« По стопам Великого Инородца»
классный час по краеведению (5 класс) на тему

Ахпашева Лилия Олеговна

Данная разработка представляет  собой урок- исследование, где учащиеся, работая в группах и самостоятельно изучая представленные им письменные источники (отрывки из  писем Н.Ф.Катанова,  воспоминаний его друзей, современников, биографических трудов) будут самостоятельно добывать знания и отвечать на представленные перед ними вопросы.

     Таким образом, это позволит учащимся получить новые и более прочные знания о первом хакасском учёном-этнографе Н.Ф.Катанове.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_o_n.f.katanove.docx53.54 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РХ «Хакасская национальная гимназия- интернат им. Н.Ф.Катанова»

Учебно-методическая разработка урока

посвящённая педагогическому наследию Н.Ф.Катанова

« По стопам Великого Инородца»

Выполнила : учитель истории

первой квалификационной категории

ГБОУ «ХНГИ им. Н.Ф.Катанова»

Ахпашева Лилия Олеговна.

Пояснительная записка.

Тема урока: «По стопам Великого Инородца».

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Метод обучения: проблемный, частично поисковый.

Форма урока: урок- исследование.

Форма организации познавательной деятельности: работа в группах с источниками.

    Выбор  формы урока продиктован следующими соображениями. Знания современных учащихся о биографии, о деятельности и тем более о вкладе Н.Ф.Катанова в развитие востоковедения  носят ограниченный характер. Поэтому применение интерактивных методов изучения материала принесет более эффективные результаты.

     Целью современного образования является развитие личностных качеств личности ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. Этому способствует самостоятельная познавательная и творческая деятельность.

Так же следует уделять  внимание формированию навыков публичного обсуждения, умению излагать и отстаивать собственную точку зрения.

    В современном информационном обществе педагог  должен не сколько  давать знания, сколько научить эти знания добывать. В этом большую помощь окажет урок- исследование. Интеллектуальное и нравственное развитие человека на основе вовлечения его в разнообразную самостоятельную деятельность можно рассматривать как стратегическое направление развития современного образования.

  Данная разработка представляет  собой урок- исследование, где учащиеся, работая в группах и самостоятельно изучая представленные им письменные источники (отрывки из  писем Н.Ф.Катанова,  воспоминаний его друзей, современников, биографических трудов) будут самостоятельно добывать знания и отвечать на представленные перед ними вопросы.

     Таким образом, это позволит учащимся получить новые и более прочные знания о Н.Ф.Катанове.

Урок «По стопам Великого Инородца» охватывает следующие этапы жизни учёного:

  • с 1862-1876 гг. детство и учёба Аскизском одноклассном училище;
  • С 1876- 1884гг. Н.Ф. Катанов- гимназист Красноярской классической гимназии;
  • 1884-1888гг. учёба в императорском Санкт-Петербургском университете.
  • 1889-1892гг.- научная экспедиция в Восточную и западную Сибирь, Северную Монголию и Восточный Туркменистан от Русского географического общества и Петербургской Академии Наук.
  • С 1894-1922гг. – Преподавательскую деятельность в Государственном Казанском университете.

Исходя из данных этапов, и будут сформированы группы  в классе.

Итогом работы групп будет единая большая таблица, (приложение №1) систематизирующая и обобщающая основные знания учащихся о Н.Ф.Катанове, которые будут приобретены детьми при работе с  представленными источниками ( приложение №2).

  Ожидаемые результаты: Главным результатом данного урока это  формирование представления о масштабности личности Н.Ф.Катанова, чувства гордости за своего знаменитого земляка, и побуждение учащихся к изучению истории родного края;

 Урок рассчитан на  1 час для учащихся 5-7 классов общеобразовательных школ.

Цели урока: 1 формирования представления о многогранности таланта Великого

                          хакасского учёного Н.Ф.Катанова;

                       2   воспитание у учащихся чувства гордости и любви к своему народу на основе

                          изучения жизнедеятельности  Н.Ф.Катанова;

                    3   развитие умений и навыков работы с документами, проведение анализа и

                         обобщения информации.

Задачи урока: - рассмотреть основные этапы жизни и деятельности Н.Ф.Катанова;

                         - изучить представленные материалы (письма,  воспоминания и т.п.)

