Статья
статья по краеведению по теме

Таперо Мария Ивановна

Использование мультимидийных технологий в процессе реализации программы дополнительного образования по краеведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_mm_tekhnologiy_na_spb_0.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ на тему: «Использование мультимедийных технологий в процессе реализации программы дополнительного образования по краеведению»

Автор-составитель: Таперо Мария Ивановна

Актуальность темы определяется тем, что современные информационные технологии, в том числе мультимедиа, открывают учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить качество обучения.

Если в процессе реализации программы дополнительного образования использовать мультимедиа, то это способствует: повышению эффективности, а именно: улучшение усвоения  материала; уменьшению времени решения стандартных задач; сформированности практической направленности знаний обучаемых; улучшению поведенческого, эмоционального, положительного отношения к изучаемым предметам, повышению информационной культуры учащихся, развитию познавательной и творческой активности учащихся.

Технология мультимедиа позволяет реализовать большинство методов подачи матеоиала, способно во многих случаях усовершенствовать или даже частично заменить в учебном процессе такие классические методы, как метод устного изложения материала (лекция, рассказ, объяснение и др.), методы наглядного и практического изложения, методы закрепления полученных знаний, методы самостоятельной работы.

Новая сопровождающая компьютер техника, обладающая практически неограниченными возможностями построения любого визуального ряда, позволяет провести современное занятие на более высоком уровне.

Работа с мультимедийными программами и компьютерными презентациями, Интернет – ресурсами  косвенным путём развивает конструктивное, алгоритмическое мышление, творческое мышление, коммуникативные способности у учащихся, а также формирует умения и навыки исследовательской деятельности, ориентировки в информации, и её последующей обработки.

Преимущества мультимедийных технологий в реализации программы по краеведению:

Знакомство с историческими событиями, архитектурными памятниками, музеями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий.

Широко использовать показ репродукций картин художников

Демонстрировать графический материал (таблицы, схемы).

“Оживлять” карты.

“Посещать” крупнейшие музеи мира.

Прослушивать записи песен.

Активизировать учебный процесс.

Компьютерные средства обучения можно использовать на всех этапах обучения:

как источник учебной информации – при объяснении нового учебного материала, повторении и закреплении изученного;

как тренажер в процессе формирования учебных умений и навыков;

как источник информации для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы;

как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений;

для осуществления дистанционного обучения с учащимися.

Информационно-коммуникативных средств, которые можно использовать на уроках истории достаточно много. Это, прежде всего:

Мультимедийные обучающие программы, электронные учебники.

Электронные библиотеки по курсу.

Интерактивные тренажеры (тестирование по курсу)

Использование презентации позволяет чередовать различные виды деятельности такие как: работа с картой города и области, учебником, тетрадью, с информацией на экране.

Чередование видов деятельности, способов подачи информации позволяет активизировать различные каналы восприятия, способствует повышению внимания и росту активности учащихся на уроке, снижает утомляемость.

Презентации могут готовить и сами учащиеся. Для этого ребята используют интернет-ресурсы, различные мультимедийные пособия, энциклопедии. Презентации можно использовать в проектной деятельности. Создание проектов предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. При этом дети получают возможность осваивать продуктивные приемы мыслительной деятельности. Метод проектов стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств – познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое лидерство.

 Например, в этом году были созданы  проектные работы ученика 6 класса Костецкого Даниила: «Рыцарский зал в Эрмитаже»; «Разрушенные храмы СПб»; «Соборная мечеть в СПб»

Ученики участвовали в научно-практической конференции «Первые шаги в науку», где представляли свои проектные работы.

Хотелось бы отметить, что применение мультимедийных технологий в процессе преподавания истории и культуры СПб:

Повышение уровня наглядности на уроке;

Повышение производительности урока;

Установление межпредметных связей с основами информатики

Возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию учебных программ под руководством учителя.

Повышение мотивации учебной деятельности за счет нетрадиционной формы подачи материала, элементов игровой деятельности

Учащийся становится активным участником процесса обучения, а не пассивным слушателем лекций, организация материала позволяет ему вживаться в своеобразную роль исследователя.

Все это повышает уровень интенсификации и индивидуализации обучения, позволяет обеспечить личностно-ориентированный подход.

 В этом году мы проводили работу в малых группах, где (в рамках) наставничества я изучала электронные образовательные ресурсы нового поколения. Работа проводилась по этапам:

  1. Настройка и знакомство с электронными модулями
  2. Накопление и структурирование модулей в соответствии с тематическим планом и размещение их в медиатеке
  3. Использование модулей на уроках

Безусловно, нельзя переоценивать возможности мультимедиа программ. Они ни в коей мере не могут заменить учителя на уроке. Превращать урок в простую демонстрацию красивых картинок ни в коем случае нельзя.

На уроках практически всегда я использую компьютерные презентации.

Достоинством компьютерных презентаций является увеличение темпа урока, они практически заменяют традиционные мел и доску. Все важные этапы урока зафиксированы учителем на слайдах заранее, поэтому ему не приходится отнимать от урока время на записи на доске.

Ещё одним положительным моментом презентаций является постоянное наличие необходимой информации перед глазами детей, а так же возвращение к нужной информации при необходимости на любом этапе урока. Таким образом, у них работают сразу два вида памяти (визуальная, слуховая), что способствует лучшему усвоению нового материала.

Кроме того, применение компьютерных технологий позволяет осуществить один важный принцип образования - принцип гуманизма. Печатный шрифт, чёткое воспроизведение и большой формат представляемых образов позволяют включиться в работу даже тех ребят, которые на обычных уроках занимают пассивную позицию. Данный тип работы позволяет даже учащимся с низкими интеллектуальными способностями принять участие в учебном диалоге, а значит, почувствовать себя успешными.

Не последнюю роль играет принцип наглядности. Наглядность активизирует  внимание, мышление и память (психологами доказано, что человек запоминает 50% увиденного, в то время как услышанное воспроизводится только на 20%), заставляет переключать внимание с одного элемента урока на другой, не утомляя школьника.

Список литературы

Жилкин В.В. Информационно-технологические средства в профессиональной деятельности педагога. -- Материалы Интернета по адресу: http://center.flo.ru в рубрике «В помощь учителю».

Журавлёв Д. Ребёнок и компьютер. //Народное образование. - № 7.-2002.-с.113-122.

Короткова М.В. Наглядность на уроках истории. М.: Владос, 2000. - с. 4-9, с. 128-131.

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование. - № 7. - 2000. - с. 151.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. /Под ред. Полат Е.С./. - М., 1999. - с.3-5

Осин А.В. Электронные издания и ресурсы и педагогические технологии. - //Бюллетень Федерального депозитария электронных средств учебного назначения и электронных изданий для общего среднего образования. - № 2. - 2003. - с.2-4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Главное захотеть стать здоровыми"

Из опыта работы учителя физической культуры о реализации ФГОС НОО...

Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения

29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...

Статья "Влияние музыки на здоровье человека" Автор статьи Дёмина Наталья Анисимовна

Важна и та музыка, которая звучит в дошкольном учреждении и дома, которая формирует дальнейшие предпочтения и культурный уровень подрастающего поколения. Ведь сегодняшние дети – будущее нашего государ...

Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .

По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...

Статья "Очень трудно сразу стать взрослым"

Чему и как учит школа? Что важней - знать математику, химию, биологию или уметь правильно ориентироваться в жизненном пространстве, развивать в каждом ученике способность самообразования, самоконтроля...

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов.

Статья "Образование будущего",эффективный педагогический опыт:сборник научных статей и методических материалов....