Рабочая программа по истории и культуре СПб, 7 класс
рабочая программа по краеведению (7 класс) на тему

Курепанова Татьяна Николаевна

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl._rab_programma_2014-15_spb.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия № 105 Выборгского района Санкт-Петербурга

Рекомендовано к использованию        

Педагогическим советом                                                      

ГБОУ гимназии № 105                                        

Протокол № __ от «___» _________ 2014 года                

Рабочая программа учебного курса

«История и культура Санкт-Петербурга»

для 7 « А » класса

основного общего образования

(базовый уровень)

Составитель

учитель истории и культуры Санкт-Петербурга

гимназии №105

Курепанова Т.Н.

2014-2015 учебный год


Программа учебного курса «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

для учащихся 7  классов (34 часа, 1 час в неделю, базовый уровень)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  «История и культура Санкт-Петербурга» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по истории и культуре Санкт-Петербурга  применительно к авторской программе Л.К. Ермолаевой.

Идея содержания программы

Процесс формирования петербургского наследия непрерывен. Каждый горожанин помимо собственной воли и желания принимает в нем участие. Однако каждый петербуржец сам определяет свою роль в этом процессе: потребителя или хранителя, разрушителя или создателя наследия.

Цель программы:

Способствовать тому, чтобы, подросток смог воспринимать:

•  городские объекты, музейные экспозиции, семейные реликвии, городские и семейные традиции как наследие, необходимое всем петербуржцам (в том числе и лично ему), оставленное предками и обогащаемое ныне живущими;

•  себя как «наследника Великого Города», «пользователя» петербургского наследия и участника процесса его формирования.

Задачи программы «История и культура Санкт-Петербурга»

1. Формировать познавательный интерес к изучению города, предоставив каждому ученику возможность установить связь между петербургскими памятниками, музейными экспонатами,  традициями и памятниками, традициями всемирного культурного наследия.

2. Способствовать пониманию учащимися ценности (значимости) петербургского наследия как части всемирного, для чего необходимо расширить имеющиеся у них знания:

- о петербургских музейных экспозициях, памятниках городской среды и традициях, имеющих «связь» с культурой других времен и народов;

- о создателях и хранителях этого уникального петербургского наследия.

3. Способствовать формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

- ориентироваться по карте города;

- ориентироваться в реальном городском пространстве;

- работать с источниками информации о городе;

- применять полученные знания в новых учебных ситуациях и повседневной жизни.

4. Совершенствовать общеучебные умения

5. Выражать впечатление от памятников наследия и их создателей, проявлять отношение к городу и его изучению.

Общая характеристика программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга»

Программа учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» — это комплекс программ учебных курсов для разных возрастных групп: «Санкт-Петербург — город-музей», «История и культура Санкт-Петербурга». Программы объединены единой целевой установкой: создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся. Следовательно все программы курсов имеют ценностно- и практикоориентированный характер. Вместе с тем каждая из них решает конкретные задачи, соответствующие определенному уровню возрастных познавательных возможностей учащихся.

Содержание программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» имеет комплементарный характер. Содержание программы учебного курса построено с использованием элементов историко-краеведческого подхода («История и культура Санкт-Петербурга»). В то же время между содержанием разных программ имеются межкурсовые связи: многие темы, сюжеты, памятники, традиции повторяются в программах разных курсов. В результате чего школьники осваивают отдельные объекты, различные стороны жизни города с разных методологических позиций.

Содержание программ учебных курсов истории и культуры Санкт-Петербурга в определенной степени опирается на повседневный опыт школьников, а также перекликается с другими учебными дисциплинами; «Санкт-Петербург — город-музей» с курсами всеобщей истории и мировой художественной культуры; «История и культура Санкт-Петербурга» — с курсами истории России, литературы и мировой художественной культуры. Межпредметные связи, заложенные в программах учебных курсов, позволяют ученикам актуализировать (применять) полученные ранее знания в новых учебных ситуациях, осознавать значение Петербурга в истории и культуре России, мира, оценивать петербургские памятники и традиции.

Организация процесса освоения учащимися «своего места» — города, в котором они живут, это творческий процесс. Необходимо учитывать место расположения школы, особенности района, уровень познавательных возможностей конкретных детей, степень заинтересованности родителей и многие другие факторы. Именно поэтому развертывание содержания программы учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» носит вариативный характер:

• образовательное учреждение имеет возможность выбрать один из вариантов введения учебной программы в учебный план школы;

•  педагог сам определяет необходимый, по его мнению, материал из предложенного в программе перечня дидактических единиц (памятников, традиций, персоналий).

Программы учебных курсов для всех возрастных групп содержат обязательный компонент — учебные прогулки, экскурсии, без которых немыслимо освоение реального города.


Концепция краеведческого образования в школах Санкт-Петербурга.

Перед любым педагогом стоят три глобальных вопроса: Зачем ребенку изучать свой город, край? Что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели? Каким образом надо организовать процесс обучения?

Зачем необходимо ребенку изучать свой город, край?

Это необходимо для того, чтобы петербуржец ориентировался в культурном пространстве города и имел представление о возможных путях самореализации в нем:

понимал свою связь с окружающим микромиром; умел грамотно взаимодействовать с ним; осознавал проблемы окружающего микромира;

• осознавал ценность, значимость наследия края для себя, для современных жителей края;

• воспринимал наследие города и края как часть отечественного и всемирного культурного наследия (наследие города создавалось, используя накопленный Человечеством опыт, однако оно неповторимо, уникально, поэтому обогатило отечественное и всемирное наследие);

• интересовался жизнью края; умел самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем его объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений, о трудоустройстве; активно использовал культурный потенциал Санкт-Петербурга (востребовал его).