                        - выявить и раскрыть масштабность личности Н.Ф.Катанова.

Структура  урока:

  1. Организационный этап. (2 мин)
  2. Подготовка к усвоению новых знаний. (мотивационный)( 3 мин.)

                                       Выявление  проблемной ситуации, установке целей и задач,

                                       инструктаж дальнейшей работы.

                   3.   Этап получения и усвоения новых знаний. (15 минут)

                         Исследовательская работа в группах с документами.

  1. Этап первичного закрепления новых знаний, через обобщение и  

                         систематизацию новых знаний. Актуализация полученных знаний

                         (выступления групп) (20 мин.)

  1. Рефлексия. (5 мин)

Методы: беседа, инструктаж, консультация, демонстрация.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование: ПК, мультимедийное устройство, презентация.

Эпиграф урока: « Катанов для Хакасии - великий земляк, для России – замечательный

                                 Учёный. Он - человек,  который сделал себя сам»  (А. Аниенко).

Ход  урока:

1. Организационный момент.

2. Подготовка к усвоению новых знаний.

Выявление  проблемной ситуации, установке целей и задач, инструктаж дальнейшей работы.

Задав несложные вопросы по биографии Катанова, выяснить, что же знают о Великом хакасском учёном  современные дети.

Примеры вопросов:

  • К какой знаменательной дате готовится наша Республика?
  • Кем он был? (Лингвистом, этнографом.)
  • В каком году он родился? (19 мая, 1862 году.)
  • Где он родился? (с. Катаново  Аскизского района.)
  • Почему в честь него названа одна из улиц города Абакана, улица Катанова? И т.д.

Учитель: Как вы уже поняли, сегодня речь пойдёт о нашем знаменитом земляке, первом хакасском учёном о Николае Фёдоровиче Катанове. В Республике Хакасия 2012 год объявлен годом Катанова. Как вы думаете почему? ( ответы учащихся)

Итак, обратимся к эпиграфу нашего урока (слайд №3):  

                                                                  « Катанов для Хакасии- великий земляк,

для России - замечательный учёный,

он - человек, который сделал себя сам»  

( А. Аниенко)

Учитель: Хотелось  бы обратить ваше внимание на последнюю часть эпиграфа, « Сделал себя сам». Как вы думаете, о чём идёт речь? (…) Это мы и попробуем, выяснит сегодня на уроке.

 Нам предстоит, познакомимся с Катановым не только как с учёным, но и  как с величайшей личностью (многогранной и неисчерпаемой).

А для этого мы совершим сегодня путешествие « По стопам великого инородца», во время которого  вы ребята выступите в роли настоящих  исследователей, так как будете работать с документами. Смотрим карту по  дорогам жизни Н.Ф.Катанова (слайд №4).

3. Этап получения и усвоения новых знаний.

(исследовательская работа в группах) Учащиеся самостоятельно работают с источниками и находят ответы на поставленные вопросы.

   Организация групповой работу учащихся по работе с  источниками информацией  в частности с письмами и воспоминаниями.

Задания группам:

Изучив представленные документы подготовить рассказ о том периоде жизни над которым работает группа, а так же заполнить свою часть в таблице (приложение №1)

  • Выявить вид деятельности; (чем он в данный период занимался)
  • Что пишет сам Н.Ф.Катанов и его современники о данном периоде его жизни?
  • Какие качества личности были присуще Н.Ф.Катанову?
  • Что вас удивило или восхитило  в биографии Н.Ф.Катанова?

( собственные выводы)

Класс делится на 5 групп ( условные названия групп).

1-я группа: « Аскиз»- ведь именно отсюда начнется путешествие Н.Ф.Катанова.

2-я группа: « Красноярск» - период учёбы в классической гимназии.

3-я группа: « Санкт- Петербург»-  учёба в университете.

4- я группа : «Экспедиция» - период экспедиций Н.Ф.Катанова.

5-я группа: « Казань».

    Итогом работы в группах будет выступление, где группа должна на основе источников составить рассказ о данном периоде жизни Н.Ф.Катанова, о том, что они узнали, что их удивило,  и должны представить данные для  заполнения таблицы. См.Приложение №1.

