общего    образования.

Внеурочная деятельность  «Музейное дело»

для 5-9 классов.

Составила: Толстихина А.Л., учитель высшей категории

п. Высокогорный

2015 год

Пояснительная записка.

Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями обучающихся.

Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций  –  краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».    

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.

Уникальная   среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников,  развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.

Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, умеющий принимать верные решения, стремящийся к совершенству.  

Насущным требованием становится утверждение в сознании обучающихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к духовно-культурным ценностям и традициям, причастности к общечеловеческим проблемам. Осмысление этих требований, анализ результатов учебно-воспитательного процесса позволяют определить цель школы и выбрать правильное направление в ее развитии, установить стратегический и технологический уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом требований  гуманизации образовательного процесса.

Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств  обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка.

 Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном обществе личности  через технологию «музейная педагогика».  Школьный музей поможет оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, способствует сохранению, возрождению и развитию локальных  культурно-исторических традиций, учит навыкам участия в диалоге культур.

  Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, посёлка, школы, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

               Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.

             Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего посёлка, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

                                    Актуальность программы.

              Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.  

             Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.  

             Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать  и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Цель:

-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.

Задачи:

1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.

2.Развитие  умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

      3. Формирование навыков работы с архивными документами.

      4. Развитие  навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.

      5. Обучение методикам проведения  экскурсий в школьном музее.

      6. Развитие устной и письменной речи учащихся через  умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал.

В процессе обучения у учащихся происходит:  

- Формирование представления об историческом времени  и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;

- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии

Актуальность   курса заключается в  необходимости  обучения  школьников

 основам музейного дела.

Это связано:

  • во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, края;
  • во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;
  • в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования;
  • в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.

 Ожидаемые результаты.

        появится интерес к истории своего Отечества и родного края.

        у учащихся  школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.

        укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

        обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками.

При составлении программы курса учитывались такие моменты, как:

- направленность основной образовательной программы общего образования на формирование личности каждого школьника, владеющей творческими  компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции,

- требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования,

- системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС,

- положение о единстве и взаимосвязи  всех видов музейной деятельности,

- принципы: любой  обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской,  учетно - хранительской и просветительской работы, иметь целостное представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде деятельности, умения  применять полученные знания на практике,

- четкое  осознание  позиции актуализации школьного музея как открытой системы, его специфики, связанной с тем, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются:

 во-первых, степенью включенности в его работу учащихся,

 во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всеми участниками образовательного процесса.

Программа рассчитана на 170 часов  для обучающихся  5 – 9 классов. Данный курс предполагает  как теоретические, так  и практические занятия в течение пяти лет, которые включают  тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея.  

Программа включает в себя  проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской  деятельности, оформлению и представлению ее результатов, подготовке публичных выступлений.

Объём программы  170 часов, которые распределяются следующим образом:

5класс –  34 часа,

6класс –  34 часа,

7 класс – 34 часа,

8 класс – 34 часа.

9 класс -  34 часа

 

     Методы обучения

  1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
  2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций  и выставок музея.
  3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
  4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. 

           

                               Содержание программы.

1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

 История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея. 

2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

 Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.

 Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы  всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.

 Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.

 Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.

 3.  Поисково-исследовательская  работа.

Разработка поиска по теме «История пионерской организации  в школе п. Высокогорный»

Проведение поиска по конкретной теме:

- сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе;

- сбор информации о последних пионерах школы;

- обработка и систематизация собранных материалов;

- организация  научно-исследовательской работы;

 4. Учёт и хранение фондов

Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.

Вспомогательные картотеки:

а) книга записи воспоминаний

б) книга фотофиксаций

в) журнал приёма исторических памятников

г) журнал учёта газетных материалов

д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями

Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

 5.  Экспозиционная работа.

Знания о требованиях к экспозиции.   Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа):

«Мы гордимся историей школы»;

«Директора школы»;

«Выдающиеся выпускники школы».

Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.

 6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.

Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.  Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.

  Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.

   Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.

  Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем   и их  прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.

  Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода.  Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования.  

  Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.

   Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов:   экскурсия-лекция « Ветераны Великой Отечественной войны»; экскурсия «История школы  в фотографиях»; экскурсия-практикум «Как учили математику в начальной школе?»; обзорная экскурсия «Наши выпускники».

                                        Тематическое планирование

Темы занятий

Виды

деятельности

Количество часов

5

класс

6

класс

7 класс

8

класс

9

класс        

1.

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

Знакомство с музеями разных профилей по кино – фото материалам, литературе

10

8

1

1

-

-        

2.

Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

Заочное знакомство с историко-краеведческим музеем  г. Хабаровска

 9

1

4

2

1

1

3.

Поисково – исследовательская работа.

Знакомство с организацией, тематикой и направлениями деятельности школьного музея.

45

8

8

9

10

10

4.

Учёт и хранение фондов.

Изучение документов о порядке сбора, учета и хранения музейных экспонатов, работа с определителями и каталогами музейных коллекций.

31

5

7

7

6

6

5.

Экспозиционная работа.

Проведение инвентаризации в школьном музее.

42

6

8

7

10

11

6

Подготовка и проведение музейной экскурсии.

Разработка и проведение  экскурсии  по конкретной теме (сбор материала, подготовка рассказа)

33

6

6

8

7

6

                              Материально-техническое обеспечение учебного процесса

1.Материально-техническое оснащение музея и  его экспонаты:

  • проектор – 1, компьютер – 1, экран – 1, видеомагнитофон – 1, телевизор – 1.
  • экспонаты музея, включающие:

- фотоматериалы о создании и развитии поселка, школы, строительстве железной дороги,

- библиотечка книг и брошюр,

- октябрятская, пионерская и комсомольская атрибутика,

- коллекция значков,

- памятные сувениры, посвященные знаменательным датам,

-  тематические экспозиции;

2.Документация  музея.

- паспорт музея,

- книга учета поступления музейных экспонатов, книга учета посещений и отзывов

- акт приемки предметов на постоянное пользование,

- план работы музея.

3.Интернет – ресурсы.

Литература.

1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. – Архангельскск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.

2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.

4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.

5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.

6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев, 1915.

7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990.

8.О деятельности музеев образовательных учреждений.

Письмо МО России №28 – 51 – 181/16 от 12.03.2003 г.- Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, №2 (46)

9.Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела» - СПБ,2000

            Календарно - тематическое планирование

          Внеурочная деятельность: « Музейное дело»  

                                      5 класс

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

ХРК ИКТ ПР СР КР

Дата

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

8

1

 История возникновения музейного дела.

1

2-3

Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы.

2

4

Знакомство с положением о школьном музее. Профили школьных музеев

1

ХРК

5-6

Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея.

2

ИКТ

7

Знакомство с организацией и содержанием туристко - краеведческой работы в школе.

1

ХРК

8

Основные направления деятельности школьного музея.

1

ХРК

9

Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

1

Поисково-исследовательская работа.

8

10-

Разработка поиска по теме «История пионерской организации в средней школе п. Высокогорный»»

1

ХРК

11-12

Проведение поиска по конкретной теме:

 интервью с бывшими пионервожатыми школы

2

ХРК

13

Запись и оформление воспоминаний  о работе пионервожатых школы

1

ИКТ

14-15

Сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе

2

ХРК

16-17

Сбор информации о последних пионерах школы;

 обработка и систематизация собранных материалов.

2

Учёт и хранение фондов.

5

18

Задачи учётно – хранительской работы.

1

19

Музейный предмет как источник научных знаний.

1

20

Типы и группы музейных предметов.

1

21

Шифровка. Оформление шифра экспонатов

1

С/Р

22

Приём и выдача предметов

1

П/Р

Экспозиционная работа.

6

23

Требования к экспозиции.

1

24-26

Сбор материала для экспозиции «Мы гордимся своими выпускниками»

2

ХРК

26

Подборка текстового материала к экспозиции

1

27

Оформление экспозиции

1

28

Составление текста  экскурсии по созданной экспозиции.

1

П/Р

Подготовка и проведение музейной экскурсии.

6

29-30

Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее:

2

31

Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы.

1

32

Типы и виды экскурсий.

1

33

 Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.

1

34

Защита проектной работы.

1

проект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

Программа внеурочной деятельности "Музейное дело"

Вырастить молодое поколение россиян, готовых жить в правовом, демократическом государстве, в условиях рыночной экономики, - главная задача общеобразовательной школы. Эта задача определяет новую идеоло...

Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 5 класс. "Столярное дело. Часть-1"

Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Основы столярного дела» для 5 -х классов,  количество учебных часов- 68, (2 часа в неделю) разработана на основе  учебного издан...

Рабочая программа внеурочных занятий по Технологии. 6 класс. "Столярное дело. Творческое проектирование. Часть-2"

Рабочая программа внеурочных занятий по предмету Технология: «Творческое проектирование. ( Столярное дело-2 часть)» для 6-х классов,  количество учебных часов- 68, разработана на основе  уче...

Программа внеурочной деятельности "Давайте Делать Добро"

Программа внеурочной деятельности по социально-педагогической направленности...