Таким образом, цель педагогического коллектива, учителей краеведения - создать условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве.

«Создание условий» для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их мире подразумевает системный подход в краеведческом образовании.

Система краеведческого образования подразумевает:

• целенаправленный образовательный процесс, включающий учебную, внеклассную и внешкольную краеведческую деятельность учащихся (взаимодействие школы, семьи и других социокультурных учреждений города);

• целенаправленную учебную краеведческую деятельность, включающую учебный предмет «История и культура Санкт-Петербурга» и фрагментарное введение краеведческого материала в другие учебные предметы; бинарные и интегрированные уроки, задания;

• программу учебного предмета, рассчитанную на несколько лет, позволяющую ученику последовательно осваивать знания о городе и крае, необходимые ему для осознания ценности окружающего мира и возможностей города для самореализации каждого горожанина (то есть для реализации цели краеведческого образования).

Система краеведческого образования в рамках образовательной программы школы.

Важнейший компонент в системе школьного краеведческого образования — краеведческий учебный предмет, программу которого осваивают все учащиеся. Поэтому небольшой по количеству часов краеведческий курс — своеобразный камертон системы. Ориентируясь на него, отбирается местный материал в другие учебные дисциплины, во внеклассную и внешкольную работу, определяются виды познавательной деятельности учащихся.

Краеведческий компонент в других предметных областях позволяет ученикам рассматривать один и тот же местный материал с разных позиций, что закрепляет краеведческие знания, способствует их интеграции, а также содействует формированию умений, необходимых для самостоятельной познавательной деятельности по изучению края. При этом возрастает и степень осознания значимости наследия края.

Краеведческий компонент в учебных дисциплинах имеет разную содержательную нагрузку. Во-первых, это могут быть краеведческие темы, сюжеты, которые вводятся в соответствии с программой курса истории, литературы, географии и т. д. Этот материал может изучаться как синхронно с краеведческим курсом, так и асинхронно.

Во-вторых, краеведческий материал может быть введен в другие учебные дисциплины в качестве фона, исходного материала для решения образовательных и развивающих задач этих курсов. (Например, местный материал используется для составления упражнений по русскому языку, математических задач, текстов по иностранному языку и т. д.)

Важную роль в активной познавательной деятельности учащихся по освоению краеведческого материала, а также в развитии умений, в формировании познавательного интереса к изучению края играет внеклассная работа. Краеведческий блок в ней должен быть согласован по содержанию и видам познавательной деятельности учащихся с задачами воспитательной работы школы и программой краеведческого курса.

В соответствии с целями краеведческого образования внеклассные мероприятия можно условно разделить на три группы.

К первой группе относятся мероприятия, на которых участники являются «потребителями» информации (традиционные классные часы, экскурсии, проводимые экскурсионными бюро, туристическими фирмами, встречи с представителями местной администрации, молодежных организаций, бюро трудоустройства и т. д.). Благодаря этим мероприятиям у учащихся расширяются и углубляются сведения, полученные на уроке.

Вторая группа мероприятий продолжение ученической деятельности, начатой на уроке. Подготовка и проведение увлекательных по форме мероприятий (праздники-инсценировки, игры, «живые» газеты, выставки, вернисажи творческих работ) позволяют ученикам не только актуализировать знания, полученные на уроке, но и расширить, углубить их в самостоятельной деятельности. Главное, что такие мероприятия способствуют формированию познавательного интереса к изучению края, содействуют самореализации ребенка.

Следующая группа мероприятий позволяет применять знания и умения, приобретенные на уроках. Среди них мероприятия, завершающие самостоятельную интеллектуальную деятельность Учеников (защита рефератов, олимпиады, конкурсы) и позволяющие выразить свое отношение к городу, краю (акции по благоустройству, охране окружающей среды, восстановительные работы).

В этой группе мероприятий выделяются и долгосрочные: поисковые экспедиции, исследования состояния окружающей среды (в том числе памятников истории и культуры), социологические опросы, пропаганда краеведческих знаний (лекции, экскурсии, публикации в средствах массовой информации (СМИ)).

Введение краеведческого материала в разные учебные дисциплины и во внеклассную работу должно быть согласовано. Избыточность местного материала также неразумна, как и его недостаточность. Необходимо специальное планирование краеведческого компонента в образовательной программе, в котором намечаются уроки межпредметных связей, бинарные, интегрированные уроки, интегрированные задания, внеклассные мероприятия (в том числе экскурсии, поисковые экспедиции, практическая деятельность школьников и т. д.).

Необходимым условием для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем их жизненном пространстве является связь школы с другими компонентами образовательного пространства и образовательной среды. Возможные направления взаимодействия:

• сотрудничество с учреждениями дополнительного образования (центром, координирующим деятельность учреждений дополнительного образования, является Дворец творчества юных);

•  участие в общероссийских, областных, городских акциях, движениях, экспедициях;

• использование культурного потенциала края, города (связь с музеями, экскурсионными фирмами, театрами, библиотеками);

• вовлечение в процесс краеведческого образования органов местной администрации, молодежных движений, средств массовой информации;

• вовлечение родителей в процесс краеведческого образования детей (особенно в начальной школе: совместные классные мероприятия, совместное выполнение творческих заданий; совместные занятия; лекторий для родителей).