Каждая группа получает разные  пакеты документов См. Приложение №2.

 4  этап. Этап первичного закрепления новых знаний, через обобщение и  

   систематизацию новых знаний. Выступления групп (20 мин.)

К доске выходят 2-3 представителя от  групп один рассказывает классу, а другие, вносят данные в таблицу на ПК заполняя слайд №6 в презентации. В итоге выступления групп таблица должна быть вся заполнена.

  • Вопросы для обобщения:   Выяснение, какими новыми знаниями обогатились учащиеся, уточнить и выявить, что вызвало удивление, затруднение и выявить какие вопросы остались без ответа. Создание мотивации для последующего изучения биографии Н.Ф.Катанова. Какие основные этапы в жизни Н.Ф.Катанова вы бы выделили?
  • Что нового вы узнали сегодня о нём?
  • Каким он был человеком?
  • Благодаря чему он  многого достиг в жизни?

Учитель: Мы с вами сегодня шли по стопам Н.Ф.Катанова,  изучая его биографию. 

   Великий сын хакасского народа, выпускник восточного факультета Санкт-Петербургского университета, заведующий кафедрой турецко-татарской словесности, профессор Казанского университета, Н. Ф. Катанов — один из ярких национальных представителей российской науки, образования и культуры. Его жизненный путь мы видим, был труден, но это

непомешало Н.Ф.Катанову многого достичь. И сегодня наверно от малого и до старого в Хакасии знают, почитают имя Николая Фёдоровича Катанова.  И это во многом благодаря тем качествам которые вы ребята смогли увидеть работая сегодня  на уроке.

  Это такие качества, как: (перечисляют дети)

Примерные ответы: любознательность, трудолюбие, аккуратность, вежливость, преданность своему делу, увлечённость, скромность, ответственность и т.д.

Смотрим на заполненную общими усилиями таблицу.

Какие качества личности Н.Ф.Катанова вы хотели бы иметь у себя.

Обратимся к эпиграфу нашего урока, почему в нём говорится, что Н.Ф.Катанов сам себя сделал? Его биография это пример для подражания для нас его потомков. И сегодня стремление получить образование должно быть одним из главных целей в вашей жизни.

5 этап. Применение новых знаний. Рефлексия.

Рефлексия в форме составления кластера или синквейна:

( примерный кластер)

                                                                востоковед                                     скромный и  

                                                                                                                        трудолюбивый

          учёный

    хакас

                                                                                                                                 исследователь

                                                                                                                               народов Сибири

первый хакасский учёный         «сам себя сделал»                        выступал за  

                                                                                                      просвещение инородцев

Приложение №1.

Таблица «Основные этапы жизни и деятельности Н.Ф.Катанова»

Основные периоды жизни Н.Ф.Катанова

Деятельность

Какими качествами обладал, которые его вели к успеху

1862-1876гг.

1876- 1884гг.

1884-1888гг.

1888-1892гг.

1894-1922гг.

Приложение №2.

Группа №1 «Аскиз»:

  Обратимся к страницам из автобиографии: « Отец мой был татарин племени САГАЙ , а мать татарка племени КАШ…. В 15 верстах от Аскиза находится местность ИЗЮМ, где я жил до 1869 года. Ведя такой же образ жизни, как и другие дети. Летом с прочими детьми смотрел за овцами и телятами. В 1869году было открыть Аскизское одноклассное училище министерства народного просвещения, и я поступил в него учиться русской грамоте. Учителем был мой дядя по отцу Ефим Семёнович Катанов.  У дяди своего я учился с 1869-1876 год: лето  я проводил в Изюме и пас по- прежнему овец и телят., а остальное время учился в училище…

  «В 1874 году умер отец и поступил в попечение своего дяди- учителя.  Дядя одновременно был учителем и письмоводителем Аскизской степной думы. Поэтому я в 1874- 1876 гг. днём учился, а вечером занимался письмоводством в думе, где и познакомился достаточно с русской каллиграфией

  Самым первым учителем сам Н.Ф.Катанов назвал Иннокентия Каратанова, и  аскизского резидента, золотопромышленника Петра Ивановича Кузнецова.

