Музейная педагогика в системе образования
статья по краеведению по теме

Статья об использования музея в образовательном процессе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл evseevskie_chteniya.docx13.75 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика в системе образования

Пахмутова Вера Биктубаевна

Современное образование требует всесторонне развитую личность, которая хорошо знает не только настоящее, но и разбирается в прошлом. Большая роль в этом отводится школьному музею. Музей способствует формированию у обучающихся  патриотизма, развивает познавательный интерес, творческую активность, расширяет кругозор, помогает школьникам овладевать поисковой и исследовательской деятельностью.

 Мир музея — это своеобразный мир духовности, где каждая вещь может о себе что-нибудь рассказать, каждый предмет имеет историю. А история любой вещи или предмета вызывает подъём к творческому поиску. Музей формирует интерес к прошлому, развивает национальную культуру, помогает понять лучше настоящее, опираясь на прошедшее. Ведь каждый предмет в музее связан с   культурой, бытом, историей жизни  прошлого поколения. Именно здесь, в музее, можно увидеть и даже прикоснуться  к предметам старины. Школьный музей напрямую связан с образовательным процессом, он заинтересован учебно-воспитательной работой. Сотрудничество с учителями позволяет разрабатывать новые проекты, создавать различные экспозиции, пополнять коллекции, тем самым заинтересовывать детей увлекательной работой. Собранный материал  также остаётся в фонде музея.

Для развития познавательной деятельности проводятся уроки в музее. Урок в музее — это своеобразный диалог с прошлым. На основе такого урока появляется желание к самостоятельному изучению родного края, школьники приобщаются к  материальным, духовным ценностям. Только здесь наглядный образ сочетается со словесной характеристикой. Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, оказывают большое эмоциональное воздействие.

Мероприятия в музее — это тоже толчок к появлению новой мысли и желание  понять мир прошлого. Школьники, всматриваясь в музейный экспонат, учатся понимать, как много сил и души вложили предки, создавая тот или иной предмет. В современном мире научно-технического прогресса, раскрыть душевные ценности прошлого поколения можно наглядно только в музее. В этом помогают  и праздники, и беседы, с приглашением старожилов и разные тематические мероприятия, приуроченные к  той или иной дате.

В стороне не остаются и экскурсии. Экскурсоводами могут быть сами дети. Они, прочитав дополнительную литературу, собирая материал у старожилов, или под руководством учителя, совместно готовят выступление. Здесь   на лицо индивидуальная работа для подготовки экскурсоводов.

В работе школьного музея ведётся сотрудничество не только с учителями-предметниками, но и с родителями, с жителями посёлка, Центром детского творчества. Школьный музей — это не только хранитель собранного материала, но связывающее звено между учителем, школой и обучающимся.

Музей включает такие направления:

— поисковое;

— краеведческое;

— образовательно-познавательное;

— учебно-исследовательское;

— индивидуальное;

— методическое;

— фондовое.

Только в школьном музее  все эти направления взаимосвязаны с учебно-воспитательным процессом и плодотворно влияют на подрастающее поколение. Современный мир, который полон новинками технического прогресса, только в музее может показать жизнь наших предков. Только зная  прошлое, мы можем идти вперёд, к будущему, взяв с собой самые прекрасные духовные качества.

Музей хранит историю веков

И мысли в прошлое уходят снова.

Здесь оживает радость и любовь,

Здесь ближе и добрее звучит слово.

Музей  хранитель тайн и старины,

У каждой вещи есть своё начало.

Музейным  духом мы  покорены

И стариной, что ближе стала.

 И дети, слушая, вникая в суть всего,

В музее узнают предметы, лица.

Здесь зарождается у них в душе  добро,

Здесь поколение, которым мы гордимся!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейной педагогики в работе классного руководителя

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования (из опыта работы)

Интеграция художественного и музейного воспитания в системе школьного образования оказывает огромное влияние на становление личности ребёнка – приобщение её к опыту творческого освоения д...

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...

Программа по музейной педагогике «Использование музейного потенциала Санкт-Петербурга в изучении предметов гуманитарного цикла»

Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся...

Эстетическое воспитание школьников в современной системе образования. Коллективная творческая деятельность в педагогике.

Эстетическое воспитание человека является одной из актуальных проблем воспитания. Формирование эмоциональной и интеллектуальной сфер личности взаимосвязано с духовной составляющей, т. к. развитие одно...

Статья на тему «Роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей» (на примере Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»)

Статья описывает роль музейной педагогики в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей на примере деятельности Музея истории путешествий Детско-юношеского центра «ПЕТЕ...