Что нужно изучать, чтобы достичь намеченной цели?

Окружающий горожанина мир чрезвычайно многогранен. В нем соединяются Природа и Культура. Рельеф местности, водоемы, климат — создание Природы. Заводы, банки, транспорт, здания, мосты, живописные и музыкальные произведения, традиции повседневной жизни и многое другое — творение Человека.

В содержании учебного предмета «История и культура Санкт-Петербурга» многогранность города выражается следующими содержательными линиями:

•  природный ландшафт, топография, облик города;

•  город — «зеркало» и «арена» истории;

•  город — центр образования, просвещения и науки;

•  город — центр экономики;

•  город — центр художественной культуры;

•  город — местожительства горожан.

В процессе формирования окружающего мира немаловажную роль играет Время. Любая эпоха вносит свои коррективы в облик, экономику, повседневную культуру Города. Каждое поколение людей идет по «следу» предшествующих, оставляя свой «след» для потомков. Вследствие этого системообразующим понятием в краеведческих учебных курсах, способствующим освоению ребенком разносторонних знаний о городе и крае и оценке значимости окружающего мира, является понятие «наследие».

Исходя из существующих в научной литературе определений понятия «наследие», наиболее оптимальным для школьного курса истории представляется следующее: совокупность памятников природы, истории и культуры, расположенных в пределах данной территории; местные традиции; места хранения и трансляции памятников и традиций (музеи, библиотеки, театры и т. д.), которыми пользуются современные жители края. «Памятник» и «традиция» являются основными дидактическими единицами в учебном краеведческом курсе, именно их изучают дети.

Следует отметить, что в педагогическом смысле «памятник наследия» - это не только всемирно известное здание или монумент, уникальный природный заповедник или музейный экспонат, но и жилые дома рядовой застройки, промышленные объекты, уличные фонари, сквер около дома, предметы повседневного быта, фотографии из семейного альбома... Все они имеют особую ценность (значимость) для горожан: утилитарную (приносят практическую пользу, используются в наши дни); эстетическую (могут являться образцами красоты); историческую (хранят память о прошлом); Духовную (аккумулируют в себе общечеловеческие ценности и нравственные нормы); научно-техническую и пр.

Памятники культурного наследия — это не только объекты, созданные в прошлом. Сегодня строятся набережные, прокладываются дороги и улицы, возводятся здания и мосты, ставятся новые спектакли, издаются книги, появляются новые предметы быта, рождаются новые традиции... Очевидцами, участниками этого созидательного процесса являются современные жители города. Через несколько лет создаваемое сегодня станет наследием и будет напоминать о жителях начала XXI века. Именно поэтому современные городские сооружения, события, традиции тоже становятся важными объектами изучения.

Условно можно выделить следующие группы памятников:

Памятники природы, которые определяют некоторые особенности развития экономики края, придают неповторимый облик деревне, городу, краю, определяют некоторые условия жизни людей. Среди них:  памятники природы, сохранившиеся в первозданном виде, и природно-культурные памятники, созданные руками людей (каналы, пруды, сады, парки, скверы).

Памятники истории и культуры, которые раскрывают разнообразные стороны жизнедеятельности людей в разные исторические периоды, и сегодня напоминают о достижениях и проблемах, об уникальности конкретного края и его связях с другими отечественными и зарубежными регионами. Памятники истории и культуры условно можно разделить на недвижимые и движимые.

Недвижимые памятники - это сооружения, которые находятся в определенном месте, хранят память о времени своего создания, причинах, обусловивших их создание, достижениях техники, создателях, исторических событиях, жизни и деятельности людей, связанных с этими объектами.

Движимые памятники истории и культуры - это музейные экспонаты и произведения искусства, архивные документы, письменные источники и литературные произведения, предметы быта, карты, фотографии (в том числе семейные архивы, реликвии).

Движимые и недвижимые памятники напоминают о людях, их создавших, а также о тех горожанах, чья судьба тем или иным образом была связана с этими памятниками, о местных традициях(образовательных, трудовых, научных, религиозных, этнических, культурных, художественных, литературных, школьных, семейных, этических и др.) исчезнувших и сохранившихся до наших дней. Существуют как позитивные, так и негативные традиции.

Каким образом организовать процесс освоения памятников наследия и культурных традиций?1

Важнейшим условием, необходимым для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в окружающем мире, является организация их активной познавательной деятельности при знакомстве с городом и краем. В учебной и внеклассной работе требуется использование методов, приемов и технологий развивающего обучения, а также, по возможности, личностно-ориентированного и деятельностного подходов в образовании. Необходимо создавать такие педагогические ситуации, при которых учащиеся:

• приобретают «вкус и желание» (познавательный интерес) к изучению города;

• делают открытия в знакомом городском окружении, используя повседневный опыт, знания и умения, полученные на уроках по другим учебным предметам;

• приобретают знания в поиске ответов на познавательные и оценочные задания;

• развивают умения «видеть» детали городской среды, самостоятельно их «расшифровывать», «читать» и, главное,  «оценивать»;

• применяют полученные знания и умения в новых учебных ситуациях, в практической деятельности.