   Каратанов часто зазывал к себе смышленого «татарчонка», вёл с ним беседы о древних народах, обитавших вдоль рек Абакана и Июса и оставивших в степях бесчисленные курганы, о быте, веровании, об устном народном творчестве местных инородцев. Давал читать ему книги из своей библиотеки По истории Сибири. С жадностью поглощал Коля Катанов и книги из «резидентской» библиотеки, часть которой была подарена П.И.Кузнецовым Аскизскому училищу.

   В 14  лет Катанов твёрдо заявил о своём желании – послужить своему народу- и о намерении  учиться в Красноярской гимназии. Родственники выдали ему оставшиеся  после отца несколько десятков рублей. Иннокентий Каратанов снабдил  рекомендательным письмом к сыну золотопромышленника И.П.Кузнецова- Красноярскому.

   В августе 1876 года сирота- инородец Николай Катанов отправился на лодке по Абакану и Енисею в Красноярск, в далёкую и неведомую дорогу за знаниями.

И.Ф.Кокова « Н.Ф.Катанов» документально - публистическое эссе стр. 10.

Группа №2 «Красноярск»:

 Документ №1. Н.Ф. Катанов  годах учёбы в Красноярской классической  гимназии

   « В гимназии я окончил курс в 1884году с золотой медалью; кроме общих предметов, в гимназии изучал языки: латинский, греческий, французский, немецкий… С 1880 года то есть с IV класса гимназии, под влиянием учителя истории и географии А.К.Завадского- Краснопольского, действительного члена Восточносибирского отделения географического общества, я занимался записыванием сагайских текстов и описанием обычаев своего народа. Благодаря знакомству с сочинениями  В.В.Радлова, А.М. Кастерна и  Н.А.Кострова, я значительно дополнил свои записи и впоследствии напечатал их в разных изданиях».

И.Ф.Кокова « Н.Ф.Катанов» документально - публистическое эссе стр. 10.

Документ №2.

     «В архивах Татарстана и Санкт-Петербурга хранятся зримые свидетельства того, каким прилежным и трудолюбивым был гимназист Николай Катанов. Его аккуратнейшие ученические тетради по геометрии, французскому, немецкому языкам, сочинения по русской литературе. Безукоризненная каллиграфия.

     Сохранилось множество похвальных листов, которыми награждал Николая Катанова педсовет Красноярской губернской гимназии, «уважая его отличное поведение, прилежание и успехи». В аттестации зрелости, полученном по окончании гимназии, написано: «…поведение его было вообще отличным, исправность в посещении и приготовлении уроков, а так же в исполнении письменных работ были образцовыми, прилежание было примерным, а любознательность - одинаково  отличная по всем предметам гимназического курса».  В истории Красноярской  гимназии это было первое присуждение золотой медали.»

И.Ф.Кокова « Н.Ф.Катанов» документально - публистическое эссе стр. 10.

   Свидетельство красноярского полицмейстера: « средства к существованию Катанов приобретал единственно тем, что давал уроки детям некоторых жителей Красноярска».

  «Именно неотступная нужда и жажда знаний выработали в нём и аккуратность, и строгость к себе, и твёрдость характера, сохранившиеся на всю последующую жизнь. За восемь лет гимназической учёбы Катанов не пропустил ни одного урока, не имел ни одного опоздания.

  Все восемь леи он писал одной ручкой и одним пером, которые очень берёг, а свой ученический пенал хранил до конца жизни».

« Товарищи по гимназии считали, что он всегда знает всё, что полагается, и многое сверх того- благодаря неустанному чтению дополнительной литературы»

 И.Ф.Кокова « Н.Ф.Катанов» документально - публистическое эссе стр. 14.

Документ №3.

« Уже в 1878 году, т.е. с первого года учёбы в гимназии, Н.Ф.Катанов начинает записывать пословицы, загадки, мудрые изречения своего народа. Они вошли потом в IXтом « Образцово народной литературы тюркских племён», изданный В.Радловым.

« Если не будет труда, то не будет и шапки»; « обедай пока не насытишься, работай пока не вспотеешь»; « сегодняшней работы не оставляй на завтра»; « ученье- лучшее богатство»;  « взявши взаймы , не будешь богатым»; « не увидишь горького, не узнаешь и сладкого»;  «хорошее дело само себя хвалит»-  эти и многие другие народные изречения Н.Ф.Катанов собрал и записал именно во время учёбы в гимназии, с 1878по 1884 годы. И многие из них стали его ориентирами в жизни».

Группа №3 «Санкт-Петербург»:

Документ №4.

  С 15 августа 1884 года в Императорском Санкт-петербургском университете заводится « Дело студента Н.Ф.Катанова». Его отбывает « Прошение его превосходительству г-ну ректору о приёме на 1-й курс восточного факультета, аттестат зрелости медалиста, «приговор» Аскизской степной думы о том, что Катанов увольняется « для продолжения образования в высших учебных заведениях».

Здесь же- свидетельство Красноярского полицмейстера о том, что « Катанов не имеет никаких родственников, которые могли бы оказать ему материальную помощь для образования в университете».

  На стол ректора университета ложится ещё одно прошение от студента- первокурсника- о назначении ему стипендии: « Так как, за смертью своих родителей, у меня нет никаких источников, из которых я мог бы почерпнуть средства к существованию  которые давали бы мне возможность, обеспечивая с материальной стороны, спокойно заняться изучением избранных мною предметов, что составляет главную мою задачу и цель, ради чего я приехал, в  университет..»

Документ №5.

  В своей автобиографии Н.Ф.Катанов очень коротко пишет о петербургском периоде:

 « Годы 1884-1888 я провёл на факультете восточных языков и окончил курс со степенью кандидата…В университете я изучал предметы арабо-персидского; турецко- татарского разряда…и, кроме того слушал лекции по русской истории и русской литературе на историко- филологическом факультете. Будучи студентом, под руководством академика Н.И.Радлова и профессора И.Н.Березина обработал свои записи о сагайском наречии и напечатал их в учёных журналах»

В декабре 1884 года Катанов с радостью сообщает Арсению Ярилову: « я лично исхлопотал себе 100 рублей стипендии и и освобождение от платы за  слушание лекций

( 50 рублей). Так достаётся удел только кончившим с золотой медалью, а другие ничего не могут добиться».

« Наш университет- моё почтение. Предметов много- одних языков 24… Многие студенты университета редко посещают, поскольку их обуревает лень- матушка; она ведь является каждому, кто изъявит желание поближе с нею познакомиться. Я стараюсь не встречаться с нею и не встречаюсь, когда хожу на занятия».

Документ №6. Воспоминания Н.В. Чехова.

   « Познакомившись поближе с Николаем Катановым, я стал заходить к нему в гости. Он жил в одной комнате. Почти вся обстановка была делом его рук. Он был хороший столяр и сделал себе стол, шкаф, стулья, полку для книг. Всё это было из некрашеного дерева, просто и прочно. Вероятно не было нигде и никогда такого студента, как он. Он не пропустил ни одной лекции, он всё стенографировал, и все стенограммы переписывал затем обыкновенным шрифтом. Я видел огромную груду толстых в переплётах тетрадей с с этими записями. Эта работа при исключительной памяти Николая Фёдоровича, давала ему возможность крепко усвоить и навсегда запомнить прослушанные им лекции. К экзаменам он не готовился».

Документ №7.

  За стенами университетских аудиторий , Катанова ожидала жестокая нужда. Стипендии при самой строгой экономии не хватало на оплату комнаты, одежду, питание книги.

Он « обедал один раз в неделю по воскресеньям, а в остальные дни довольствовался чаем с грошовыми  булками».

Но несмотря на все тяготы душа бедного студента отогревалась, на квартире Н.М. Ядринцева - известного публициста, общественного деятеля, путешественника, куда помимо студенческой молодёжи приходили далеко незаурядные личности: народники- историки; писатели; путешественники, географы, востоковеды В.В.Радлов , В.П.Васильев.

Спустя 20 лет Катанов напишет « Ядринцев вдохновлял меня к исследованию быта и  истории инородцев, Г.Н.Потанин- к записям произведений народного творчества, наконец В.В.Радлов направлял меня к точной записи произведений словесности с целью определения особенностей разных наречий и языков. Э.Ю.Петри убеждал в предварительном изучении европейских авторов, писавших об инородцах.