При таком подходе город может превратиться для ребенка в развивающую среду, благодаря которой петербуржец в течение всей жизни может открывать новые для себя памятники, стороны жизни города, расширять свой кругозор; оценивать события, происходящие в городе; понимать достижения и проблемы города.

Задачи программы «История и культура Санкт-Петербурга» и прогнозируемые результаты её освоения учащимися 7-х классов

Задачи

Прогнозируемые результаты

1. Продолжить формирование устойчивого познавательного интереса к городу, предоставив каждому ученику возможность выявить уникальность петербургского наследия, связь сегодняшнего Санкт-Петербурга с прошлым, увидеть перспективы дальнейшего развития города

Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается:

•  в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи; в чтении дополнительной литературы; в желании выполнять творческие задания;

•  в желании следить за событиями, происходящими в городе;

• в стремлении реализовать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах исследованиях, мониторингах и т. д.

2. Способствовать пониманию учащимися значимости (ценности) петербургского наследия для современных петербуржцев, для чего необходимо углубить и расширить имеющиеся у ребенка знания:

—   об этапах формирования при-родно-культурного и культурного наследия Санкт-Петербурга (что необходимо для понимания непрерывности этого процесса);

—   о конкретных памятниках и традициях разных эпох, раскрывающих одну из граней петербургского наследия: истории, экономики, образования, науки и т. д. (что необходимо для понимания значимости городских объектов, петербургских традиций);

—   о знаменитых и рядовых создателях петербургского наследия — представителях различных эпох, разных сословий и национальностей; об условиях их жизни и проблемах, схожих и отличающихся от современных; о путях преодоления этих проблем; об особенностях этики поведения горожанина (петербуржца), (что необходимо школьникам для понимания традиционности некоторых проблем городской жизни; понимания роли каждого горожанина как носителя городской (петербургской) культуры);

— о специфике Петербурга — «морские ворота России», бывшая столица, «культурная столица», «город-музей» (что необходимо подростку для восприятия себя как жителя Великого Города);

—  о значении города как центра края отечественной, а затем и мировой культуры, что необходимо для  понимания его роли в жизни региона (Ленинградской области), России, мира

Выпускники 7 класса

—  грамотно произносят, пишут и используют термины и понятия, обозначенные в программе;

—  указывают хронологические рамки этапов формирования наследия Санкт-Петербурга,   в  том  числе постсоветского периода; называют важнейшие для каждого периода исторические события; соотносят их с памятниками наследия;

—  называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой гране или гранях петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науке или др.)> объясняют их ценность (утилитарную, историко-культурную, общественную значимость или др.) для современников и в настоящее время;

—  называют петербургские традиции, разъясняют причины их появления или исчезновения, рассказывают о них, оценивая их позитивные и негативные стороны;

—  называют фамилии знаменитых петербуржцев (в том числе и жителей XXI в.), соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности, высказывают свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга;

—  разъясняют особенности формирования петербургского населения и специфику его состава (в том числе и XXI в.); указывают условия жизни горожан (жителей имперской столицы, советского города, постсоветского города); перечисляют традиционные проблемы горожан и городского хозяйства; рассказывают об особенностях быта горожан; выявляют связи с сегодняшним днем; объясняют роль каждого горожанина в жизни города;

—  раскрывают основные положения содержания Устава Санкт-Петербурга; узнают,  описывают и объясняют герб Санкт-Петербурга; узнают и описывают флаг города; знают мелодию и слова гимна;

—               объясняют возможности, предоставляемые городом для реализации жизненных планов людей;

—  объясняют на конкретных примерах последствия природно-географических условий для формирования культурного наследия нашего края и Санкт-Петербурга;

—  указывают основные периоды развития нашего края, объясняют роль Петербурга в развитии края (Ленинградской области), связи нашего края со странами Балтийского региона, Европы, мира

3. Способствовать дальнейшему формированию у учащихся умений, необходимых им в учебной и повседневной жизни:

• ориентироваться по карте города;

• ориентируются в реальном городском пространстве;

•  воспринимают   разнообразные памятники культурного наследия как многоплановые источники информации;

• применять знания в учебной и повседневной ситуации

Ориентируются по различным видам карт (карта транспорта, достопримечательностей, историческая, экологическая и др.), рекомендованным учителем:

—  находят на карте нужные объекты;

—  прокладывают оптимальные маршруты;

—  читают карты как источник информации.

Ориентируются в реальном городском и музейном пространстве

(по природным ориентирам, по адресу, по городским ориентирам и доминантам, по маршрутному листу, по картам):

—               объясняют необходимость соблюдения правил поведения горожанами; бережного отношения к памятникам наследия; оценивают поведение горожан; решают ситуационные задачи; дают оценку собственного поведения;

—           регулярно   посещают   учебные экскурсии и прогулки; сообщают одноклассникам об «открытиях», сделанных во время самостоятельных учебных прогулок; следят за событиями в городе по СМИ, Интернету и др. источникам.

Умеют:

—  извлекать необходимую информацию из разных письменных источников   (справочников,   научно-популярной литературы, Интернета);

—  узнавать объект по изображению, по деталям, по описанию; «исследовать» изображение (рассматривать, выделять главное, сравнивать с другими изображениями); соотносить с реальным объектом города;

—  самостоятельно «считывать» информацию из реальных городских объектов и музейных экспонатов, делать вывод о значение (значимости) этого петербургского памятника; составлять отчет об исследованном городском объекте (заполнить Лист прогулки);

—  «добывать» информацию от родственников, горожан как от источников краеведческой информации (формулировать вопросы; проводить анкетирование; брать интервью).