   «Уже в студенческие годы Н.Ф.Катанов начинает проявлять пристальное внимание к системе народного образования и в особенности- образования инородцев. Будучи активным участником сибирских землячеств, он выступал на собраниях за образование и просвещение народов Сибири».

И.Ф.Кокова « Н.Ф.Катанов» документально - публистическое эссе стр.21.

Документ №8.

   В студенческие годы Катанов активно печатается. В письме на родину дорогому своему другу- директору Минусинского музея Н.М.Мартьянову- второкурсник Катанов убеждённо пишет: « В перспективе лежит учёная карьера…Я изучаю наши былины и составляю библиографию сведений о наших инородцах. Оказывается, что писано о них очень много, но все эти сведения разбросаны. Теперь я занят приведением в известность этих сведений и уже дошёл почти до середины. Я начал составлять словарь для всех племён тюркских наречий. Доныне он доведён числом до 60000. Работы хватит ещё лет на 15».

   В 1888 году Катанов заканчивает университет, показав на экзаменах по всем специальным дисциплинам отличные познания: « в арабском языке, истории арабской литературы. Персидском языке, обозрении турецких племён. Восточной нумизматике, османском языке, истории востока, истории Персии, русской словесности, немецком языке, Лишь в русской истории его успехи были признаны хорошими».

  Воспоминания дочери Н.Ф.Катанова.

« четыре года голодного существования в сыром петербургском климате принесли свои результаты: к окончанию университета у Н.Ф.Катанова открылся туберкулёзный процесс и началось кровохарканье. Его спасло четырёхлетнее путешествие в Китайский Туркестан с его жарким  сухим климатом».

И.Ф.Кокова « Н.Ф.Катанов» документально - публистическое эссе стр.21.

Группа №4 «Экспедиции»:

Документ №9. Письма Н. Ф. Катанова В. Р. Розену . 8 декабря 1892 г.
Село Абатское Тюкалинского округа Тобольской губернии.
   Глубокоуважаемый мой Наставник и Руководитель Виктор Романович!
Из Петербурга я поехал в Северную Монголию, где исследовал урянхайское наречие; потом в Восточной Сибири исследовал быт и язык карагасов и минусинских татар; затем в Средней Азии исследовал быт и языки казак-киргизов и сартов, русских и китайских. Сколько я собрал и представил к печатанию, можете узнать у В. В. Радлова
6 и Н. И. Веселовского. С собою везу еще ⅔ своих записей. Что ведены не изящным слогом, я не спорю, но, что они будут интересны для науки, я не сомневаюсь нисколько.
  Четырехлетнее странствование мое по степям, горам и пустыням Азии было для меня весьма полезно: я окреп здоровьем, научился многому и видел много редкостного. Бывали во время путешествия и такие минуты, когда проклинал себя за то, что выехал из Петербурга, но теперь все неприятное забыто, и, кажется, было бы нелишне съездить куда-нибудь еще раз, хотя бы, например, в Русский Туркестан.
   Материалов, не приведенных в порядок, везу с собою ¼ пуда. По прибытии в Петербург (в конце этого месяца) займусь обработкою их, чтобы под свежими впечатлениями издать их как можно получше. Низко кланяюсь Вам.
Ваш почитатель и ученик Н. Катанов.
Санкт-Петебургский филиал Архива РАН, ф. 777, оп. 2, д. 197, л.1-1 об
.

Документ №10.

В письме от 27.09.1890г. Катанов просит  « почтеннейшего Василия Васильевича получить из Министерства и выслать  командировочную сумму…если получите деньги не замедлите выслать, потому что в сию минуту осталось 30 рублей 16 копеек. Если выйдут эти деньги, не знаю что делать. Взаймы брать не у кого. Придётся разве только брать частные работы».

   Но главное в содержании каждого письма- это, конечно, отчёт о работе, потому что именно она и была смыслом жизни Катанова с первых до последних его дней. Документы свидетельствуют о его необыкновенной работоспособности и трудолюбии.  

« дневник путешествия по Минусинскому округу Енисейской губернии с 21.09.1889-12.01.1890гг  651страница убористой карандашной рукописи на огромных листах ( в 2 раза больше, чем обычный тетрадный лист), и это всего за 3,5 месяца!

 В письме к В.В.Радлову: « отчетов Учёный комитет Министерства народного просвещения я отправил в этом году три: 1) о путешествии по Китайскому Туркестану; 2) о путешествии в Минусинский Туркестан; 3) о путешествии в карагасам.

  Во время экспедиций  он скрупулезно ведёт свой собственный дневник, исправно шлёт письма- отчёты в русское географическое общество, в Академию Наук, успевает обрабатывать и систематизировать собранные материалы.

И.Ф.Кокова « Н.Ф.Катанов» документально - публистическое эссе стр.30.

Группа №5 «Казань»:

Документ №10. 22 января 1894 г.  г. Казань.
Глубокоуважаемый Виктор Романович!
Вот я уже и в Казани. Несказанно рад, что прекрасно устроилась моя судьба, а все это благодаря Вашей заботливости. С Готвальдом
  я виделся и передал ему Ваш سلام (мир, благополучие. — Р. В.). Он благодарит Вас за внимание и собирается писать Вам. Он хочет просить у Вас диссертацию Павла Константиновича15. Я пока еще не устроился, так что не успел познакомиться со всеми, о которых Вы говорили мне. Передал поклон и Александру Васильевичу16. Он, бедняга, так повредил себе ногу (месяца 2 тому назад), что с трудом передвигается даже из комнаты в комнату. Я еще не устроился, потому что не получил денег. Когда совсем устроюсь и успею завести знакомство, напишу Вам.
   Будьте любезны прислать корректуру, отдельные оттиски статей и всякого рода поручения, которые буду исполнять с должным старанием и величайшим удовольствием, по такому адресу: «В г. Казань, Академическая слобода, 2-я Солдатская улица, дом Браун, Н. Ф. Катанову».
Н. Катанов.
Санкт-Петербургский филиал Архива РАН, ф. 777, оп. 2, д. 198, л. 1-2.

Документ №11.Воспоминания профессора Кильского университета В.Н.Андерсона.

« лекции Николая Фёдоровича всегда были просты, без вычурных фраз, без концовок и заключительных аккордов. И в то же время они покоряли студентов « простотой, глубиной изложения и ясностью мысли по каждой теме… он не смущался и вопросов слушателей.

Студенты, случайно попавшие на лекцию Катанова, слушали его до конца с живейшим интересом и приходили снова и снова.

« на первом курсе университета я занимался на его лекциях персидским языком. Преподавал он в педагогическом отношении очень хорошо, и я быстро сделал заметные успехи…».

И.Ф.Кокова « Н.Ф.Катанов» документально - публистическое эссе стр.40.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Стоп кадр"

Программа кружка  по информатике "Стоп кадр"...

Родительское собрание: «Стоп плоскостопию»

Нестабильная  социально-экономическая обстановка приводит к  росту негативных явлений и вредных привычек, снижает общий уровень духовности.  Такая тенденция требует усиления воспитатель...

"Стоп! Твоя жизнь в опасности!" ПДД

Изучение ПДД со Смешариками ( для 4-5 классов)...

Чтение со стопами

Дана разработка урока по технологии РКМЧП на примере приема "чтение со стопами". Использована притча "Старый дедушка и внучек". Кроме анализа текста, имеющего воспитательное значение, параллельно прои...

Физкультминутка для профилактики деформаций сводов стопы

ПРИМЕРНЫЕ КОМПЛЕКСЫ ЛФК, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕФОРМАЦИЙ СВОДОВ СТОПЫ....

Презентация к классному часу "Стоп, терроризм!"

Презентация представляет собой иллюстрированную Памятку поведения при возникновении угрозы совершения террористической акции....

Презентация " Строение стопы человека. Обмер стопы" Дисциплина ОП 02 Основы технологии изделий из кожи. Профессия 29.01.03 Сборщик обуви.

Презентация может быть использована при изучении  на уроках теории и уроках учебной практике по профессии 29.01.03 Сбощик обуви  при изучении строении ноги человека, обмера стопы для подбора...