Умеют:

—   разъяснить, объяснить роль конкретных  памятников,  традиций, людей в определенный период истории города, их значение для развития культуры города, используя ранее полученные знания (из повседневного опыта по другим учебным дисциплинам, из СМИ, музейных экспозиций, дополнительной литературы, сайтов Интернета);

—  применять полученные знания и умения в реальной жизни (в общении с одноклассниками, младшеклассниками, родителями, гостями города; в различных житейских ситуациях: найти адрес, перейти улицу, вызвать водопроводчика, выбрать нужное учебное заведение и т.д.)

4. Способствовать совершенствованию общеучебных умений учащихся.

Умеют:

—  сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также и их изображения;

—  работать с текстом, выделять главную мысль в тексте, составлять план, отвечать на познавательные задания, поставленные к тексту; готовить сообщения; работать над ученическим рефератом;

—  работать с наглядным материалом;

—   обосновывать,      аргументировать, доказывать свой ответ (мнение, точку зрения, оценку);

—  извлекать необходимую информацию из рассказа учителя, одноклассника, задавая им вопросы

5. Содействовать выражению учащимися собственного впечатления от памятников наследия и их создателей, проявлению ими собственного отношения к городу и его изучению

Формирование ценностного отношения к наследию Петербурга у учащихся частично выражается

—  в их оценках и суждениях о конкретных объектах, традициях, деятельности горожан, культурном потенциале города, его роли в жизни России, о проблемах города;

—  в выполнении творческих заданий (среди которых задание «Каким предстает перед тобой образ Города?»);

—  в их повседневной жизни;

—  в участии их в городских акциях


Содержание программы

Введение – 2 часа

Понятия «культура», «город – «сгусток» культуры», «культурное наследие», «памятники культурного наследия», «традиции»; «наш край», «краеведение».

Город – результат деятельности Человека. Время определяет облик города, его благоустройство. Природа определяет некоторые характерные черты города.

Процесс формирования природного ландшафта нашего края.

Освоение Человеком территории нашего края в древности.

РАЗДЕЛ 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

(с древнейших времен до 1703 года) - 10 часов

Введение

Средневековье в Европе, Балтийском регионе. Источники по истории и культуре нашего края в период до основания Петербурга.  

 1. Из глубины веков…

Первые жители края – финно-угорские (прибалтийско-финские) и славянские племена.  Занятия жителей края. Быт, верования жителей края. Варяги на территории края.

Международный торговый путь по рекам и озерам края. Старая Ладога – древнейшее поселение на берегу реки Волхов. Жители Ладоги,  их занятия. Значение Ладоги как древнейшей столицы Руси, защитнице Новгорода. Облик древней Ладоги. Старинный каменный храм Руси – Георгиевский храм в Ладоге.

 2. В составе Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.)

Роль Новгорода в Древней Руси. Значение нашего края в жизни Новгородской республики: пограничные земли, транзитные торговые пути с прибалтийскими городами. Военные события на территории края. Значение для Руси Невской битвы. Памятники Александру Невскому на территории края, в Петербурге.

Нева – важная водная артерия. Ландскрона – первое укрепление на невских берегах. Крепость Орешек.  Заселение невских берегов. Поселения в дельте Невы.

 3. В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.)

Присоединение Новгорода к Москве. Роль нашего края в составе Московской Руси.

Деревни на территории края. Поселения по берегам Невы и в устье реки (деревни и Невское устье). Крепости на территории края: облик укреплений, торгово-ремесленные посады (на примере Орешка).

Разорительные последствия опричнины и Ливонской войны для края.

События начала XVII века на территории края. Столбовский мирный договор.

 4. По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.)

Жизнь крестьян в восточной (московской) части края.

Тихвин – единственный город восточной части края. Особенности возникновения, планировки Тихвина, занятия жителей города и их быт.

Тихвинский Успенский (Богородице-Успенский)  монастырь – центр православной, художественной культуры края, хозяин земель и города.

 5. Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)

Территория края, отошедшая под власть Шведского короля. Изменения, происшедшие в крае, в дельте Невы.  

Шведская бастионная крепость на берегу Невы в дельте реки Охта.  Шведский торгово-ремесленный город Ниен. Жизнь его обитателей.

Село Спасское и жизнь его обитателей.

Переселенцы на невские берега из Финляндии.

Повторение и обобщение темы

РАЗДЕЛ 2. САНКТ- ПЕТЕРБУРГ – ИМПЕРСКАЯ СТОЛИЦА (XVIII– начало ХХ вв.) – 22 часа.

Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.)  - 7 часов

История невских берегов в первой четверти XVIII в. Северная война на территории края. Возвращение Россией дельты Невы.  Оборонительные сооружения: крепость на Заячьем острове, Кроншлот, Адмиралтейская крепость-верфь, батареи на Васильевском острове, невские берега. Памятники, напоминающие об оборонительной функции рождающегося города (один из объектов по усмотрению учителя: планировка Петропавловской крепости, Петровские ворота, памятник Василию Корчмину на 8 линии Васильевского острова, гравюра А. Ростовцева).  

Санкт-Петербург – центр экономики России. Город – «окно в Европу»: порт на Троицкой площади. Город – родина Балтийского военного флота: Адмиралтейская верфь. Литейный двор. Монетный двор. Памятники (топонимы) и традиции, напоминающие о первоначальном значении Петербурга как торгового, промышленного центра России.  (* Отбор материала по усмотрению учителя).  

Санкт-Петербург – новая столица России. Памятники, напоминающие о столичном значении города: царские дворцы, здание Двенадцати коллегий. Петербург – центр политической истории: празднование побед в Северной войне, объявление России империей, первый узник Петропавловской крепости. Православные храмы – памятники православным традициям: Петропавловский, Исаакиевский, Троицкий.  Памятники победам в Северной войне: Сампсониевский, Пантелеймоновский деревянные храмы. Александро-Невский монастырь – традиция православной культуры. Новая традиция – возведение иноверческих храмов в столице России.

Санкт-Петербург - новый для России город. Карта города в 1725 г. (*) Города, послужившие образцом при строительстве Санкт-Петербурга.  Облик Санкт-Петербурга по гравюрам.  (* Отбор гравюр по усмотрению учителя). Первый градостроительный план и «следы» его реализации в современном городе. Архитектурный стиль – раннее барокко. Памятники раннего барокко. (* Отбор объектов по усмотрению учителя: Меншиковский дворец, Кунсткамера).

Санкт-Петербург – центр образования, просвещения, художественной культуры  – город светской культуры. Образование – «путь в профессию»: Морская академия. Кунсткамера – центр просвещения. Санкт-Петербург – центр светского искусства в России: живописные полотна в Русском музее, Меншиковском дворце.  (* Отбор материала по усмотрению учителя). Зарождение европейского театрального и музыкального искусства в новом городе.

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Условия жизни первых петербуржцев: управление, проблемы горожан и их решение, благоустройство города. Быт разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя: экспозиции Меншиковского дворца, выставка в Комендантском доме Петропавловской крепости.) Городские праздничные традиции.  Отношение петербуржцев к городу.

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей

Повторение и обобщение темы

Тема 2. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ПОСЛЕ ПЕТРА I (1725-1801 гг.  -  14 часов.

Введение. Характеристика исторического периода. Источники

Санкт-Петербург – «арена» и «зеркало» истории. Смена императоров на российском престоле; события, происходящие в связи с этим в Петербурге.  Памятники и традиции, напоминающие об исторических событиях того времени.  (Отбор объектов по усмотрению учителя: Чесменская церковь, обелиски в Рыбацком и Усть-Ижоре; памятники Румянцеву и Суворову).

Санкт-Петербург – столичный город. Императорский дворец,  императорский двор: быт, нравы придворных второй четверти ХУIII в. Памятные места, памятники, напоминающие о жизни императриц и императорского двора. (Отбор объектов по усмотрению учителя: церкви св. Симеона и Анны,  топонимы – Конюшенные улицы, Конюшенная площадь; дворцы Аничков, Шуваловский, Воронцовский, Зимний; Воскресенский монастырь – Смольный собор).

Санкт-Петербург в последней четверти ХУ111 в.  – дворянская столица эпохи просвещенного абсолютизма и «золотого века дворян». Памятники, напоминающие о жизни императрицы и придворных. (* Отбор материала по усмотрению учителя: императорский дворец, Эрмитажная коллекция, Эрмитажные собрания, дворцы Мраморный, Таврический, усадьбы Державина, Дашковой).  

Карта и облик города. Карты города конца ХУIII века: Нева – главная улица города, рост города на левом берегу, «невский трезубец». План П. Еропкина и его реализация. Градостроительный план А. Квасова и его реализация.

Облик города дворцов и слобод по гравюрам М. Махаева, запискам иностранцев. Облик строящегося регулярного города по произведениям Б. Патерсона, Ф. Алексеева, запискам иностранцев.  

Санкт-Петербург – центр российского образования, просвещения, науки. Центры дворянского образования. (отбор объектов по усмотрению учителя: кадетские корпуса, Смольный институт). Академия художеств. Воспитательный дом. (*) Школа при лютеранской церкви св. Петра – «Петершуле».

Первая в России Академия наук: здания, ученые и их деятельность. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей:  А. Нартов, Л. Эйлер, И. Шумахер, Ж. Делиль,  М. Ломоносов, В. Тредиаковский, С. Крашенинников, И. Лепешинский, С. Гмелин или другие). Деятельность Российской Академии. Президент академий Е.  Дашкова.

Санкт-Петербург – центр художественной культуры. Столица как центр развития российской литературы и литературного языка; творчество придворных поэтов; произведения драматургов (отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей: В. Тредиаковский, М. Ломоносов, А. Сумароков, Д. Фонвизин). Развитие театрального искусства в столице.  (* Отбор материала по усмотрению учителя: гастроли иностранных оперных и балетных трупп; рождение балетной школы и российского театра;  театр во времена Екатерины 11).  Развитие живописи, скульптуры в столице: петербургские Мастера и их произведения, хранящиеся в Русском музее. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом межпредметных связей:  В. Боровиковский, А. Лосенко, Ф. Шубин или другие).  Развитие архитектуры и сохранившиеся памятники архитектуры.  (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых и межпредметных связей: Ф. Растрелли, С. Чевакинский, Д. Кваренги, И. Старов, Ю. Фельтен, А. Ринальди, Н. Львов,  или другие.) Первый монумент, установленный в России – памятник Петру 1 (Медный всадник) – символ Санкт-Петербурга.  

Санкт-Петербург – экономический центр. Торговое значение города. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: петербургский порт, буяны, Гостиный двор на Невском проспекте, рынки, первые магазины). Промышленные предприятия в городе.  (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: предприятия петровского времени; императорская порцелиновая фабрика; ремесленные мастерские). Дворцовая слобода: Владимирская церковь и топонимы, хранящие память о дворцовых мастерах (Свечной, Кузнечный, Стремянная).  

Санкт-Петербург – место жительства горожан. Особенности роста населения и его состава. Условия жизни горожан: управление столицей, проблемы городской жизни, городское хозяйство. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: освещение, мощение улиц, сточные канавы, мосты, набережные, продовольственные рынки, первая больница, Главпочтампт и другое). Особенности быта разных слоев населения. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей: различие в быту дворян и других горожан). Праздничные традиции в столице. (* Отбор материала по усмотрению учителя с учетом внутрикурсовых связей).

Образ города в поэзии, живописных произведениях, в восприятии людей.

Повторение и обобщение темы 

 Наш край в ХVIII в. – 1 час

         Взаимозависимость нового города и края. Помощь края в строительстве Санкт-Петербурга. Изменения, происшедшие в жизни края, вследствие появления нового города. (строительство каналов, трактов (шоссе), города Новая Ладога, дворянских усадеб).  Императорские загородные резиденции: Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина.  

Итоговое обобщение.


Учебники и учебные пособия, допущенные к использованию

исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга – Комитетом по образованию

1. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1.(с древнейших времен до начала ХVIII  в.) – СПб.СМИО Пресс. 2011

2. Ермолаева Л.К.     История и культура  Санкт-Петербурга, Ч.2 (XIX век – начало XX века). – СПб.СМИО Пресс. 2011

3. Ермолаева Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Ч.3 (XX век – начало XXI века). – СПб. СМИО Пресс. 2011

4. История и культура СПб. Атлас с контурными картами в 2-х частях – СПб, изд-во ЗАО «Карта».

Дополнительная литература.

  1. Кепсу Сауло. Петербург до Петербурга. История устья Невы до основания города Петра. -    СПб., 2000.
  2. Ленинградская область: Ист. очерк / Сост. В. А. Ежов. Л. 1986.
  3. Шведы на берегах Невы: сб. статей / Сост. А. В. Кобак. - СПб., 1998.
  4. Сорокин П. Е. Ландскрона – Невское устье – Ниеншанц. Путеводитель. -  СПб., Люб. изд.
  5. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. — Л., 1989.
  6. Анисимов Е. В. Царь и город. – СПб., 2003.
  7. Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. - Л., 1991.
  8. Длуголенский Я. Военно-гражданская и полицейская власть Санкт-Петербурга (1703-1917). - СПб., 2001.
  9. Мавродин В. В. Основание Петербурга. — Люб. изд.
  10. Семенова Л. Н. Очерки быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII века. — Л., 1982.
  11. Семенова Л. Н. Быт и население Санкт-Петербурга (XVIII век). — СПб., 1998.
  12. Анисимов Е. В. Россия без Петра. 1725-1740. – СПб., 1994.
  13. Анисимов Е. В. Россия в середине XVIII века. — М., 1986.
  14. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. — СПб., 1997.
  15. Беспятых Ю. Н. Петербург Анны Иоанновны в записках иностранцев. - СПб., 2000.
  16. Георги И. Г. Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербург и достопримечательностей в окрестностях оного, с планом. — СПб., 1996.
  17. Гордин М. А. Екатерининский век. В 2-х ч. – СПб., 2004-2007.
  18. Каменский А. Б. «Под сенью Екатерины...» — СПб., 1992.
  19. 8. Островский О. Б. История художественной культуры Санкт-Петербурга. 1703-1796 гг. - СПб, Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000
  20. 1.Гордин А. М., Гордин М. А. Путешествие в пушкинский Петербург. – СПб., 2003.
  21. 2. Готье Т. Путешествие в Россию. Пер. с фр. - М., 1990.
  22. 3.Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / Сост. Г. Исаченко. - СПб., 1998.
  23. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века). — СПб., 1994.
  24. Лотман Ю. М., Погосян Е. А. Великосветские обеды. - СПб., 1996.
  25.  Островский О. Б. Художественная культура Санкт-Петербурга. 1801-1825 гг. Эволюция художественных систем. –  СПб, Нестор, 2005.
  26. Соллогуб В. А. Петербургские страницы воспоминаний графа Соллогуба. - СПб., 1993.
  27. Тимофеев Л. В. В кругу друзей и муз. Дом А. Н. Оленина. Л., 1983.
  28. Средства массовой информации.
  29. Официальные сайты Администрации Санкт-Петербурга.
  30. Сайт Международного благотворительного фонда им. Д. С. Лихачев

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА САНКТ_ПЕТЕРБУРГА» 7 КЛАСС ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ТЕМЫ:

Тема

Количество часов

1

Введение

2

2

Раздел I. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГА

(с древнейших времен до 1703 года)

10

3

Раздел II. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ – СТОЛИЦА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (1703-1801 гг.) – 22 часа

Тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург (1703–1725гг.)

7

Тема 2. Санкт-Петербург после Петра 1 (до 1801 гг.)

14

4

Итоговое обобщение

1

Итого

34


Календарно-тематическое планирование курса «История и культура Санкт-Петербурга»

7 класс 2014-2015 учебный год  (34 часа).

        

Раздел

Тема

Неделя учебного года.

 

ДАТА.

Тема урока

Кол-во час

Учебник: Ермолаева Л.К., Лебедева И.М., Захваткина И.З., Шейко Н. Г., Кораблина Ю. А. История и культура Санкт-Петербурга. Ч.1. – СПб, СМИО Пресс, 2008

Домашнее задание.

Литература для учителя, возможная дополнительная литература для учеников

ВВЕДЕНИЕ

2 час.

1 неделя

Вводный урок. Повторение материала предыдущий лет и введение в новый курс. Из истории…(природы края, заселения края)

1 час

Стр. 4 -8.

Даринский А. В. Невский край – Люб. Изд.

2 неделя

Из истории…(природы края, заселения края)

1 час

Стр. 4-8

Даринский А. В. Невский край – Люб. Изд.

РАЗДЕЛ 1. НАШ КРАЙ ДО ОСНОВАНИЯ ПЕТЕРБУРГА

10 час.

3 неделя

Вводный урок: Наш край с древнейших времен до начала ХV111 в.

1 час

Стр. 10-11

Лен. область: Ист. очерк / Сост. В. А. Ежов. – Л., 1986.

4 неделя

Из глубины веков…

1 час

Параграф 1.

Ленинградская область: Ист. очерк / Сост. В. А. Ежов. – Л., 1986.

5 неделя

Древняя Ладога (V111 – Х111 вв.)

1 час

Параграф 2.

Сорокин П. Е. Ландскрона. Невское устье. Ниеншанц. – Люб. Изд.

6 неделя

В составе Господина Великого Новгорода (1136 – 1478 гг.)

1 час

Параграф 3

7 неделя

В составе Московской Руси (1478 – 1617 гг.)

1 час

Параграф 4.

8-9 неделя

По обычаям средневековой Москвы, но... (1617 – 1703 гг.)

2 час

Параграфы 5-6.

10-11 неделя

Под властью Шведского королевства (1617 – 1703 гг.)

2 час

Параграфы 7-8.

12 неделя

Повторительно-обобщающий урок

1 час.

Стр. 57, 215-218.

РАЗДЕЛ 2. Санкт-Петербург – столица Российской империи

Итоговое обобщение –

1 час

тема 1. Первоначальный Санкт-Петербург (1703 – 1725 гг.) -

7 час.

13 неделя

«Назло надменному соседу…»

1 час

Стр. 58-59, Параграф 9.

Анисимов Е. В. Царь и город. Петровский Петербург.– СПб., 2004

14 неделя

«Вырос город…»

1 час

Параграф 10

15 неделя

Санкт-Петербург – новая столица России

1 час

Параграф 11.

16 неделя

Новый для России город

1 час

Параграф 12

17 неделя

Санкт-Петербург – город светской  культуры

1 час

Параграф 13

18 неделя

Жизнь первых петербуржцев  

1 час

Параграф 14

19 неделя

Повторительно-обобщающий урок

1 час

Стр. 102, 219-224

тема2.

Санкт-Петербург после Петра 1 (до 1801 гг.) –

 

14 час.

20 неделя

Новой столице быть!

1 час

Параграф 15

Анисимов Е. В. Россия без Петра: 1725 – 1740. – СПб: Лениздат, 1994

21 неделя

Наследие причудливого века.  

1 час

Параграф 16-17

Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. – СПб., Норинт, 1997

22 неделя

Наследие причудливого века.  

1 час

Параграф 16-17

Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. – СПб., Норинт, 1997

23 неделя

Во главе российского образования, просвещения, науки...

1 час

Параграф 18

24 неделя

Рядовые жители Петербурга

1 час

Параграф 19

25 неделя

Столичный город при Екатерине II

1 час

Параграф 20

1.Гордин М. А. Екатерининский век. – СПб, Изд-во «Пушкинского фонда», 2004.

2.Каменский А. «Под сению Екатерины…» 2-я пол. ХУ111 в.- СПб., Лениздат, 1992

3. Анисимов Е. В. Женщины на российском престоле. – СПб., Норинт, 1997

26 неделя

Императорский двор – законодатель моды в России

1 час

Параграф 21

27 неделя

Санкт-Петербург – центр просвещения

1 час

Параграф 22

28 неделя

«Три знатнейших искусства» в Санкт-Петербурге

1 час

Параграф 23

29неделя

Повседневная культура петербуржцев

 

1 час

Параграф 24-25

30 неделя

Санкт-Петербург времен Павла - великого князя и императора

1 час

Параграф 26-27

31 неделя

Санкт-Петербург времен Павла - великого князя и императора

1 час

Параграф 26-27

32 неделя

Санкт-Петербургская губерния  

1 час

Параграф 28-29

33 неделя

Санкт-Петербургская губерния

1 час

Параграф 28-29

34 неделя

Повторительно-обобщающий урок

1 час

Стр. 210, 225-233, 234-236


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 5 класса....

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса.

Рабочая программа по Истории и культуре Санкт-Петербурга для 6 класса....

Рабочая программа по истории и культуре СПб, 8 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 8 класса...

Рабочая программа по истории и культуре СПб, 9 класс

Рабочая программа по истории и культуре Санкт-Петербурга для учащихся 9 класса...

Рабочая программа по истории и культуре Алтайского края 5 класс

Рабочая программа по истории и культуре Алтайского края . разработана на основе программы АГИПКРО, состоит из 34 часов, программа адаптированна на возрастную группу 5 классников....